Помните! Через века! Через года!
Цели урока:
Позновательная: познакомить учащихся с историей Второй мировой войны.
Развивающая: укреплять у учащихся чувство любви, патриотизма.
Воспитательная: прививать детям чувство гордости.
Оборудование: репродукции об истории, диапроектор, DVD.
Тип урока: смешанный.
- Памяти наших молодых солдат, дедов и офицеров, павших на фронтах-
Второй мировой войны посвящается этот праздник.
- Тот самый длинный день в году с его безоблачной погодой нам выдал общую беду на всех, на все 4года.
- 1418 дней и ночей длилась эта война. Разве мы вправе забыть то, что принесла нам она. Враги полностью или частично разрушили и сожгли 1710 городов и поселков, 70.000сел и деревень, уничтожили свыше 6млн. зданий и лишились крова около 25млн. человек.
Чтец:
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо – ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» - Родина?
Мы от свинцовых розг падали в снег с разбега
Но – поднимались в рост,
Звонкие, как победа!
Как продолжение дня
Шли тяжело и мощно
Можно убить меня
Нас убить невозможно!
- На защиту Родины встали все от мала до велика. Сколько их! Героев! Знает и помнит страна! 20млн. жизней потеряли мы в этой войне. Каждый час погибало 580 человек.
- Показ слайдов о Второй мировой войне
- При прочтении стиха тихо звучит песня «Журавли»
Чтец:
«Варварство» Мусса Джалиль
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей
И хриплыми смеялись голосами
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинув обреченных…Мутный дождь
Гудел в листе соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством, гоня…
Нет, этого я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу, вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел, Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый
Детей внезапно охватил испуг.-
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье.
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку, спрятав в складках платья.
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка
-Спрячь, мамочка, меня!
Не надо умирать!-
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже, Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
- Я мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-
И хочет вырваться из рук ребенок, И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?!
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров. Тех, дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
- Исполняется песня «Прощание Славянки»
- Вспомним всех поименно
Горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым
Это надо живым.
- Вечная слава героям, павшим за свободу! Вечная слава!
- Минута молчания звучит музыка «Набат»)
Чтец:
Помните!
Через века, через года.-
Помните!
О тех. Кто уже не придет никогда,-
Помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны. Горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
Жизнью просторной
Каждой секундой
Каждым дыханьем
Будьте достойны!
- Звучит песня «День Победы» и показ слайдов
Чтец:
Именем солнца
Именем Родины
Клятву даем
То, что отцы не допели-
Мы допоем!
То, что отцы не построили
Мы построим!
Чтец:
Я хочу, кувыркаться
В весенней траве,
Я хочу с петухами
Вставать на заре
И в холодную речку
Нырять в жаркий день
И трудиться на поле
С друзьями весь день.
Чтец:
Я ни атомной бомбы
Ни другой не хочу
Миру счастья детей
Я всю жизнь посвящу
Так давайте же дружно!
Все дети Земли
Скажем звонко и страстно
Мы против войны.
- Звучит песня «Солнечный круг!».
1-o`quvchi:-Ona –yurt bag`ridan juda ham yiroq, o`zga manzillarda topshirdingiz jon. Hanuz ko`ksimizni tirnaydi firoq, Garchi siz muzaffar, g`olib qahramon.
2-o`quvchi:-Manguga tinmishdir qalb tuyg`unlari, Endi xotirangiz yo`ldoshdir bizga. Xalqimning fidoyi, mard o`g`lonlari, Ollohning rahmati yog`ilsin sizga. (Abdulla Oripov) 1-o`quvchi:- Assalomu alaykum, hurmatli mehmonlar, ustozlar va ota-onalar! 2-o`quvchi:- Barchangizni Xotira va qadrlash kuni bayrami bilan chin yurakdan tabriklaymiz! Tabrikdan so`ng poytaxtimizdagi xotira maydonini aks ettiruvchi kinolavha proyektor orqali namoyish etiladi. 1-o`quvchi:-Birinchi prezidentimiz tashabbusi bilan 1999-yili Toshkentda Xotira maydoni barpo etildi. Maydonda “Motamsaro ona” haykali va xiyobonning shimoliy hamda janubiy tomonida qad ko`targan ayvon tokchalarida Ikkinchi jahon urushida halok bo`lgan yoki bedarak yo`qolgan barcha yurtdoshlarimizning nomlari zarhal harflar bilan bitilgan metall sahifalar o`rnatilgan. Har yili 9-may kuni Xotira maydonida keng jamoatchilik ishtirokida halok bo`lganlarning porloq xotirasiga ehtirom ko`rsatish marosimi bo`lib o`tadi. 2-o`quvchi:- O`zbekistonning barcha viloyatlari, tuman va shaharlari markazida ham xotira maydonlari, poytaxtimizdagi Bo`zsuv kanali bo`yida esa “Shahidlar xotirasi” yodgorlik majmui bunyod etildi. Bu maskanlar ziyoratgoh joy bo`lib qoldi. Bularning barchasi mamlakatimizda inson xotirasi muqaddas ,uning qadr- qimmati aziz va mo`tabar ekanidan dalolat beradi. 1-o`quvchi:-Bu davrda ko`plab o`zbekistonlik shoir va adiblar urush mavzusiga bag`ishlagan asarlar yaratishdi. Hassos adib G`afur G`ulom Ikkinchi jahon urushida ota-onasiz qolgan go`daklarga bag`ishlab “Sen yetim emassan”(1941-y.)she’rini yozdi. 2-o`quvchi:-Keyinchalik toqli yozuvchi Rahmat Fayziy “Sen yetim emassan”kinoqissasini yaratdi. Shu asosda kinorejissor Shuhrat Abbosov tomonidan “Sen yetim emassan” badiiy filmi suratga olindi. Uni tomosha qilganda, har bir insonning ko`ziga yosh keladi. Prayektor orqali “Sen yetim emassan” badiiy filmidan parcha namoyish etiladi. Yozuvchi Rahmat Fayziy kinoqissa ustidagi ijodiy ishini davom ettirib, “Hazrati inson” (1970-y.) romanini yaratdi. Kinoqissa, badiiy film va romanning yaratilishiga o`zbek xalqining urush yillaridagi hayoti bosh mavzu qilib olingan. 1-o`quvchi:-Xalqimizning eng olijanob fazilatlaridan biri kattaga hurmatda, kichikka izzatda bo`lishidir. Ushbu o`lmas qadriyatlar o`zbek mahallalarida saqlanib qolgan (hurmat-ehtirom bilan tabrik navbati mahalla faolliga beriladi).