Учащиеся отвечают на вопросы | - Посмотрите на эту куклу. Видели когда-нибудь таких? Где? - Как двигаются куклы-марионетки? (Человек дергает за нитки, привязанные к их рукам и ногам; дернул за ниточку — поднялась правая нога, дернул за другую — левая.) - Такими куклами управляют люди. Они заставляют их делать то, что нужно. - Теперь подумайте, похожи ли вы на таких кукол? Кто управляет вашим поведением? - Конечно, мы сами управляем собой: как бы изнутри, с помощью воли регулируем свои движения, свои чувства, свои желания. Например, почувствовав голод во время урока, вы ведь не побежите сразу в столовую или подождете перемены, и только тогда достанете из портфеля конфету или яблоко. - Сегодня мы поговорим о том, умеете ли вы на 100% управлять собой, в каких ситуациях это особенно сложно и как справиться с негативными чувствами и состояниями. Обсудим, как самим за себя принимать решения, а не идти на поводу других людей, склоняющих вас к плохим поступкам. | Кукла-марионетка в руках учителя |
Учащиеся, прослушав предложенную ситуацию, предлагают способы управления своими чувствами Учащиеся выбирают лепесток с предложенными ситуациями. Комментируют свои действия в случае похожих жизненных событий | Коррекционное упражнение «Способы управления своими чувствами» -Предлагаю вам найти достойный выход из ситуаций: Между тобой и другом произошла ссора. Ты расстроен, обижен и огорчен. Очень переживаешь. Настроения нет. Хочется заплакать… Как можно успокоить себя, поднять настроение? Что для этого можно сделать? Идет урок. Учитель объясняет новую тему. В это время к тебе поворачивается твой друг (сосед по парте) и показывает очень смешную картинку (рожицу). Тебе становится так смешно и весело, что вот-вот не сдержишься и громко рассмеешься на весь класс. Смех так и хочет вырваться из тебя наружу. Что можно сделать, чтобы не рассмеяться? Как сдержаться? - Для того чтобы успокоиться, можно: 1) дать себе приказ: «Я буду внимательно слушать. Мне нельзя сейчас смеяться» или «Я должен успокоиться. Я сильный»; 2) попробовать убедить себя: «Все будет хорошо. У меня все получится» или «Мы обязательно помиримся. Мы ведь друзья»; 3) удержать чувства в своем теле: ущипнуть себя, стиснуть зубы, зажать рот рукой, сильно зажмурить глаза, стиснуть кулаки; 4) если очень волнуешься, переживаешь, боишься, то не стесняйся обратиться за помощью к близким людям. Коррекционное упражнение «Ромашка» - Ребята, как вы думаете, трудно ли делать то, что не хочется делать (например, вставать рано утром с теплой постели, умываться, чистить зубы; делать домашнее задание, когда все друзья играют на улице, и т. п.)? - Можно ли убедить себя, что это нужно делать? Вот сейчас мы и посмотрим, как вы умеете управлять своими желаниями и поведением. 1. Друзья зовут тебя на улицу, но мама хочет, чтобы ты помог ей по дому… 2. Бабушка смотрит программу «Здоровье». Но в это время по другому каналу показывают твои любимый фильм… 3. Учительница попросила после уроков убрать класс. Ты должен вымыть доску, а Ваня — вынести мусор. Но Ваня забыл о просьбе и ушел домой. Ты остался один… 4. Ребята во дворе предлагают пойти поиграть на стройку. «Там много цемента, смолы, кирпичей. Можно попрыгать вниз с высоты», — зазывают они тебя… 5. В выходной день рано утром родители просят тебя сходить за молоком для младшей сестры. Но тебе не хочется так рано вставать, умываться, одеваться, а хочется еще поспать… 6. Тебе задали много уроков, а подруга зовёт пойти в кино… | Слайд Учитель обобщает предложенные детьми способы восстановления эмоционального равновесия и дает примерные рекомендации. Слайды Детям предлагается представить или вспомнить (может, с ними уже такое и происходило) ситуации и предложить два способа поведения, один из которых будет «несправедливым», а другой — «справедливым». |
Ответы учащихся Учащиеся просматривают отрывки из мультфильмов, называют нарушения. | Уголовная ответственность и как не совершать плохие поступки. - Трудно управлять собой и взрослым, и подросткам, и детям. Но этому нужно учиться, развивать это умение в течение всей своей жизни. - Бывают ситуации, когда на человека оказывает воздействие другой «нехороший» человек. Вот в таких ситуациях крайне важно во время отказаться, осмыслить опасность таких мероприятий. - Вот, например, в компании вам предлагают употребить наркотик. Каковы ваши действия? - Любое преступление можно не совершить, если предварительно проанализировать последствия. А, значит, нужно всё время держать свои мысли и действия под контролем. - Ранее мы уже говорили об ответственности за преступления. Предлагаю понаблюдать, как в мультфильмах показаны общественные и гражданские нарушения, а вы назовёте их. | |