СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к конкурсному заданию «Методический семинар»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к конкурсному заданию «Методический семинар»

на тему: «Использование методов и приемов инновационных технологий на уроках английского языка в условиях введения ФГОС»

Просмотр содержимого документа
«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к конкурсному заданию «Методический семинар»»

6


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к конкурсному заданию «Методический семинар»

на тему: «Использование методов и приемов инновационных технологий на уроках английского языка в условиях введения ФГОС»

Я ,Кулакова Марина Геннадьевна, учитель МОУ Курмышская СШ. Я работаю учителем английского языка с 1999 года. Веду уроки со 2 по 11 классы, из которых 2-6 классы обучаются по ФГОС.В своей работе использую УМК Кузовлева В.П. и Биболетовой М.З.

Каждый учитель, разрабатывая конспект урока, хочет, чтобы все дети к концу занятия усвоили материал. Проработав несколько лет в начальной школе, я убедилась, что ученику начальных классов особенно сложно запомнить то, о чём просто рассказывается на уроке. Нужно подобрать и совместить на одном уроке несколько методов, способов, технологий и приёмов так, чтобы они дополняли друг друга, но не перегружали урок. В помощь учителю пришли инновационные методики и технологии, которые направлены на реализацию требований ФГОС.

Под инновациями в образовании мы понимаем процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения.

Изучив и проанализировав литературу по этой теме, я решила использовать некоторые методы и приемы этих технологии для обучения младших школьников уже со второго класса. Это помогает мне сделать процесс обучения более эффективным. Тема моей методической работы «Использование игровых технологий на уроках иностранного языка в начальной школе».

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский

Изучая особенности своих деток, применяя различные технологии, я поняла, что в начальной школе, именно в этом возрасте, очень эффективны игровые технологии.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы использования  игровых технологий как средство развития познавательных интересов младших школьников, я пришла к  выводам: занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов и формированию УУД  младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.

В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка от игровой к учебной. Но игра - это естественная форма обучения для ребёнка. Она часть его жизненного опыта. Я считаю, что передавая знания посредством игры, учитель не только удовлетворяет сегодняшние, но и учитывает будущие интересы школьника. Если учитель использует на своих уроках игру, то он организует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребёнка.

«Учиться надо весело, учиться надо весело, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться…» это строчки из известной детской пени очень часто мы повторяем на уроках. Ведь что может быть интересней для ребёнка, чем игра?! Я использую самые различные игровые технологии, которые делают мои уроки насыщенными, интересными. Конечно, при использовании игровых технологий на своих уроках я соблюдаю правила обеспечивающие привлекательность игр:

Игровая оболочка: должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.

Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.

Возможность действия для каждого ученика.

Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.

Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели соответствие возрастным особенностям ребенка.

Результатами применения игр на своих уроках я считаю следующее:

- активизация познавательной деятельности обучающихся;

- тренировка памяти, помогающая выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

- способствует преодолению пассивности учеников;

- способствует усилению работоспособности учащихся.

Есть старинная поговорка "Кашу маслом не испортишь". На мой взгляд, это как раз про игровые технологии и именно в начальных классах

Игру и игровой момент я использую на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д.

В своей практике очень часто вместо обычного вступления предлагаю, иное начало урока – например: определить тему урока, посредством решения загадки, ребуса, рисунки, карточки с заданием. Моим детям очень нравится игра «Снежный ком», которая способствует закреплению лексики. На уроках при изучении названия цветов, детям очень нравится работать с карточками. Учащиеся с удовольствием показывают глаголы движения.

На уроках я часто использую и различные вариации игры «Правда/Ложь». Я называю, например, звуки, показывая соответствующие транскрипционные значки, и иногда допускаю ошибки. Учащиеся должны обнаружить ошибку. С помощью этой игры мы запоминаем буквы, цифры и другую лексику.

Для совершенствования навыков аудирования я использую игру «Поймай звук». Ученики хлопают в ладоши, когда они слышат в произносимых учителем словах заданный звук. Если ученик ошибается, он садится. Остаются стоять самые внимательные. Вариант этой игры используется при изучении темы "Множественное число существительных": учащиеся должны услышать и хлопнуть в ладоши на слово во множественном числе.

Для лучшего запоминания новых слов часто использую «договорки»:

У елки цвет всегда один, Почему сосисок нет?

Зимой и летом это – green. Утащил их рыжий cat.

Моим детям очень нравятся подвижные игры и игры с мячом. К подвижным играм можно отнести игры:

1. «Лучшие/ The best». Условие: разбить группу на 2 – 3 команды, построить их в колонку и по команде «На старт» начать диктовать буквы. Каждый ученик подбегает к доске и пишет названную букву, передает мел следующему игроку команды, а сам встает сзади. Учитель диктует буквы в достаточно быстром темпе, чтобы у учеников не было возможности подсматривать за другими командами.

2. Игра в мяч (A funny ball). Условия: учащиеся встают в круг. Учитель – в центре с мячом. Учитель бросает мяч и называет любое английское слово (можно как из пройденной лексики, так и новые слова), ребенок ловит мяч и называет букву, с которой начинается это слово, возвращая мяч учителю.

А вот игры, в которые мы играем, разделив класс на две команды:

1. ABC Task. На доске весят 2 плаката. На каждом нарисован домик с 26 окнами. Каждое окно – ячейка для буквы алфавита, но не все ячейки заполнены - есть пустые клетки для пропущенных букв.

Ученики выходят по одному к доске и выстраивают алфавит. Оценивается быстрота и правильность выполнения задания.

2. Funny Tree. На доске нарисованы деревья (по одному для каждой команды), которые растут в волшебном лесу. Его плоды (рисунки) – яблоко, кот, осьминог, солнце, абрикос, лев и т.д. по лексике, изученной учениками. А под деревом буквы, осыпавшиеся с деревьев. Участникам необходимо прикрепить буквы к соответствующему слову, с которого оно начинается.

3. Who is the most attentive? Я располагаю несколько игрушек на, под, рядом со стулом и в несколько – в коробке. Ученики называют предлоги места. Участники конкурса закрывают глаза, Я меняю игрушки местами. Задача учеников вспомнить и назвать прежнее месторасположение игрушек.

Одним из путей повышения результативности в изучении иностранного языка является внедрение активных форм работы на разных этапах урока.

Использование групповых и практических приемов работы:

Применение практических работ, в ходе которых дети отвечают на вопросы, выполняют задания и делают выводы по теме урока, повышает уровень запоминания и усвоения материала урока.

Групповые и парные технологии включают в себя работу в парах, тройках, пятерках сменного состава. В микрогруппе дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнениям товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации .Я считаю, что одним из условий, при котором игровые технологии эффективны, является желание детей играть. Я провела во2,3классе анкетирование, с целью выявления отношения их к игре в учебной деятельности:

  • Нравиться ли тебе играть на уроке?

  • Какие игры тебе нравятся?

Анализ анкет показал:

  • Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения.

  • Более предпочтительна для детей групповая форма игр.

  • Большинство учащихся хотят в игре побеждать.

Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке в подвижные игры, игры с мячом, ролевые игры.

В средней школе я провожу нестандартные занятия ,используя новые методы, развивая творческое мышление на основе НФТМ-ТРИЗ технологий. Часто на уроках использую разные приемы этой системы: метод морфологического анализа, метод мозгового штурма ,метод аналогий ,метод ассоциаций. Также я использую приёмы ТРИЗ и РКМ во время обучения лексико-грамматическим

структурам в старших классах: «Синквейн», «Метод контрольных вопросов», «Кластер», «Круги по воде» и другие.

Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии

рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся

какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте,

систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится

ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически

связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного

конспекта по изучаемой теме. Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели. Прием «Круги по воде», опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные, глаголы, прилагательные к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. Использование ТРИЗ и РКМ технологий в современном образовательном процессе позволяет решать ряд практических, развивающих и образовательных задач ,позволяет выстроить урок методически грамотно и добиться при этом высоких результатов обучения. Отрадно и то, что применение приёмов данных технологий не требует затрат на приобретение материально-технического оборудования. Творческие чудеса могут рождаться на обычной школьной доске и в ученической тетради, хотя бесспорно, применение современных информационно-коммуникативных технологий, которые я также активно использую в своей работе, делает процесс обучения более привлекательным и продуктивным.


Технологии интегрированного обучения

Так как английский язык неразрывно связан с другими школьными дисциплинами, то составная часть методики преподавания - технологии интегрированного обучения. Многие понятия в английском языке не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии, химии и другим предметам.

При изучении темы «Музыка» в 9 классе опираюсь на знания учащихся, полученные на уроках музыки (композиторы, музыкальные произведения, стили музыки). При изучении животных в 4 классе опираюсь на знания, полученные на уроках окружающего мира. Все уроки об открытиях и первооткрывателях англо-говорящих стран в 7,8 классах географическом положении, исторических фактов опираются и дополняют знания истории и географии. Большой материал для английского языка дают литературные произведения. На уроках в 9 классе часто использую стихи и художественные произведения различных писателей и поэтов как зарубежных, так и отечественных: поэзию Байрона, рассказы Агаты Кристи, С.Я. Маршака, А.С. Пушкина, и др.

Информационная технология

Развитие ученика в школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для восприятия является учебный материал. Поэтому на современном этапе организации образовательного процесса я активно использую на уроке информационно-коммуникационных технологий. На уроках и внеклассных мероприятиях я использую аудио и видеозаписи и презентации.

Метод проектов

Эффективность обучения повышается и за счет активизации самостоятельной работы учащихся, развития их познавательных и творческих способностей, образного изложения материала. Проектный метод – один из способов реализации детских знаний наглядным способом. Сегодня работа над проектами входит в содержание различных учебных дисциплин.3 класс готовят проекты по темам: «Мой край», «Моё семейное древо», «Я-хороший помощник», «Мой любимый праздник».В 4 классе предлагаются такие темы проектов, как: «Мы посетим волшебную страну», «Журнал для звёзд» и др. Все с удовольствием работают над проектами. Дети используют Интернет, книги для работы над проектами. В классе происходит защита проектов, затем провожу выставку проектных работ, далее мы создаём с детьми проектные альбомы.

Здоровьесберегающие технологии

Большое значение уделяю здоровью учеников. Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. Я применяю их во время урока в виде физкультминуток. Часто провожу под музыку, так как дети любят танцевать, при этом они поют, а также учат и повторяют глаголы движений, тренируют лексику по теме «Части тела».

Все перечисленные методики и технологии помогают в моей работе. Они направлены на достижение не только предметных результатов, но и метапредметных и личностных в соответствии с ФГОС.

Спасибо за внимание!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!