СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Полихудожественные технологии при организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Полихудожественные технологии при организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС».

 

Художественное образование в современном мире в качестве основных ориентиров предлагает систему полихудожественного развития ребенка.

     Сам термин «полихудожественный» был предложен Б. П. Юсовым ещё в 1987 году. Полихудожественная деятельность (“поли” – много, “художеств” – искусств, т.е. много искусств) – это  организация  такого художественного образования детей, которое позволяет ребёнку освоить внутреннее родство разнообразного художественного проявления на уровне творческого процесса. Одновременное восприятие нескольких видов искусств (синтез искусств: живопись, музыка и литература), взаимно влияя друг на друга, вызывает у учеников яркие эмоционально – эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа. Восприятие произведений искусства сочетается с собственной творческой деятельностью детей: танцевальная импровизация, пропевание мелодий, театрализация, речетворчество, создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами. Основой творческой деятельности детей является воображение и образное мышление.

     В освоении полихудожественного пространства Б.П. Юсов предлагает различать 5 способов, которыми ученик может выразить то, что он понял — по возрастающей сложности (в разном возрасте у разных детей эти способы доминируют):

1. Действиями (движением, мимикой, жестами, танцем).

2. Чувствованиями.

3. Понятиями (словами, знаками-текстами).

4. Образами.

5. Символами (обобщенный сенсорный знак).

Б.П. Юсов выделил критерии полихудожественного развития, приемлемые на занятиях любым искусством:

1.Быстрота включения в творческий процесс.

2.Желание и умение работать в коллективе.

3.Вариативность и полихудожественного многообразие образов и действий (много вариантов).

4.Цельность поэтического пространства ребенка.

5.Способность продуктивно завершать работу (приходить к решению от нерешительности).

6.Скорость овладения рабочими навыками.

7.Взаимосвязь смыслового и художественного пространства.

8.Свободное развертывание и свертывание рабочего пространства (развертывание звука в цвет и движение, свертывание цвета, звука и танца до графики).

9.Эффект личного участия в произведении.

10.Учет региональных особенностей культуры.

11.Потребность общения с искусством.

12.Воображение и фантазия (широта, гибкость, вариативность), опережающее значение мечты.

13.Взаимоналожение: способность совмещения возможностей разных искусств.

14.Неожиданность и индивидуальность образа.

15.На всех искусствах: активность цвета, фонетики слова, интонации, пространственных представлений, чувство художественной среды.

16.Динамичность и интонация речи, словесная находчивость.

17.Связь региональных особенностей с глобальными и общечеловеческими проблемами культуры.

Под полихудожественной деятельностью мы подразумеваем, прежде всего, деятельность в которую учащиеся входят с позиции творцов, в которой они, пользуясь элементарными, доступными им средствами, могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания в процессе общения с музыкой.

Процесс восприятия музыки и развитие художественной мысли в музыкальном произведении трудноуловим, поскольку музыка воздействует на слушателя нематериальными формами, звучащей мелодией, вызывает определенные ощущения, ассоциации; и уже затем, после возникновения в сознании эмоционально-образного обобщения, человек сможет прийти к сознательному осмыслению глубины и красоты услышанного, мышления, интуиции и воображения.

Учитель посредник, который с помощью способов, методов, современных  технологий раскроит ребенку картину мира, через искусство.

Проследим на роках музыки. Например при исполнении песен мы очень часто применяем танцевальные движения (т.к музыка это движение), изо, технологию, историю, литературу- это более понятно ребятами :

1) «Падают листья» – 1 куплет-принести и рассмотреть листочки деревьев и в движении исполнить как они падают на землю,

2 куплет –журавлей (природоведение) представить клин и с мелодией исполнить полет этих птиц.

2) «Кабы не было зимы…»- нарисовать снегиря на ели, сделать снеговика (вату ребятам раздать – пусть сделают шарик, потом еще один.)

3) «Маленькая елочка» - нарисовать шаблон елки и довешать шарики, бусы, игрушки (Вырезанные из открыток)

4 ) «Валентинки» - обязательно сочиняем стихи о любви, дружбе. И конечно же танец мальчики приглашают девочек.(это проявление уважения ).

Все весенние песни требуют больше движений (танца)

5 ) «Весенняя капель»- можно на 1 уроке рассмотреть, нарисовать на доске сосульку, 2) урок- мартовская проталина – быстро сделать подснежники из листочков наклеить на плакат. 3 урок – подарок маме – песенка.

6) песни все о маме – это исполнение с любовью (где громко, где тихо)

Шуточные песни всегда исполнять с игровыми движениями.движением.

«Гуси» (р.н.п.), «Тяв- тяв», «Уселась кошка на окошко….»…

В младших классах дети подвижны, но уже с 5 классу к урокам, произведениям, песням необходимо подходить более сдержанно, обдуманно.

«Песня о маленьком трубаче» - после первого исполнения детей пердложить придумать рассказ о мальчике, либо четверостишье. Песня –судьба. Ребята часто сами просят нарисовать музыку (рисунок к песни).

 

«Поет зима аукает»- литература Есенина- Свиридовские инотации в этом порядке исполнения представление детей о вьюге.

«Волшебный смычок» песня - сценка. Ребята любят исполнять по ролям, в образе выбранного героя.

«Священная война»- Александрова, созвучна с плакатом «Родина мать зовет» (призыв, цвет, женский образ, ужас первого года войны) Желательно связать с голосом «Внимание! Внимание… в 4 часа ….война.  История- дети сами назовут все, когда, почему, зачем?

«Бухенвальдский набат»- произведение несет очень эмоциональную  нагрузку. Нельзя просто выучить,  необходима большая работа. История лагеря (можно презентацию), фото, колокол. Звучание маленького колокольчика и набата. И после этого дети смогут исполнить песню в характере.

Создаем мини-театр –инсценировка группой ребят песен (можно войны). Это кропотливая работа, помощь, ошибки. А на следующий урок в виде мини -театра инсценируем. Все песни о войне связаны с историей.

«Гимн России» – эта великая песня. И её история очень богатая. Верность другу С.Михалковым привела к написанию нового текста от музыки «Гимна советского союза.» (1944 год музыка «Гимна Советского союза «Александровым, 1991-2000 музыка Глинки, а 2001г два друга «соединились в творчестве» - «Гимн России»- это история нашего гимна. )

 

При первом прослушивании ребята могут сразу подсказать их мироощущения. Нужно  дать ребятам творчески подходить к звучанию музыки, исполнению. Учитель музыки должен «поймать» эту связь и помочь и  развить.

 

Сопоставление образов в других видах искусства (музыке, литературе, фотографии, театру, изобразительному искусству и других), позволяет использовать разновидности музыкально-ориентированной деятельности.

Таким образом, полихудожественная деятельность, основанная на взаимосвязи музыки и других искусств, обладает высокими потенциальными возможностями эмоционально-образного, нравственно-интеллектуального развития личности.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!