СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поисково-исследовательская работа: «мои фронтовики»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект подготовлен в рамках 75-летия победы в Великой Отечественной войне и направлен на изучение подвига народа в войне 1941-1945гг., на патриотическое воспитание обучающихся, приобретения универсальных учебных действий по сбору, анализу и представлению информации.         

Предмет исследования: вклад моих земляков в Великую Победу.

 

Объект исследования: мои земляки – участники ВОВ, труженики тыла, дети войны Актуальность исследования заключается ещё и в том, что мы, дети, родились и выросли в послевоенное время. Правду о тех временах можно узнать сейчас только из книг, фильмов и учебников.  Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 90 лет. Их становится с каждым днём всё меньше и меньше. В нашем городе их осталось только четыре. Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины.  

 Тема исследовательской работы: моя семья в годы Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«Поисково-исследовательская работа: «мои фронтовики»»

г. Пролетарск, Ростовская область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 1 г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области






Поисково-исследовательская работа: «Мои фронтовики»





Выполнил: Троянов Александр

учащийся 11 «А» класса

Руководитель:

Панова О.Н. учитель ИЗО,

информатике высшей категории










2020 – 2021 учебный год





СОДЕРЖАНИЕ




  1. Введение______________________________________________________3

  2. Основная часть:

    1. Анализ работы над проектом «Мои фронтовики» за 9 класс________5

    2. Анализ поисковой работы в составе творческой группы «Бессмертный полк учителей, учащихся, родителей МБОУ лицей №1»___________7

    3. Анализ данных школьного музея______________________________8

    4. Анкетирование обучающихся школы «Что мы знаем о войне»?_____________________________________________________9

    5. Исторический курс рассказы о войне___________________________10

    6. Пишем письмо солдату______________________________________11

    7. Пополнения банка публикаций о героях в СМИ и сети интернет ___12

    8. Создание книги памяти «Посвященной 75-летию Победы»________13

    9. Повторное анкетирование __________________________________14

  3. Заключение__________________________________________________15

  4. Список использованной литературы _____________________________16

  5. Приложения __________________________________________________

















ВВЕДЕНИЕ


Данный проект подготовлен в рамках 75-летия победы в Великой Отечественной войне и направлен на изучение подвига народа в войне 1941-1945гг., на патриотическое воспитание обучающихся, приобретения универсальных учебных действий по сбору, анализу и представлению информации.

Предмет исследования: вклад моих земляков в Великую Победу.

Объект исследования: мои земляки – участники ВОВ, труженики тыла, дети войны Актуальность исследования заключается ещё и в том, что мы, дети, родились и выросли в послевоенное время. Правду о тех временах можно узнать сейчас только из книг, фильмов и учебников.  Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 90 лет. Их становится с каждым днём всё меньше и меньше. В нашем городе их осталось только четыре. Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины.

Тема исследовательской работы: моя семья в годы Великой Отечественной войны.


Актуальность данного проекта заключается в том, что годы войны все дальше уходят от нас, и меняется наш угол зрения на нее. Свойство наших дней – открытие правды о вещах, казалось бы, давно известных. Сказанное всецело и полностью относится к истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Поэтому актуальность заключается еще и в стремлении сохранить память о земляках – участников Великой Отечественной войны, погибших и оставшихся в живых, необходимостью формирования в детях патриотизма и чувства любви к Родине, чувства гордости за свою малую Родину, за своих земляков.

Участники проекта: учащиеся 1-11 классов, родители, учителя.


Гипотеза: Всё меньше остаётся людей, которые участвовали в кровопролитных боях с фашизмом, но в памяти новых и новых поколений Великая Отечественная война останется как символ великого подвига, нравственной высоты, достигнутой отцами и дедами, и оставленный нам, потомкам.


Цель работы: изучить и исследовать подвиги героев Великой Отечественной Войны на основе Бессмертного полка МБОУ лицей №1.

Задачи:

  • Издать книгу памяти посвященной 75-летию Победы.

  • Собрать фотоархив, архивные записи в учётных карточках, военные донесения, наградные документы;

  • Опираясь на свой личный, пусть небольшой опыт, прийти к мысли о необходимости развивать в себе зоркость сердца, не оставаться равнодушными к чужой беде.


Методы исследования:

1. Опрос ближайших родственников об участии моих прадедушек и прабабушки в Великой Отечественной войне.

2. Анализ документов из архива моей семьи, музейного материала г. Волгограда и в интернете сайта «Подвиг народа» и «Мемориал».

Анализ данных героев Бессмертного полка лицея №1 города Пролетарска.

Анкетирование учащихся

Написание писем бессмертным героям

3. Обобщение полученных данных.


Новизна исследования: особо важно именно личное соприкосновение подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые своими боевыми и трудовыми подвигами прославляли имя родной страны, позволит задуматься о мерах своей сопричастности в необходимости уберечь и сохранить мир.


Практическая значимость исследования:

Как мы выяснили в процессе исследования в рамках школьного курса истории Великой отечественной войне отводится совсем немного времени, и учащиеся имеют отрывочные представления о героях войны, поэтому создаваемый проект имеет большую значимость и предполагает осуществление патриотического воспитания молодого поколения путём вовлечения школьников, родителей, общественности в совместные мероприятия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, поиск новой информации.

Результаты исследований могут быть использованы при проведении уроков истории, тематических классных часов и Уроков Мужества.











Работая над проектом «Мои Фронтовики» в 9 классе, я нашёл много информации из архивов моей семья, многое изменилось с тех пор и мне бы хотелось, напомнить вам о результатах своей поисковой деятельности.

Благодаря моей поисковой деятельности и личных архивов семьи мне удалось найти информацию о 12 ветеранах ВОВ.

Краткая информация о них

Я хотел бы начать с самого близкого для меня человека – дедушки Семена Макаровича Троянова 1908 года рождения. Он ушёл на фронт из посёлка Ребричка Орловского района Ростовской области в мае 1943 года, о чем свидетельствует запись в книге регистрации Орловского ВРК. Участвовал в операциях по освобождению Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. Геройски погиб при бомбёжке госпиталя при освобождении г. Минска. Но Семён Макарович не сдался без боя, ценою жизни уничтожил огневую точку противника. (Приложение 1)

Незадолго до смерти он получил медаль «За Отвагу», о чём свидетельствует выписка из наградного документа. В посёлке Ребричка осталась жена и шесть детей. Источником информации послужили воспоминания сына Троянова Анатолия Семёновича. С целью почтить память геройского прадедушки мы с родителями в 2011 году посетители братскую могилу № 70 близ посёлка Грабенка.

Эти находки подтолкнули меня к продолжению поисковой работы. Дедушка Анатолий Семёнович Троянов всегда хотел, чтобы я «стал историком» и сообщил родственникам о моих поисках. Многие откликнулись и факты стали быстро добавляться в «копилку» моей работы, Но это была разнообразная информация, требующая проверки и хронологизации. Для этого я воспользовался Интернет сайтами: «Подвиг народа» и «Мемориал». Мне потребовалось дополнять материал посещением библиотек города и района и посетить музеи города-героя Волгограда - «Мемориал у вечного огня» на Мамаевом кургане, где среди тысяч фамилий на стене высечена фамилии погибших прадедов – Молчанова Петра Васильевича и Молчанова Сергея Васильевича. Это только укрепило мое желание продолжить систематизировать материалы.

По маминой линии в ВОВ участвовал Маликов Герасим Корнеевич, он был призван на фронт 22 июня 1941 года в первые часы войны Орловским ВРК из посёлка Большевик. Герасим Корнеевич прошёл всю войну в звании рядового, дошёл до Берлина и был демобилизован из рядов Красной армии в 1946 году.

Ещё одним геройским дедом был Калистратов Григорий Кузьмич. Он служил в рядах Красной Армии в составе минометной батареи. Как свидетельствует выписка из книги приказов по полку, в августе 1943 года действиями своего расчёта он уничтожил две пулемётные точки противника и обеспечил продвижения наступающей пехоте. За это он получил медаль «За Отвагу».

Не уступал в храбрости и стойкости и его отец – Калистратов Кузьма Тарасович. Он воевал в рядах НКВД, участвовал в секретных операциях и вместе с сыном в 1945 году вернулся в родные края. Источниками об их боевом пути стали только сайты: «Подвиг народа» и «Мемориал».

О Павле Кузьмиче Калистратове дедушка знает только со слов своего дедушке. Но сайт «Подвиг народа» дополнил информацию. Началом его боевого пути стали бои за Прибалтику. Из книги приказов по полку стало известно: «В феврале1944 году в районе вотчины Дуника Латвийской СССР выполняя боевое задания по связи с полком раненый смог выполнить задания». Также участвовал в прорыве немецкой обороны города Севастополя в мае 1944года.

О Кучине Тихоне Антоновиче, Петре Антоновиче и Дмитрии Антоновиче мало информации, но известно, что Тихон Антонович попал в плен и пропал без вести, а Дмитрий Антонович геройски погиб в октябре 1941 года о чем свидетельствуют выписки из именных списков безвозвратных побед.

Живым свидетелем событий в нашей семье является дедушка Морозов Михаил Михайлович. Он родился в 1920 году в Пролетарске, призван в ряды Красной Армии в 1939 году, во время ВОВ воевал в 132- м пограничном полку, 3-го Белорусского фронта, был старшим помощником разведотдела, в звании – Капитан. На фронт попал в 1943 году; закончил войну 15 апреля 1945 года в Кеннисберге. Был ранен осколком в голову в боях за Белоруссию в 1944 году…..

Награждён Орденом Отечественной войны II степени. Орден Красной звезды получил на третьем Белорусском за то, что дважды ходил за линию фронта по спецзаданию. Его же брат – Морозов Николай Михайлович – не дожил несколько месяцев до победы. Погиб под Будапештом в феврале 1945 года, о чем свидетельствует документ Пролетарского ВРК «Именной список безвозвратных потерь» размещенный на сайте «Подвиг народа.

Я хочу рассказать о любви, которая родилась именно во время войны. Тяжёлое время. В годы войны мой прадедушка Морозов Михаил Михайлович познакомился с прабабушкой. Первая встреча моего прадеда с моей прабабушкой состоялась в 1944г. в госпитале, где служила прабабушка Мария Ильинична Калафат (Морозова). Во время войны была сержантом медслужбы, награждена медалью «За боевые заслуги». Вместе с мужем они дошли до Берлина и даже оставили свои имена на стенах Рейхстага.

Вернувшись на Родину в Пролетарский район, они стали восстанавливать мирную жизнь. Прадед работал в Райкоме партии сначала станицы а потом и города Пролетарска специалистом по сельскому хозяйству и был награждён Знаком Почёта за вклад в развития сельского хозяйства в мирное время.

О нем пишут в газетах. Прадед не любил рассказывать о войне, но глядя на наше поколение, он тяжело вздыхая любил повторять фразу: «Умейте, деточки, отличать правду от лжи». (источник -районная газета «Вестник Приманычья», выпуск от 04.2009 года)

Приложение 1 (Фото ветерана и все наградные документы)

Просматривая свою поисковую работу за 9 класс мне стало интересно, а сколько ещё входит ветеранов ВОВ в составе Бессмертного полка нашего лицея? Насколько полны и достоверны сведения о них?

Я знаю, что в нашем лицее вся информация по «Бессмертному полку» находится у руководителя проекта Пановой О.Н., обратился с просьбой поделиться ей.

Работа над сбором информации для научно – исследовательского проекта «Бессмертный полк близких учителей, учеников, родителей МБОУ лицей №1» была начата 2018 году.

По аннотации к данному проекту я узнал, что участвовали 288 учеников, 120 родителей, 35 учителей, благодаря этой работе на Параде Победы были представлены 48 штандартов с портретами наших дедов и прадедов (Приложение № титульный лист).

Я решил синхронизировать данную информацию, следующим образом:

По классам (сколько ветеранов в каждом классе)

Узнать количество учителей и найти соответствие по ветеранам

Определить звания, место службы и количество наград каждого ветерана.

Для этого я провёл анкетирование-опросник в каждом классе (Приложение)

И узнал, что в начальных классах _______________ветеранов

В среднем звене_______________
В старшем звене_______________

Эти данные можно увидеть на диаграмме (Приложение №1):

Да по сравнению с данными творческой группы 2018 года, разница в количестве ветеранов есть, но я так понимаю это из-за прихода новых классов.

Мне стало интересно, а о скольких ветеранах наших учителей известно. В нашем лицее работает__ педагогических работников, а память о ветеранах сохранилась только об _____________ (Приложение Таблица)




















Спускаясь в школьную библиотеку, меня заинтересовал стенд о____________.

Кратко описать (Приложение)



















































3. Мои прадедушки в годы Великой Отечественной войны

9 мая вся страна отмечает День Победы над фашистами в Великой Отечественной Войне. Это действительно всенародный праздник. В этот день все, от мала до велика, поздравляют ветеранов войны, дарят им цветы, поют для них песни.

Великая Отечественная война была самой тяжелой и жестокой из всех войн, когда-либо пережитых нашей страной. История войны сохранила множество фактов мужества и самоотверженности миллионов людей, беззаветно защищавших свою Родину. И чем дальше мы от того тревожного и героического времени, тем величественнее кажутся их подвиги, тем полнее осознается значимость совершенного.

Поэтому мы обязаны помнить и чтить их подвиг. Подвиг каждого солдата – от рядового до генерала - подвиг людей, трудившихся в военные годы ради Великой Победы в тылу. В нашей семье свой вклад в общее дело борьбы с врагом внесли мои прадедушки.

Я хотел бы начать с самого близкого для меня человека – дедушки Семена Макаровича Троянова 1908 года рождения. Он ушёл на фронт из посёлка Ребричка Орловского района Ростовской области в мае 1943 года, о чем свидетельствует запись в книге регистрации Орловского ВРК. Участвовал в операциях по освобождению Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. Геройски погиб при бомбёжке госпиталя при освобождении г. Минска. Но Семён Макарович не сдался без боя, ценою жизни уничтожил огневую точку противника.

Незадолго до смерти он получил медаль «За Отвагу», о чём свидетельствует выписка из наградного документа. В посёлке Ребричка осталась жена и шесть детей. Источником информации послужили воспоминания сына Троянова Анатолия Семёновича. С целью почтить память геройского прадедушки мы с родителями в 2011 году посетители братскую могилу № 70 близ посёлка Грабенка.

Эти находки подтолкнули меня к продолжению поисковой работы. Дедушка Анатолий Семёнович Троянов всегда хотел, чтобы я «стал историком» и сообщил родственникам о моих поисках. Многие откликнулись и факты стали быстро добавляться в «копилку» моей работы, Но это была разнообразная информация, требующая проверки и хронологизации. Для этого я воспользовался Интернет сайтами: «Подвиг народа» и «Мемориал». Мне потребовалось дополнять материал посещением библиотек города и района и посетить музеи города-героя Волгограда - «Мемориал у вечного огня» на Мамаевом кургане, где среди тысяч фамилий на стене высечена фамилии погибших прадедов – Молчанова Петра Васильевича и Молчанова Сергея Васильевича. Это только укрепило мое желание продолжить систематизировать материалы.

По маминой линии в ВОВ участвовал Маликов Герасим Корнеевич, он был призван на фронт 22 июня 1941 года в первые часы войны Орловским ВРК из посёлка Большевик. Герасим Корнеевич прошёл всю войну в звании рядового, дошёл до Берлина и был демобилизован из рядов Красной армии в 1946 году.

Ещё одним геройским дедом был Калистратов Григорий Кузьмич. Он служил в рядах Красной Армии в составе минометной батареи. Как свидетельствует выписка из книги приказов по полку, в августе 1943 года действиями своего расчёта он уничтожил две пулемётные точки противника и обеспечил продвижения наступающей пехоте. За это он получил медаль «За Отвагу».

Не уступал в храбрости и стойкости и его отец – Калистратов Кузьма Тарасович. Он воевал в рядах НКВД, участвовал в секретных операциях и вместе с сыном в 1945 году вернулся в родные края. Источниками об их боевом пути стали только сайты: «Подвиг народа» и «Мемориал».

О Павле Кузьмиче Калистратове дедушка знает только со слов своего дедушке. Но сайт «Подвиг народа» дополнил информацию. Началом его боевого пути стали бои за Прибалтику. Из книги приказов по полку стало известно: «В феврале1944 году в районе вотчины Дуника Латвийской СССР выполняя боевое задания по связи с полком раненый смог выполнить задания». Также участвовал в прорыве немецкой обороны города Севастополя в мае 1944года.

О Кучине Тихоне Антоновиче, Петре Антоновиче и Дмитрии Антоновиче мало информации, но известно, что Тихон Антонович попал в плен и пропал без вести, а Дмитрий Антонович геройски погиб в октябре 1941 года о чем свидетельствуют выписки из именных списков безвозвратных побед.

Живым свидетелем событий в нашей семье является дедушка Морозов Михаил Михайлович. Он родился в 1920 году в Пролетарске, призван в ряды Красной Армии в 1939 году, во время ВОВ воевал в 132- м пограничном полку, 3-го Белорусского фронта, был старшим помощником разведотдела, в звании – Капитан. На фронт попал в 1943 году; закончил войну 15 апреля 1945 года в Кеннисберге. Был ранен осколком в голову в боях за Белоруссию в 1944 году…..

Награждён Орденом Отечественной войны II степени. Орден Красной звезды получил на третьем Белорусском за то, что дважды ходил за линию фронта по спецзаданию. Его же брат – Морозов Николай Михайлович – не дожил несколько месяцев до победы. Погиб под Будапештом в феврале 1945 года, о чем свидетельствует документ Пролетарского ВРК «Именной список безвозвратных потерь» размещенный на сайте «Подвиг народа.

Я хочу рассказать о любви, которая родилась именно во время войны. Тяжёлое время. В годы войны мой прадедушка Морозов Михаил Михайлович познакомился с прабабушкой. Первая встреча моего прадеда с моей прабабушкой состоялась в 1944г. в госпитале, где служила прабабушка Мария Ильинична Калафат (Морозова). Во время войны была сержантом медслужбы, награждена медалью «За боевые заслуги». Вместе с мужем они дошли до Берлина и даже оставили свои имена на стенах Рейхстага.

Вернувшись на Родину в Пролетарский район, они стали восстанавливать мирную жизнь. Прадед работал в Райкоме партии сначала станицы а потом и города Пролетарска специалистом по сельскому хозяйству и был награждён Знаком Почёта за вклад в развития сельского хозяйства в мирное время.

Сейчас дедушка не менее энергичен, не смотря на возраст 98 лет, он любит рыбачить, фотографировать. О нем пишут в газетах. Прадед не любит рассказывать о войне, но глядя на наше поколение, он тяжело вздыхая любит повторять фразу: «Умейте, деточки, отличать правду от лжи». (источник-районная газета «Вестник Приманычья», выпуск от 04.2009 года)

Как дань памяти, мы с родителями ежегодно отправляемся в путешествие по местам боевой славы моих ветеранов. По пути мы заезжаем в музей военной техники под открытым небом «Курская дуга». На праздновании 9 Мая регулярно ездим в г. Волгоград и участвуем во всероссийской акции «Бессмертный полк».

Вывод: из собранных материалов я узнала: что сражаясь за нашу страну, моя семья заплатила немалую цену, как и многие другие солдаты-защитники нашей страны.




























Заключение

Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива Россия! Пожалуй, нет ни одной семьи, в чью судьбу безжалостно не ворвалась война. Вот и в моей семье есть участники Великой Отечественной войны. И я буду всегда помнить и гордиться своими бесстрашными прадедушками, и учиться у них любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию.

Но на нашей планете есть и такие уголки, где рвутся бомбы, погибают люди. И мы, продолжая дело дедов и прадедов не должны допустить мировую военную катастрофу; не напрасно проливали кровь, защищая мир солдаты Второй мировой войны!

Изучив семейные архивы и фотографии военных лет, я пришла к следующим выводам:

  • Из собранных материалов я узнала: что сражаясь за нашу страну, пять моих прадедушек были ранены, но вернулись домой. Пять прадедушек пал смертью храбрых, как и многие другие солдаты-защитники нашей страны.

  • узнала, что прадедушки были не только отличными бойцами, но и достойно трудились после войны, получали за свой труд награды и благодарности, как Морозов Михаил Михайлович.

Результатом моей исследовательской работы на данном этапе является одноименный альбом «Мои фронтовики».
























Список используемой литературы:

  1. История России, XX- начало XXI века, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, Москва «Просвещение», 2014 г.

  2. История Отечества, XX век. М: «Дрофа», 2012;

  3. Ссылки на электронные версии Книг Памяти в интернете на сайте «ПОДВИГ НАРОДА» и «МЕМОРИАЛ».

  4. Справочник войсковых частей - полевых почт РККА в 1943-1945 годах.

  5. Школьная энциклопедия. История России 20 век. Москва, «ОЛМА ПРЕСС Образование», 2003. Стр. 25-26, 269-270.


Сайты в Интернете:

  1. https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=61842073

  2. http://podvignaroda.mil.ru/?#id=40446280&tab=navDetailManAward

  3. http://podvignaroda.mil.ru/?#id=1511008452&tab=navDetailManUbil

  4. http://podvignaroda.mil.ru/?#id=80519658&tab=navDetailManAward

  5. https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie80519658/

  6. http://moypolk.ru/perm/soldiers/bazhutin-grigoriy-mihaylovich

  7. http://moypolk.ru/perm/soldiers/bazhutin-mihail-grigorevich

  8. http://moypolk.ru/perm/soldiers/speshilov-stepan-dmitrievich

  9. http://moypolk.ru/perm/soldiers/makarov-pyotr-andreevich






















Приложение 1

Выписка из наградных документов отца и сыновей Калистратовых








17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!