СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка КТНД

Нажмите, чтобы узнать подробности

пояснительная записка КТНД пояснительная записка КТНД

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка КТНД»

Пояснительная записка

Сложившаяся десятилетиями система образования с ее жестокой централизацией обучения и воспитания не проявляла заботы о сохранении и развитии культурно-исторического наследия. В результате закрепилась тенденция отхода молодого поколения от культуры я языка своего народа. Утрата нравственно-эстетических и духовных ценностей привела к нивелированию культурной са­мобытности дагестанских народов, духовному обнищанию молодежи, неустойчивости и потере ценностных ориентиров.

Перед общим образованием встала задача непосредственно способствовать сохранению культурного наследия, духа нации, родного языка, их возрождению и развитию в сложнейших социально-экономических условиях. Жизнь потребовала от школы; выполнить свое естественное предназначение — передавать подрастающему поколению богатства культуры, традиции и духовно-нравственные ценности, самобытный опыт жизни и деятельности нации.

Министерство образования Республики Дагестан приняло кардинальные меры по совершенствованию и обновлению содержания образования с учетом этнокультурных ценностей. Разработана Концепция дагестанской общеобразовательной школы. Ведущими идеями Концепции являются: обеспечение права обучения Детей на родном языке; освоение подрастающим поколением национальной культуры, духовности родного народа, обогащение его культурой народов совместного проживания; приобщение к ценностям мировой культуры. Найдены эффективные механизмы реализация данных идей в учебно-воспитательном процессе. С 1991/92 учебного года в общеобразовательных школах республики изучаются предметы культурологического цикла: «Культура и традиции народов Дагестана»! «Русская национальная культура», «Мировая культура» предметы культурологического цикла основываются на важ­нейшем принципе педагогики «от близкого к дальнему, от родного порога — в мир общечеловеческих культурологических ценностей». Их специфика заключается в том, что они, не подменяя собой и не дублируя другие предметы, не перечисляя систему жанров, разных видов человеческой деятельности, народного искусства, явлений, сообщают о народной культуре «как о способе и форме миропонимания, философии жизни, объяснения ее смысла, выраженных через слово, мелодию, ритм, цвет, пластику, движение и т. д.». Это единственные предметы, которые впервые в учебно-воспитательном процессе открывают доступ последовательному формированию у школьников глубокого и целостного представления о культуре туре этноса, нации, народов Дагестана, Отечества и мира.

Особое место среди предметов культуры занимает предмет "Культура и традиции народов Дагестана". Его приоритетность заключается в том, что КТНД позволяет изучить культуры более 30-ти народов Дагестана, постепенно от класса к классу, от возраста к возрасту создает базу для восприятия, осмысления н практического применения человеком культурологических ценностей своего, близких и дальних народов.

На изучение предмета КТНД в учебных планах дагестанской общеобразовательной школы отведено: в 4-м (3) классе — 1 час. с 1 по 11 класс,изучение во всех общеобразовательных школа предмета КТНД позволяет перейти от эпизодической, любительской культурологической деятельности к систематической, профессиональной, которая органически интегрируется с образовательной на воспитательной функции школы. В этой связи еще до начала учебного процесса по предмету КТНД руководителям школ необходимо строго руководствоваться следующими положениями:

  • Преподавание предмета КТНД во всех классах поручить одному учителю. Это позволит лучше учитывать принцип преемственности культуроло* ических знаний, умений и навыков, а также эффективно использовать ранее ограниченно изданную и издаваемую кульгуровсяческую и учебно-методическую литературу.

  • Преподавание предмета КТНД следует поручить учителю с высокой профессиональной подготовкой, функциональной грамотой и богатый опытом семейной, общественной жизни и, несомненно, глубоко уважаемому в педагогическом коллективе. Это необходимо, чтобы высоко поднять престиж культуры в особенности и педагогической культуры общества, в частности.

  • И что более всего важно, преподавание предмета КТНД следует поручить учителю — носителю данной культуры. Мало быть образованным, добросовестным учителем, обучая культуре, нужно самому учителю всем духом прочувствовать ее национальные особенности, знать язык культуры, ее внутренние законы, глубокие связи культуры с различными сферами жизни и деятельности человека, семьи, рода, джамаата, этноса, нации, народа и т. д..А это постигается человеком годами, десятилетиями; живо воспроизвести и умело преподнести посильно только носителю дагестанской национальной культуры. При учете именно этих положений школа может быть настоящим, центром национальной культуры, может и по своему духу, и по художественно -эстетическому оформлению преобразоваться в действительно - образцовую дагестанскую национальную отколу.

Настоящая программа предназначена для 8 —9 классов дагестанских общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Она может быть с успехом использована в профилированных общеобразовательных учебных заведениях с гуманитарным уклоном в частности школах, внешкольных учреждениях (домах творчества детей и молодежи, художественных студнях, эстетических центрах и т.д.).

Цель программы: состоит в том, чтобы заложить прочный фундамент в освоении детьми собственной национальной и дагестанской многонациональной культуры, которая базируется на многих национальных формах культуры, вырастающих из глубины народного творчества.- Без осмысления национальной и общедагестанской специфики культуры, культурологической деятельности человека в исторических условиях дагестанского бытия, невозможно глубокое понимание ни отечественной российской, ни мировой культуры.


Задача программы:

  • Сформировать представление о родной национальной и дагестанской многонациональной культуре как явлении полифункциональном, органически слитым с хозяйственной, семейнобыто-вой, общественной деятельностью человека, определяемом жизнью и традиционными установками народа.

  • Показать национальное своеобразие форы материальной и духовной культуры народов Дагестана, выявить ее общность с формами культуры народов Кавказа. России и мира.

  • Заложить основы для усвоения фундаментальных этических, эстетических художественных, правовых, экономических понятий народа, обеспечивающих преемственность и воспроизводство национальной культуры.

Программа составлена с учетом основных исторических этапов становления и развития материальной и духовной культуры и традиций народов Дагестана. Она состоит из 45 логически взаимосвязанных и взаимовосполняющих тем. основанных на педагогических принципах преемственности и систематичности. Каждая тема рассчитана на глубокое и последовательное изучение конкретных вопросов традшдионной формы национальной и дагестанской много­национальной культуры.

Особенностью программы является то, что в ней впервые акцентируется внимание на таких ключевых формах, дагестанской национальной культуры как «Педагогическая культура», «Право­вая культура», «Политическая культура», «Экономическая культура», «Культура труда», «Культура просвещения».

«Художественная культура», «Физическая культура», «Религия как элемент культуры» и т. д. Все формы культуры необходимо изучать в тесной взаимосвязи, с максимальным учетом не только исторических, но и современных реалий социально-экономической н духовной жизни народов Дагестана. Учителю следует в равной степени реализовать на уроке образовательные н воспитательные цели, освещать риал в исторической последовательности развития, становления и проявления видов и типов самобытной национальной и многонациональной дагестанской культуры. Уроки предмета КТНД призваны решать следующие задачи: пробудить интерес учащихся к созидательной истории, жизни н быту родного к дагестанских народов, через ценности культуры ровного и дагестанских народов, воздействовать на эмоциональную сферу учащихся, на их чувства.

Формировать у школьников чувства удивления, восхищения, радости, гордости за свой н дагестанские народы, за их мудрость н талант; и показать общность ннтересо и взглядов народов Дагестана; привить учащимся сформированные веками морально-этические нормы, понятия родного и Дагестанских народов: возродить традиционные формы благожелательного и гу-; манного межличностного и межнационального общения, эффективные в регионе нормы трудовой, правовой, экологической, художественной, физической культуры; развивать умения и навыки национальной творческой деятельности, исполнительского и профессионального мастерства.

При решении учебно-воеттгтельных задач по предмету КТНД самое прюшипиальное значение имеет позиция учителя, его педагогическое и методическое мастерство. Учителю предмета КТНД для достижения программных целей и задач на каждом уроке крайне обязательно.

  • Преподносить национальную культуру не как констатацию того, что было и как было, а как лнчностноч)риентнро ванный материал в целях приобретения учащимися своего нравственного опыта.

  • Преподносить национальную культуру как существенную часть общедагестанского, отечественного и мирового культурного наследия.

При освещении культурологического материала проявлять максимум уважительного, бережного отношения к культуре всех народов. Уроки по предмету КТНД требуют от учителя творческого подхода к работе и исполнительских умений. Здесь больше подходят нетрадиционные уроки, активные формы работы, использования традиционного народного педагогического опыта, наблюдений самих учащихся, практические занятия и т. д. Требуется продуманная система, начинаемая в 4 (3) классе и продолжаемая в последующих классах. Необходимо учитывать и то, что отдельные элементы национальной культуры активно используются и по другим предметам: по литературе, истории, ИЗО, труду, музыке, физкультуре» и т. д. Учителю нужно широко привлекать местный материал,подходить к учебной программе творчески. По предмету КТНД целесообразно проводить следующие типы уроков: урок привития исполнительных навыков, урок «беседы по душам, урок любознательных», «урок-инсценирование», «урок-семинар», «урок-диспут», «урок-конференция», «зачетный урок». На уроках в соответствии с содержанием материала и направленностью тематических вопросов целесообразно использовать методы преподнесения информации: беседы, рассказы, лекции, демонстрация наглядных пособий (орудия труда, бытовые изделия, утварь, национальная одежда, изделия декоративно-прикладного искусства, таблицы, схемы), составление конспектов, ведение специальных словарей, творческих тетрадей и т. д: методы эмоционального воздействия на учащихся; звуко- и видеозаписи (из фонотеки и фильмотеки дагестанского радио я телевидения, например, телепередачи «Истоки», «Музыкальный майдан», «Авадан», «Наш вернисаж», «Годекан»), слай­ды, красочные иллюстрации, обеспечение эмоционального фона урока (обстановка- занятий, оформление кабинета, декорации), организация творческих встреч, воспоминаний и т. д.; практические методы: инсценирование обрядов, традиций, демонстрация национальной одежды, кухни, музыкальных инструментов, подготовка и проведение конкурсов, выставок, смотров, фестивалей, традиционных народных праздников. Для целенаправленной и эффективной организации учебно-воспитательного процесса по предмету КТНД к каждой теме программы предусмотренны вопросы и практические задания рекомендована литература широко и подробно освещаются тематические вопросы родной национальной и дагестанской многонациональной культуры.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!