Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для 9 класса разработана на основе:
1. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (с изменениями).
2. Примерных программ основного общего образования по физической культуре 7-9 классы, Просвещение, 2012г
3. Авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов», В.И.Лях, А.А.Зданевич, Просвещение 2012;
4. Основной образовательной программы МБОУ « Школа № 10».(ФК ГОС 7-9 классы)
Цели и задачи реализации программы.
Основной целью школьного образования в области физической культуры является: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих
образовательных задач:
– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
– формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
– развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа курса рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). В соответствии с календарным учебным графиком и особенностями расписания учебных занятий на 2016-2017 учебный год программа курса фактически составляет в
9 а- 100 ч.,
9 б-100 ч.,
9 в-100 ч.,
9 г- 99ч.,
9 д - 99ч.
Программа будет выполнена в полном объёме за счёт объединения тем раздела
«Кроссовая подготовка» в
9а, 9б, 9в - № 100 с №101, 102;
9г и 9д - №99 с №100,101,102.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Учащиеся должны
знать:
об особенностях зарождения и развития физической культуры, истории Олимпийского движения;
о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем;
терминологию разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
о физических качествах и общих правилах их тестирования;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки;
о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Уметь:
составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
организовывать и проводить самостоятельные занятия;
уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание учебного предмета
Программный материал представлен следующими разделами:
«Знания о физической культуре»: история физической культуры, физическая культура (основные понятия) и физическая культура человека ( материал даётся комплексно- во время уроков)
2. «Способы двигательной (физкультурной) деятельности»: организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой; оценка эффективности занятий физической культурой
3. «Физическое совершенствование»: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность (гимнастика с основами акробатики; легкая атлетика; спортивные игры; прикладно-ориентированная подготовка; упражнения общеразвивающей направленности).
Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы:
история физической культуры и ее развитие в современном обществе»- выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх;
характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр;
базовые понятия физической культуры;
физическая культура человека в современном обществе;
физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств;
организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культуры. Содержит темы:
организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой»- выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз;
планирование занятий физической подготовкой;
проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
оценка эффективности занятий физической культурой (самонаблюдение и самоконтроль);
оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок), измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Раздел «Физическое совершенствование» ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укреплению здоровья школьников. Включает темы:
Физкультурно-оздоровительная деятельность (ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся) - оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели;
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность» с общеразвивающей направленностью (ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки):
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Ритмическая гимнастика (девочки).
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Легкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.
Спортивные игры. Игры по правилам: волейбол, баскетбол.
Кроссовая подготовка. Бег на развитие выносливости (по разному грунту, по пересечённой местности, с преодолением препятствий)
Прикладно-ориентировочная подготовка.
Общефизическая подготовка.
Прикладно- ориентированные упражнения (помогают подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий); Упражнения; общеразвивающей направленности» ( предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств).
Тематическое планирование
№ | Изучаемый материал | часы |
1 | Знания о физической культуре | |
1.1 | Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх | |
1.2 | Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. |
1.3 | Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. |
1.4 | Знания о физической культуре - самостоятельные занятия |
2 | Способы физкультурной деятельности | |
2.1 | Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для УГГ | |
2.2 | Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб. |
2.3 | Планирование занятий физической подготовкой(самоконтроль) |
3 | Физкультурно-оздоровительная деятельность | |
3.1 | Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. | 1 |
3.2 | Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. |
4 | Спортивно-оздоровительная деятельность | |
4.1 | Лёгкая атлетика | 18 |
4.2 | Кроссовая подготовка | 16 |
4.3 | Гимнастика с основами акробатики | 18 |
4.4 | Спортивная игра «Баскетбол» | 23 |
4.5 | Спортивная игра «Волейбол» | 15 |
4.6 | Подвижные игры с элементами спорта | 6 |
4.7 | Подготовка и проведение соревновательных мероприятий | 2 |
4.8 | Прикладная физическая подготовка | 1 |
| Итого | 100 |
| Фактически | 9а-100 9б-100 9в-100 9г-99 9д-99 |
| |
График выполнения контрольных нормативов
№ ■ п/п | Контрольный тест | 9а | 9б | 9в | 9г | 9д |
1 | Бег 60м (предварительный контроль) | 5.09 | 6.09 | 6.09 | 6.09 | 5.09 |
2 | Бег 60м (итоговый контроль) | 4.05 | 2.05 | 2.05 | 6.05 | 6.05 |
3 | Челночный бег 3х10м. | 9.09 | 10.09 | 12.09 | 12.09 | 10.09 |
4 | Прыжок в длину с места (предварительный контроль) | 12.09 | 13.09 | 13.09 | 13.09 | 12.09 |
5 | Прыжок в длину с места (итоговый контроль) | 8.05 | 6.05 | 8.05 | 13.05 | 12.05 |
6 | Подтягивание: юноши на высокой, девушки на низкой перекладине высокой перекладине, девушки - на низкой перекладине | 10.11 | 11.11 | 11.11 | 12.11 | 12.11 |
7 | Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек | 20.10 | 21.10 | 21.10 | 22.10 | 21.10 |
8 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | 27.10 | 28.10 | 28.10 | 29.10 | 28.10 |
9 | Прыжки на скакалке за 30сек | 17.11 | 18.11 | 18.11 | 19.11 | 19.11 |
Учебные нормативы для 9 класса по физической культуре
№ | Упражнение | Мальчики | Девочки |
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» |
1 | Прыжок в длину с места (см) | 220 | 205 | 180 | 190 | 175 | 160 |
2 | «Челночный бег» 3х10 (сек.) | 7.7 | 8.4 | 8.7 | 8.6 | 9.0 | 9.6 |
3 | Прыжки со скакалкой за 1 мин. | 140 | 130 | 110 | 140 | 130 | 110 |
4 | Поднимание туловища за 1 мин. | 48 | 43 | 38 | 41 | 36 | 31 |
5 | Наклон вперёд сидя (см) | +11 | +07 | +06 | +18 | +14 | +11 |
6 | Бег 60 м (сек) | 8.6 | 9.0 | 9.7 | 9.6 | 10.2 | 10.6 |
7 | Подтягивание в висе мальчики (раз) В висе лёжа- девочки (раз) | 10 | 8 | 6 |
18 |
14 |
10 |
8 | Бег 1000м (мин.,сек.) | 3.50 | 4.10 | 5.00 | 4.45 | 5.00 | 5.45 |