СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Помощь педагогу сборник "Физкультминутки"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник физкультминуток для работы педагогам.

Просмотр содержимого документа
«Помощь педагогу сборник "Физкультминутки"»





















Упражнения, рекомендуемые для профилактики утомления.

Упражнения проводятся в течение 2-3 минут

  1. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, выдох. Повторить 5-6 раз.

  2. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Крепко зажмурить глаза, затем открыть веки. Повторить 4 раза.

  3. И.п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки.

  4. И.п. – сидя. Посмотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек., поставец палец руки на средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек., затем опустить руку. Повторить 5-6 раз.

  5. И.п. – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы. Руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.

  1. И.п. – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

  2. И.п. – сидя. Быстрые моргания в течение 1-2 мин.

  3. И.п. – стоя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек., затем поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек., после чего опустить руки. Повторить 10-12 раз.

  4. И.п. – стоя. Вытянуть руку вперед, посмотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенный на средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до появления двоения. Повторить 6-8 раз.

  5. И.п. – сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течение 1 минуты.

  6. И.п. – стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на палец 3-5 сек., затем прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3-5 сек. Аналогично повторить, смотря левым глазом на палец вытянутой левой руки. Повторить 5-6 раз.




-20-







ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко

Пальминг

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки) – на переносице, как мостик очков. Ладони на глазах должны лежать так, чтобы не было ни единой дырочки, и глаза совсем не чувствовал света. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начинает казаться, что вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

Вверх-вниз, влево-вправо

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считать до 10.

Круг

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Квадрат

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Рисование носом

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока).

-1-



Раскрашивание

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

Расширение поля зрения

Указательные пальцы обеих рук необходимо поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз: за правым пальцем – правый глаз, за левым – левый. Развести пальчики в стороны и свести их вместе. Свести их… и направить в противоположные стороны на чужие места: правый палец (и с ним левый глаз) – в правую сторону. Закончить упражнение.

Буратино

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их нос начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от 8 до 1 ребята следят за уменьшением носа.

Часики

Развести пальчики и начать вращать ими. Левый пальчик – по часовой стрелке, правый – против часовой. Следить глазами за своими пальцами. Потом – вращение в обратную сторону. Поочерёдно проследить за движением указательного пальца левой руки, а затем – правой.



***

Eyes up, eyes doun, eyes left, eyes right (4 раза).

Close your eyes, count one, two… ten,

Open your eyes.

-2-



Упражнения на улучшение циркуляции крови в органе зрения.

  1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.

  2. Быстро моргайте глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3 раза с интервалами в 7-10 секунд.

  3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение 1 минуты.

  4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд.

  5. Прижмите указательными пальцами брови и закройте глаза, пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба. Повторите 6-8 раз.

Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц.

  1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-10 раз.

  2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; так 8-10 раз.

  3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно; так 8-10 раз.

  4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлениях. Повторите 4-6 раз.


Упражнения на снятие зрительного утомления.

Упражнения выполняйте через каждые 20-25 минут зрительной работы.

Исходное положение каждого упражнения – стоя или сидя.

  1. Совершите 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо.

  2. Совершите 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз и вниз-вверх.

  3. Совершите 15 круговых вращательных движений глазами слева-направо.

  4. То же самое, но справа-налево.

Совершите по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны


-19-





Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты – молодец!


Мы топаем ногами

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).

Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).

Мы руки поднимаем (руки вверх).

Мы руки опускаем (руки вниз).

Мы руки разведем (руки в стороны).

И побежим кругом (бег).


Гуси серые

Гуси серые летели (бег на месте или врассыпную, движения руками, как крыльями).

Да, летели. Да, летели (продолжение бега).

И присели, посидели (два приседания).

Да и снова полетели (снова бег).

А потом опять присели (приседание).



- 18 -





ГИМНАСТИКА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СЛУХА

Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает плодотворное воздействие на органы зрения. Вот несколько упражнений для развития слуха:

  1. Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.

  2. Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили.

  3. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

  4. Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.

  5. Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.

  6. Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.

  7. Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.

  8. Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).



-3-



МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА



  1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы):

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

  1. «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

  1. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь):

«Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.













-4-





Упражнение для укрепления мышц глаз.

(Выполнить упражнение помогает солнечный зайчик (ведущий использует зеркало). Каждое движение дети проделывают 6-8 раз).

- Глазки, глазки, где вы были?

- В гости к зайчикам ходили.

Мы увидели зайчат,

Стали быстро догонять.

Влево – вправо, вправо – влево,

Побежали глазки смело.

Снизу вверх, а сверху вниз –

Опустились на карниз.

А потом восьмерки пишем:

Кто подальше, кто повыше?

Плавно глазками моргаем,

С силой глазки закрываем.

Повторим все еще раз

И рукой закроем глаз.

На нос посмотрим, потом вдаль.

Как ленивых деток жаль:

Играть с нами не хотели –

У них глазки заболели.

(Последние две строки дети произносят на выдохе, формируя правильное дыхание).



***

(Ученики за учителем повторяют движения)

Из - за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.





-17-







Зарядка.

Рано утром все проснулись, хорошенько потянулись.

Спинки дружно все прогнули – вот и мышцы отдохнули.

Нашей матушке-землице в пояс надо поклониться.

Повернулись вправо-влево – стало гибким наше тело.

Поднимаемся все выше – выше дома, крыши выше.

Руки к солнцу потянули, опустили и встряхнули.

Носом воздух мы вдыхаем и на месте пошагаем.

И, как мишка косолапый, широко расставим лапы.

Мы пойдем, ребята, в лес. Там, в лесу, полно чудес.

Грибы будем собирать и в корзинку отправлять.

Подберезовик – берем. Опенок ложный обойдем.

В красной шапке, красавец, полезай скорей в ларец!

Мухомор – не надо брать. Лучше дальше нам шагать.

В лесу зайца увидали, Вместе с зайкой поскакали –

Прыг-скок, прыг-скок. Пойдем с пятки на носок.

Не шумите, тише, тише, мелким шагом, будто мыши.

Под кустами пробежали, на полянку мы попали.

И, как бабочки, попляшем, плавно ручками помашем.

Мы размялись хорошо, завтра повторим еще.

Ты мой друг, и я твой друг – встанем все в большущий круг,

Всем здоровья пожелаем и урок наш продолжаем.


***

Clap, clap, clap your hands

Clap your hands togethen

Stamp, stamp, stamp your feet

Stamp your feet togethen.

Touch, touch, touch your

(lips, necks, nose, head)

Touch your togethen

Smile, smile, smile

Let us smile togethen.



-16-





ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Дыхательная медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.

Ныряние

Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребёнок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», он «выныривает».

Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.

Шарик

Учитель предлагает детям представить, что они – воздушные шарики. На счёт: 1,2,3, 4 – дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

Каша кипит

Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить не менее 8 раз.

Ветерок

Поднять голову вверх – вдох. Опустить голову на грудь – выдох (подул тихий ветерок).

Поднять голову вверх – вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).

Поднять голову вверх – вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).

-5-



ФИЗМИНУТКИ В СТИХАХ

Ча, ча, ча

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Я учиться вновь хочу.

Наши ручки

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

Раз - подняться, потянуться

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место сесть опять.

Раз, два - встать пора

Раз, два - встать пора,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайка поиграть
Прыгать серенький горазд
Он подпрыгнул 300 раз.

-6-



Упражнения для усиления мышц глаз и усиления зрения.

(Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги ступнями опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз)

Проведем, друзья, сейчас

Упражнения для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим по диагонали.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», «мама», «дом», «трава»-

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз –

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам все велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

(Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук)

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно глазки открывать!



-15-



Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний.

(Проговаривая текст, дети одним-двумя пальцами производят вращательные движения по часовой стрелке по 8-9 на каждой точке)

У нас на теле точки есть –

Столько много, что не счесть.

Очень плавно по спирали

Эти точки мы нажали.

Пальчик в ямку опустился

И немного покрутился.

(Дети массируют точку в яремной ямке, расположенной между ключицами)

Под губой и над губой

Помассируем с тобой.

А теперь два пальца сразу

Из носа выгонят заразу.

(Указательными пальцами дети массируют точки с наружной стороны ноздрей, затем тщательно растирают крылья носа)

Руки в кулачки сожмем,

Крылья носа разотрем.

Точка есть и в центре лба –

Помассируй для ума.

Возле уха и внутри

Точки хорошо потри.

(Дети делают массаж точек с обеих сторон ушной раковины и внутри)

Большим пальцем вниз пойдем

И ангину уберем.

(Большими пальцами дети делают плавные движения под подбородком)

Эти точки, без сомненья, -

От простуды избавленье.


-14-

Пальчиковая гимнастика

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.

(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. )

Ёжик топал по дорожке
И грибочки нёс в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.

(Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на

правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в

кулаки.)

Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

(Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз.

Резко расправляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и

кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и

опять кладут их на парту.)

Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.

(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее,

а затем расслабить и разжать.)

Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.

(Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрягать их как

можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка

потрясти ими.)
-7-




Наши пальчики сплетём
И соединим ладошки.
А потом как только можно
Крепко-накрепко сожмём.

(Сплести пальцы рук, соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее. Потом опустить руки и слегка потрясти ими.)

Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмёт быстрее?
(Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.)







***

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.


***

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.


-8-

Снятие напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата.

Мы сидели и писали (читали, считали, рисовали),

Мышцы тела все устали.

Потянулись и зевнули,

Спинки дружно все прогнули,

Повернулись вправо, влево –

Стало гибким наше тело.

И на стуле скок, скок, скок,

Ну, как будто колобок.

А теперь попляшут ножки:

Побежали по дорожке

Быстро-быстро – топ, топ, топ.

И в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп.

Ножки вытянем вперед

Влево, вправо поворот.

Мышцы чтоб сильнее стали,

Поработают суставы.

Ножки выше поднимаем

И в коленочках сгибаем,

Подбородком дотянулись

И друг другу улыбнулись.

Головой все повращаем

И урок наш продолжаем.


***

One, two

It’s a shoe.

Three, four

Shut the door.

Fife, six

Pick up sticks.

Seven, eight

Take the plate.

Nine, ten

A red pen.





-13-


***

(И.п.- руки на поясе).

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

(Стоя на месте, поднять руки через

стороны вверх и опустить вниз).

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.


***

Мы пойдем сначала вправо, раз-два-три,

А потом пойдем налево, раз-два-три.

Потихонечку присядем, раз-два-три,

И тихонечко мы встанем, раз-два-три.

Попляшите, наши ножки, раз-два-три,

И похлопайте, ладошки, раз-два-три.

Всем друзьям мы улыбнулись

И учиться вновь вернулись.

У медведя дом большой.

У медведя дом большой (руки подняты вверх, подъем на носочках),

А у зайца – маленький (приседание на корточки, руки вытянуты вперед).

Наш медведь пошел домой (переступание с ноги на ногу),

А за ним и заинька (прыжки).

Мы зверяток провожаем (прощальные движения рукой)

И урок наш продолжаем (дети садятся за парты).



-12-



Вышла мышка.

Вышла мышка как-то раз

(ходьба на месте).

Поглядеть, который час

(повороты влево, вправо, пальцы “трубочкой” перед глазами).

Раз, два, три, четыре

(хлопки над головой в ладони).

Мышки дернули за гири

(руки вверх и приседание с опусканием рук – “дернули за гири”).

Вдруг раздался страшный звон

(хлопки перед собой).

Убежали мышки вон

(бег на месте или к своему месту).


Речка.

К речке быстрой мы спустились,

(Ходьба на месте.)

Наклонились и умылись.

(Наклоны вперед.)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

(Хлопки в ладоши.)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

(Круговые движения руками.)

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один –

Плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

(Прыжки на месте.)

И отправились домой.

(Ходьба на месте.)

-9-


Вот так яблоко

Вот так яблоко!(встали.)Оно

(руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(руки на пояс.)

Руку протяните,

(протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.

(руки вверх.)

Стал ветер веточку качать,

(качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать.

(подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну

(подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву!

(хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко!(встали.)Оно

(руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(руки на пояс.)

Солнце глянуло в тетрадку.

Солнце глянуло в тетрадку

Раз, два, три, четыре, пять.

(Ходьба на месте)

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать,

(Приседания)

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре.

(Наклоны)

И на месте поскакать.

(Прыжки)

На носок потом на пятку.

(Ходьба на месте)

Все мы делаем зарядку.

-10-


Хватит спать!

Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот!

(Одна рука прямая поднята вверх, другая опущена, рывком руки меняются)

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим.

(Руки перед грудью, рывки руками в стороны)

Вправо – влево наклонились,

И вперед – назад прогнулись.

(Наклоны влево – вправо, вперед – назад)

По команде приседаем –

Упражненье выполняем.

(Приседания)

А теперь на месте ходим

Но от парты не отходим.

(Ходьба на месте)

Снова сесть за парты рады,

Приступить к учебе надо.

(Дети садятся за парты)



***

( Соединять с нажимом друг на друга пальцы обеих рук, начиная с большого)

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Сам мизинчик малышок,

Постучался на порог (стучим кулачками друг по другу)

( соединяем пальцы рук в замок)

Вместе пальчики друзья.

Друг без друга им нельзя!


-11-

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Задача педагогов – сохранить и, по возможности, укрепить здоровье детей.

Давно доказано, что традиционное построение занятия и однообразная работа снижают интерес к мероприятию, утомляют воспитанников, вызывают эмоциональный дискомфорт. Поэтому возникает необходимость в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Внедрение в воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий важно потому, что они:

- обеспечивают эмоциональный подъём воспитанников;

- снижают уровень тревожности;

- «разгружают» мозг за счёт работы правого полушария, отвечающего за образное мышление (в то время, как современные методики связаны с перегрузкой левого полушария мозга);

- облегчают процесс запоминания материала;

- формируют познавательный интерес.

С этой целью можно использовать физминутки (упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз, упражнения, корректирующие осанку, дыхательную гимнастику).

В комплекс физминуток входят простые, доступные упражнения, которые не требуют сложной координации. Упражнения охватывают ряд мышц, в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании позы сидения на занятии. Это: потягивание, наклоны, прогибания, полуприседания и приседания с различными движениями рук. Одним из способов проведения физминуток стали рифмованные упражнения. Проговаривание рифмовок – это прекрасное средство для физминуток, когда дети могут выполнять определённые движения, запоминая одновременно ту или иную информацию.

От правильной организации занятия, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние воспитанников в процессе деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.











Общеукрепляющие упражнения для глаз.

  1. Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками.

  2. Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.

  3. Открыть глаза и смотреть в одну точку, не моргая, 2-3 секунды, потом прикрыть веки и опять открыть.

  4. В течение 5 секунд смотреть обоими глазами на переносицу.

Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления легкой усталости.


Упражнения на улучшение процесса аккомодации.

  1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переведите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом на уровне носа на расстоянии 25-30 см, через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.

  2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; так 6-8 раз.

  3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая рукой правый глаз. Повторите 6-8 раз.

  4. «Метка на стекле». Находясь в 30-35 см от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 мм, затем, вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте в окне какой-нибудь объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 2-3 секунды, затем переведите взор на намеченный объект на 1-2 секунды, после чего поочередно переводите взгляд то на метку, то на объект. В первые два дня тренируйтесь по 5 минут, в остальные дни – 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10-15 дней. Упражнение можно выполнять 2-3 раза в день.

-21-






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!