УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по искусству (музыка)
№ урока | Наименование разделов и тем | Общее количество часов по разделу | Количество часов по теме | Требования к уровню подготовки учащихся | Форма проведения урока | Формы контроля | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Жанры музыки | 9 | | | | | | | |
1. | Образ музыки Игра «Эхо», «Перекличка» | | 1 | -уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности -уметь определять на слух основные жанры музыки | Комбинирован ный | | | | |
2. | Жанры музыки. С.С. Прокофьев « Марш» Игра «Лишнее слово» | | 1 | -уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности -уметь определять на слух основные жанры музыки | Комбинирован ный | | | | |
3. | Родина музыки. А. Попатенко «Скворушка прощается». Разучивание песни. Игра «Прятки» | | 1 | -знать автора, название, текст изученного произведения | Комбинирован ный | | | | |
4. | Мелодия. П.И. Чайковский «Мелодия» Игра «Найди нужную иллюстрацию» | | 1 | -уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы; - определять на слух основные жанры музыки | Комбинирован ный | | | | |
5. | Характер музыки. П.И. Чайковский. «Немецкая песенка» Игра «Эхо» | | 1 | -знать об истоках происхождения музыки; -уметь различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение. | Комбинирован ный | | | | |
6. | Искусство выражения в музыкально- художественных образах жизненных явлений. А. Попатенко «Скворушка прощается». Индивидуально- хоровое исполнение. Игра «Перекличка» | | 1 | - уметь определять на слух основные жанры музыки; -участвовать в коллективном пении | Комбинирован ный | | | | |
7. | Где найти песню? Жанр колыбельной песни. «Баю –бай» Игра «Кто больше?» | | 1 | - уметь применить элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности | Комбинирован ный | | | | |
8. | Где взять танец? П.И.Чайковский «Мелодия», «Игра «Камаринская» Игра «Весёлый художник» | | 1 | -уметь определять на слух основные жанры музыки; -выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы | Комбинирован ный | | | | |
9. | Маршевый порядок. П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» (фрагмент из фортепианного цикла «Детский альбом») Игра «Найди нужную иллюстрацию» | | 1 | -знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель» | Комбинирован ный | | | | |
2 | Содержание музыки. | 9 | | -уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях; -узнавать изученные музыкальные произведения | | | | | |
10. | Содержание музыки. П.И. Чайковский «Времена года» (фрагмент из фортепианного цикла). Русская народная песня «Жнеи, мои жнеи» Игра «Весёлые шары» | | 1 | -уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности (темп, ритм) | Комбинирован ный | | | | |
11. | Можно ли увидеть музыку? М.П. Мусоргский «Баба Яга» (фрагмент из фортепианной пьесы музыкального альбома «картинки с выставки») Игра «Кто больше» | | 1 | -уметь узнавать изученные муз. произведения и называть имена из авторов | Комбинирован ный | | | | |
12. | Как увидеть музыку? З.Левина «Длинные ноги у дождя». Разучивание песни Игра «Эхо» | | 1 | -знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения | Комбинирован ный | | | | |
13. | Музыка живая. С.С. Прокофьев «Полночь» (фрагмент из балета «Золушка») Игра «Какой звучит инструмент» | | 1 | -уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности | Комбинирован ный | | | | |
14. | Каждый композитор – художник. Э.Григ «Утро» (фрагмент из фортепианной пьесы). З. Левина «Длинные ноги у дождя». Игра «Найди нужную иллюстрацию» | | 1 | -знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель» | Комбинирован ный | | | | |
15. | Изобразительность в музыке. П.И. Чайковский «Спящая красавица» (фрагмент из балета) Игра «Три цветка» | | 1 | -уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности | Комбинирован ный | | | | |
16. | Изобразительность в музыке. К.Сен-Санс «карнавал животных» (фортепианная пьеса) | | 1 | -уметь определять на слух основные жанры музыки: настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях | Комбинирован ный | | | | |
17. | Фрагменты бытования музыки. А. Аренский «Кукушка». Разучивание песни. Игра « Перекличка» | | 1 | -уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности | Комбинирован ный | | | | |
18. | Рождение музыкальной формы. Русские народные песни: «Вейся, капустенька», «Авсень» Игра «Музыкальная кисть» | | 1 | -уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности | Комбинирован ный | | | | |
3 | Музыкальный театр. | 9 | | | Комбинирован ный | | | | |
19. | Музыкальный театр. Р.Шуман «Мотылёк». Разучивание песни Игра «Видимо-невидимо» | | 1 | -уметь выявлять жанровое начало; -знать смысл понятия «музыкальный театр» | | | | | |
20. | Музыкальный театр. Р.Шуман «Мотылёк». Разучивание песни Игра «Видимо-невидимо» | | 1 | -уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров | Комбинирован ный | | | | |
21. | Музыкальный театр. Р.Шуман «Мотылёк». Индивидуальное и групповое исполнение песни Игра «Ритмический аккомпанемент» | | 1 | -уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности | Комбинирован ный | | | | |
22. | Что такое балет? С.С. Прокофьев «Ромео и Джульетта» (фрагмент из балета – «Танец рыцарей») Игра «Кто больше?» | | 1 | -узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов | Комбинирован ный | | | | |
23. | Музыкальный театр. Русские народные весенние заклички. «Жаворонки». Разучивание. Игра Эхо» | | 1 | -знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края | Комбинирован ный | | | | |
24. | Идём в театр. Язык театра. С.В. Рахманинов «Итальянская полька» Игра «Весёлые шары» | | 1 | -уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы | Комбинирован ный | | | | |
25. | Идём в театр. Язык театра. Н. А. Римский- Корсаков «Первая песня Леля» (фрагмент из оперы – сказки «Снегурочка») Игра « Музыкальная корзинка» | | 1 | -уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров | Комбинирован ный | | | | |
26. | Чудеса в музыке и в жизни. Д. Б. Кабалевский «Подснежник». Разучивание песни. | | 1 | -знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края | Комбинирован ный | | | | |
27. | Чудеса в музыкальном театре. Н. А. Римский- Корсаков «Три чуда» (фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане») | | 1 | -уметь определять на слух основные жанры музыки; характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях | Комбинирован ный | | | | |
4 | Язык музыки. | 6 | | | | | | | |
28. | Язык музыки. М.П. Мусоргский «Два еврея». Народная игра «Кострома» Игра «Что шумит, кто звучит» | | 1 | -уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы | Комбинирован ный | | | | |
29. | Язык музыки. С.С. Прокофьев «Симфоническая сказка «Петя и волк» Игра «Видимо-невидимо» | | 1 | -уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности | Комбинирован ный | | | | |
30. | Язык музыки. С.С. Прокофьев «Симфоническая сказка «Петя и волк» Игра «Видимо-невидимо» | | 1 | -уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности | Комбинирован ный | | | | |
31. | Язык музыки. М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» | | 1 | -знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения | Комбинирован ный | | | | |
32. | Язык музыки. С.С. Прокофьев Фрагмент из кантаты «Александр Невский» | | 1 | - знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека | Комбинирован ный | | | | |
33. | Урок- концерт «Пусть музыка звучит и не смолкает» | | 1 | -уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности | Комбинирован ный | | | | |
Пояснительная записка
Программа адресована для четырехлетней начальной школы МОУ СОШ № 8 г. Красноармейска Саратовской области (1-4 классы) в Общеобразовательной системе «Начальная школа XXI века. Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребёнку познавать мир и самого себя в этом мире. Содержание музыкального образования в начальной школе – это запечатлённый в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций.
Рабочая программа построена в соответствии с программой «Музыкальное искусство- концепция «Начальная школа 21 века», под редакцией Н.Ф. Виноградовой (авторы Усачёва, В.О. Музыкальное искусство 1 класс: методическое пособие/ Усачёва, В.О, Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана - Граф,2010), примерной программой начального общего образования по музыке, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования начальной школы
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта- человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку
Развитие музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к искусству.
Овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства
Объем программы:
На изучение данного предмета в 1 классе отводится 33 ч. (33 учебные недели по 1 часу в неделю)
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей,
национальных и композиторских школ.
- выявление характерных особенностей русской музыки (народной и композиторской) в сравнении с музыкой других
народов ближнего и дальнего зарубежья.
- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержания, форму,
музыкальный язык на интонационно-образной основе.
- развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное
отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.
- формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье.
- формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-
практической деятельности.
- развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки,
видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, создание информационных презентаций на заданную
музыкальную тему.
- расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство,
кино, живопись, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления.
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения;
проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;
знать о способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;
Решать практические и учебные задачи:
выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
ориентироваться в многообразии музыкальных жанров;
различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метро - ритмические, интонационные особенности;
применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
Список литературы
Литература, использованная при подготовке программы | 1.Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХІ века», М. «Вентана-Граф»., 2009г. 2. Музыкальное искусство 1 класс: методическое пособие/ Усачёва В.О, Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана - Граф, 2010 |
Литература, рекомендованная для учащихся | |
Образовательные диски (электронные УМК) | |
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия | Музыкальное искусство 1 класс: методическое пособие/ Усачёва, В.О, Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана - Граф,2010 |
Оборудование и приборы | |
Дидактический материал | |
Другое | |
Педагогические технологии:
Технологии развивающего обучения
Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:
проблемность обучения;
оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (с наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического);
индивидуализация и дифференциация обучения;
специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности;
специальная организация анемической деятельности.
Преобладание практических, образных или понятийных видов мыслительной деятельности определяется не только спецификой решаемой проблемы, но и индивидуальными особенностями самих детей. Вот почему одним из важных принципов развивающего обучения является оптимальное (отвечающее целям обучения и психическим особенностям ребенка) развитие разных видов мыслительной деятельности: абстрактно-теоретического, и наглядно-образного, и наглядно-действенного, практического мышления.
Овладение приемами учебной работы служит основой, на которой у детей формируются учебные умения и навыки. Существует система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся:
поиск новых приемов учебной работы;
управление своей учебной деятельности;
приемы обобщения.
Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе.
Распространенные объяснительно-репродуктивные технологии не в состоянии обеспечить развитие и саморазвитие учащихся. Это дает проблемное обучение. Оно предполагает наличие особого, внутренне - противоречивого, проблемного содержания; но чтобы обучение приобрело проблемный характер, этого недостаточно.
Проблемы с объективной необходимостью должны возникнуть в сознании учащихся через проблемную ситуацию.
Проблемная технология предполагает раскрытие того способа, который приведет к проблемному знанию. Следовательно, ученик должен уходить с урока с проблемой.
Если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на разрешение проблемы, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как была поставлена проблема.
Технология, предполагающая построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего на игровой основе.
Наблюдается слишком большой разрыв между академической и практической деятельностью, имитирующей реальную действительность и тем самым помогающей вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности детей.
Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе.
Диалогу, как известно, противостоит все еще имеющий широкое распространение учительский монолог. Ценность диалога в том, что вопрос учителя вызывает у учащихся не только и не столько ответ, сколько, в свою очередь, вопрос. Учитель и учащиеся выступают на равных. Смысл диалога, таким образом, в том, что субъект - субъектные отношения реализуются на уроке в нравственно-этической сфере. Технология, предполагающая построение учебного процесса на взаимной основе.
Личностно (индивидуально) - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Личностно-ориентированные технологии характеризуются:
антропоцентричностью;
гуманистической сущностью;
психотерапевтической направленностью;
ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
гуманно-личностные технологии;
технологии сотрудничества;
технологии свободного воспитания;
Деятельностный метод
Включение учащихся в деятельность - основной вид освоения знаний в деятельностном подходе - не заложен в технологию объяснительно-иллюстративного метода, на котором строится сегодня обучение в "традиционной" школе. Основные этапы этого метода не обеспечивают системного прохождения необходимых этапов учебной деятельности, которыми являются:
постановка учебной задачи;
учебные действия;
действия самоконтроля и самооценки
Так, сообщение темы и цели урока не имеет ничего общего с постановкой проблемы. Объяснение нового материала не может заменить учебных действий детей, в результате которых они самостоятельно "открывают" новое знание: объяснение - это действия прежде всего учителя, а не учеников. Принципиальными являются также различия между контролем и самоконтролем знаний.
Этапы:
Постановка учебной задачи.
"Открытие" детьми нового знания.
Первичное закрепление.
Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Тренировочные упражнения.
Отсроченный контроль знаний.
Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к. технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели. Он дает возможность осваивать предметное содержание в соответствий с единым подходом, в соответствии с единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факторов, определяющих развитие.
Технология здоровьесберегающая обучения.
Формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья.