СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поисково-исследовательская работа по литературе ученицы 10 класса "Жизнь и творчество Ги де Мопассан. Новелла "Ожерелье""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В презентации содержится материал о жизни и творчестве французского писателя Ги де Мопассан. . Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого в новелле «Ожерелье».

Просмотр содержимого документа
«Поисково-исследовательская работа по литературе ученицы 10 класса "Жизнь и творчество Ги де Мопассан. Новелла "Ожерелье""»

Ги де Мопассан Жизнь и творчество

Ги де Мопассан

Жизнь и творчество

Анри́-Рене́-Альбе́р-Ги де Мопасса́н (1850—1893)  Французский писатель, автор многих знаменитых рассказов, романов и повестей.

Анри́-Рене́-Альбе́р-Ги де Мопасса́н (1850—1893)

Французский писатель, автор многих знаменитых рассказов, романов и повестей.

Ги де Мопассан ГИ де МОПАССАН Родился в НОРМАНДИИ. В замке Миремениль Отец –дворянин, мать из богатой буржуазной семьи. Родители разошлись, когда Ги было 6 лет. В 13 лет поступил в духовную Семинарию, но был исключен после нескольких побегов. Его устроили в лицей в городе Руане.

Ги де Мопассан

  • ГИ де МОПАССАН Родился в НОРМАНДИИ. В замке Миремениль Отец –дворянин, мать из богатой буржуазной семьи. Родители разошлись, когда Ги было 6 лет. В 13 лет поступил в духовную Семинарию, но был исключен после нескольких побегов. Его устроили в лицей в городе Руане.
Учился Мопассан в КАННЕ на юридическом факультете. В 1870 г. был призван на военную службу, т.к. началась война с Пруссией. После войны учиться было не за что и Мопассан стал мелким чиновником в Париже. Увлекается литературой и гребным спортом. Среди друзей Мопассана - Гюстав Флобер, Эмиль Золя и Иван Тургенев. Флобер был наставником будущего писателя в литературе и долго не позволял ему печататься.
  • Учился Мопассан в КАННЕ на юридическом факультете. В 1870 г. был призван на военную службу, т.к. началась война с Пруссией. После войны учиться было не за что и Мопассан стал мелким чиновником в Париже. Увлекается литературой и гребным спортом. Среди друзей Мопассана - Гюстав Флобер, Эмиль Золя и Иван Тургенев. Флобер был наставником будущего писателя в литературе и долго не позволял ему печататься.
«МЕДАНСКИЙ СБОРНИК» 1880 г. В этом сборнике под руководством Э.Золя были собраны новеллы о франко – прусской войне. Одна из новелл – «ПЫШКА» Ги де Мопассана. В этом же году вышел сборник стихов Мопассана. Он становится писателем. За 11 лет он написал более 300 рассказов и новелл, 6 романов, 3 тома путевых очерков, множество газетных и журнальных статей, стихи и пьесы.

«МЕДАНСКИЙ СБОРНИК» 1880 г.

  • В этом сборнике под руководством Э.Золя были собраны новеллы о франко – прусской войне. Одна из новелл – «ПЫШКА» Ги де Мопассана. В этом же году вышел сборник стихов Мопассана. Он становится писателем. За 11 лет он написал более 300 рассказов и новелл, 6 романов, 3 тома путевых очерков, множество газетных и журнальных статей, стихи и пьесы.
К концу 1880-х годов наступает переутомление. Мопассан стал терять зрение. После смерти брата мысли о смерти не оставляют писателя, и в1892 г. после попытки самоубийства Мопассана помещают в психиатрическую клинику. 6 июля 1893 г. писателя не стало
  • К концу 1880-х годов наступает переутомление. Мопассан стал терять зрение. После смерти брата мысли о смерти не оставляют писателя, и в1892 г. после попытки самоубийства Мопассана помещают в психиатрическую клинику. 6 июля 1893 г. писателя не стало
Через четыре года после смерти Мопассана в парижском парке МОНСО появилось его скульптурное изображение. У подножья бюста писателя с книгой в руке сидит задумчивая женщина, которая воплощает, по замыслу скульптора РАУЛЯ ВЕРЛЕ, поклонницу творчества выдающегося автора
  • Через четыре года после смерти Мопассана в парижском парке МОНСО появилось его скульптурное изображение. У подножья бюста писателя с книгой в руке сидит задумчивая женщина, которая воплощает, по замыслу скульптора РАУЛЯ ВЕРЛЕ, поклонницу творчества выдающегося автора
Тематика новелл Мопассана  РАЗОБЛАЧЕНИЕ СОБСТВЕННИЧЕСТВА И ЖАЖДЫ НАЖИВЫ «Наследство», «Мой дядя Жюль»; ЖИЗНЬ ПАРИЖСКИХ ЧИНОВНИКОВ «Воскресные прогулки парижских буржуа», «Ожерелье», «Драгоценности» Духовная скудость, меркантильность господ патиссо.

Тематика новелл Мопассана

  • РАЗОБЛАЧЕНИЕ СОБСТВЕННИЧЕСТВА И ЖАЖДЫ НАЖИВЫ «Наследство», «Мой дядя Жюль»; ЖИЗНЬ ПАРИЖСКИХ ЧИНОВНИКОВ «Воскресные прогулки парижских буржуа», «Ожерелье», «Драгоценности» Духовная скудость, меркантильность господ патиссо.
«Ожерелье» «Ожерелье» (фр. La Parure) новелла писателя Ги де Мопассана Впервые опубликована в 1884 году во французской газете Le Gaulois. 

«Ожерелье»

«Ожерелье» (фр. La Parure) новелла писателя Ги де Мопассана Впервые опубликована в 1884 году во французской газете Le Gaulois. 

Анализ новеллы «Ожерелье» Написанное в 1884 году «Ожерелье» явило собой прекрасный образец короткого рассказа с неожиданной концовкой, заставляющей читателя по новому осмыслить художественное повествование. В своей новелле Мопассан поднял сразу несколько жизненных проблем: конфликт желаний и возможностей, несоответствие духовной организации человека социальным условиям его существования, пагубное воздействие буржуазного общества на душу, человеческую слабость и страх перед более успешными в социальном плане людьми.

Анализ новеллы «Ожерелье»

  • Написанное в 1884 году «Ожерелье» явило собой прекрасный образец короткого рассказа с неожиданной концовкой, заставляющей читателя по новому осмыслить художественное повествование. В своей новелле Мопассан поднял сразу несколько жизненных проблем: конфликт желаний и возможностей, несоответствие духовной организации человека социальным условиям его существования, пагубное воздействие буржуазного общества на душу, человеческую слабость и страх перед более успешными в социальном плане людьми.
  • Композиция  «Ожерелья» строится по классическому для новеллы принципу. В экспозиции автор знакомит читателя с обстоятельствами жизни и характером главной героини – г-жи Матильды Луазель. Девушка рисуется им как существо слабое, красивое и тянущееся к лучшей жизни, в окружении изысканных вещей и людей. Завязка новеллы является и естественным продолжением экспозиции, и самостоятельным сюжетным элементом: стремящаяся ко всему дорогому и великосветскому, Матильда, с горечью осознаёт, что ей не в чем пойти на вечер в министерство её мужа. Конфликт произведения имеет двунаправленный характер: постоянно борющаяся сама с собой г-жа Луазель вынуждена выступить ещё и против неблагоприятных внешних обстоятельств – в начале отсутствия достойного наряда, затем – драгоценностей для его украшения. Деньги на платье Матильде даёт муж, алмазное ожерелье – богатая подруга, г-жа Форестье. Счастливая героиня попадает на министерский бал, затмевает собой всех присутствующих и сполна наслаждается тем вниманием, о котором мечтала всю жизнь. Кульминация новеллы приходится на момент возвращения героев домой, где Матильда и её муж обнаруживают пропажу ожерелья. Дальнейшие события произведения развиваются по нисходящей линии. Герои в начале ищут оригинальную драгоценность, затем решают возместить её, заказав точную копию у ювелира. Отдав ожерелье хозяйке, супруги Луазель на десять лет погружаются в нищенскую жизнь – за один миг счастья они платят годами тяжёлой работы. Случайная встреча Матильды с г-жей Форестье на Елисейских полях удивляет всех и, прежде всего, читателя неожиданным финалом: алмазное ожерелье оказывается фальшивым,  как и весь тот мир , к которому так стремилась главная героиня в начале своей жизни.
В смысловом отношении «Ожерелье» распадается (и графически разделяется самим автором) на  три части : в первой, самой большой, рисуется спокойная и обеспеченная жизнь г-жи Луазель как жены мелкого чиновника; во второй, средней по объёму, даётся сцена бала и последующие за ним злоключения главных героев; в третьей, самой маленькой, описываются тяжёлые рабочие будни г-жи Луазель, вынужденной влачить жалкую жизнь простолюдинки.
  • В смысловом отношении «Ожерелье» распадается (и графически разделяется самим автором) на  три части : в первой, самой большой, рисуется спокойная и обеспеченная жизнь г-жи Луазель как жены мелкого чиновника; во второй, средней по объёму, даётся сцена бала и последующие за ним злоключения главных героев; в третьей, самой маленькой, описываются тяжёлые рабочие будни г-жи Луазель, вынужденной влачить жалкую жизнь простолюдинки.

Г-жа Луазель

  • Художественный  образ г-жи Луазель  психологически выверен и изменчив: нежная, хрупкая, тонко чувствующая красоту и богатство, жестоко страдающая вне того круга вещей и людей, к которым лежит её душа, девушка со временем превращается в сильную, закалённую работой и естественной жизнью женщину. Былая стыдливость (нежелание показаться на людях в платье с живыми цветами, страх признаться в пропаже драгоценности лучшей подруге) сменяется в Матильде на простую, рабочую честность человека, который сполна заплатил по своим счетам. Её супруг, г-н Луазель с самого начала повествования представляет собой цельный характер: он гордится своей работой, ему комфортно в своей среде (у него есть друзья, с которыми он мечтает летом охотиться; он с радостью ест суп с капустой, от которого воротит Матильду), он любит свою супругу и готов дать ей всё, что у него есть. Пропажу ожерелья г-н Луазель воспринимает с должным смирением и, как человек исключительной честности, решает проблему, отдав за минутное удовольствие любимой женщины своё наследство и привычную жизнь в квартире с прислугой.
Г-жа Форестье  Г-жа Форестье  представляет собой ярко выраженный буржуазный характер: она богата, снисходительна и неизменно добра к своей подруге. Вот только всё её богатство на поверку оказывается внешним: её ожерелье сделано из фальшивых алмазов, а она сама настолько привыкла к этому обману, что даже не считает нужным рассказывать об этом Матильде.

Г-жа Форестье

  • Г-жа Форестье  представляет собой ярко выраженный буржуазный характер: она богата, снисходительна и неизменно добра к своей подруге. Вот только всё её богатство на поверку оказывается внешним: её ожерелье сделано из фальшивых алмазов, а она сама настолько привыкла к этому обману, что даже не считает нужным рассказывать об этом Матильде.
  Г-н Луазель  г-н Луазель представляет собой цельный характер: он гордится своей работой, ему комфортно в своей среде (у него есть друзья, с которыми он мечтает летом охотиться; он с радостью ест суп с капустой, от которого воротит Матильду), он любит свою супругу и готов дать ей всё, что у него есть. Пропажу ожерелья г-н Луазель воспринимает с должным смирением и, как человек исключительной честности, решает проблему, отдав за минутное удовольствие любимой женщины своё наследство и привычную жизнь в квартире с прислугой. 

  Г-н Луазель

  • г-н Луазель представляет собой цельный характер: он гордится своей работой, ему комфортно в своей среде (у него есть друзья, с которыми он мечтает летом охотиться; он с радостью ест суп с капустой, от которого воротит Матильду), он любит свою супругу и готов дать ей всё, что у него есть. Пропажу ожерелья г-н Луазель воспринимает с должным смирением и, как человек исключительной честности, решает проблему, отдав за минутное удовольствие любимой женщины своё наследство и привычную жизнь в квартире с прислугой. 

Заключение

  • Совершенно неожиданным образом заканчивает новеллу свою Ги де Мопассан. «Ожерелье», благодаря именно такому повороту сюжета, превращается из талантливого жизнеописания невзгод супругов в высокую классику. Авторский стиль звучит со всей мощью, вызывая у читателей бурю эмоций. А при всем при этом внешне повествование даже не меняет ритма изложения! Именно в этом свойстве и заключается изюминка творчества Мопассана, его яркий талант, любимый миллионами читателей. Характерно, что все происходит как бы случайно. Спустя страшные десять лет, измученная работой за прошедшую неделю, г-жа Луазель воскресным днем вышла на прогулку по Елисейским полям. Неожиданно для себя там она встретила Жанну Форестье, прогуливающуюся с детьми. О том, что аристократка из-за подурневшей внешности даже не узнала ее, рассказывает Ги де Мопассан. «Ожерелье» в то же время повествует, что сама г-жа Форестье оставалась прелестной изящной дамой. Она была поражена роковой переменой, происшедшей с когда-то блистающей красотой подругой, воскликнув: «Как ты изменилась!» Несчастная г-жа Луазель посетовала ей на горести, выпавшие на ее судьбу из-за потери ожерелья. Рассказала о годах нищеты и бедствий, о том, что они с мужем теперь выплатили страшный кабальный долг. Услышав эту щемящую душу историю, аристократка остолбенела, воскликнув: «Бедная Матильда!» А затем, схватив в волнении ее руки, сообщила ей, что одолженное ей ожерелье было фальшивым, а его настоящая цена не превышала и пятисот долларов. Этой репликой заканчивает новеллу Ги де Мопассан («Ожерелье»). Действительно, а стоит ли продолжать? Что можно рассказать о бедной г-же Луазель еще? Ведь она потратила на борьбу с фантомом, созданным ею же самой, свои лучшие годы. Она не только навсегда потеряла возможность состояться как светская дама, но и лишила себя на долгие годы простых радостей беззаботной парижской жизни. Безусловно, подобная убийственная новость способна сломить человека. Ги де Мопассан намеренно не развивает сюжет далее. Мы не знаем, удалось ли Матильде собраться с душевными силами и просто жить дальше, не наложив на себя рук.
Спасибо за внимание!    Над презентацией работала: Мальцева Дарья, ученица 10 класса МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ»

Спасибо за внимание! Над презентацией работала: Мальцева Дарья, ученица 10 класса МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!