Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального образования городской округ Симферополь
Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от 25.03.2015 | | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ «С(К)ОШ «Злагода» _________С.В. Лобачева 25.03.2015г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
о логопедической службе
Общие положения
1. Настоящее Положение о логопедической службе (далее - Положение) разработано в соответствии с:
- Законом РФ «Об образовании» № 273-ФЗ;
- Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Письмом Минобрнауки России «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов» от 04.09.1997 г. № 48 (в редакции инструктивного письма Минобрнауки России от 26.12.2000 г. № 3);
- Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.);
- Инструктивным письмом Минобрнауки России от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- Письмом Минобрнауки России от 20.06.2002 «О рекомендациях по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида»;
- Уставом муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения.
2.Цели и задачи
2.1. Цель - оказание специальной коррекционно-развивающей помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ.
2.2. Основными задачами логопедической службы являются:
1) Диагностика состояния устной и письменной речи учащихся;
2) Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся:
- формирование полноценного речевого общения у детей,
- устранение или ослабление недостатков произносительной стороны речи,
- уточнение и расширение словарного запаса,
- совершенствование грамматического строя речи и устранение аграмматизмов,
- развитие связной речи,
-своевременное предупреждение и преодоление нарушений письменной речи, обусловленных недостатками устной речи;
3) Распространение логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) учащихся и воспитанников;
4) Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении
учащимися адаптированных образовательных программ.
Направление деятельности логопедической службы
3.1.Основными направлениями деятельности учителя-логопеда являются:
- аналитико-диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- профилактическая и просветительская работа;
- организационно - методическое;
3.2. Аналитико-диагностическая деятельность логопедической службы заключается в комплексном логопедическом обследовании устной и письменной речи учащихся; сборе и анализе анамнестических данных; психолого-педагогическом изучении детей; дифференциальной диагностике речевых расстройств; обработке результатов обследования; определении прогноза речевого развития и коррекции.
3.3 Коррекционно-развивающая деятельность логопедической службы направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи.
3.4 Профилактическая и просветительская деятельность логопедической службы, направлена на осуществление взаимодействия в работе учителя-логопеда , педагога-психолога , учителей предметного обучения и родителей по выявлению детей группы риска; предупреждению и преодолению вторичных расстройств у детей, обусловленным первичным речевым дефектом; охране нервно-психического здоровья детей; адаптации детей к школе, созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, в семье.
Профилактическая деятельность логопедической службы осуществляется в форме выступлений на родительских собраниях, методических объединениях учителей, консультаций по коррекции речи учащихся, индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися. Учитель-логопед при выявлении детей группы риска опирается на данные диагностики психолога и врачей, организует коррекционно-логопедическое воздействие с учётом этих данных. На коррекционно-развивающих занятиях учитель-логопед должен применять психокоррекционные приёмы на развитие психических функций, проводить психотерапевтическую работу с учащимися.
Просветительская деятельность заключается в повышении уровня профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционно-развивающей работы и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи, в учебное и внеучебное время.
3.5 Организационно-методическая деятельность логопедической службы направлена на повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда, обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у учащихся, повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса, совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.
Организационно - методическая деятельность включает в себя:
- разработку методических рекомендаций для логопедов, учителей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, по перспективному планированию;
- изучение и обобщение передового опыта;
- изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала;
- участие в работе педагогических советов, педагогических конференций. Методических объединений учителей и логопедов;
- посещение уроков русского языка и литературы, развития речи;
-выступление на родительских собраниях.
3.6 Исследовательско – аналитическая деятельность осуществляется в форме мониторинга, проведении исследований, анализа результатов собственной коррекционно – развивающей работы по всем направлениям.
Обследование речи обучающихся и отбор их для логопедических занятий.
4.1.В начале учебного года должны быть обследованы все вновь принятые обучающиеся (независимо от класса, в который они зачислены).
Обследованию подлежат также и обучающиеся, занимавшиеся у учителя - логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу учебного года). Обследование речи должно охватывать произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма.
Внешне сходные проявления нарушения речевой деятельности могут иметь разный характер и затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Например, нарушения произношения могут затрагивать только произносительные процессы и выражаться в нарушениях внятности речи. Другие компоненты устной речи, а также письменная речь оказываются ненарушенными.
В некоторых случаях нарушения произношения выступают вместе с нарушениями фонематической системы языка, что влечет за собой нарушения чтения и письма.
И наконец, нарушения произношения могут выступать на фоне общего недоразвития речи, охватывающего фонетико - фонематическую и лексико - грамматическую стороны.
Учитель - логопед должен путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к коррекционной работе, выяснить характер нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности обучающегося.
По результатам логопедических коррекционно – развивающих занятий, учитель – логопед делает заключение:
1класс первое полугодие – Трудности в овладении письмом и чтением.
1 класс второе полугодие – 2 класс первое полугодие – Нарушения процессов формирования чтения и письма.
2 класса второе полугодия – Дисграфия, дислексия.
4 класс второе полугодие – Если нет специфических нарушений письменной речи, но имеются ошибки, обусловленные не усвоением правил русского языка, то в диагнозе указывается – дизорфография.
Изучение состояния письма у ранее обучавшихся в иных образовательных учреждениях обучающихся проводится при помощи диктантов, тексты которых должны отвечать условиям логопедической проверки и соответствовать требованиям программы каждого класса.
Всех обучающихся с нарушениями речи, обнаруженных в результате первичного обследования, учитель - логопед отмечает в специальном журнале учета (Приложение 1).
Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается логопедом в условиях индивидуального обследования обучающихся традиционными логопедическими приемами.
Для обследования произношения могут применяться фонетические альбомы, в которых даются слова различной слоговой структуры, а проверяемые звуки предлагаются в разных положениях (в начале, середине, конце слова).
При изучении навыков звукового анализа проверяется умение обучающихся узнавать и различать на слух изолированные звуки, звуки в слогах и словах, умение сосчитать количество звуков в слове, произвести последовательное и выборочное выделение звуков.
Обследование речи обучающихся, занимавшихся у учителя-логопеда в предыдущем году, может проводиться не полностью, а только по тем параметрам, которые были намечены учителем-логопедом для продолжения занятий.
Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту, заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи (Приложение 2).
Обследование речи обучающихся, занимавшихся у учителя - логопеда в предыдущем году, может проводиться не полностью, а только по тем параметрам, которые были намечены учителем - логопедом для продолжения занятий. Соответственно заполняется и речевая карта.
Из числа обучающихся, имеющих нарушения речи, отбираются остро нуждающиеся в логопедической помощи. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются учителем - логопедом на занятия по мере устранения нарушений речи у ранее принятых обучающихся или получают консультативную помощь.
Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости и общения обучающегося. Первоочередному зачислению на логопедические занятия подлежат обучающиеся с такими нарушениями произношения, которые мешают их речевому общению, усвоению чтения и письма, а также обучающиеся, недостатки речи которых обусловлены ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, тяжелой формой заикания и некоторыми другими.
К речевой карте каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, прилагается план занятий с ним. План составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все данные обследования.
Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий и включающий в себя обследование обучающихся, комплектование групп и оформление первичной логопедической документации, рассчитан на две - три недели учебного года.
5.Организация и проведение логопедических занятий
На логопедические занятия зачисляются обучающиеся и воспитанники МБОУ « С(К)ОШ «Злагода», имеющие рекомендации ПМПК к логопедической коррекции с нарушениями устной и письменной речи.
Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому директором школы.
На логопедические занятия отводятся 5-е - 7-е уроки, свободные от классных занятий, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией учреждения и учителями классов логопед может брать обучающихся с некоторых уроков, кроме уроков русского языка и математики.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.
Учитель - логопед проводит индивидуальные и групповые занятия. Фронтальные логопедические занятия проводятся 2- 3 раза в неделю. Индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю, при необходимости количество занятий может быть увеличено.
На индивидуальные занятия отводится, как правило, 20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 40 минут. Для обучающихся 1 – х дополнительных и 1 классов продолжительность занятий составляет 30 минут.
Фронтальные логопедические занятия проводятся 2- 3 раза в неделю. Индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю, при необходимости количество занятий может быть увеличено.
В связи с тяжестью речевых дефектов обучающихся длительность логопедической коррекции составляет 4-5 лет, может быть увеличена по индивидуальным показаниям.
Как правило, индивидуальные занятия проводятся с обучающимися, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения.
Учитель - логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у обучающихся, по возможности, из обучающихся одного класса или двух параллельных или смежных классов (например, 2 - 3-х классов). В первых подготовительных и первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно - дидактического материала.
Рекомендуемая наполняемость групп для логопедических занятий - 2 - 4 обучающихся. При необходимости учитель - логопед может производить перераспределение обучающихся по группам. Так, для закрепления и дифференциации поставленных на индивидуальных занятиях звуков целесообразно объединить обучающихся в группы, что значительно повышает эффективность работы. И наоборот, на определенном этапе часть обучающихся группы может быть выделена для индивидуальной работы.
Логопедические занятия рекомендуется проводить в логопедическом кабинете.
Посещение логопедических занятий обязательно для всех принятых на занятия обучающихся. Ответственность за посещение обучающимися логопедических занятий возлагается на учителя - логопеда, учителя класса и воспитателя.
В случае отсутствия ученика учитель-логопед данное время может использовать для проведения занятия с другим учеником, соблюдая санитарно-гигиенические требования к еженедельной загруженности обучающихся разного возраста, или в следующих методических целях:
посещение уроков в курируемых классах;
посещение логопедических занятий у другого учителя – логопеда в своем учреждении;
разработку рекомендаций для учителей, родителей, обучающихся;
подготовку дидактических и электронных материалов, наглядных пособий;
посещение школьной библиотеки, методического кабинета для профессионального самообразования;
консультирование по профессиональным вопросам у специалистов учреждения.
Учитель - логопед ведет журнал учета посещаемости занятий, для которого может использоваться обычный классный журнал или журнал, изготовленный по типу классного журнала. По окончании учебного года логопед составляет отчет о проделанной работе (Приложение 4).
Для создания условий коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на одну ставку учителя-логопеда допускается до 20 учащихся.
Нагрузка учителя-логопеда на одну ставку составляет 20 часов педагогической работы, из них 2 часа отводится на организационную и методическую работу.
Педагогический час учителей-логопедов включает в себя одно фронтальное занятие (академический час) и перерыв, либо два индивидуальных занятия и перерывы. Поэтому он приравнивается к астрономическому часу.
6. Права и обязанности учителя-логопеда
6.1.Обязанности учителя-логопеда:
1. Учитель-логопед имеет высшее дефектологическое образование;
2. Обследует воспитанников и обучающихся с целью определения характера, структуры и степени выраженности имеющегося у них дефекта;
3. Составляет расписание групповых и индивидуальных занятий, которое утверждается директором образовательного учреждения, ведёт учёт посещаемости занятий детьми;
4. Проводит регулярные групповые и индивидуальные занятия по исправлению нарушений устной и письменной речи;
5. Оказывает консультационную помощь родителям (по запросу) в определении причин нарушений речи и даёт рекомендации по их преодолению;
6. Предоставляет ежегодный отчёт, отражающий данные о количестве учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменно речи, результатах коррекционной работы.
7. Ведет и своевременно оформляет соответствующую документацию (речевые карты на каждого ребенка, планы работы, тетради заданий и др.).
8. С целью повышения профессионального уровня принимает участие в работе методических объединений, проходит курсовую переподготовку, аттестацию.
9. Участвует в работе Психолого-медико-педагогического консилиума по запросам администрации.
10. Работает в тесном контакте с другими специалистами учреждения, обеспечивая комплексность воздействия на детей;
11. Регулярно проходит медицинский осмотр
12. Сохраняет профессиональную «тайну».
6.2.Логопед имеет право в пределах своей компетенции:
1. Пользоваться информацией педагогов-психологов, учителей-дефектологов, врачей о результатах диагностических исследований обучающихся (воспитанников). Обращаться с запросами в медицинские, диагностические и другие учреждения;
2. Принимать участие в работе методических объединений района и образовательного учреждения по вопросам воспитания и обучения детей с речевой патологией;
3. Повышать свою квалификацию всеми доступными методами, проходить аттестацию на добровольной основе на соответствующую категорию и получать ее в случае успешного выполнения;
4. Требовать от руководителя МБОУ создания условий для успешного выполнения функциональных обязанностей;
5. Пользоваться льготами и преимуществами в оплате труда, продолжительности очередного отпуска, предусмотренными законодательством для учителей-логопедов;
6. На защиту профессиональной чести и достоинства;
7. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
8. Свободно выбирать и использовать методики для обследования речевого развития детей младшего школьного возраста, а также обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, методы оценки знания воспитанников.
7. Документация учителя-логопеда
7.1.Учитель-логопед ведёт следующую документацию:
Журнал обследования со списком учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи; (Приложение 1)
Речевая карта на каждого ученика с речевыми нарушениями, зачисленного на логопедические занятия; ( Приложение 2)
Расписание логопедических занятий, заверенное директором учреждения;
Журнал учёта посещаемости занятий учащимися; ( Приложение 3)
Перспективный план работы на каждую группу учащихся (рабочие программы);
Рабочие тетради учащихся;
Паспорт логопедического кабинета с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в нём;
Отчетная документация установленного на заседании методического объединения образца;
Индивидуальный план работы учителя-логопеда на учебный год.
7.2. Руководитель логопедической службы дополняет свою документацию:
8. Взаимодействие с участниками образовательного процесса и руководство службой
8.1.Учителю - логопеду следует вести работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту могут способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых обучающимися в процессе логопедических занятий.
Контакт учителя - логопеда с учителями может осуществляться на всех этапах логопедической работы, начиная с первичного обследования, о результатах которого логопеду рекомендуется поставить в известность учителя и воспитателя данного класса, и кончая выпуском обучающегося. В случае необходимости учитель и воспитатель должны создать, по рекомендациям учителя - логопеда, определенные условия для обучающегося (индивидуализация контрольных работ по русскому языку в особо тяжелых случаях нарушения письма, организация речевого режима для заикающихся обучающихся и т.п.).
При завершении логопедических занятий с обучающимся учитель - логопед инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время.
Учитель - логопед может посещать уроки русского языка, развития речи, чтения и другие с целью проверки речевых возможностей обучающихся, имеющих нарушения речи (в свободное от логопедических занятий время). В свою очередь учителя и воспитатели могут также периодически присутствовать на логопедических занятиях, чтобы постоянно быть в курсе проводимой работы с обучающимися данного класса.
Учитель - логопед должен хорошо ориентироваться в программных требованиях, в методах и приемах обучения русскому языку и учитывать их в своей работе. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если учитель - логопед использует дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В первых дополнительных , первых и вторых классах учитель - логопед помогает учителям консультациями, соответствующей методической литературой в организации фронтальных уроков по развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа; особое внимание на этих уроках должно уделяться выделению и последующей дифференциации смешиваемых звуков. Для проведения этих уроков требуется знакомство учителей с основными принципами и приемами логопедической работы. Поэтому особенно важна помощь учителя - логопеда в случаях, когда учитель не имеет специального образования.
Лучшей формой работы может являться педагогический семинар, во время которого учитель - логопед проводит занятия как с отдельными обучающимися, так и с группами обучающихся (того или иного класса или с теми или иными недостатками речи), и детально разъясняет как демонстрируемые речевые нарушения, так и приемы логопедической работы. Работа учителя - логопеда с учителями и воспитателями может иметь и другие формы: индивидуальные беседы, открытые занятия, сообщения на заседаниях методических объединений.
Учитель - логопед должен помочь и воспитателям в организации речевой работы с обучающимися .
Помимо включения определенных требований к речи обучающихся во все режимные моменты, воспитателю рекомендуется проводить так называемые "логопедические минутки", составляемые учителем - логопедом в зависимости от состава класса. В воспитательские часы могут быть широко включены речевые игры.
Воспитатель совместно с учителем - логопедом, поставив определенную цель (выработка темпа, четкости, выразительности в речи, закрепления словаря и т.п.), во время игры предъявляет обучающимся соответствующие требования, используя эмоциональную заинтересованность детей в игре.
8.2 Учителю - логопеду следует работать в тесном контакте с педагогом - психологом, так как занятия педагога - психолога с обучающимися могут оказывать существенную помощь в формировании психологической базы речевой деятельности обучающихся.
В конце учебного года учитель - логопед может проводить речевой утренник, на котором обучающиеся, окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи. В речевом утреннике могут принимать участие все обучающиеся, имеющие нарушения речи и занимающиеся с учителем - логопедом, независимо от этапа работы с ними (кроме начального). В этих случаях для них подбирается соответствующий материал.
8.3. Работа учителя-логопеда с родителями может осуществляться путём личного контакта с отдельными родителями, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой предполагается организация правильного отношения к речи ребёнка в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий, даваемых учителем-логопедом.
9. Общее руководство контроль за работой логопедической службы осуществляется администрацией МБОУ «С(К)ОШ «Злагода».
Приложения №1 ( Журнал первичного учета)
Приложение №2 ( Речевая карта)
Приложение №3 (Журнал учета посещаемости)
Приложение № 4 (Форма отчета)