СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы». Э.М.Ремарк. (История страны в судьбе Токмакова Константина Ивановича).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа ученицы 8 класса Токаревой Елизаветы. "Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы" Э.М.Ремарк (История страны в судьбе Токмакова Константина Ивановича).

Просмотр содержимого документа
««Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы». Э.М.Ремарк. (История страны в судьбе Токмакова Константина Ивановича).»


XIII краевой научно-практической конференции школьников «Юные исследователи Забайкалья»









«Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы». Э.М.Ремарк.

(История страны в судьбе Токмакова Константина Ивановича).























Автор: Токарева Елизавета,

ученица 8 класса,

МБОУ «Илинская ООШ».

Научный руководитель:

Ефремова Дарима Намсараевна -

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Илинская ООШ»




Содержание.

1. Аннотация

2. План исследования

3. Теоретическое обоснование:

4. Практическая часть. Результаты исследования.

5. Заключение.

6. Приложения.



































Краткая аннотация.

Работа Токаревой Елизаветы

«Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы» Э.М.Ремарк.

«История страны в судьбе Токмакова Константина Ивановича» посвящена исследованию семейного архива Токмакова К.И. Ученица воссоздаёт портрет человека, прошедшего нелегкий путь к мечте. В центре внимания автора- жизненный путь Токмакова Константина Ивановича в истории страны через призму сталинских репрессий. Привлечение материалов семейного архива, свидетельств родственников и учеников Токмакова К.И. делает работу интересной и значимой для подрастающего поколения.











































Аннотация

Проблема исследования:

Моё исследование началось с удивления. На стенде школы «Замечательные люди нашего села» я обратила внимание на фотографии 60-ых годов, на которых был запечатлен немолодой мужчина на фоне планера и самолетов. Откуда в нашем маленьком селе самолёты? Кто этот человек на фотографиях? Какой вклад он внёс в воспитание молодежи нашего села? Эти вопросы определили тему исследования. (приложение 1)

Гипотеза: Исторические события влияют на жизнь человека, предопределяя его судьбу и формируя характер.

Тема: «Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы». Э.М.Ремарк.

(История страны в судьбе Токмакова Константина Ивановича).


Цель: Исследовать материалы семейного архива, отражение истории страны в судьбе Токмакова Константина Ивановича.

Задачи:

1. Изучить материалы семейного архива Токмакова К.И., события в стране, связанные с годами жизни Токмакова К.И.

2. Описать этапы жизни Токмакова К.И. во взаимосвязи с историческими событиями в стране и определить переломные моменты в судьбе Токмакова К.И.

3.Обобщить и систематизировать материал.

Объект исследования: материалы семейного архива.

Предмет исследования: жизненный путь Токмакова К.И.

Методы: изучение информационных источников, интервью, систематизация и обобщение.

В ходе работы исследованы материалы семейного архива, привлечены и собраны свидетельства родственников и учеников Токмакова К.И., которые позволяют описать этапы его жизни во взаимосвязи с историческими событиями в стране и определить переломные моменты в судьбе.








План исследования

Проблема исследования

Моё исследование началось с удивления. На стенде школы «Замечательные люди нашего села» я обратила внимание на фотографии 60-ых годов, на которых был запечатлен немолодой мужчина на фоне планера и самолета. Откуда в нашем маленьком селе самолёты? Кто этот человек на фотографиях? Какой вклад он внёс в воспитание молодежи нашего села? Эти вопросы определили тему исследования.

Актуальность моей работы заключается в том, что люди, которые внесли вклад в развитие нашего села, не должны быть забыты. Их жизненный и трудовой путь может стать примером для последующих поколений.

Методы: изучение информационных источников, интервью, систематизация и обобщение.

Описание работы

На основе изучения документальных источников: семейного архива Токмакова К.И, интервью с дочерью Пушкарёвой Зоей Константиновной, Лидошан Николаем Андреевичем- жителем села Иля, книгам памяти, в которых можно встретить упоминания о Токмакове К.И., в интернет источниках были описаны этапы его жизненного пути.

Мы разыскали ученика Константина Ивановича, который рассказал о занятиях в кружке авиамоделирования. Эти воспоминания бесценны и являются нашим вкладом в изучении биографии замечательного человека.
















Теоретическое обоснование:

Годы жизни Токмакова К.И.(1921-2011гг.) вместили в себя сложные исторические события, оказавшие влияние на жизнь героя:

Годы репрессий, годы Великой Отечественной войны, восстановление страны после войны. Мы подробно приводим историческую справку о статье 58, которая определила судьбу нашего героя.

Статья 58-1. Определение контрреволюционной деятельности.
«Контрреволюционным признаётся всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и правительств Союза ССР, союзных и автономных республик или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции; любые действия, которые наносят ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории; шпионаж на сторону врага, бегство или перелёт за границу». (Отменена 1961году). Заключённые, приговорённые по статье 58, назывались «политическими», по сравнению с обычными преступниками («уголовниками», «бытовиками»).


























Практическая часть. Результаты исследования.

Из рассказов Зои Константиновны: (приложение 2)

Токмаков Константин Иванович родился 23 мая 1921 года в с. Нижний Цасучей, Ононского района в семье фельдшера. (приложение 3). В школьные годы Константина семья проживала в п. Агинское. Во время учебы у Константина была страсть - любовь к машине, к технике, его так и тянуло что-то смастерить, но как бы ни был влюблён в технику,он говорил, что будет летчиком .Отец больше склонял сына стать шофером. В старших классах решил, что после окончания школы будет поступить в авиационное училище. Только закончил Константин среднюю школу в п. Агинское, началась Великая Отечественная война.

В 1942 году Токмаков Константин поступил в Иркутскую авиационную школу механиков.


«…В годы Великой Отечественной войны весь учебный процесс был перестроен в соответствии с требованиями военного времени. Училище было преобразовано в Иркутскую военную школу авиационных механиков (ИВШАМ). Была введена сокращенная программа обучения, резко увеличивался набор курсантов, расширялся объем учебного времени. В 1941–1945 школа готовила авиационных механиков на бомбардировщики Ту-2, штурмовики Ил-2 и Ил-10, истребители Ла-5, Ла-7 и Як-3…»


- Ох, и настырный же ты, парень! - часто говорил отец сыну.

Заветная мечта начала осуществляться, чем гордилась семья, но осуществлялась не совсем так, как желал Константин. Он хотел быть летчиком, летать, сражаться с врагом, защищать родину.

В 1943 году направлен в Кировоградское военное авиационное училище разведчиков.


«…С февраля 1942 года школа стала именоваться: 22-я Краснознамённая школа воздушных стрелков-радистов ВВС Красной Армии. Кроме воздушных стрелков радистов предусматривалась подготовка наземных радиотелеграфистов.

С февраля 1943 года школа переводится на штат, по которому в ней готовится только один профиль – воздушных стрелков радистов (ВСР) в количестве 350 человек, с прохождением летной практики в училище.
Большую работу по подготовке авиационных специалистов выполнила школа в годы Великой Отечественной войны. За годы войны в школе подготовлено 4159 воздушных стрелков-радистов, 698 воздушных радистов, 250 механиков по авиавооружению, 692 наземных радиотелеграфиста.
За мужество и героизм, проявленные в боях, нескольким выпускникам школы присвоено звание Героя Советского Союза.

Служил Константин в звании старшего сержанта на должности авиамеханика. Из воспоминаний К.И.Токмакова: «Аэродром шумел, как улей, бессонные ночи и жаркая работа до седьмого пота. Часто с завистью провожал краснозвёздных "Яков" с аэродрома и снова работа. Фронту нужны самолеты.»

В 1944 году подал рапорт для продолжения учебы в авиационном училище на военного летчика. Через некоторое время командир училища вызвал и сказал, что отец-Токмаков Иван Елеферьевич арестован по 58 статье, поэтому рапорт отклонен.

За что же был осужден отец Константина Ивановича-Токмаков Иван Елеферьевича?

Шел 1944 год, Иван Елеферьевич служил фельдшером в п.Агинское, проживал с семьей по улице Комсомольская. Каждую зиму для забора воды надо было чистить от льда колодец во дворе дома. Иван Елеферьевич сам чистил колодец и однажды выразил неудовлетворенность, что важный начальник, проживающий в этом доме никогда не занимается этой работой. При этом присутствовал сосед, который написал донос власти поселка, что Токмакова И.Е. выразил недовольство против власти. Вечером того же дня Ивана Елеферьевича арестовали и увезли в Маккавеевские застенки, где он провел 8 лет. Не расстреляли его только потому, что был фельдшером. Позже, уже 1958 году , он был полностью реабилитирован. Жертв политических репрессий очень велико, в данном случае пострадали нетолько отец, семья, но и сын, который находился далеко от дома.

Итогом жестокого политического режима стало то, что перед Константином Ивановичем навсегда закрылась дверь стать профессиональным летчиком, разрушилась мечта всей жизни. Что чувствовал тогда Константин Иванович? Как пережил этот переломный момент? Из воспоминаний Зои Константиновны, отец говорил: «Время ушло, и не было никакой возможности продолжить учебу в авиационном училище»

В 1946 году Константин Иванович демобилизовался из Кировограда, прибыл в пос. Агинское, заочно закончил пед.училище и работал в Агинской средней школе военруком, в 1950 году был направлен в Илинскую школу-заведующим школы. (Приложение 4). Так судьба Константина Ивановича круто изменилась, но мечта о небе не оставляла его всю жизнь. Работая в этой школе, поступил в ДОСАФ в г.Чита. Каждое лето выезжал на аэродром в Каштаке, где занимались любители авиации. Летал на самолетах ДОСАФ, позже на планерах и дельтапланах. (Приложение 5. )Константину Ивановичу были подарены списанные самолет и планер, которые привез в село Иля. Занимался с ребятами их ремонтом, вывозил на поле с помощью машины, пытался взлетать. Ребята с большим интересом ходили на занятия кружка авиамоделирования. Строили модели, знакомясь с историей развития авиации, непосредственно трогая руками самолет- все они приобщались к технике и творчеству. Работал Константин Иванович в школе до 1980 года, вышел на пенсию и поступил в гидромедслужбу Читинской области наблюдателем водного поста. Работая в гидромедслужбе не переставал ездить на аэродром, не переставал заниматься со своими юными авиалюбителями. В 2002 году окончательно вышел на пенсию. За свой многолетний и самоотверженный труд был награжден многими грамотами за добросовестный труд, имеет медаль «Почетный работник гидрометеослужбы Росии.», звание «Ветеран труда», «Ветеран Великой Отечественной войны», Награжден многими юбилейными медалями «За победу над Германией в Вов 1941-1945».

Из воспоминаний Павла Владимировича Паницына ,1958 года рождения: (Приложение 6.)

«Начиная с 5 класса я любил ходить на кружок авиамоделирования к Константину Ивановичу. Очень была интересная мастерская, было много моделей самолетов. Зимой конструировали разные летательные аппараты: самолетики, планеры, воздушные змеи… Готовили к весенним запускам. Летом на складе ремонтировали и красили наш самолет и планер. Вывозили на ровную поляну, прицепив то к грузовой машине, то к мотоциклу. Константин Иванович сам взлетал на планере метров на 5, а самолет так и не удалось завести. Мы, мальчишки, ходили за ним по пятам и заражались от него любовью к небу. Помню, в конце 80-х годов приехали люди с Читы и попросили у него самолет и планер в музей под открытым небом, теперь эти модели хранятся в музее в г.Чита.»

Константина Ивановича не стало 30 декабря 2011 года. Награжден за все годы работы многими грамотами за добросовестный труд, имеет звание «Ветеран Великой Отечественной войны», «Ветеран труда», награжден многими юбилейными медалями «За победу над Германией в ВОВ».

Из воспоминаний Лидошан Николай Андреевича, 1949 года рождения: (Приложение 7.)

«Я очень уважал Константина Ивановича, он очень много знал и разбирался в любой технике, к нему можно было прийти за любим деловым советом, он мог доступно объяснить, помочь, если необходимо было. Мне самому было интересно его увлечения, поэтому часто помогал. Летом 1973 года на автомашине ГАЗ 18-72 буксировал планер в районе реки Малого Улентуя, чтоб Константин Иванович взлетел. В 1989 году вывозил дельтаплан на гору Демидиха, Константин Иванович взлетел на своем дельтаплане. Это было удивительное зрелище, дух захватывало. Никогда Константин Иванович не сидел без дела, обязательно что-то мастерил, часто видел его в окружении сельской ребятни. О чем он им рассказывал? Думаю, о самолетах, небе…»

Из воспоминаний Пушкаревой Зои Константиновны.

«Отец часто брал всю семью на аэродром в Каштаке, его там все хорошо знали. Он всегда там летал на самолетах, даже несколько раз брал в полет нас. Рядом с ним всегда были люди интересные, жизнерадостные, наверное, потому что он сам такой.

Заключение

В судьбе Константина Ивановича отразилась история нашей страны. Собирая материалы об этом человеке, я восхищалась его преданностью, целеустремленностью и стойкостью. Сколько бы испытаний ни выпадало на его долю, он всегда оказывался сильнее обстоятельств. Он не только выстоял, но и показывал пример того, как нужно идти к мечте и добиваться цели. Я горжусь, что внесла вклад в изучение биографии Токмакова К.И. и могу рассказать ученикам нашей школы о человеке с фотографий 60-х…Таким образом, выдвинутая мной гипотеза нашла свое подтверждение в ходе работы.









































Список используемой литературы.

  1. Книга памяти «Они сражались за Родину».- издательство Агинское 2010.

  2. «Есть память, которой не будет забвения…».- издательство администрация муниципального района «Дульдургинский район»

Сайты:

1.http://gorodoshniki22shmas.com.ua/1history/1razdel.htm (Кировоград)

2. https://anthrax-urbex.livejournal.com/8118.html (Иркутск)

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/58-%D1%8F_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F



































Приложения.

Приложение 1.

На снимке Константин Иванович Токмаков возле своего самолета.





























Приложение 2.

Пушкарева Зоя Константиновна- дочь Константина

Ивановича Токмакова.

Приложение 3.

Родители Константина Ивановича: Иван Елиферьевич и Анна Николаевна Токмаковы.



































Приложение 4.



На снимках учащиеся школы села Иля, с ними директор- Токмаков Константин Иванович.







Приложение 5.

Членский билет ДОСААФ.









На снимках: аэродром в п. Каштак, где занимались любители авиации.



























Респонденты:



Приложение 6.

На снимке: Паницын Павел Владимирович ,1958 года рождения.

Ученик Константина Ивановича, в настоящее время проживает в с.Иля.















Приложение 7.





На снимке: Лидошан Николай Андреевич, 1949 года рождения.

В настоящее время проживает в с. Иля- пенсионер.

























Приложение 8.

На снимке: Стенд «Директора Илинской школы». Имя Токмакова Константина Ивановича навечно вписано в историю школы.

























Приложение 9.

На снимке: Константин Иванович с супругой Анной Николаевной.




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!