СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Положение о программе наставничества МБУ ДО ЦДТ города Междуреченска Кемеровской области - Кузбасса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р -145 «Об утверждении методологии (целевой модели» наставничества обучающихся..." и внедрением целевой модели наставничества в образовательных организациях Российской Федерации появилась необходимость разработки нормативно-правовых докуметов и плана мероприятий по реализации целевой модели наставничества в всех образовательных организациях страны на 2020-2021 учебный год.

В данном материале предлагается познакомиться с Положением о программе наставничества МБУ ДО ЦДТ города Междуреченска Кемеровской области - Кузбасса.

Просмотр содержимого документа
«Положение о программе наставничества МБУ ДО ЦДТ города Междуреченска Кемеровской области - Кузбасса»


Муниципальное казенное учреждение

«Управление образованием Междуреченского городского округа»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

(МБУ ДО ЦДТ)

 





















ПОЛОЖЕНИЕ

о программе наставничества

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования

«Центра детского творчества»

























Междуреченский городской округ, 2020


Оглавление



1. Общие положения 3

2. Права и обязанности участников программы наставничества 4

3. Результаты реализации программы наставничества 6

4. Перечень документов, регламентирующих реализацию программы 7




      1. Общие положения
    1. Настоящее Положение о Программе наставничестве (далее – Положение) определяет цели, задачи и порядок организации наставнической деятельности в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центре детского творчества» (далее – МБУ ДО ЦДТ) в отношении учащихся, педагогических работников.

    2. Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 года № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), Трудовым кодексом РФ, Методологией (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (утверждена распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145), Методических рекомендаций по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (приложение к распоряжению Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145).

    3. Целью наставничества является оказание разносторонней помощи в личностном становлении, адаптации в коллективе, выявление и совершенствование способностей и талантов, а также воспитание дисциплинированности у наставляемого.

    4. Задачи наставничества:

Форма «педагог - педагог»

  • оказать помощь в профессиональной и должностной адаптации Наставляемого лица к условиям осуществления педагогической деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;

  • формирование потребности Наставляемого лица заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;

  • дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей Наставляемого лица;

  • ориентировать Наставляемое лицо на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;

  • способствовать развитию интереса Наставляемого лица к педагогической деятельности; ускорение процесса профессионального становления молодого педагога;

  • приобщать Наставляемое лицо к корпоративной культуре образовательной организации.

Форма «учащийся – учащийся»

  • помощь учащимся в реализации лидерского потенциала;

  • улучшение образовательных, творческих и спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций;

  • создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации;

  • формирование устойчивого сообщества учащихся и сообщества благодарных выпускников.

    1. Положение определяет порядок организации наставничества в МБУ ДО ЦДТ по следующим формам: «педагог – педагог», «учащийся – учащийся».

    2. Каждая из названных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем, которые появляются в образовательном и воспитательном процессе МБУ ДО ЦДТ.

Форма наставничества «педагог – педагог»

«Педагог – педагог» – передача знаний на рабочем месте: может применяться не только к вновь принятым в организацию работникам, молодым специалистам, но и к уже работающим сотрудникам. Сотрудник получает своевременную помощь на этапе адаптации в образовательной организации, поддержку в профессиональном и карьерном развитии.

Данная форма наставничества позволяет:

  • решить проблему недостаточной компетентности сотрудников старших возрастов в области информационных и коммуникационных технологий, повысить их мотивацию и нейтрализовать опасения по поводу своего будущего в организации;

  • наладить взаимопонимание и дружеские отношения между разными поколениями;

  • получать педагогам-наставляемым необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.

Целевая группа: все категории сотрудников, в том числе молодые специалисты, вновь принятые или переведенные на новые должности работники, осваивающие новые технологии и производственные процессы, используемые в реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Результаты и социальные эффекты: обучение, адаптация, улучшение коммуникаций, сохранение, передача знаний.

Форма наставничества «учащийся – учащийся»

Предполагает взаимодействие учащихся одной образовательной организации, при котором один из учащихся находится на более высоком уровне образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации.

Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка учащегося с особыми образовательными и социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения (включая адаптацию детей с ОВЗ).

Целевая группа: учащийся, группа учащихся.

Результаты и социальные эффекты: высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность учащихся и будущих выпускников к МБУ ДО ЦДТ. Наставляемые получат необходимый в этом возрасте стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

    1. Результатом эффективной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность обучающихся и будущих выпускников МБУ ДО ЦДТ.


      1. Права и обязанности участников программы наставничества
    1. Зоны ответственности участников программы наставничества. К общей зоне ответственности можно отнести:

  • совместное составление индивидуальной программы поддержки наставляемого, включая определение тематики обсуждаемых вопросов и периодичности встреч;

  • выполнение индивидуальной программы поддержки наставляемого.

    1. Зона ответственности наставника:

  • выявление и ориентация на потребности и возможности наставляемого;

  • предварительная подготовка материалов, идей и предложений;

  • оптимизация времени обучения – планирование занятий;

    1. Зона ответственности наставляемого:

  • предварительная подготовка к встречам: актуализация знаний и умений по тематике программы наставничества, подготовка вопросов по содержанию обсуждаемых вопросов;

  • внесение предложений по улучшению процесса обучения;

  • всесторонняя помощь наставнику в выполнении своей роли.

    1. Наставник имеет право:

  • знакомиться с персональными данными наставляемого с соблюдением требований и условий, предусмотренных законодательством в целях защиты персональных данных;

  • вносить предложения о создании необходимых условий для улучшения образовательной и общественной деятельности наставляемого;

  • привлекать опыт работы других сотрудников для расширения личностных и образовательных компетенций наставляемого;

  • запрашивать виды выполненных аттестационных заданий, отчетную документацию наставляемого.

    1. Наставляемый имеет право:

  • обращаться за помощью к своему наставнику;

  • вносить предложения по совершенствованию программы наставничества;

  • участвовать в обсуждении результатов наставничества;

  • обращаться с просьбой о замене наставника к куратору.

    1. Обязанности участников программы наставничества.

      1. Обязанности наставника:

  • знать требования законодательства в сфере образования, ведомственные нормативные акты, определяющие права и обязанности наставника и наставляемого;

  • разработать совместно с наставляемым индивидуальную траекторию профессионального развития;

  • выполнять утвержденную программу наставничества;

  • организовывать совместную работу с наставляемым по достижению целей наставничества согласно разработанного плана;

  • осуществлять необходимое обучение, помогать и корректировать деятельность наставляемого;

  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с образовательной, педагогической и общественной деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

  • вести отчетную документацию;

  • подводить итоги своей деятельности и деятельности наставляемого.

2.6.2. Обязанности наставляемого:

  • изучить Закон РФ «Об образовании в РФ», нормативные акты, определяющие профессиональную деятельность, локальные акты образовательной организации;

  • выполнять индивидуальную траекторию образовательного и личностного развития в установленные сроки;

  • постоянно работать над повышением образовательных навыков, мастерства, овладевать практическими компетенциями;

  • информировать наставника о применении передовых методов и форм работы в своей учебной – воспитательной деятельности;

  • совершенствовать свой профессиональный, образовательный и культурный уровень;

  • периодически отчитываться о своей работе перед наставником.

    1. Особенности выбора и назначения наставников.

      1. Наставники подбираются из числа наиболее подготовленных лиц, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих ст1ёабильные показатели в работе и достижения в учебе, способность и готовность делиться своим опытом, имеющих системное представление о работе в целом, обладающих коммуникативными навыками и гибкостью в общении.

      2. Наставник должен обладать рядом личностных и профессиональных качествами: коммуникабельностью, педагогическими навыками, отличными показателями в труде, профессиональными знаниями по специальности, личным желанием исполнять роль наставника.

2.8.3 Наставники могут быть избраны из числа: педагогических работников и учащихся МБУ ДО ЦДТ – победителей различных конкурсов, олимпиад, чемпионатов Абилимпикс, Ворлдскиллс, осуществляющих деятельность по профилю реализуемых образовательных программ или обучающихся в МБУ ДО ЦДТ.

      1. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года в зависимости от степени подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество.

      2. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого осуществляется наставничество.

      3. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом организации или иным документом, предусмотренным локальными актами организации.

    1. Замена наставника осуществляется приказом организации в случаях:

  • прекращение трудового договора с наставником;

  • перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность (профессию) или в другое структурное подразделение организации;

  • просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество;

  • неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных обязанностей;

  • возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества.

    1. Функции по управлению и контролю наставничества осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе или иное должностное лицо (далее – Куратор). На Куратора возлагаются следующие функции:

  • подбор и организация обучения наставников;

  • рассмотрение вопросов организации наставничества на оперативных совещаниях;

  • оказание методической и практической помощи наставникам в планировании их работы, обучении, социальной адаптации наставляемых;

  • изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы наставников;

  • заслушивание отчетов наставников об итогах выполнения наставляемыми индивидуальных планов обучения;

  • отстранение от наставничества наставников, недобросовестно относящихся к работе.

    1. Обучение наставников осуществляется Куратором программы в организации, внешними специалистами на курсах повышения квалификации, семинарах, вебинарах и т.д.


      1. Результаты реализации программы наставничества
    1. Результаты совместной деятельности наставника и наставляемого фиксируются в документах (Приложение 1, Приложение 2).

    2. Показателями оценки эффективности работы наставника является достижение наставляемым поставленных целей и решение задач в период наставничества в соответствии с программой наставничества.

    3. Критерии эффективности системы наставничества:

  • достижение целей программы наставничества;

  • достижение наставляемым требуемой результативности.

    1. Формирование системы мониторинга наставнической деятельности:

  • обратная связь от наставляемого (эмпирические исследования, наблюдение, анкетирование);

  • обратная связь от наставников (эмпирические исследования);

  • оценка компетентности наставляемого (собеседование, анкетирование, отчет о деятельности, о реализации индивидуальной программы профессионального и личностного развития, результаты участия в профессиональных конкурсах, образовательные результаты учащихся и др.).

    1. Результаты деятельности наставника оцениваются 1 раз в полгода при подведении итогов работы по показателям эффективности деятельности преподавателя.

    2. Формы стимулирования системы наставничества:

  • материальное стимулирование наставников в виде выплат денежных средств в качестве надбавки за выполнение обязанностей наставника в виде премий.

  • объявление благодарности, награждение почетной грамотой организации;

  • представление к государственным и ведомственным наградам;

  • помещение фотографии наставника на доску почета организации;

  • внесение предложения о назначении на вышестоящую должность;

  • присвоение почетного звания «Лучший наставник организации».

    1. Образовательная организация имеет право передавать свой опыт лучших практиков наставничества:

  • на сайтах образовательной организации;

  • через участие в конкурсах профессионального мастерства.


4. Перечень документов, регламентирующих реализацию программы

наставничества

4.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников относятся:

  • настоящее Положение

  • приказ руководителя образовательной организации о назначении наставников;

  • план работы наставника;

  • журнал наставника;

  • отчеты о деятельности наставника и наставляемого;

  • анкеты и анализ результатов анкетирования наставников и наставляемого;

  • протоколы заседаний педагогического и методического советов на которых рассматривались вопросы наставничества.

  • соглашения между наставником и наставляемым, а также законными представителями наставляемого в случае, если участник программы несовершеннолетний;

  • согласия на обработку персональных данных от участников наставнической программы или их законных представителей в случае, если участники несовершеннолетние.


Приложение 1


Программа наставничества


Наставник (ФИО полностью, должность)

Наставляемый

(ФИО полностью)


№ п.п.

Содержание мероприятия

Срок

исполнения

Планируемый

результат

Отметка наставника о выполнении







Наставник /

(должность) (ФИО) (подпись)



Ознакомлен / / (ФИО наставляемого) (подпись)


Приложение 2


Отчет наставника


№ п.п.

ФИО

наставляемого

Планируемые результаты

наставничества

Краткая характеристика достигнутых показателей








Наставник / (должность) (ФИО) (подпись)


Скачать

© 2021 275 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!