Тема: Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг. Социально экономическое рпзвитие страны в 1960-х середине 1980-х
предметные: сформировать представление о косыгинской реформе в промышленности, показать ее результаты; показать причины упадка советского сельского хозяйства и нарастания кризисных явлений в советской экономике к началу 1980-х гг.; раскрыть причины неспособности советской экономической модели ответить на вызовы постиндустриального общества; метапредметные УУД: 1) коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; 2) регулятивные: составлять план действий, соотносить свои действия с планируемым результатом; формировать целевые установки учебной деятельности; 3) познавательные: работать с учебной информацией, собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности; личностные УУД: развивать устойчивый познавательный интерес к прошлому своей страны.
Оборудование: учебник; презентация
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1,Мотивационно-целевой этап
Период правления Л.И. Брежнева вошел в историю как «эпоха застоя» не только в политической жизни, но и в экономике. Его итогом стали экономическая стагнация, рост технологического отставания от ведущих страна Запада, нарастание товарного дефицита. Между тем в первые годы после отставки Хрущева эко-
номическое развитие СССР было весьма успешным, по итогам пятилетки 1966-1970 гг. национальный доход вырос почти вдвое, СССР впервые опередил США по производству продукции в целом ряде ведущих отраслей промышленности. Почему этот успех не был развит и стали нарастать кризисные явления в экономике, мы поговорим на сегодняшнем уроке.
2.Введение в новый материал
После отставки Хрущева первоочередными задачами в экономике стали преодоление глубокого кризиса сельского хозяйства, а также поиск новых способов совершенствования управления промышленностью. Давайте посмотрим, какие меры были предприняты для достижения этих целей.
3.Изучение нового материала
Косыгинская реформа промышленности и ее результаты
В сентябре 1965 г. Пленум ЦК КПСС принял проект реформы управления промышленностью, предложенный председателем Совета министров Алексеем Николаевичем Косыгиным. Этот государственный деятель с конца 1930-х гг. возглавлял различные министерства, ведавшие теми или иными отраслями легкой промышленности. Он был твердым сторонником либерализации советской экономической системы, увеличения экономических стимулов к труду, повышения роли прибыли в работе предприятий, расширения их хозяйственной самостоятельности. В то же время проект предложенной им реформы не посягал на централизованное директивное планирование как основу советской экономической модели — в противном случае он не был бы принят, учитывая господство в советском руководстве консервативных настроений и неприятие любых радикальных реформ.
Положение реформы
Цель
Результат
в 1966-1970 гг
в долгосрочной перспективе
Восстановление отраслевых министерств
Министерства должны стать консультантами предприятий для организации производства на условиях хозрасчета
Рост промышленного производства в 1,5 раза, создание около 1900 крупных предприятий
Падение качества продукции из-за предприятий-монополистов, экономящих на качественном сырье.
Сокращение объемов производства товаров и рост дефицита
Сокращение количества плановых показателей
Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий
Переход предприятий на самофинансирование. Значительная часть доходов оставалась у предприятий на развитие, на них создавались фонды для материального поощрения работников
Создание экономических стимулов к труду
Высокие темпы развития социальной сферы, в том числе жилищного строительства, финансируемого непосредственно самими предприятиями
Искусственное завышение предприятиями цены готовой продукции для получения большей прибыли
Развитие сельского хозяйства
Одновременно с косыгинской реформой в промышленности были осуществлены преобразования в сельском хозяйстве, также направленные на расширение экономических стимулов труда.
Реформа сельского хозяйства согласно решениям
Пленума ЦК КПСС марта 1965 г.
Мероприятие
Результат
в ходе восьмой пятилетки
в долгосрочной перспективе
Сняты некоторые ограничения на личные подсобные хозяйства, размеры приусадебных участков увеличены в 2 раза.
Увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию.
Установлен твердый план по закупкам на 10 лет.
Введена 50% надбавка за продажу сверхплановой продукции.
Увеличены капиталовложения в сельское хозяйство
Объем валовой продукции сельского хозяйства вырос на 20%. Значительно сократился импорт зерна, но полностью отказаться от него не удалось
В 1970-е гг. абсолютное большинство колхозов и совхозов стали убыточными, а СССР стал самым крупным импортером зерна и продуктов питания
— Работая с п. 1 § 36 учебника, выявите главные причины низкой производительности труда и нерентабельности большинства колхозов с конца 1960-х гг. несмотря на рост капиталовложений в сельское хозяйство.
Запись в тетради
Главные причины падения сельхозпроизводства:
1) неэффективность административно-планового руководства сельским хозяйством;
нехватка рабочей силы в связи с массовым переселением в города;
рост иждивенческих настроений среди колхозников, особенно после введения гарантированной денежной оплаты труда в 1966 г.
В 1960-е гг. среди председателей колхозов получила распространение поговорка «Раньше плохо работали, потому что знали — все равно ничего не дадут, теперь плохо работают, потому что знают — все равно все дадут». Что имелось . в виду под этими словами?
(Ответы учеников.)
Нарастание кризисных явлений в экономике
К началу 1980-х гг. пропаганда рапортовала об успехах развития народного хозяйства, нефтяные доходы позволяли поддерживать сравнительно благополучный уровень жизни большинства населения, но кризис социально-экономической модели становился все более серьезным.
Проблемы советской экономической модели
Кризисное явление в экономике
Причина
Невосприимчивость советской экономики к достижениям научно-технической революции, рост технологического отставания от Запада
Система директивного планирования в сочетании с лоббированием каждым министерством и ведомством своих интересов препятствовала внедрению научно-технических достижений в массовое производство. Руководство предприятий не было заинтересовано в модернизации производства
Рост криминальной («теневой») экономики
Рост дефицита товаров народного потребления
Обострение продовольственной проблемы, рост дефицита продуктов питания
Падение темпов сельскохозяйственно го производства
Снижение темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства
Экстенсивное развитие промышленности исчерпало свои возможности
Отторжение экспериментов, демонстрирующих эффективность работы предприятий в случае предоставления им полной хозяйственной самостоятельности
Модернизация производства и внедрение эффективных методов организации труда привели бы к массовой безработице (Конституция СССР гарантировала право на труд) и росту социальной напряженности
Первое предновогоднее телевизионное обращение к советскому народу от имени руководства СССР впервые сделал Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев 31 декабря 1970 года. Правда, сходу уловить жанр Леониду Ильичу не удалось – его обращение больше походило на годовой отчёт.
Политическое развитие
Первое новогоднее обращение советские зрители увидели за несколько часов до боя курантов. А уже в 1974 году Брежнев появился на экранах в более привычное для нас время, за пять минут до наступления Нового года.
В ходе урока вы узнаете об итогах правления Никиты Сергеевича Хрущёва, смене Брежневым политического курса, концепции «развитого социализма», Конституции 1977 года.
С начала 1950-х годов СССР стремительно развивался. Советский Союз превзошёл все ведущие страны мира по темпам роста валового внутреннего продукта.
С 1953 по 1964 год в СССР построили более восьми тысяч предприятий.
Значительно вырос уровень жизни населения.
СССР занимал лидирующие позиции по развитию научно-технического прогресса. Велось освоение космоса, были созданы предпосылки для реализации социальных программ.
Послевоенные годы стали временем германского и японского экономического чуда. В то же время перечисленные показатели указывают и на советское экономическое чудо. Одним из факторов, который помог достичь таких результатов, стало формирование новой общественной атмосферы.
Однако вскоре темпы экономического развития стали снижаться. Причин этому было несколько:
отказ властей от использования экономических стимулов к труду;
сохранение идеологических ограничений;
усталость общества от постоянных перемен.
Не получили развития попытки изменить политическую систему. Поэтому перед руководством СССР стояла задача провести новые реформы.
После прихода к власти Леонида Ильича Брежнева одним из политических лозунгов стал «стабильность кадров». Все номенклатурные посты стали пожизненными. Главным критерием при назначении человека на должность была лояльность к нему того или иного чиновника. Таким образом в СССР «законсервировали» политический режим.
Ни о каких коренных изменениях в области управления не было и речи. После упразднения совнархозов вернулись к отраслевым министерствам, количество которых постоянно росло. Сравните, в 1936 году в СССР было 20 министерств и ведомств, а к середине 1980-х годов их количество увеличилось до ста. На каждые шесть-семь человек приходилось по одному «управляющему».
Происходило старение кадров. К 1980-м годам средний возраст работника высшего руководства составлял семьдесят лет.
Партия осуществляла контроль над всеми сферами жизни общества. В 1966 году прошёл 23-й съезд КПСС, на котором были ликвидированы все новации в партийной жизни, принятые за годы правления Хрущёва. Отменили принцип регулярного обновления партийной номенклатуры.
В 1971 году на 24-м съезде КПСС официально закрепили право контроля над деятельностью администрации научно-исследовательских институтов, учреждений культуры и здравоохранения.
Конституция 1977 года закрепляла руководящую роль КПСС. Партия стала «ядром политической системы», а партийный аппарат – главной политической силой.
Узкий круг людей, руководивший страной, признавал неверной любую точку зрения, которая не совпадала с генеральной линией партии. Во время выступлений Брежнева в важных местах речи зал вставал и аплодировал. Делалось это по приказу самого Брежнева. Также и на съездах партии в зале специально рассаживались люди, задачей которых было создание «шумовых эффектов».
В конце 1960-х годов началось возвеличивание личности Леонида Ильича Брежнева. Его постоянно восхваляли в средствах массовой информации.
Представители государственного аппарата пользовались системой льгот и привилегий. Деятельность чиновников практически не контролировалась. Поэтому многие из них были заняты в «теневой экономике». Так называют экономическую деятельность, находящуюся вне государственного контроля и скрываемую от общества.
Получив главные позиции в государстве, партийный аппарат отказался от критики культа личности Сталина. В своей речи, посвящённой двадцатилетию Победы в Великой Отечественной войне, Брежнев дал высокую оценку вкладу Сталина в дело Победы. Эта речь была встречена громкими аплодисментами.
В произведениях искусства Сталина изображали мудрым и скромным, заботящимся о благе народа. В партийных документах перестали говорить о развенчании культа личности. Подобные разделы исчезли из школьных учебников.
При Брежневе активно финансировались оборонные программы. В 1960-е годы году в подземных шахтах начали устанавливать межконтинентальные баллистические ракеты.
В СССР создали эффективную систему противовоздушной обороны.
Росла численность и мощь флота и авиации. Именно в период правления Брежнева СССР достиг ракетно-ядерного паритета с Соединёнными Штатами Америки.
С 1976 года в Восточной Европе стали устанавливать ядерные ракеты средней дальности. Это должно было укрепить обороноспособность страны.
Однако наращивание военного потенциала имело и негативные последствия. Производство военной техники и разработка новых моделей вооружения тормозили повышение уровня жизни населения Советского Союза.
Власти были обеспокоены ростом диссидентского движения. Поэтому важной задачей являлось укрепление органов государственной безопасности.
В 1964 году начались идеологические преобразования. Происходил отход от демократических нововведений Хрущёва. Это объяснялось борьбой с «волюнтаризмом и субъективизмом».
Резкий переход к консерватизму требовал объяснения и обоснования. Поэтому появились концепция «развитого социализма» и теория непрерывного обострения идеологической борьбы капиталистической и социалистической систем по мере продвижения к коммунизму.
Леонид Ильич Брежнев в своей речи, посвящённой пятидесятилетию Октябрьской революции, озвучил вывод о построении социалистического общества. Со временем он оформился к идеологическую концепцию «развитого социализма». Она включала в себя следующие положения:
относительная однородность советского общества;
окончательное решение национального вопроса;
отсутствие противоречий внутри общества.
Исходя из этого, предполагалось, что устранены основные конфликты, и дальнейшее развитие общества будет благоприятным. Руководство партии воспринимало действительность с позитивной стороны и насаждало этот взгляд окружающим. Никто не должен был усомниться в правильности выбранного курса. И чем сложнее была экономическая ситуация, тем больше появлялось рапортов о различных достижениях и трудовых успехах.
Из-за невнимания партии к реально существующим проблемам, в обществе концепцию «развитого социализма» называли «идеологией застоя».
Теория обострения идеологической борьбы объясняла преследование инакомыслящих как борьбу с подрывным влиянием Запада. Эта теория основывалась на сталинском положении о классовой борьбе на пути продвижения к социализму. Так Сталин аргументировал массовые репрессии 1930-х годов.
Жизнь простых людей отличалась от идеальной картины, описанной в концепции «развитого социализма». Наблюдалось постоянное снижение уровня жизни. Пришедший к власти в 1982 году Андропов признал необходимость совершенствования «развитого социализма», и объяснил, что этот процесс займёт довольно длительный срок.
7 октября 1977 года была принята новая Конституция СССР. В Преамбуле Конституции оценивался исторический путь, пройденный за шестьдесят лет после революции 1917 года. Также говорилось о построении развитого социалистического общества. В Преамбуле утверждалось, что Советской власти навсегда удалось покончить с эксплуатацией человека человеком и национальной враждой.
Шестая статья Конституции закрепляла руководящее положение КПСС в советском обществе. Здесь же отмечалась важная роль массовых общественных организаций в политической системе.
В десятой статье говорилось о том, что основой экономической системы СССР является социалистическая собственность на средства производства.
Конституция 1977 года допускала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью предприятий.
Важное место в новой Конституции занимали социально-экономические права граждан СССР, такие как
право на труд;
бесплатное образование;
медицинскую помощь;
отдых;
пенсионное обеспечение.
Реализацию этих прав регламентировали специальные законы.
В Конституции 1977 года, как и во всех предыдущих, за союзными республиками было закреплено право свободного выхода из состава СССР.
Давайте подведём итоги.
В первые послевоенные годы произошло советское «экономическое чудо».
Одним из политических лозунгов периода правления Брежнева был «стабильность кадров».
В конце 1960-х годов началось возвеличивание личности Леонида Ильича Брежнева.
Брежнев финансировал оборонные программы.
При Брежневе оформилась идеологическая концепция «развитого социализма».
октября 1977 года была принята новая Конституция СССР.
4.Подведение итогов урока
— Основываясь на материалах сегодняшнего урока, приведите доводы, подтверждающие, что советская командно-административная модель экономики, основанная на директивном планировании, исчерпала себя после построения в СССР индустриального общества и на повестку дня встала необходимость перехода к постиндустриальному обществу.
(Проверка выполнения задание и формулирование общих выводов.)
5.Рефлексия
Я понял …
Мне понравилось..
6.Домашнее задание
Прочитать § 36.-36з