ПРИНЯТО Педагогическим советом МБОУ СОШ № 28 г. Брянска Протокол от «27» 06 . 2017 г. № 8 Председатель первичной профсоюзной организации _______________/ Писарева О.И./ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 28г.Брянска ____________/ О.И.Елозина/ от 29.06.2017г. |
Положение о классном руководстве
Общие положения
- 1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Типовым положением об образовательном учреждении, инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя, Уставом МБОУ СОШ №28 г.Брянска и регламентирует работу классного руководителя.
1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от должности приказом руководителя общеобразовательного учреждения.
1.3. Классным руководителем назначается лицо, имеющее среднее или высшее педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы.
1.4. Классный руководитель непосредственно подчиняется заместителю руководителя по ВР, который осуществляет координацию работы и общее руководство деятельностью классных руководителей.
1.5. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя на срок более 5 рабочих дней его обязанности могут быть возложены на педагога, не имеющего классного руководства.
1.6. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется следующими документами:
Конвенцией о правах ребенка, положениями законодательства РФ о правах ребенка и их гарантиях;
Федеральным законом от 29.12 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
нормативными актами и рекомендациями Министерства образования и науки РФ, решениями по вопросам образования областных и муниципальных органов управления образованием;
правилами и нормами охраны труда и техники безопасности;
методическими рекомендациями федеральных, региональных, областных и муниципальных методических служб;
локальными правовыми актами образовательного учреждения, нормами Устава и настоящего Положения.
1.7. Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
1.8. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю необходимо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Цель и задачи деятельности классного руководителя
2.1. Цель деятельности классного руководителя – создание условий для самореализации личности школьника, его успешной социализации в обществе.
2.2. Классный руководитель в своей деятельности осуществляет следующие задачи:
формирование классного коллектива как субъекта воспитания;
руководство воспитательным процессом в соответствии с планом воспитательной работы ОУ;
формирование системы ценностных ориентаций учащихся как основы их воспитанности;
организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающей детей в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
обеспечение соблюдения норм и правил техники безопасности.
Функции классного руководителя
3.1. Организационно-координирующие:
обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в вопросах воспитания обучающихся (лично, через психолога, других педагогов);
проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организация воспитательной работы с обучающимися через проведение различных мероприятий;
стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, классом в целом;
ведение документации (классный журнал, электронный журнал, личные дела обучающихся, план деятельности классного руководителя), контроль за ведением дневников обучающихся.
3.2. Коммуникативные:
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3.3. Аналитико-прогностические:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
фиксация отклонений в развитии и поведении обучающихся, осуществление педагогически обоснованной коррекции, в сложных случаях – информирование администрации образовательного учреждения, школьного психолога;
определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
3.4. Контрольные:
Обязанности классного руководителя
4.1. В работе с учащимися классный руководитель выполняет следующие обязанности:
проводит классные часы, организует другие коллективные формы воспитывающей деятельности в соответствии с планом воспитательной работы ОУ;
планирует и осуществляет досугово-развивающую деятельность в классном коллективе (совместно с детьми разрабатывает сценарии внеклассных мероприятий и др.);
осуществляет контроль за ходом учебно-воспитательного процесса в классе; выявляет причины неуспеваемости учащихся, организует необходимую помощь;
организует индивидуальные педагогические консультации с учащимися по их просьбам, заявкам родителей или учителей;
оказывает помощь одаренным детям в раскрытии и совершенствовании их способностей;
участвует в организации и проведении досугово-развивающих, оздоровительных и других общественно полезных мероприятий образовательного учреждения;
организует дежурство и другие мероприятия социально значимой деятельности;
организует питание, контролирует посещаемость, выясняет причины отсутствия ребенка;
осуществляет контроль за внешним видом обучающихся своего класса;
участвует в планировании и координации планирования образовательного процесса классного коллектива;
4.2. В работе с учителями-предметниками классный руководитель выполняет следующие обязанности:
посещает уроки с согласия преподавателей;
участвует в организации и проведении педагогических консилиумов;
осуществляет интеграцию оценок различных учителей и служб, результатов внешней аттестации, формирует целостную характеристику учащегося.
4.3. В работе с родителями классный руководитель выполняет следующие обязанности:
информирует об успехах, проблемах ученика – лично, по телефону, путем записей в дневнике;
проводит родительские собрания (не менее пяти раз в год и не реже одного раза в четверть);
посещает семьи учащихся с их согласия;
организует консультации по вопросам воспитания детей;
информирует родителей об их роли в образовательном процесс и об образовательном процессе ребенка;
размещает в школьном информационном пространстве информацию для родителей.
4.4. В работе со службами ОУ классный руководитель выполняет следующие обязанности:
информирует руководство о проблемных случаях, об одаренных детях, предлагает соответствующие меры помощи воздействия;
участвует в педсоветах образовательного учреждения: предоставляет необходимую информацию о классе и отдельных учащихся;
принимает участие в работе методического объединения классных руководителей;
содействует работе в осуществлении психолого-педагогических исследований в классе;
представляет отчет о деятельности заместителю руководителя по ВР;
по требованию администрации школы готовит и представляет отчеты различной формы о классе и собственной работе. Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на заседании методического объединения классных руководителей, педагогическом или методическом советах, административном совещании;
разрабатывает и согласует с заместителями руководителя, руководителем ОУ план повышения уровня профессиональной компетентности.
4.5. В работе с документами классный руководитель выполняет следующие обязанности:
ведет личные дела учащихся, в том числе размещает информацию об учащихся в информационной системе;
ведет классный журнал (в том числе электронный);
осуществляет контроль за ведением ученических дневников;
готовит характеристики учащихся класса.
4.6. Классный руководитель повышает уровень профессиональной компетентности, участвуя в семинарах различного уровня, посещая курсы повышения квалификации.
Права классного руководителя
Классный руководитель имеет право:
5.1. Самостоятельно избирать формы и методы проведения воспитательной работы, использовать инновационные методики воспитания;
5.2. Использовать помещения и материальную базу образовательного учреждения для проведения воспитательной работы с классом: закрепленный кабинет и оборудование – в свободное от уроков время, другие помещения и оборудование – по предварительной заявке в порядке, определяемом руководителем и (или) заместителями руководителя образовательного учреждения;
5.3. Вызывать от имени образовательного учреждения родителей учащихся в необходимых случаях;
5.4. Получать полную и исчерпывающую информацию об учащихся закрепленного за ним класса от всех служб образовательного учреждения.
Ответственность классного руководителя
6.1. Классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время социально-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся (воспитанников).
6.2. Классный руководитель несет ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение или правонарушения, совершенные в связи с выполнением трудовых обязанностей, в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством РФ.
6.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника), а также совершение иного аморального проступка классный руководитель может быть освобожден от выполнения обязанностей в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
6.4. За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих функциональных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
Формы работы классного руководителя
7.1. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, соревнования и др.).
7.2. При выборе форм работы с обучающимися классный руководитель руководствуется следующим:
определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
8. Организация деятельности классного руководителя
8.1. Классный руководитель ежедневно:
определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания,
проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и не посещаемости учебных занятий;
организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении;
осуществляет контроль за внешним видом обучающихся своего классного коллектива.
8.2. Классный руководитель еженедельно:
проверяет ведение учащимися дневников с выставлением отметок за неделю;
проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы;
организует работу с родителями;
проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе;
анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся;
8.3. Классный руководитель ежемесячно:
организует работу классного актива;
8.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:
ведет классный журнал (в т.ч. электронный);
участвует в работе методического объединения классных руководителей;
проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния успеваемости;
проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;
проводит классное родительское собрание;
организует заседание родительского комитета класса;
представляет в учебную часть отчет об успеваемости учащихся класса за четверть;
предоставляет отчет по итогам воспитательной работы заместителю руководителя по ВР.
8.5. Классный руководитель ежегодно:
анализирует состояние воспитательной работы в классе;
составляет план воспитательной работы (план классного руководителя);
собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность об учащихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников).
Настоящее Положение действительно до принятия новой редакции.