СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Политическая карта мира

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

планирование может быть использовано для элективного курса в 10-11 классах

Просмотр содержимого документа
«Политическая карта мира»














Рабочая программа «Политическая карта мира»
















  1. Пояснительная записка

Политическая карта мира- это визитная карточка географии. Без ее знания невозможно ориентироваться в международной политике и считаться разносторонне образованным человеком.

Политическая карта отражает не только место стран в современном мире, но и их политико- административное устройство. Анализ политической карты позволяет делать выводы о связанных с географией особенностях размещения форм государственного устройства и правления стран. Только хорошо зная политическую карту мира, можно рассуждать о взаимоотношениях между государствами, вероятных районах территориальных конфликтов, которые предопределены расселением народов и историей проведения государственных границ.

Политическая карта мира постоянно изменяется в результате войн и заключения мирных договоров. Государства распадаются и объединяются. Происходит смена форм государственного устройства и (или) правления. Страны теряют или приобретают государственный суверенитет. Уменьшается или увеличивается их площадь. Изменяются границы и названия стран, перемещаются на новые места их столицы. Эти сведения необходимы всем- и обывателям, решающим на даче кроссворды, и руководителям государств.

Главной целью курса является формирование у школьников целостного, законченного, широкого представления о современной политической карте мира.

Основные задачи курса:

- познакомить учащихся с современной политической картой мира и этапами её формирования, с качественными и количественными сдвигами на ней, с главными объектами политической карты - государствами;

-выяснить, что относится к государственной территории и какими бывают государственные границы;

- сформировать представления о типах стран современного мира и основных международных организациях;

- познакомить учащихся с формами государственного правления и государственного устройства стран;

- охарактеризовать формы государственного режима; познакомить учащихся с основными этапами формирования политических карт Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии и Океании (события, повлиявшие на формирование карты, территориальные изменения и изменения границ).

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по политической географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира.

Элективный курс имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован учащимся разных профилей, так как даёт возможность сформировать у выпускников следующие географические компетенции:

- осознание пространственно- временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально- экономических, природно- техногенных процессов, объектов;

- умелое применение знаний и навыков в субъектно- объектной деятельности, в том числе в природопользовании с учётом хозяйственной целесообразности и экологических требований в пространственной конкретности;

- умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности/

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: текстовыми ( учебник, дополнительная литература); картографическими ( физическими, политическими картами); схемами, таблицами, диаграммами, рисунками. Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную ( индивидуальную или коллективную) и практическую работу учащихся. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Место предмета в базисном учебном плане: Программа элективного курса «Политическая карта мира» предназначена для учащихся 10- 11 классов и рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.

Рабочая программа элективного курса составлена на основании программы элективного курса «Политическая карта мира» авторов А.С. Наумова и В.Н. Холиной ( Москва, Дрофа 2007).

Основные формы обучения: Основными формами организации учебных занятий при изучении данного курса являются лекции, комбинированные уроки, практические занятия, тестирование, семинары.

Основные методы обучения: информационно-развивающий, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, творчески-репродуктивный, самостоятельная работа с разными источниками информации, выполнение заданий по плану, поисковая, исследовательская работа по картам, составление обобщающих таблиц, индивидуальная работа по заданиям.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, диктанты, работы с контурными картами.


II. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

- формирование и развитие политической карты мира;

- структуру политической карты мира;

- структуру суверенного государства;

- основные политические характеристики государства;

- современную политическую карту мира;

- политическую карту Российской Федерации;

- основные понятия геополитики.

Учащиеся должны уметь:

- использовать карты, таблицы, атласы, дополнительную литературу для изучения мировой географии;

- давать на основе различных источников характеристику экономического развития различных стран;

- владеть приёмами статистического анализа и географического исследования;

- работать на контурных картах, наносить данные и давать характеристику по данным устно;

- оценивать рекреационные ресурсы различных стран мира;

- объяснять причину низкого уровня социально- экономического развития страны;

- приводить примеры социальных, экономических проблем, решение которых требует использования научных географических знаний;- давать анализ карт, графиков, диаграмм в качестве иллюстрации по вопросам содержания темы.

Используемые технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, технология объяснительно-иллюстративного обучения технология, развивающего обучения, технология развития критического мышления.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно- педагогические средства (карточки, раздаточный материал).


III. Содержание учебного предмета

1. Введение в политическую географию (1час)

Предмет и место политической географии в системе политических и географических наук. Уровни изучения политической географии. Политическая карта- государство- регион. Задачи и методы политической географии. История политической географии и политической картографии.

2. Формирование и развитие политической карты мира (3 часа)

Изменения на политической карте мира: качественные и количественные. Формирование и развитие политической карты мира как объекта научного исследования.

Факторный и хронологический подходы. Факторный метод изучения. Факторы влияния на политическую карту мира. Физические факторы. Политические, экономические, социальные и культурные факторы. Основные факторы, определяющие современные процессы на политической карте мира. Усиление значения экономических и культурных факторов.

Влияние процессов либерализации, гуманизации, эмансипации общества на политическую карту мира. Роль личности в процессе изменения политической карты мира. Хронологический метод изучения.

Этапы формирования политической карты мира. Древний этап. Древнейшие государства. Египет, Месопотамия- Шумер- Ассирия- Вавилония- Персия, Индия, Китай, Греция, Рим. Империя Александра Македонского и Римская империя. Средневековый этап. Феодализм. Изменения на политической карте Европы. Начало эпохи Великих географических открытий. Новый этап. Великие географические открытия. Колониализм. Колониальные империи. Новейший этап. Первая мировая война. Вторая мировая война. Деколонизация. Интеграция. Глобализм. Падение коммунизма. Распад СССР.

Работа с картами (политические карты мира 1901 и 2001годов),статистическим материалом. Выведение основных качественных и количественных изменений. Определение основных факторов, повлиявших на изменение политической карты мира в 10-21 веках. Разделение процесса развития политической карты мира в 20-21 веках на этапы.

3.Структура политической карты мира (5 часов)

Количество государств мира и споры по этому поводу. Число государств в прошлом.

Типология государств мира по территории и численности населения. Лидеры и аутсайдеры. Типология стран по физическим принципам: по структуре суши, по выходу к морю, по рельефу, климату, почвам и т. Д. типология стран мира по социально- экономическому принципу. «Большая восьмёрка».

Развитые и развивающиеся страны. Колонии и колониальные империи. Империи одноядерного типа. Россия. Австро- Венгрия. Османская империя. Империи многоядерного типа. Англия. Франция. Испания. Португалия. Германия. Италия. Нидерланды (Голландия).Бельгия. Несамоуправляющиеся территории. Европа: Гибралтар, Фарерские острова, Шпицберген и др. Америка: Бермуды, Сен- Пьер и Микелон, Гренландия, острова Карибского моря, Гвиана, Фолклендские острова. Океания.

Несамоуправляющиеся территории океанов. Спорные территории. Территориальные претензии. Дипломатические и военные пути решения. Территории с особым и международным режимом.

Самопровозглашённые государства. Тайвань. Внутренняя Монголия. Уйгуристан. Тибет. Северный Кипр. Страна басков. Абхазия. Южная Осетия. Нагорный Карабах. Приднестровье. Косово. Азалия. Тамил Илам. Белуджистан. Курдистан. Трансвааль. Оранжевое государство. Другие государства этого типа. Судьба Восточного Тимора.

Сепаратизм в России: Чечня, Татарстан, прочие проявления.

Международные организации. Структура и цели Организации Объединённых Наций (ООН). Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН. Организация Североатлантического договора (НАТО).содружество Независимых Государств (СНГ). Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Организация стран- экспортёров нефти (ОПЕК). Содружество Наций (Commonwealth).

4. Структура суверенного государства (4 часа)

Понятие суверенитета и государства. Структурные элементы государства. Структура власти. Принцип разделения властей. Исполнительная, законодательная и судебная власть. Конституция. Территория. Делимитация и демаркация. Сопредельные государства 1 и 2 порядка. Морские границы. Функции границ. Будущее границ.

Столица. Теория столиц. Моноцентрия и полицентрия. Макростолицы и микростолицы. Макростолицы моноцентричных государств: Лондон, Париж, Мадрид, Рим и др. макростолицы полицентричных государств:Москва, Токио, Пекин, Дели, Берлин и др. Микростолицы полицентричных государств: Вашингтон, Оттава, Бразилиа, Канберра, Берн и др. Мигрирующая столица. Институт столиц в государственном строительстве.

Государственные символы: флаг, герб, гимн. Флаги мира. Основы политической геральдики. Валюта как символ государства. Валюты мира, другие символы государств: девиз, животное, растение и т.д.

5. Основные политические характеристики государства (7 часов)

Основные политические характеристики государства. Форма правления.

Монархическая форма правления.

*Абсолютные монархии. Саудовская Аравия. Оман, Бруней, Кувейт.

* Дуалистические монархии. Марокко, Иордания.

* Ограниченные монархии. Монархии Европы.

* Монархии- карлики. Лесото, Свазиленд. Япония.

* Прочие монархии. Монархические федерации. Бельгия. ОАЭ. Малайзия.

* Институты монархии.

Республиканская форма правления.

  • Президентские и парламентские республики. США. Россия. Индия. Израиль.

  • Другие республики. Особенности республик мира.

  • Социалистические республики. Китай. Северная Корея. Куба.

Форма государственного режима. Авторитаризм. Тоталитаризм. Тоталитарные режимы 20 века. СССР. Третий рейх. Китай при Мао Цзедуне. Кампучия при Пол Поте. Ирак при Саддаме Хусейне. Тоталитарные и авторитарные режимы на современной политической карте мира. Северная Корея. Куба. Иран. Ливия. Сирия. Туркмения. Пакистан. Военные режимы Африки. Несовместимость тоталитаризма и авторитаризма с будущим человечества. Путь России.

Политическая регионалистика. Определение региона. Статусы регионов. АТЕ. Автономия. Принципы и формы политико- территориального устройства государства. Принцип унитаризма. Симметричное унитарное государство. Франция. Япония. Другие государства этого типа.

Ассиметричное унитарное государство. Грузия. Азербайджан. Молдова. Узбекистан. Финляндия. Югославия. Греция. Китай. Филиппины. Тринидад и Тобаго. Танзания. Другие государства этого типа. Региональные государства. Испания. Италия. Шри- Ланка. ЮАР. Папуа- Новая Гвинея.

Принцип федерализма. Типы федеративного государства. Структура субъектов. Федерация. США. Канада. Германия. Австрия. Бельгия. Босния и Герцеговина. Россия. Индия. Пакистан. Федерации Латинской Америки. Федерации Африки. Прочие федерации на политической карте мира.

Конфедерация. Швейцария. Конфедерации в истории человечества. Идеология федерализма. Федерализм в национальном строительстве.

6. Современная политическая карта мира (6 часов)

Распад СССР и формирование СНГ как основной сдвиг на политической карте мира конца 20 века. Создание новых геополитических пространств. Новые геополитические векторы: западноевропейский, исламский, тюркский, азиатский.

Роль СНГ в современной международной ситуации и вопрос и реформировании СНГ. Россия как ядро СНГ. Прибалтийские страны: вступление ЕС и НАТО., проблемы русскоязычного населения, самоидентификация балтийских этносов. Калининградская проблема.

Союз России и Белоруссии.

Тоталитарные и авторитарные режимы на постсоветском пространстве.

Вопрос Крыма. Приднестровье. Войны в Грузии и Азербайджане. Путь среднеазиатских государств.

Политическая карта Европы. Значение Западной Европы для мировой цивилизации. Европейский союз. Политическая и экономическая интеграция. Ольстер. Баскская проблема. швейцарская модель федерализма. Бельгийская полиэтничность. Объединение Германии. Государства- карлики. Место Ватикана в геополитике. Пороховой погреб- Балканы. Босния и Герцеговина. Сербия и Черногория. Косово. Македония. Албания. Вопрос самоопределения балканских этносов. Роль России в истории Балкан. Цыганское население Балкан. Венгерские общины в Румынии и Сербии. Разделённый Кипр и диглоссия. Вопрос о Константинополе.

Политическая карта Америки. Проблемы канадского федерализма. Вопрос Квебека. Интеграция северной Америки. Проблема федерализма США. Роль США в современном мире. Центральноамериканская федерация. Деколонизации стран Карибского бассейна. Куба. Интеграция в рамках государств Карибского бассейна. Роль США в Латинской Америке. Путь Латинской Америки.

Политическая карта Азии. Ближний Восток. Арабо- израильское противостояние. Войны в Персидском заливе. Рост мусульманского экстремизма. Афганистан. Ирак. Индо- пакистанские конфликты. Индокитай. Китай. Япония.

Политическая карта Африки. Деколонизация и её последствия. Гражданские войны. Межэтнические противостояния. Сомали. Нигерия. Эритрея. Руанда. Апартеид в ЮАР. Вопрос о Западной Сахаре.

Политическая карта Австралии, Океании и Антарктиды. Австралийский федерализм. Деколонизация Океании. Статус Антарктиды. Территориальные претензии на Антарктиду.

7. Политическая карта Российской Федерации (5 часов)

Этапы формирования политической карты России. Расширение территории. Изменения в структуре. Основные факторы, повлиявшие на формирование политической карты России. Старая Ладога. Новгород. Киев. Центры в период феодальной раздробленности. Москва. Санкт- Петербург. История переносов столиц из Москвы в Санкт- Петербург и обратно. Взаимоотношения двух столиц.

История российского федерализма. Правовые основы. Структура и основные показатели федерализма. Особенности. Проекты реформирования.

Региональная геополитика. Границы России: морские и сухопутные. Отношения со скандинавскими странами и странами Балтии. Союз России и Белоруссии. СНГ. Ситуация на Северном Кавказе. Территориальные споры на Дальнем Востоке.

Глобальная геополитика. Место России в глобальной геополитике. Дипломатические отношения. Основные векторы внешней политики.

8. Геополитика (2 часа)

История геополитических теорий. Макиавелли. Геополитичекая модель мира Х. Маккиндера. Американская школа геополитики: Никлас Спикмен. Мировые геополитические циклы. Дж. Модельский и В. Томпсон. Циклы гегемонии П. Тейлора. С. Хантигтон и «столкновение цивилизаций». Ф. Фукуяма и «конец истории». Американский гегемонизм.

Российские геополитические теории. Славянофильство и западничество. Евразийство. Пассионарность. Теория геополитики. Геополитическое моделирование.

Практические задания: прогнозирование изменений на политической карте России, Кавказа, Восточной Европы, Ближнего Востока, Центральной и Южной Азии, Китая.

9. Итоговое занятие (1час)


IV. Календарно- тематическое планирование


№ урока

Раздел, тема урока

Предполагаемая дата

Фактическая дата

примечание

Раздел 1. Введение в политическую географию (1 час)

1

Организационная часть. Введение в политическую географию

04/09



Раздел 2. Формирование и развитие политической карты мира (3 часа)

2

Изменения на политической карте мира

Прак. раб № 1.Работа с картами 1901и 2014 годов и статистическим материалом. Выведение основных качественных и количественных изменений. Определение основных факторов, повлиявших на изменение политической карты мира в 20 – 21 веках.

11/09



3

Этапы формирования и развития политической карты мира

18/09



4

Анализ изменений на политической карте мира в 20 веке.

25/09




Раздел 3. Структура политической карты мира (5 часов)


5

Суверенные государства. Типологии стран мира.

Прак. раб № 2. Работа с картами атласа

02/10



6

Колонии и колониальные империи. Несамоуправляющиеся территории.

16/10



7

Спорные территории. Самопровозглашённые государства.

23/10



8

Международные организации.

30/10



9

Повторение.

06/11



Раздел 4. Структура суверенного государства (4 часа)

10

Понятие суверенитета государства. Структура власти в суверенном государстве.

13/11



11

Структурные элементы государства. Территория и граница.

27/11



12

Столица государства.

04/12



13

Символы государства

11/12



Раздел 5. Основные политические характеристики государства (7 часов)

14

Формы правления. Монархия.

Прак. раб № 3. Работа в контурных картах: обозначение монархий

18/12



15

Республика.

25/12



16

Форма государственного режима. Авторитаризм. Тоталитаризм.

15/01



17

Форма государственного режима. Демократия.

22/01



18

Форма политико- территориального устройства. Унитарное государство.

29/01



19

Форма политико- территориального устройства. Федеративное государство.

Прак. раб № 4.Обозначение на контурной карте федеративных государств

05/02



20

Повторение.

12/02



Раздел 6. Современная политическая карта мира (6 часов)

21

Политическая карта СНГ и стран Балтии

19/02



22

Политическая карта Западной Европы

26/02



23


Политическая карта Восточной и Южной Европы

11/03



24

Политическая карта Северной и Южной Америки

18/03



25

Политическая карта Азии

25/03



26

Политическая карта Африки, Австралии, Океании и Антарктиды

01/04



Раздел 7. Политическая карта Российской Федерации (5 часов)

27-28

Формирование политической карты России.

Прак. раб № 5. Обозначение на контурной карте национальных образований

08/04



29


Столицы России

22/04



30

Особенности российского федерализма. Российская геополитика

29/04



31

Повторение

06/05



Раздел 8. Геополитика (2 часа)

32

История геополитической мысли

13/05



33


Прогнозы будущих изменений на политической карте мира

Прак. раб № 6.Составление прогноза

20/05



34

Итоговое занятие- защита проекта

23/05





V.Оценка достижения планируемых результатов освоения программы

В процессе изучения данного курса выполняется 6 (промежуточных) практических работ  (занятия 2, 5, 14, 19, 28, 33) и   1 итоговая (занятие 34)

На последнем занятии - это защита творческих проектов, выполненная в индивидуальном порядке каждым учащимся. Учащийся сам выбирает тему творческого проекта, из курса, изученную в течение всего учебного года и представляет презентацию. В ходе затруднения выбора темы, возможна помощь учителя и обработка информации. После защиты проекта ставится оценка «зачтено», «незачтено».

VI.Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, список литературы

Литература

1. Географические атласы для средней школы.

2. Исторические атласы для средней школы.

3. Мариченко А. В. Геополитика. Учебное пособие для высших учебных заведений, М.: Инфра- М, 2010.

4. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций. 10- 11классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений, М: Дрофа, 2012.

5. Страны мира. Современный справочник, М.: Олма, 2013.

6. Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: Учебник для 10- 11-х классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. М.: Просвещение, 2002.

7.Лопатников Д.Л. Экономическая и социальная география мира. 10-11 классы. Часть 1 и часть 2.- М.; Мнемозина, 2013.

8. Холина В. Н., Наумов А. С., Родионова И. А. Справочное пособие. – М.; Дрофа, 2008.

9. Родионова И. А. Экономическая география: весь курс.- М.; Эксмо, 2008.

Оборудование и приборы:

  1. Компьютер, проектор, интерактивное оборудование; теле-видео аппаратура

  2. Набор интерактивных карт, видеокассет, CD-дисков.

  3. Географические карты (мира, отдельных областей земного шара, комплексные, политические, физические, России):

Австралия (социально-экономическая карта)
Африка (политическая карта)
Евразия (политическая карта)
Зарубежная Европа (социально-экономическая) Политическая карта мира
Северная Америка (социально-экономическая)

Зарубежная Азия (социально-экономическая карта)
Африка (социально- экономическая)
Административная и экономическая карты России










































12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!