Урок химии в 10 классе.
Тема урока: « Получение и химические свойства альдегидов».
Цели урока:
Формирование опыта творческой работы учащихся , развитие личности, открытой для общения и сотрудничества, способной найти выход в проблемной ситуации(решать проблемные задачи).
формирование устойчивой потребности в знаниях, труде . здоровом образе жизни, развитие способностей к анализу и синтезу, наблюдательности и внимания, памяти, умений обобщать, делать выводы, объяснять взаимосвязь между строением и свойствами, причинами проявления альдегидами двойственной окислительно-восстановительной функции.
Оформлять отчет, способность к само- и взаимоконтролю, самоорганизации.
Девиз: « Деятельность заключает награду в самой себе. Действовать, создавать, вступать в борьбу с обстоятельствами. Побеждать или чувствовать себя побежденным – вот вся радость, все человеческое здоровье заключается в этом»
( Эмиль Золя).
Цели для учащихся:
Знать тривиальные названия простейших альдегидов, строение альдегидной группы;
уметь составлять структурные формулы и называть их по систематической номенклатуре;
Знать способы получения и химические свойства альдегидов, качественные реакции на альдегиды. Правила безопасной работы с альдегидами;
уметь составлять уравнения реакций . практически определять альдегиды по характерным реакциям.
Знать причину проявляемых альдегидами свойств; уметь сравнивать состав и свойства метаналя и этаналя, устанавливать зависимость между составом, строением и свойствами и применением , связь между классами органических соединений.
Ход урока.
Знакомим учащихся с темой урока и трехуровневыми целями, записанными на доске. Обращаем их внимание на вопросы диктанта, которые находятся на столах, предлагаем оценить. На сколько вопросов они могут ответить сейчас. Выполнять задание они будут в конце урока.
Предлагаем просмотреть первый пакет информации -4 формулы. Учащиеся, работая парами, определяют. Что общего во всех четырех формулах. Один из школьников записывает функциональную группу на доске и показывает распределение электронной плотности в ней.
Если у учащихся возникает проблема с ответом, то предлагаем им перевернуть лист с данной информацией: на обороте предложен второй пакет информации с тремя более простыми формулами.
Характеризуем физические свойства низших альдегидов: формальдегид – газ с резким запахом. ацетальдегид – жидкость с запахом прелых яблок. Обращаем внимание на запахи альдегидов: неприятные, действуют на организм человека неблагоприятно, вызывают повышение давления. Однако высшие и ароматические альдегиды имеют приятные запахи. Запах ванили в воздухе человек улавливает при концентрации 2*1011 г/л(79 млрд. молекул)
Это наименьшая концентрация химического соединения, которую человек способен обнаружить в воздухе. Приятные запахи действуют на организм положительно, так как запахи лимона и лимона тонизирует нервную систему, повышает концентрацию внимания. Снимает головную боль и усталость. Лечение запахами называется ароматерапией.
Затем учащиеся расходятся по группам, таблички на столах указывают расположение групп в кабинете. Группы сформированы по рядам. Динамичность урока дает возможность не проводить физкультминутку, перемещение по классу позволяет размять мышцы.
На партах находятся учебники, разноцветные листы с четырьмя магнитиками по углам ( для крепления на магнитную доску во время презентации), задания для работы в группах.
Учащиеся выполняют в группах лабораторные опыты, но поскольку реактивами пользоваться в нашей школе нельзя, опыты выполняются «виртуально», по описанию в учебнике.
Групп №1. Окисление этанола в этаналь.
Группа №2. Окисление этаналя гидроксидом меди.
Группа №3. Окисление этаналя аммиачным раствором оксида серебра.
Обращаем их внимание на необходимость соблюдать правила безопасного поведения.
Выполнив лабораторный опыт, учащиеся обсуждают его результаты в группе, делают выводы, записывают уравнения реакций и выполняют задания. В карточках указаны страницы учебника, где учащиеся могут найти интересующую их информацию.
Группа 1. Предложите два способа этаналя в промышленности:
А) из этилена;
Б) из этина( реакцией Кучерова).
Группа2. Напишите уравнения реакций окисления этаналя в общем виде для любого окислителя или кислородом воздуха. Назовите продукты реакции.
Группа 3. напишите уравнения реакции горения этаналя.
Группа 1 работает на желтых листах, на столе табличка с надписью: «Желтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце, повышает аппетит».
Группа2 работает на синих листах: синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создает атмосферу умиротворения, снимает раздражительность, понижает высокую температуру при болезни.
Группа3 работает на красных листах: красный - цвет жизни, помогает бороться со стрессом, выводит яды и стимулирует чувственность, возвращает жизненную силу.
Сообщаем учащимся, что лечение цветом называется хромотерапией.
Через 10 минут проводят презентацию работы, прикрепляют к доске листы с уравнениями химических реакций, рассказывают о проведенном опыте, демонстрируют его результаты (например, медную проволоку, осадок), делают выводы на основании проведенного опыта и выполненного задания.
После презентации все учащиеся расходятся по своим местам и оформляют результаты всех опытов в тетради.
Затем предлагаем им обобщить рассмотренные превращения в виде схемы (прикрепляем к доске на магнитах):
Этанол- этаналь- уксусная кислота.
Выясняем причины двойственной окислительно-восстановительной функции альдегидов: по степени окисления атома углерода функциональной группы альдегида занимают промежуточное положение между спиртами и карбоновыми кислотами: поэтому степень окисления атома углерода может как понижаться, при этом альдегиды восстанавливаются до спиртов, так и повышаться, при этом они окисляются до карбоновых кислот.
Общий вывод по рассмотренным превращениям записываем в виде схемы. Таким образом, установлена взаимосвязь между альдегидами другими классами веществ.
С помощью карточек зеленого цвета составляем на доске уравнения реакции восстановления ацетальдегида до этилового спирта – это реакция присоединения водорода по двойной связи. Зеленый цвет – цвет природы, успокаивает при болезненных состояниях. Учащиеся записывают уравнения в тетрадях.
Делаем паузу – обучаем проводить разминку для глаз. Последние 10 минут учащиеся переписывали уравнения с доски. Для глаз полезно последовательно перемещать фокус до тетради 40- 50 см, до доски несколько метров. Чтобы глаза учащихся отдохнули, зачитываем памятку о том, что полезно и вредно для глаз, а также обращаем внимание на несколько упражнений для глаз, которые учащиеся могут делать дома.
Для зрения
Полезно:
1.Смотреть вдаль: на зелень, цветы, небо, облака, воду.
2. Рассматривать цветные картины, репродукции, пейзажи.
Вредно:
Читать, писать лежа или близко наклонившись к тексту.
Слишком часто пользоваться солнцезащитными очками.
Употреблять алкоголь.
Курить.
Необходимо:
Яркое освещение ( 60 вт) без попадания прямого света в глаза.
Располагать книгу или тетрадь на расстоянии 40-50 см, монитор компьютера – на расстоянии 60 см.
Смотреть телевизор при мягком освещении на расстоянии, равном шестикратному размеру экран по диагонали (3-4 м).
При напряженной работе через каждые 40 минут делать перерывы на 3=4 мин, при плохом зрении – через каждые 20 минут.
Упражнения для глаз.
1.Сделать спокойный вдох через нос и закрыть глаза. Во время медленного выдоха через нос массировать закрытые веки подушечками ладоней, которые ближе к запястью, в направлении к носу и от носа. На паузе после выдоха , не открывая глаз, положить ладони на глаза, рот и нос так, чтобы к глазам не проник4ал свет. Задержаться в таком положении сколько возможно, не вдыхая воздух. Затем. Не отрывая ладоней от лица. Открыть глаза и сделать спокойный вдох через нос. На медленном выдохе через нос открыть лицо, повернув лицо так, чтобы мизинцы были осью вращения.
2. Вращательные движения глазами: сначала в левый нижний угол, потом на межбровье, потом в правый нижний угол, потом на кончик носа (повторять столько раз, сколько возможно не дышать после выдоха). Повторить тоже, но в обратную сторону.
3. Делать дома в ванной. Набрать полный рот воды, чтобы щеки надулись. Наклониться вперед, держа глаза широко открытыми. Теперь пригоршнями плескать холодную воду себе в глаза, не моргая. До тех пор, пока вода во рту не согреется ( 10-20 раз).
Если позволяет время, предлагаем учащимся записать в тетрадь химические свойства формальдегида, которые записаны на оборотной стороне доски заранее (если времени нет, то прокомментировать их устно, а записать на следующем уроке).
Химические свойства метаналя.
Окисляется до СО2, а не до кислоты;
Восстанавливается до метанола;
Реакцию поликонденсации с образованием фенолформальдегидной смолы рассмотрите по учебнику дома.
Затем предлагаем прочитать, работая в парах. Третий пакет информации и ответить на вопрос: о каком веществе идет речь?
Вариант 1.
Представляет собой едкую бесцветную жидкость, кипящую при комнатной температуре. Первичный продукт метаболизма этанола на пути его превращения в уксусную кислоту в организме человека. Один из химических агентов, ответственных за состояние опьянения. Вносит свой вклад в запах спелых фруктов. Используется ля получения уксусной кислоты, этилового спирта, лекарственных препаратов. (Этаналь).
Вариант 2.
Токсичен. Раздражает слизистые оболочки дыхательных путей, глаз. Газообразное вещество с острым удушливым запахом, хорошо растворимое в воде: 40%-ный раствор называется формалином. Используется для сохранения анатомических препаратов, дезинфекции помещений, при дублении кож. Содержится в древесном дыме и является одним из консервантов при копчении пищевых продуктов.
(Метаналь).
После этого учащиеся пишут химический диктант. На заранее заготовленных листах для ответов они записывают вариант и фамилию, а также соседа по парте, который будет проверять работу:
Вариант Проверил Выполнил
Учащиеся отвечают на вопросы, проставляя знаки + или -, обмениваются листами и проверяя друг друга, ставя свои + или -. Таким образом все учащиеся выполняют оба варианта.
Химический диктант.
Варинт1 Вариант2
Этаналь метаналь
Муравьиный альдегид формалин
Ацетальдегид уксусный альдегид
Газообразное ядовит
Жидкость с температурой
Кипения 200Цельсия имеет запах прелых яблок
Демонстрируя правильные ответы, учащиеся осуществляют самопроверку, выставляя себе оценки: за каждые два правильные ответа 1 балл.
Обращаем внимание на девиз урока. Предлагаем им вспомнить правила долгожителей, который вывел еще Гиппократ: питание, движение, гигиена. Обсуждаем эти правила.
Питание. Есть понемногу, не переедать, бороться с вредными привычками.
Движение. Известно, что работающий человек живет дольше, чем тот, кто не работает и малоподвижен; интеллектуалы живут дольше тех, кто не использует свой мозг активно.
Гигиена. Необходимо соблюдать санитарные нормы и правила.
Предлагаем дифференцированное домашнее задание по учебнику, указывая число баллов, которое получает ученик при выполнении различных упражнений.
В заключении урока организуем процесс рефлексии. Уходя с урока, учащиеся к нарисованной на доске «елке эмоций»(урок проводился в декабре) прикрепляют на магнитах шары разного цвета:
красный шар означает азарт, интерес, радость победы, достижение целей;
желтый – спокойствие, неторопливость, достижение целей наполовину;
серый – скуку, безразличие, недостигнутые цели.
С обратной стороны шарика учащиеся могут написать о своих впечатлениях. Предлагаем им также подумать, что они делали на уроке. в чем преуспели, над чем надо еще поработать дома, какие эмоции они испытывали на разных этапах урока, какие испытывают сейчас. На следующем уроке можно обсудить цвет выбора шаров и пожелания ребят.