СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Политика России после первой революции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме "Политика России после первой российской революции"

Просмотр содержимого документа
«"Политика России после первой революции"»

ИСТОРИЯ РОССИИ. 11 КЛАСС.

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ.

ЦЕЛИ:

  • дать представление обучающимся об идейных течениях, политических партиях и общественных движениях в России на рубеже XIX-XX вв;

  • объяснить становление российского парламентаризма;

  • охарактеризовать деятельность политических партий и Государственной думы;

  • установить причинно-следственные связи между Манифестом 17 октября 1905 г и активным ростом политических партий в начале XХ вв;

  • составить схему «Государственное устройство Российской империи после Манифеста 1905 г»;

  • сравнить структуру высших органов государственной власти до и после создания Государственной думы.

ТИП УРОКА: урок общеметодологической направленности.


ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Проводится тест.

ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.

А 1. Что было причиной первой российской революции:

  1. Отсутствие у населения политических прав и свобод

  2. Усиление крепостного права

  3. Начало Русско-турецкой войны

  4. Смерть Александра III

А 2. Задачей первой российской революции было:

  1. Установление диктатуры пролетариата

  2. Уничтожение крепостного права

  3. Свержение самодержавия

  4. Объединение страны

А 3. Манифест 17 октября носил название:

  1. «Об усовершенствовании государственного надзора»

  2. «О предоставлении демократических прав и свобод»

  3. «Об изменении положения о выборах в Государственную думу»

  4. «Об усовершенствовании государственного порядка»

А 4. Что явилось одним из последствий Всероссийской политической стачки в октябре 1905 г.?

1) дарование населению России политических прав и свобод (издание Манифеста)

2) создание правительства, ответственного перед Государственной думой

3) созыв Учредительного собрания

4) создание фабричного законодательства

А 5. Результатом стачки текстильщиков Иваново-Вознесенска стало:

  1. Появление первого в стране Совета

  2. Восстановление автономии университетов

  3. Издание указа о выборах в первую законодательную думу

  4. Создание Союза Освобождения рабочих

А 6. Свободу слова, печати, уличных шествий россияне впервые получили:

  1. 19 февраля 1861 г

  2. После отречения Николая II

  3. После октябрьского переворота 1917 г

  4. 17 октября 1905 г

В 1. Определите, к какой партии относятся следующие программные положения:

А) установление диктатуры пролетариата

Б) «социализация земли»

В) единая и неделимая Россия

Г) конституционное устройство страны

Д) защита самодержавной монархии

Е) предоставление части помещичьих земель малоземельным и безземельным крестьянам

В 1. Прочтите отрывок из речи Николая II и укажите название государственного органа, к представителям которого он обращался.

«Всевышним Промыслом врученное Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа.

С пламенной верой в светлое будущее России, Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».

1) Съезд рабочих и солдатских депутатов

2) Совет министров

3) Государственная дума

4) Учредительное собрание


  1. Введение в новый материал.

- Какой была политическая система Российской империи начала XX в?

- Какой была форма правления в Российской империи в начале XX в?(Абсолютная монархия)

- Как назывался совещательный орган при императоре?(Государственный совет)

- Какой орган государственной власти назывался высшим исполнительным? (Комитет министров)

- Какую роль выполнял Сенат?( Публикация законов, утверждение в должности уездных судей, удостоверения принадлежности к сословиям, земельные вопросы; надзор за законностью управления, прием кассационных действий)

- Кто осуществлял местное управление?(Губернаторы и генерал-губернаторы, их деятельностью руководило МВД)

- Какие изменения внес в российское общество Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г?

Тема урока « Российское общество и реформы»

ПЛАН УРОКА.

  1. Реформы П.А.Столыпина.

  2. Третьеиюньский режим.


  1. Работа по теме урока.

  1. Реформы П.А.Столыпина.

Первая русская революция вскрыла острейшие противоречия, которые были свойственны России начала XX в. Особенное остро стоял крестьянский вопрос, который В.И.Ленин назвал «гвоздем» первой русской революции. Даже императору стало понятно, что необходимы реформы, которые смогли бы ослабить социальную напряженность в стране. В 1906-1911 г. политику правительства определял реформаторский курс П.А.Столыпина. По-разному и в то время, и в наши дни оценивают его реформы. Для кого-то он стал великим реформатором, а кто-то величал его душителем свободы.

В 1906 г П.А.Столыпин назначен председателем Совета министров. Сильный политик, убежденный сторонник монархии, он видел главные задачи России в следующем:

  1. Жестокими мерами подавить революцию

  2. Революционному движению противопоставить правительственную программу решения главных проблем России

П.А Столыпин провозгласил курс на проведение социально-политических реформ. 24 августа он опубликовал правительственную программу. Она состояла из двух частей:

  • В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых регионах страны чрезвычайного положения с введением военно-полевых судов;

  • Во второй части предполагалось немедленно, не дожидаясь созыва думы , начать аграрную реформу, основной целью которой было создание крупного крестьянского хозяйства, основанного на частной земельной собственности.

Одновременно было объявлено о подготовке законопроектов, способствующих превращению России в правовое государство:

  • О свободе вероисповедования

  • О гражданском равноправии

  • Об улучшении быта рабочих

  • О реформе местного самоуправления

  • О реформе высшей и средней школы

  • О введение всеобщего начального образования

  • Об улучшении материального обеспечения народных учителей

  • О подоходном налоге

  • О полицейской реформе

П.А.Столыпин предполагал осуществить широкий круг мероприятий. Однако в первую очередь государственный деятель намеревался провести аграрную реформу.

Задание. Работая с п.1 § 4 и дополнительным материалом, определите, почему именно с решения аграрного вопроса решил начать преобразования П.А.Столыпин? Каковы были результаты проводимой политики?

Дополнительный материал.

«Я думаю, что крестьяне не могут не желать разрешения этого вопроса, который для них является самым близким и самым больным. Я думаю, что и землевладельцы не могут не желать иметь своими соседями людей спокойных и довольных вместо голодающих и погромщиков…

Цель правительства вполне определенна: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым…так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской. Освободиться от тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность.

Пробыв около десяти лет у дела земельного устройства, я пришел к глубоким убеждениям, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная черная работа… Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освободиться от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»

«Где бомбами взрывают поезда, под флагом социальной революции грабят мирных жителей, там правительство обязано поддерживать порядок, не обращая внимания на крики и реакции»


Проводимы П.А.Столыпиным курс вызвал критику как и в верхах, так и в рядах оппозиции. Круг сторонников преобразований постепенно сужался.

За реформатом началась настоящая охота. На него было совершено несколько покушений (террористических актов), от которых пострадали члены его семьи. Говорят. Он предчувствовал скорую гибель. К сожалению, трагедия все же произошла.

Как же это произошло?

Познакомьтесь с документом

Из воспоминаний киевского губернатора А.Гирса.

«… Шла «Сказка о царе Салтане» в новой чудесной постановке… Кончилось первое действие. Я был на линии 6-го или 7-го ряда, когда меня опередил высокий человек в штатском фраке. Я услышал два коротких сухих выстрела. Все взоры обратились на Столыпина. П.А.Столыпин как будто не сразу понял, что случилось. Он наклонил голову и посмотрел на свой белый сюртук, который с правой стороны уже заливался кровью. Медленными и уверенными движениями он положил на барьер фуражку и перчатки, расстегнул сюртук и махнул рукой, как будто желал сказать: «Все кончено!». Затем он грузно опустился в кресло и отчетливо голосом, слышным всем, кто находился близко от него, произнес: «Счастлив умереть за царя». Увидев государя, Петр Аркадьевич на виду у всех благословил его широким крестом…»


Убийцей оказался Дмитрий Богров, сын богатого владельца многоэтажного дома в Киеве. Единого мнения о мотивах преступления до сих пор нет. Некоторые исследователи считают, что убийство Столыпина- дело рук царской охранки, возможно, не без ведома царя; другие- что, действуя по желанию партии эсеров, Богров сумел обмануть охрану; третья- что убийца исходил из чисто личных мотивов. Во всяком случае, партия эсеров заявила о своей непричастности к акции Богрова. 5 сентября 1911 Столыпин скончался и был похоронен в Киево-Печерской лавре в Киеве, поскольку он завещал похоронить себя там, где его настигнет смерть… Средства на погребение были собраны за три дня…

П.А.Столыпин был последним крупным государственным деятелем страны. Императорская Россия при жизни П.А.Столыпина не очень ценила его заслуги: он не дослужился до высших чинов и наград. Правящий режим использовал административные способности Столыпина для подавления революции и в гораздо меньшей мере- его талант реформатора.



  1. Третьеиюньский режим.

Работа с текстом. Учащиеся работают с п. «Третьеиюньский режим» и отвечают на вопросы:

- С какими событиями связано понятие «Третьеиюньский государственный переворот»?


  1. Подведение итогов урока.

Политика П.А.Столыпина оказалась неприемлемой для самых разных политических сил.

Результаты реформы были крайне противоречивы, несмотря на определенный успех, в целом решить аграрную проблему не удалось.


  1. Домашнее задание. Выучить § 4 , ответить на вопросы.































ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.

А 1. Что было причиной первой российской революции:

  1. Отсутствие у населения политических прав и свобод

  2. Усиление крепостного права

  3. Начало Русско-турецкой войны

  4. Смерть Александра III

А 2. Задачей первой российской революции было:

  1. Установление диктатуры пролетариата

  2. Уничтожение крепостного права

  3. Свержение самодержавия

  4. Объединение страны

А 3. Манифест 17 октября носил название:

  1. «Об усовершенствовании государственного надзора»

  2. «О предоставлении демократических прав и свобод»

  3. «Об изменении положения о выборах в Государственную думу»

  4. «Об усовершенствовании государственного порядка»

А 4. Что явилось одним из последствий Всероссийской политической стачки в октябре 1905 г.?

1) дарование населению России политических прав и свобод (издание Манифеста)

2) создание правительства, ответственного перед Государственной думой

3) созыв Учредительного собрания

4) создание фабричного законодательства

А 5. Результатом стачки текстильщиков Иваново-Вознесенска стало:

  1. Появление первого в стране Совета

  2. Восстановление автономии университетов

  3. Издание указа о выборах в первую законодательную думу

  4. Создание Союза Освобождения рабочих

А 6. Свободу слова, печати, уличных шествий россияне впервые получили:

  1. 19 февраля 1861 г

  2. После отречения Николая II

  3. После октябрьского переворота 1917 г

  4. 17 октября 1905 г

В 1. Определите, к какой партии относятся следующие программные положения:

А) установление диктатуры пролетариата

Б) «социализация земли»

В) единая и неделимая Россия

Г) конституционное устройство страны

Д) защита самодержавной монархии

Е) предоставление части помещичьих земель малоземельным и безземельным крестьянам

В 2. Прочтите отрывок из речи Николая II и укажите название государственного органа, к представителям которого он обращался.

«Всевышним Промыслом врученное Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа.

С пламенной верой в светлое будущее России, Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».

1) Съезд рабочих и солдатских депутатов

2) Совет министров

3) Государственная дума

4) Учредительное собрание


ИСТОРИЯ РОССИИ. 11 КЛАСС.

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ.

Задание. Работая с п.1 § 4 и дополнительным материалом, определите, почему именно с решения аграрного вопроса решил начать преобразования П.А.Столыпин? Каковы были результаты проводимой политики?

Дополнительный материал.

«Я думаю, что крестьяне не могут не желать разрешения этого вопроса, который для них является самым близким и самым больным. Я думаю, что и землевладельцы не могут не желать иметь своими соседями людей спокойных и довольных вместо голодающих и погромщиков…

Цель правительства вполне определенна: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым…так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской. Освободиться от тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность.

Пробыв около десяти лет у дела земельного устройства, я пришел к глубоким убеждениям, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная черная работа… Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освободиться от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»

«Где бомбами взрывают поезда, под флагом социальной революции грабят мирных жителей, там правительство обязано поддерживать порядок, не обращая внимания на крики и реакции»

Из воспоминаний киевского губернатора А.Гирса.

«… Шла «Сказка о царе Салтане» в новой чудесной постановке… Кончилось первое действие. Я был на линии 6-го или 7-го ряда, когда меня опередил высокий человек в штатском фраке. Я услышал два коротких сухих выстрела. Все взоры обратились на Столыпина. П.А.Столыпин как будто не сразу понял, что случилось. Он наклонил голову и посмотрел на свой белый сюртук, который с правой стороны уже заливался кровью. Медленными и уверенными движениями он положил на барьер фуражку и перчатки, расстегнул сюртук и махнул рукой, как будто желал сказать: «Все кончено!». Затем он грузно опустился в кресло и отчетливо голосом, слышным всем, кто находился близко от него, произнес: «Счастлив умереть за царя». Увидев государя, Петр Аркадьевич на виду у всех благословил его широким крестом…»


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!