Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Рабочая программа предназначена для обучения английскому языку учащихся 3 классов общеобразовательных учреждений. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования по иностранному языку, авторской методической концепции линии УМК «Английский в фокусе» Быковой Н.И., Дули Дж.. Поспеловой М.Д. и Эванс В. (М.: Express Publishing: Просвещение) и ориентирована на достижение планируемых результатов ФГОС.
Цели обучения:
формирование у учащихся первоначального представления о роли и значимости английского языка в жизни современного человека и поликультурного мира, приобретение начального опыта использования английского языка как средства межкультурного общения, нового инструмента познания мира и культуры других народов;
формирование умения общаться на английском языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) форме;
приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с детским зарубежным фольклором; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их обще учебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению английским языком;
воспитание и разностороннее развитие учащихся средствами английского языка.
Задачи обучения:
формирование представлений об английском языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими / пишущими на английском языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
расширение лингвистического кругозора учащихся, освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке на элементарном уровне;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру д ля преодоления в дальнейшем
психологического барьера и использования английского языка как средства общения;
развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх, в ходе овладения языковым материалом;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием английского языка;
приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на английском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами УМК (учебником, рабочей тетрадью, аудио приложением и т. д.), умением работы в паре, в группе.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты:
формирование общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
осознание языка, в том числе и английского, как основного средства общения между людьми;
знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого языка (через детский фольклор на английском языке, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
Метапредметные результаты:
развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
развитие коммуникативных способностей младшего школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника, формирование мотивации к изучению английского языка;
овладение умением координированной работы с разными компонентами УМК (учебником, рабочей тетрадью, аудиодиском и т. д.).
Предметные результаты:
овладение начальными представлениями о нормах английского языка (фонетических, лексических, грамматических);
умение (в объеме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.
А. В коммуникативной сфере (владение английским языком как средством общения)
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос и диалог-побуждение к действию;
уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге, описывать предмет, картинку, кратко охарактеризовать персонаж;
аудировании:
чтении:
читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте нужную информацию;
письменной речи:
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
адекватно произносить и различать на слух все звуки английского языка, соблюдать правильное ударение в словах и фразах;
соблюдать особенности интонации основных типов предложений;
применять основные правила чтения и орфографии, изученные в данном курсе;
распознавать и употреблять в речи изученные в данном курсе лексические единицы (слова, словосочетания, оценочная лексика, речевые клише) и грамматические явления.
Социокультурная осведомленность:
знать некоторые названия стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжеты некоторых популярных сказок, написанных на английском языке, небольшие произведения детского фольклора (стихи, песни), элементарные нормы речевого и неречевого поведения, принятые в стране изучаемого языка.
Б. В познавательной сфере
Уметь сравнивать языковые явления родного и английского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
уметь действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики данного курса;
совершенствовать приемы работы с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках родного языка (списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т.д.);
уметь пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);
уметь осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.
В. В ценностно-ориентационной сфере
Иметь представление об английском языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
приобщиться к культурным ценностям другого народа через произведения детского фольклора, непосредственное участие в туристических поездках.
Г. В эстетической сфере
Д. В трудовой сфере
Содержание
| Тема |
Знакомство (с одноклассниками, учителем). Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз английского речевого этикета) 2 ч | Welcome back! (Starter module) 2 ч |
Я и моя семья (члены семьи, их имена, возраст) 6ч Мой день (распорядок дня). Покупки в магазине (основные продукты питания). Любимая еда 12 ч Семейные праздники (Рождество, День матери, подарки) 2ч | Family moments! (module 2) 6 ч Day by day! (module 8) 6 ч Tesco Superstore (module 4). All the things I like! (module 3) 6 ч Merry Christmas, everybody! Mother’s Day (Special days!) 2 ч Everybody likes presents! (module 4) |
Мир моих увлечений (игрушки) Мои любимые занятия 4 ч Выходной день (в театре животных, доме-музее, парке) 4 ч | Come in and play! (module 4) 4 ч Get ready, get Set, go! Fun after school (module 7) Cartoon favourites! Cartoon time (module 8) A day off (module 7) 4 ч Grandpa Durov’s Wonderland (module 5). House museums in Russia (module 6) |
Я и мои друзья (увлечения/хобби, совместные занятия) 2 ч Любимое домашнее животное (имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать) 6 ч | A day off! (module 7) 2 ч Furry friends! (module 5) 6 ч |
Моя школа (учебные предметы, школьные принадлежности) 6 ч | School days! (module 1) 6 ч |
Мир вокруг меня (мой дом / квартира, комната, названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера) 8 ч | Come in and play! In my room! (module 4) 2 ч Home, sweet home! My house! (module 6) 6 ч |
Страна / страны изучаемого языка и родная страна (школы, дома, магазины, животный мир, блюда национальной кухни, мир увлечений) 8 ч Небольшие произведения детского фольклора на английском языке (рифмовки, стихи, песни, сказки) 8 ч | Schools in the UK! (module 1) 1 ч Families near and far (UK, Australia). Families in Russia (module 2) 1 ч A bite to eat (UK)! I scream for ice cream! (module 3) 1 ч Tesco Superstore (UK), Everybody likes presents! (module 4) 1 ч Animals down under! (Australia), Grandpa Durov’s Wonderland (module 5) 1 ч British Homes! House museums in Russia (module 6) 1 ч Get ready, get set, go (USA)! Fun after school (module 7) 1 ч Cartoon favourites (USA)! Cartoon time (module 8) 1 ч The Toy Soldier (reader, modules 1—8) 8 ч We wish you a merry Christmas. 1 love you, Lovey Dovey |
Предметное содержание речи
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям учащихся. В данной таблице приведено распределение учебных часов по темам с указанием модулей, в которых рассматриваются темы.
Коммуникативные умения и навыки по видам речевой деятельности
В русле говорения
Диалогическая форма
Уметь вести:
этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;
диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него);
диалог-побуждение к действию.
Монологическая форма
Уметь пользоваться:
В русле аудирования
Уметь воспринимать на слух и понимать:
речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке;
небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале.
В русле чтения
Читать:
вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;
про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, а также находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.).
В русле письма
Владеть:
техникой письма (графикой, каллиграфией, орфографией);
основами письменной речи: писать с опорой на образец поздравление с праздником, короткое личное письмо.
Языковые средства и навыки пользования ими
Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы английского алфавита. Основные буквосочетания. Звуко-буквенные соответствия. Знаки транскрипции. Апостроф. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка. Соблюдение норм произношения: долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Дифтонги. Связующее r (there is / there are). Ударение в слове, фразе. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопрос) предложений.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики данного курса для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран. Интернациональные слова (например, music, computer).
Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопрос. Вопросительные слова: what, who, when, where, why, how. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Простое предложение с простым глагольным сказуемым (Не watches TV), составным именным (My family is big) и составным глагольным (She can jump) сказуемым. Побудительные предложения в утвердительной (Help me, please) и отрицательной (Don’t run!) формах. Безличные предложения в настоящем времени (It is cold). Предложения с оборотом there is / there are. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочиненные предложения с союзами and и but.
Неопределенная форма глагола. Глагол-связка to be в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях в Present Simple. Вспомогательный глагол to do. Глагол have got в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях в Present Simple. Структуры в Present Continuous (I’m/he is/she is wearing...). Модальный глагол can.
Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу и исключения) с неопределенным, определенным и нулевым артиклем. Притяжательный падеж существительных.
Прилагательные в положительной степени.
Местоимения личные (в именительном и объектном падежах), притяжательные, вопросительные, указательные (this / these, that / those), неопределенные (some, any - некоторые случаи употребления).
Количественные числительные до 50.
Наиболее употребительные предлоги (in, on, at, into, to, from, of, with).
Социокультурная осведомленность
В процессе обучения английскому языку в 3 классе учащиеся знакомятся: с названиями некоторых стран изучаемого языка; некоторыми литературными персонажами популярных детских книг и мультфильмов; сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими произведениями детского фольклора (стихи, песни) на английском языке; элементарными формами речевого и неречевого поведения, принятого в англоязычных странах.
Специальные учебные умения
Младшие школьники овладевают следующими специальными учебными умениями и навыками:
пользоваться двуязычным словарем учебника (в том числе транскрипцией);
пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;
вести словарь (словарную тетрадь);
систематизировать слова, например по тематическому принципу;
пользоваться языковой догадкой, например при опознавании интернационализмов;
делать обобщения на основе структурно-функциональных схем простого предложения;
опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например артикли.
Обще учебные умения и универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Английский язык» младшие школьники:
совершенствуют приемы работы с текстом, опираясь на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. д.);
овладевают более разнообразными приемами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы, синонимы, антонимы, контекст;
совершенствуют обще речевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише, поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
учатся осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;
учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).
Контрольно–оценочная деятельность учителя
Оценивание – сложный процесс, который объединяет формирующее и итоговое оценивание. При формирующем оценивании оценка нужна для получения данных о текущем уровне владения школьниками иностранным языком, для определения учителем ближайших шагов по организации учебной деятельности; при итоговом – оценивается качество усвоения обучающимися материала, изученного за прошедший период.
Говорение
Универсальным критерием для оценивания говорения являются следующие:
решение коммуникативной задачи;
беглость речи;
организация устного дискурса (логичность и связность);
произношение;
диапазон и точность употребления лексико-грамматических форм;
уместность употребления лексико-грамматических форм;
интерактивные навыки (инициация, поддержание и замыкание речевого контакта; передача речевого хода, поддержка речевого партнёра, достижение согласия или определение разногласий).
Оценивание предметных знаний, умений, навыков учащихся
Отметка «5» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом их устная речь полностью соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса.
Отметка «4» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом учащиеся выразили свои мысли на иностранном языке с незначительными отклонениями от языковых норм, а в остальном их устная речь соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса.
Отметка «3» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с отклонениями от языковых норм, не мешающими, однако, понять содержание сказанного.
Отметка «2» ставится в том случае, если общение не осуществилось или высказывания обучающихся не соответствовали поставленной коммуникативной задаче, обучающиеся слабо усвоили пройденный материал и выразили свои мысли на иностранном языке с такими отклонениями от языковых норм, которые не позволяют понять содержания большей части сказанного.
Оценивание метапредметных умений в говорении
Помимо предметных умений в говорении следует оценивать метапредметные умения. Поскольку метапредметные умения не подлежат количественной оценке, желательно использовать качественные подходы.
Метапредметные умения учащихся, оцениваемые в монологе:
высказываться о фактах и событиях;
кратко высказываться без подготовки на заданную тему, используя аргументацию и выражая собственное отношение;
делать сообщение по теме на основе прочитанного;
передавать содержание прочитанного;
кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Метапредметные умения учащихся, оцениваемые в диалоге:
А) в этикетном диалоге
1) начинать, поддерживать и оканчивать разговор;
2) начинать, вести и заканчивать разговор по телефону;
3) поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них;
4) выражать благодарность;
5) вежливо переспрашивать;
6) выражать согласие/отказ
Б) в диалоге-расспросе:
1) сообщать информацию, отвечая на вопросы;
2) самостоятельно запрашивать информацию;
3) выражать своё мнение/отношение;
4) переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего
5) брать/давать интервью;
В) в диалоге-побуждении к действию:
1) обращаться с просьбой;
2) соглашаться/не соглашаться выполнять просьбу;
3) давать советы;
4) принимать/не принимать советы партнёра;
5) приглашать к действию/взаимодействию;
6) соглашаться/не соглашаться на предложение партнёра, объяснять причину своего решения
Г) в диалоге-обмене мнениями:
1) выслушивать сообщение/мнение партнёра
2) выражать согласие/несогласие с мнением партнёра;
3) выражать свою точку зрения и обосновывать её;
4) выражать сомнение;
5) выражать эмоциональную оценку;
Д) в комбинированном диалоге:
1) сообщать информацию и выражать своё мнение;
2) расспрашивать и давать оценку;
3) просить о чём-либо и аргументировать свою просьбу.
Оценивание письменной речи
Отметка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача письменного высказывания решена при полном соответствии содержанию и нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного курса.
Отметка «4» ставится в том случае, если письменное сообщение обучающихся практически соответствует поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с незначительными отклонениями от языковых норм, сохраняя указанный объём.
Отметка «3» ставится в том случае, если письменное высказывание обучающихся в основном или частично соответствовало поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с отклонениями от языковых норм, которые, однако, не помешали понять содержание сказанного. Удовлетворительная оценка имеет место при низкой грамотности и минимально допустимом словарном запасе, достаточном для раскрытия содержания и достижения понимания цели письменного текста.
Отметка «2» ставится в том случае, если письменное высказывание не осуществилось или высказывания обучающихся не соответствовали поставленной коммуникативной задаче; обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с такими отклонениями от языковых норм, которые не позволяют понять содержания большей части сказанного. Как правило, неудовлетворительная оценка ставится при несформированном словарном запасе в сочетании с низкой грамотностью и отсутствием элементарных грамматических структур, что делает невозможным понимание письменного текста.
Контрольно-оценочная деятельность
Функции: диагностическая, мотивационная, обучающая, обобщающая.
По организационно-временному фактору выделяют:
поэтапный контроль, который определяет уровень сформированности навыков и умений, а так же уровень владения знаниями относительно этапа обучения и конечных целей обучения.
Конечный контроль, который устанавливает соответствие/несоответствие уровня сформированных навыков и умений, уровня владения знаниями по отношению к целям обучения. Конечный контроль проводится по завершении обучения.
Контроль и оценивание языковых умений и навыков и рецептивных умений учащихся в области аудирования и чтения
Для оценивания языковых умений и навыков, умений в области аудирования и чтения, как правило, используется интегрированный тест.
Интегрированный тест, проверяющий владение учеником системой знаний и умений за определенный период времени как результат предшествующего обучения, предполагает следующие уровни усвоения материала:
1) узнавание;
2) запоминание;
3) понимание;
4) применение;
5) тематическое, предметное/межпредметное обобщение;
6) решение ситуативных проблемных коммуникативных задач в незнакомой ситуации, в новом контексте.
Содержание текста может быть направлено на проверку репродуктивных, когнитивных, эвристических умений.
Для проверки репродуктивных умений
задания к тексту (владение лингвистическим материалом);
задания к тексту (понимание текста по нескольким стратегиям: основное, выборочное, поисковое, полное)
Для проверки когнитивных умений (анализ, сравнение, доказательство, вывод):
вопросы открытого типа в рамках заявленной в тексте темы;
задания поискового характера по смежным темам.
Для проверки эвристических умений:
свободное высказывание по теме, картинке, графику;
проблемное высказывание (устное, письменное).
Место предмета
На изучение предмета «Английский язык» в 3 классе общеобразовательных школ отводится 68 часов в год (2 часа в неделю). В конце изучения каждого модуля учащиеся выполняют контрольную работу. Всего предусмотрено 8 контрольных работ за год.
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Учебник;
рабочая тетрадь;
языковой портфель;
книга для учителя;
контрольные задания;
буклет с раздаточным материалом и плакаты;
CD для работы в классе;
CD для самостоятельной работы дома;
видеоматериалы на DVD;
DVD-ROM;
www.spotlightinrussia.ru (сайт учебного курса).