СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Положение о логопедической службе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школе часто встречаются обучающие у которых трудности с русским языком. Логопеды принимают активное участие в жизни ребенка.Положение о логопедической  службе в школе поможет логопедам и учителям в решении проблем обучения.

Просмотр содержимого документа
«Положение о логопедической службе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального образования городской округ Симферополь



Принято

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 25.03.2015


«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ «С(К)ОШ «Злагода»

_________С.В. Лобачева

25.03.2015г.






ПОЛОЖЕНИЕ

о логопедической службе































  1. Общие положения


1. Настоящее Положение о логопедической службе (далее - Положение) разработано в соответствии с:

- Законом РФ «Об образовании» № 273-ФЗ;

- Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

- Письмом Минобрнауки России «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов» от 04.09.1997 г. № 48 (в редакции инструктивного письма Минобрнауки России от 26.12.2000 г. № 3);

- Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.);

- Инструктивным письмом Минобрнауки России от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

- Письмом Минобрнауки России от 20.06.2002 «О рекомендациях по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида»;

- Уставом муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения.


2.Цели и задачи


2.1. Цель - оказание специальной коррекционно-развивающей помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ.

2.2. Основными задачами логопедической службы являются:

1) Диагностика состояния устной и письменной речи учащихся;

2) Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся:

- формирование полноценного речевого общения у детей,

- устранение или ослабление недостатков произносительной стороны речи,

- уточнение и расширение словарного запаса,

- совершенствование грамматического строя речи и устранение аграмматизмов,

- развитие связной речи,

-своевременное предупреждение и преодоление нарушений письменной речи, обусловленных недостатками устной речи;

3) Распространение логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) учащихся и воспитанников;

4) Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении

учащимися адаптированных образовательных программ.


  1. Направление деятельности логопедической службы


3.1.Основными направлениями деятельности учителя-логопеда являются:

- аналитико-диагностическое;

- коррекционно-развивающее;

- профилактическая и просветительская работа;

- организационно - методическое;

3.2. Аналитико-диагностическая деятельность логопедической службы заключается в комплексном логопедическом обследовании устной и письменной речи учащихся; сборе и анализе анамнестических данных; психолого-педагогическом изучении детей; дифференциальной диагностике речевых расстройств; обработке результатов обследования; определении прогноза речевого развития и коррекции.

3.3 Коррекционно-развивающая деятельность логопедической службы направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи.

3.4 Профилактическая и просветительская деятельность логопедической службы, направлена на осуществление взаимодействия в работе учителя-логопеда , педагога-психолога , учителей предметного обучения и родителей по выявлению детей группы риска; предупреждению и преодолению вторичных расстройств у детей, обусловленным первичным речевым дефектом; охране нервно-психического здоровья детей; адаптации детей к школе, созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, в семье.

Профилактическая деятельность логопедической службы осуществляется в форме выступлений на родительских собраниях, методических объединениях учителей, консультаций по коррекции речи учащихся, индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися. Учитель-логопед при выявлении детей группы риска опирается на данные диагностики психолога и врачей, организует коррекционно-логопедическое воздействие с учётом этих данных. На коррекционно-развивающих занятиях учитель-логопед должен применять психокоррекционные приёмы на развитие психических функций, проводить психотерапевтическую работу с учащимися.

Просветительская деятельность заключается в повышении уровня профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционно-развивающей работы и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи, в учебное и внеучебное время.

3.5 Организационно-методическая деятельность логопедической службы направлена на повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда, обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у учащихся, повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса, совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.

Организационно - методическая деятельность включает в себя:

- разработку методических рекомендаций для логопедов, учителей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, по перспективному планированию;

- изучение и обобщение передового опыта;

- изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала;

- участие в работе педагогических советов, педагогических конференций. Методических объединений учителей и логопедов;

- посещение уроков русского языка и литературы, развития речи;

-выступление на родительских собраниях.

3.6 Исследовательско – аналитическая деятельность осуществляется в форме мониторинга, проведении исследований, анализа результатов собственной коррекционно – развивающей работы по всем направлениям.


  1. Обследование речи обучающихся и отбор их для логопедических занятий.

4.1.В начале учебного года должны быть обследованы все вновь принятые обучающиеся (независимо от класса, в который они зачислены).

Обследованию подлежат также и обучающиеся, занимавшиеся у учителя -  логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу учебного года). Обследование речи должно охватывать произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма.

Внешне сходные проявления нарушения речевой деятельности могут иметь разный характер и затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Например, нарушения произношения могут затрагивать только произносительные процессы и выражаться в нарушениях внятности речи. Другие компоненты устной речи, а также письменная речь оказываются ненарушенными.

В некоторых случаях нарушения произношения выступают вместе с нарушениями фонематической системы языка, что влечет за собой нарушения чтения и письма.

И наконец, нарушения произношения могут выступать на фоне общего недоразвития речи, охватывающего фонетико - фонематическую и лексико - грамматическую стороны.

Учитель - логопед должен путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к коррекционной работе, выяснить характер нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности обучающегося.

По результатам логопедических коррекционно – развивающих занятий, учитель – логопед делает заключение:

  • 1класс первое полугодие – Трудности в овладении письмом и чтением.

  • 1 класс второе полугодие – 2 класс первое полугодие – Нарушения процессов формирования чтения и письма.

  • 2 класса второе полугодия – Дисграфия, дислексия.

  • 4 класс второе полугодие – Если нет специфических нарушений письменной речи, но имеются ошибки, обусловленные не усвоением правил русского языка, то в диагнозе указывается – дизорфография.

Изучение состояния письма у ранее обучавшихся в иных образовательных учреждениях обучающихся проводится при помощи диктантов, тексты которых должны отвечать условиям логопедической проверки и соответствовать требованиям программы каждого класса.

Всех обучающихся с нарушениями речи, обнаруженных в результате первичного обследования, учитель - логопед отмечает в специальном журнале учета (Приложение 1).

Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается логопедом в условиях индивидуального обследования обучающихся традиционными логопедическими приемами.

Для обследования произношения могут применяться фонетические альбомы, в которых даются слова различной слоговой структуры, а проверяемые звуки предлагаются в разных положениях (в начале, середине, конце слова).

При изучении навыков звукового анализа проверяется умение обучающихся узнавать и различать на слух изолированные звуки, звуки в слогах и словах, умение сосчитать количество звуков в слове, произвести последовательное и выборочное выделение звуков.

Обследование речи обучающихся, занимавшихся у учителя-логопеда в предыдущем году, может проводиться не полностью, а только по тем параметрам, которые были намечены учителем-логопедом для продолжения занятий.

Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту, заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи (Приложение 2).

Обследование речи обучающихся, занимавшихся у учителя - логопеда в предыдущем году, может проводиться не полностью, а только по тем параметрам, которые были намечены учителем - логопедом для продолжения занятий. Соответственно заполняется и речевая карта.

Из числа обучающихся, имеющих нарушения речи, отбираются остро нуждающиеся в логопедической помощи. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются учителем - логопедом на занятия по мере устранения нарушений речи у ранее принятых обучающихся или получают консультативную помощь.

Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости и общения обучающегося. Первоочередному зачислению на логопедические занятия подлежат обучающиеся с такими нарушениями произношения, которые мешают их речевому общению, усвоению чтения и письма, а также обучающиеся, недостатки речи которых обусловлены ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, тяжелой формой заикания и некоторыми другими.

К речевой карте каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, прилагается план занятий с ним. План составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все данные обследования.

Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий и включающий в себя обследование обучающихся, комплектование групп и оформление первичной логопедической документации, рассчитан на две - три недели учебного года.

5.Организация и проведение логопедических занятий

На логопедические занятия зачисляются обучающиеся и воспитанники МБОУ « С(К)ОШ «Злагода», имеющие рекомендации ПМПК к логопедической коррекции с нарушениями устной и письменной речи.

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому директором школы.

На логопедические занятия отводятся 5-е - 7-е уроки, свободные от классных занятий, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией учреждения и учителями классов логопед может брать обучающихся с некоторых уроков, кроме уроков русского языка и математики.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Учитель - логопед проводит индивидуальные и групповые занятия. Фронтальные логопедические занятия проводятся 2- 3 раза в неделю. Индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю, при необходимости количество занятий может быть увеличено.

На индивидуальные занятия отводится, как правило, 20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 40 минут. Для обучающихся 1 – х дополнительных и 1 классов продолжительность занятий составляет 30 минут.

Фронтальные логопедические занятия проводятся 2- 3 раза в неделю. Индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю, при необходимости количество занятий может быть увеличено.

В связи с тяжестью речевых дефектов обучающихся длительность логопедической коррекции составляет 4-5 лет, может быть увеличена по индивидуальным показаниям.

Как правило, индивидуальные занятия проводятся с обучающимися, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения.

Учитель - логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у обучающихся, по возможности, из обучающихся одного класса или двух параллельных или смежных классов (например, 2 - 3-х классов). В первых подготовительных и первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно - дидактического материала.

Рекомендуемая наполняемость групп для логопедических занятий - 2 - 4 обучающихся. При необходимости учитель - логопед может производить перераспределение обучающихся по группам. Так, для закрепления и дифференциации поставленных на индивидуальных занятиях звуков целесообразно объединить обучающихся в группы, что значительно повышает эффективность работы. И наоборот, на определенном этапе часть обучающихся группы может быть выделена для индивидуальной работы.

Логопедические занятия рекомендуется проводить в логопедическом кабинете.

Посещение логопедических занятий обязательно для всех принятых на занятия обучающихся. Ответственность за посещение обучающимися логопедических занятий возлагается на учителя - логопеда, учителя класса и воспитателя.

В случае отсутствия ученика учитель-логопед данное время может использовать для проведения занятия с другим учеником, соблюдая санитарно-гигиенические требования к еженедельной загруженности обучающихся разного возраста, или в следующих методических целях:

  • посещение уроков в курируемых классах;

  • посещение логопедических занятий у другого учителя – логопеда в своем учреждении;

  • разработку рекомендаций для учителей, родителей, обучающихся;

  • подготовку дидактических и электронных материалов, наглядных пособий;

  • посещение школьной библиотеки, методического кабинета для профессионального самообразования;

  • консультирование по профессиональным вопросам у специалистов учреждения.

Учитель - логопед ведет журнал учета посещаемости занятий, для которого может использоваться обычный классный журнал или журнал, изготовленный по типу классного журнала. По окончании учебного года логопед составляет отчет о проделанной работе (Приложение 4).

Для создания условий коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на одну ставку учителя-логопеда допускается до 20 учащихся.

Нагрузка учителя-логопеда на одну ставку составляет 20 часов педагогической работы, из них 2 часа отводится на организационную и методическую работу.

Педагогический час учителей-логопедов включает в себя одно фронтальное занятие (академический час) и перерыв, либо два индивидуальных занятия и перерывы. Поэтому он приравнивается к астрономическому часу.


6. Права и обязанности учителя-логопеда


6.1.Обязанности учителя-логопеда:


1. Учитель-логопед имеет высшее дефектологическое образование;

2. Обследует воспитанников и обучающихся с целью определения характера, структуры и степени выраженности имеющегося у них дефекта;

3. Составляет расписание групповых и индивидуальных занятий, которое утверждается директором образовательного учреждения, ведёт учёт посещаемости занятий детьми;

4. Проводит регулярные групповые и индивидуальные занятия по исправлению нарушений устной и письменной речи;

5. Оказывает консультационную помощь родителям (по запросу) в определении причин нарушений речи и даёт рекомендации по их преодолению;

6. Предоставляет ежегодный отчёт, отражающий данные о количестве учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменно речи, результатах коррекционной работы.

7. Ведет и своевременно оформляет соответствующую документацию (речевые карты на каждого ребенка, планы работы, тетради заданий и др.).

8. С целью повышения профессионального уровня принимает участие в работе методических объединений, проходит курсовую переподготовку, аттестацию.

9. Участвует в работе Психолого-медико-педагогического консилиума по запросам администрации.

10. Работает в тесном контакте с другими специалистами учреждения, обеспечивая комплексность воздействия на детей;

11. Регулярно проходит медицинский осмотр

12. Сохраняет профессиональную «тайну».


6.2.Логопед имеет право в пределах своей компетенции:

1. Пользоваться информацией педагогов-психологов, учителей-дефектологов, врачей о результатах диагностических исследований обучающихся (воспитанников). Обращаться с запросами в медицинские, диагностические и другие учреждения;

2. Принимать участие в работе методических объединений района и образовательного учреждения по вопросам воспитания и обучения детей с речевой патологией;

3. Повышать свою квалификацию всеми доступными методами, проходить аттестацию на добровольной основе на соответствующую категорию и получать ее в случае успешного выполнения;

4. Требовать от руководителя МБОУ создания условий для успешного выполнения функциональных обязанностей;

5. Пользоваться льготами и преимуществами в оплате труда, продолжительности очередного отпуска, предусмотренными законодательством для учителей-логопедов;

6. На защиту профессиональной чести и достоинства;

7. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

8. Свободно выбирать и использовать методики для обследования речевого развития детей младшего школьного возраста, а также обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, методы оценки знания воспитанников.


7. Документация учителя-логопеда


7.1.Учитель-логопед ведёт следующую документацию:

  • Журнал обследования со списком учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи; (Приложение 1)

  • Речевая карта на каждого ученика с речевыми нарушениями, зачисленного на логопедические занятия; ( Приложение 2)

  • Расписание логопедических занятий, заверенное директором учреждения;

  • Журнал учёта посещаемости занятий учащимися; ( Приложение 3)

  • Перспективный план работы на каждую группу учащихся (рабочие программы);

  • Рабочие тетради учащихся;

  • Паспорт логопедического кабинета с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в нём;

  • Отчетная документация установленного на заседании методического объединения образца;

  • Индивидуальный план работы учителя-логопеда на учебный год.


7.2. Руководитель логопедической службы дополняет свою документацию:


  • План работы логопедической службы на учебный год;

  • Отчёт (анализ) о работе логопедической службы за год.( Приложение 4)


8. Взаимодействие с участниками образовательного процесса и руководство службой

8.1.Учителю - логопеду следует вести работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту могут способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых обучающимися в процессе логопедических занятий.

Контакт учителя - логопеда с учителями может осуществляться на всех этапах логопедической работы, начиная с первичного обследования, о результатах которого логопеду рекомендуется поставить в известность учителя и воспитателя данного класса, и кончая выпуском обучающегося. В случае необходимости учитель и воспитатель должны создать, по рекомендациям учителя - логопеда,  определенные условия для обучающегося (индивидуализация контрольных работ по русскому языку в особо тяжелых случаях нарушения письма, организация речевого режима для заикающихся обучающихся и т.п.).

При завершении логопедических занятий с обучающимся учитель - логопед инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время.

Учитель - логопед может посещать уроки русского языка, развития речи, чтения и другие с целью проверки речевых возможностей обучающихся, имеющих нарушения речи (в свободное от логопедических занятий время). В свою очередь учителя и воспитатели могут также периодически присутствовать на логопедических занятиях, чтобы постоянно быть в курсе проводимой работы с обучающимися данного класса.

Учитель - логопед должен хорошо ориентироваться в программных требованиях, в методах и приемах обучения русскому языку и учитывать их в своей работе. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если учитель - логопед использует дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В первых дополнительных , первых и вторых классах учитель - логопед помогает учителям консультациями, соответствующей методической литературой в организации фронтальных уроков по развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа; особое внимание на этих уроках должно уделяться выделению и последующей дифференциации смешиваемых звуков. Для проведения этих уроков требуется знакомство учителей с основными принципами и приемами логопедической работы. Поэтому особенно важна помощь учителя - логопеда в случаях, когда учитель не имеет специального образования.

Лучшей формой работы может являться педагогический семинар, во время которого учитель - логопед проводит занятия как с отдельными обучающимися, так и с группами обучающихся (того или иного класса или с теми или иными недостатками речи), и детально разъясняет как демонстрируемые речевые нарушения, так и приемы логопедической работы. Работа учителя - логопеда с учителями и воспитателями может иметь и другие формы: индивидуальные беседы, открытые занятия, сообщения на заседаниях методических объединений.

Учитель - логопед должен помочь и воспитателям в организации речевой работы с обучающимися .

Помимо включения определенных требований к речи обучающихся во все режимные моменты, воспитателю рекомендуется проводить так называемые "логопедические минутки", составляемые учителем - логопедом в зависимости от состава класса. В воспитательские часы могут быть широко включены речевые игры.

Воспитатель совместно с учителем - логопедом, поставив определенную цель (выработка темпа, четкости, выразительности в речи, закрепления словаря и т.п.), во время игры предъявляет обучающимся соответствующие требования, используя эмоциональную заинтересованность детей в игре.

8.2 Учителю - логопеду следует работать в тесном контакте с педагогом - психологом, так как занятия педагога - психолога с обучающимися могут оказывать существенную помощь в формировании психологической базы речевой деятельности обучающихся.

В конце учебного года учитель - логопед может проводить речевой утренник, на котором обучающиеся, окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи. В речевом утреннике могут принимать участие все обучающиеся, имеющие нарушения речи и занимающиеся с учителем - логопедом, независимо от этапа работы с ними (кроме начального). В этих случаях для них подбирается соответствующий материал.

8.3. Работа учителя-логопеда с родителями может осуществляться путём личного контакта с отдельными родителями, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой предполагается организация правильного отношения к речи ребёнка в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий, даваемых учителем-логопедом.

9. Общее руководство контроль за работой логопедической службы осуществляется администрацией МБОУ «С(К)ОШ «Злагода».


Приложения №1 ( Журнал первичного учета)

Приложение №2 ( Речевая карта)

Приложение №3 (Журнал учета посещаемости)

Приложение № 4 (Форма отчета)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!