СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Положение о школьной библиотеке

Нажмите, чтобы узнать подробности

В положение о школьной библиотеке входят такие пункты как :

1. Общие положения

2. Основные задачи

3.Основные функции

4.Организация деятельности библиотеки

5. Управление. Штаты.

Просмотр содержимого документа
«Положение о школьной библиотеке»

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №5

___________М.Х.Мекулова

«____»___________2017 г.


ПОЛОЖЕНИЕ

О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

  1. Общие положения



    1. Данное Положение разработано в соответствии со следующими документами:

- Федеральным Законом № 273 ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» ст. 35 п.3.;

- Федеральным Законом Российской Федерации «О библиотечном деле» № 78 –ФЗ от 29.12.1994 года;

- требованиями ФГОС и ГОСС 2004;

- СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждённые Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29. 12 2010 № 189);

- Федеральным законом  № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г.;

- Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

- Федеральным законом  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» от 24 июля 1998 г № 124-ФЗ;

- Уставом МБОУ СОШ № 5

1.2 Библиотека МБОУ СОШ №5 участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

    1. Деятельность библиотеки МБОУ СОШ№ 5 (далее школьная библиотека) отражается в Уставе школы. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании и аккредитации образовательного учреждения.

    2. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы:

  • формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

  • их адаптация к жизни в обществе;

  • создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

  • содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию учащихся;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;

  • воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и

  • формирование здорового образа жизни;

    1. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования и науки Российской Федерации, инструкциями Министерства иностранных дел Российской Федерации, уставом школы, положением о библиотеке, утвержденным директором школы.

    2. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. МБОУ СОШ №5 несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

    3. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года в школьной библиотеке запрещено распространение, производство, хранение  и использование литературы экстремисткой направленности.

    4. Закон определяет экстремистские материалы как предназначенные для обнародования документы,  либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. При этом к экстремистской деятельности закон относит, помимо прочего, «массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения», а также финансирование и «иное содействие» этим действиям.

    5. Библиотекарь ежемесячно проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из оборота библиотеки.

    6.  В соответствии с федеральным законом РФ от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», федеральным законом от 29.07.2013 №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» библиотекарь выявляет и исключает из открытого доступа отдела обслуживания обучающихся печатные издания, соответствующие знаку информационной продукции 18+.

    7. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

      2. Основные задачи

    1. Обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;

    2. Формирование в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.  В целях противодействия экстремисткой деятельности, в пределах своей компетентности, осуществляет профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские  меры, направленные на предупреждение экстремисткой деятельности.          Распространение среди читателей библиотеки информационных материалов, содействующих повышению уровня  толерантного сознания школьников. С этой целью наложен запрет на распространения литературы экстремистской направленности и иной информации, негативно влияющей на несовершеннолетних.

    3. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

    4. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

    5. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

    6. Защита  детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
      3. Основные функции

Для реализации основных задач школьная библиотека:

    1. формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:

  • учебниками и учебными пособиями в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, требованиями ФГОС, образовательными программами образовательного учреждения

  • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;

  • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов, рефератов обучающихся и др.)

  • Осуществляет размещение, организацию и сохранность документов

  • Обеспечивает защиту детей от вредной для их здоровья и развития информации.

    1. Осуществляет сверку поступающих в библиотеку документов (на любых носителях) с Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского содержания не реже 1раза в месяц.

    2. создает информационную продукцию:

  • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);

  • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;

    1. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:

  • создаёт условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности;

  • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

  • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

  • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, оказывает содействие в организации внеурочной деятельности, организуемой в условиях реализации ФГОС НОО и ООО, содействует развитию критического мышления;

  • содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуговой деятельности обучающихся;

  • не допускает обучающихся к электронным документам экстремистского характера.

    1. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;

  • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;

  • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;

  • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;

    1. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:

  • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку в том числе способствующих реализации ФГОС НОО и ООО;

  • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;

  • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

    4. Организация деятельности библиотеки

    1. Структура школьной библиотеки: читальный зал, отдел учебников и учебных пособий;

    2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.

    3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования, перехода на новые ФГОС и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку:

ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;

  • библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

    1. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.

    2. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом школы.

    3. Контроль за фондом библиотеки (материалы экстремистского характера),  электронными документами, осуществляет  ответственный за информатизацию школы (доступ заблокирован фильтром).

    4. Происходит систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки, в том числе через школьный  сайт.

    5. Ссылка на Федеральный список экстремистских материалов размещена на школьном сайте в разделе Библиомедиацентр (Сайт Министерства юстиции РФ) http://minjust.ru/extremist-materials

    6. Организуется работа по сохранности библиотечного фонда.

    7. Режим работы школьной библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы.

    8. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми библиотека школы взаимодействует с библиотеками других образовательных учреждений района

5. Управление. Штаты

    1. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом школы.

    2. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы.

    3. Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом школы.

    4. Библиотекарь назначается директором школы.

    5. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы:

  • положение о библиотеке;

  • правила пользования библиотекой;

    1. Работники библиотеки должны располагать сведениями о запрещенных книгах и иной печатной продукции, т.е. иметь федеральный перечень (список) экстремистской литературы.

    2. В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки могут вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь.

    3. Трудовые отношения работников школьной библиотеки регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить Законодательству Российской Федерации о труде.



6. Права и обязанности библиотеки

6.1 Работники школьной библиотеки имеют право:

  • самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе школы и Положении о школьной библиотеке;

  • определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы, виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;

  • иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней

  • быть представленными к различным формам поощрения;

  • участвовать в соответствии с Законодательством РФ в работе библиотечных ассоциаций и союзов

6.2 Работники школьной библиотеки обязаны:

  • обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами школьной библиотеки;

  • информировать пользователей о видах предоставляемых школьной библиотекой услуг;

  • обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

  • формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, требованиями ФГОС, образовательными программами образовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей;

  • совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;

  • обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

  • Зав библиотекой и библиотекарь ежемесячно проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из оборота библиотеки;

  • обеспечивать режим работы школьной библиотеки в соответствии с потребностями пользователей и работой образовательного учреждения;

  • повышать квалификацию.

    7. Права и обязанности пользователей библиотеки

7.1 Пользователи библиотеки имеют право:

  • получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

  • получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

  • получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации;

  • продлевать срок пользования документами;

  • получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

  • получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным или иным оборудованием;

  • участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

    1. Пользователи школьной библиотеки обязаны:

  • соблюдать правила пользования школьной библиотекой;

  • бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

  • поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

  • пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

  • убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника школьной библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

  • возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;

  • заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными;

  • полностью рассчитаться со школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе.

    1. Порядок пользования школьной библиотекой:

  • запись обучающихся общеобразовательного учреждения в школьную библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту;

  • перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно;

  • документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

  • читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

    1. Порядок пользования читальным залом:

  • документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;

  • энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.

    1. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:

  • разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;

  • по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки;

  • запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;

  • работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям;

  • запрещается обращение к ресурсам Интернет, содержащим экстремистский характер.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!