СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Помощь специалистов детям с задержкой речевого развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость наблюдения детей с речевыми патологиями узкими специалистами, назначения медикаментозного лечения, проведения физ.процедур детям с задержкой речевого развития

Просмотр содержимого документа
«Помощь специалистов детям с задержкой речевого развития»

Помощь специалистов детям с задержкой речевого развития


Речь — важнейшая составляющая психического развития ребенка, становление которой происходит в первые годы жизни. Она для ребенка является важнейшим средством связи с окружающим миром, основой получения информации для развития познавательной активности и мышления.

Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения, что имеет большое значение для формирования адаптивного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. Регулирующая функция речи складывается к 4—5 годам, когда у ребенка достаточно развита смысловая сторона речи. Формирование этой функции тесно связано с развитием внутренней речи, регуляции и контроля поведения и интеллектуальной деятельности.

Для своевременной диагностики речевых нарушений у детей необходимо учитывать закономерности нормального речевого развития. Первые слова дети произносят к концу 1-го года жизни, но тренировать свой речевой аппарат они начинают значительно раньше, уже с первых месяцев жизни, поэтому возраст до одного года является подготовительным периодом в развитии речи.

Важным показателем развития речи до полутора—двух лет является не столько собственно произношение, сколько понимание обращенной речи (рецептивная речь). Ребенок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, хорошо понимать обращенную речь, узнавать названия многих предметов, выполнять простые бытовые просьбы-инструкции. На 2-м году жизни слова и звукосочетания уже становятся средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь.

В последние годы привлекает внимание роль генетических факторов в формировании нарушений развития речи. Роль наследственной предрасположенности подтверждается высокой частотой внутрисемейной встречаемости нарушений развития речи.

Таким образом, в основе нарушений речевого развития у детей могут лежать нейробиологические факторы, в том числе раннее органическое повреждение ЦНС в связи с перинатальной патологией и наследственная предрасположенность, которые у ряда пациентов могут сочетаться.

Овладение речью — один из основных показателей психического развития ребенка. Беспокойство должны вызывать дети, которые не пытаются заговорить в 2—2,5 года. Однако определенные предпосылки для неблагополучия в речевом развитии родители могут заметить и раньше. На первом году жизни должны настораживать отсутствие или слабая выраженность в соответствующие сроки гуления, лепета, первых слов, реакции на речь взрослых и интереса к ней; в 1 год — ребенок не понимает часто употребляемых слов и не имитирует звуки речи, не реагирует на обращенную речь, а для привлечения внимания к себе прибегает только к плачу; на 2-м году — отсутствие интереса к речевой активности, роста пассивного и активного словаря, появления фраз, неспособность понять простейшие вопросы и показать изображение на картинке.

На 3—4-м годах жизни высокую настороженность должны вызывать такие проявления: ребенок не обращается к взрослым с вопросами или за помощью, не пользуется речью. Словарный запас ограничен, не может назвать известные ему предметы. Не отвечает на простые вопросы. Речь ребенка непонятна для окружающих и он старается дополнять ее жестами, либо проявляет безразличие к тому, понимают ли его другие люди. У ребенка отсутствует желание повторять за взрослыми слова и фразы, или он делает это неохотно.

Основными направлениями коррекции при нарушениях формирования речи у детей являются комплексные воздействия: логопедическая, психолого-педагогическая, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, а также медикаментозное лечение (в виде повторных курсов препаратов ноотропного ряда). Своевременное применение препаратов ноотропного ряда способствует наиболее полной коррекции нарушений развития речи.

Рядом исследований замечено, что после лечения дети начинают более активно использовать свой словарный запас, улучшаетсяся грамматический строй речи, отмечается увеличение количества слогов в повторяемых фразах.

Хорошо известно, что эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сенситивный для формирования речи возрастной период от 2,5 до 5 лет, когда идет активное становление речевой функции. Поэтому необходимо отметить, что чем раньше замечено неблагополучие в развитии речи ребенка и с ним начали работать специалисты, тем лучше будут достигнутые результаты, поскольку резервные возможности развивающегося мозга ребенка наиболее высоки в первые годы жизни.

Достижение положительных результатов возможно в случае правильно поставленного диагноза, что достаточно сложно сделать на одной единственной консультации врача. Поэтому родители должны понимать важность проведения комплексного медицинского обследования ребенка для постановки точного диагноза и составления максимально эффективного реабилитационного маршрута.

Занятия с коррекционными специалистами (логопед, дефектолог, нейропсихолог, нейрореабилитолог). Максимальная эффективность будет достигнута в том случае, когда помимо посещения коррекционных занятий, семья будет заниматься с маленьким пациентом в домашних условиях. К важным базовым рекомендациям относятся, к примеру, ограничения на использование гаджетов (телефонов, планшетов, ноутбуков, компьютеров, игровых приставок), артикуляционная, дыхательная и миофункциональная гимнастика, чтение сказок, логопедические игры и так далее.

Лечебный массаж занимает значимое место в списке эффективных методов устранения речевых проблем. Воздействие на определённые мышцы стимулирует более плодотворную работу центральной нервной системы, а значит и речевых центров.

Остеопатия. Доказанный эффект в отдельных случаях дают остеопатические методы. Их применение устраняет мышечные нарушения, зажимы, блоки, препятствующие нормальному развитию речи.

Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) – высокоэффективный, безболезненный, неинвазивный метод воздействия на определённые зоны головного мозга, стимулирующий речевое и психическое развитие ребенка.

Биоакустическая коррекция (БАК) позволяет посредством воздействия акустического сигнала на зону коры и подкорковых ядер настроить самостоятельную детскую речь через специфическое восприятие звуков.

Транскраниальная микрополяризация (ТКМП) основывается на воздействии микротоками, схожими с физиологическими токами в теле ребенка. Этот способ позволяет достичь устойчивого терапевтического эффекта.

Лазеротерапия. Действенным физиотерапевтическим методом считается лазеротерапия, применение которой активно стимулирует определённые зоны головного мозга посредством локального воздействия фотонами света на рефлекторные зоны тела.

Чрескожная электростимуляция (ЧЭНС) оказывает плодотворное нейрорефлекторное и точечное воздействие на работу артикуляционных мышц, тем самым способствуя коррекции речевых нарушений.

Метод Томатиса подтвердил свою эффективность в коррекции проблем развития речи. После курса аудиовокальных тренировок мозг ребенка начинает качественнее воспринимать и лучше перерабатывать поступающую аудио и визуальную информацию. ,

В отличие от взрослых, дети самостоятельно и спонтанно осваивают язык, находясь в полноценной языковой среде. Это тяжелая и серьезная работа, требующая использования широкого круга когнитивных способностей:

  • языковых и интеллектуальных возможностей;

  • навыков планирования;

  • способности концентрировать и переключать внимание;

  • состояния артикуляционного праксиса и т.д.

Все это необходимо, чтобы освоить язык.

ВАЖНО! Если когнитивные способности ограничены и не зрелы, то ребенку будет непросто самостоятельно научиться говорить без помощи специалиста.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!