СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка и тематическое планирование по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка и тематическое планирование 1-й класс,составлена 2015 год.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка и тематическое планирование по музыке»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по искусству (музыка)

№ урока

Наименование разделов и тем

Общее

количество часов

по разделу

Количество

часов по

теме

Требования к уровню подготовки учащихся

Форма проведения урока

Формы контроля

Дата проведения

Примечание


План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Жанры музыки

9








1.

Образ музыки

Игра «Эхо», «Перекличка»


1

-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

-уметь определять на слух основные жанры музыки

Комбинирован

ный





2.


Жанры музыки. С.С. Прокофьев « Марш»

Игра «Лишнее слово»


1

-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

-уметь определять на слух основные жанры музыки

Комбинирован

ный





3.

Родина музыки. А. Попатенко «Скворушка прощается».

Разучивание песни.

Игра «Прятки»


1

-знать автора, название, текст изученного произведения

Комбинирован

ный





4.

Мелодия. П.И. Чайковский «Мелодия»

Игра «Найди нужную иллюстрацию»


1

-уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы;

- определять на слух основные жанры музыки

Комбинирован

ный





5.

Характер музыки. П.И. Чайковский. «Немецкая песенка»

Игра «Эхо»


1

-знать об истоках происхождения музыки;

-уметь различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение.

Комбинирован

ный





6.

Искусство выражения в музыкально- художественных образах жизненных явлений. А. Попатенко «Скворушка прощается». Индивидуально- хоровое исполнение.

Игра «Перекличка»


1

- уметь определять на слух основные жанры музыки;

-участвовать в коллективном пении

Комбинирован

ный





7.

Где найти песню? Жанр колыбельной песни. «Баю –бай»

Игра «Кто больше?»


1

- уметь применить элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

Комбинирован

ный





8.

Где взять танец? П.И.Чайковский «Мелодия», «Игра «Камаринская»

Игра «Весёлый художник»


1

-уметь определять на слух основные жанры музыки;

-выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы

Комбинирован

ный





9.

Маршевый порядок. П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» (фрагмент из фортепианного цикла «Детский альбом»)

Игра «Найди нужную иллюстрацию»


1

-знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»

Комбинирован

ный





2

Содержание музыки.

9


-уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;

-узнавать изученные музыкальные произведения






10.

Содержание музыки. П.И. Чайковский «Времена года» (фрагмент из фортепианного цикла). Русская народная песня «Жнеи, мои жнеи»

Игра «Весёлые шары»


1

-уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности (темп, ритм)

Комбинирован

ный





11.

Можно ли увидеть музыку?

М.П. Мусоргский «Баба Яга» (фрагмент из фортепианной пьесы музыкального альбома «картинки с выставки»)

Игра «Кто больше»


1

-уметь узнавать изученные муз. произведения и называть имена из авторов

Комбинирован

ный





12.

Как увидеть музыку? З.Левина «Длинные ноги у дождя». Разучивание песни

Игра «Эхо»


1

-знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения

Комбинирован

ный





13.

Музыка живая. С.С. Прокофьев «Полночь» (фрагмент из балета «Золушка»)

Игра «Какой звучит инструмент»


1

-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

Комбинирован

ный





14.

Каждый композитор – художник. Э.Григ «Утро» (фрагмент из фортепианной пьесы). З. Левина «Длинные ноги у дождя».

Игра «Найди нужную иллюстрацию»


1

-знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»

Комбинирован

ный





15.

Изобразительность в музыке. П.И. Чайковский «Спящая красавица» (фрагмент из балета)

Игра «Три цветка»


1

-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

Комбинирован

ный





16.

Изобразительность в музыке. К.Сен-Санс «карнавал животных» (фортепианная пьеса)



1

-уметь определять на слух основные жанры музыки: настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях


Комбинирован

ный





17.

Фрагменты бытования музыки. А. Аренский «Кукушка». Разучивание песни.

Игра « Перекличка»


1

-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности


Комбинирован

ный





18.

Рождение музыкальной формы. Русские народные песни: «Вейся, капустенька», «Авсень»

Игра «Музыкальная кисть»


1

-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности


Комбинирован

ный





3

Музыкальный театр.

9



Комбинирован

ный





19.

Музыкальный театр. Р.Шуман «Мотылёк». Разучивание песни

Игра «Видимо-невидимо»


1

-уметь выявлять жанровое начало;

-знать смысл понятия «музыкальный театр»






20.

Музыкальный театр. Р.Шуман «Мотылёк». Разучивание песни

Игра «Видимо-невидимо»


1

-уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров

Комбинирован

ный





21.

Музыкальный театр. Р.Шуман «Мотылёк». Индивидуальное и групповое исполнение песни

Игра

«Ритмический аккомпанемент»


1

-уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности

Комбинирован

ный





22.

Что такое балет? С.С. Прокофьев «Ромео и Джульетта» (фрагмент из балета – «Танец рыцарей»)

Игра «Кто больше?»


1

-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов

Комбинирован

ный





23.

Музыкальный театр. Русские народные весенние заклички. «Жаворонки». Разучивание.

Игра Эхо»


1

-знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края

Комбинирован

ный





24.

Идём в театр. Язык театра. С.В. Рахманинов «Итальянская полька»

Игра «Весёлые шары»


1

-уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы

Комбинирован

ный





25.

Идём в театр. Язык театра. Н. А. Римский- Корсаков «Первая песня Леля» (фрагмент из оперы – сказки «Снегурочка»)

Игра « Музыкальная корзинка»


1

-уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров

Комбинирован

ный





26.

Чудеса в музыке и в жизни. Д. Б. Кабалевский «Подснежник». Разучивание песни.



1

-знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края

Комбинирован

ный





27.

Чудеса в музыкальном театре. Н. А. Римский- Корсаков «Три чуда» (фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане»)



1

-уметь определять на слух основные жанры музыки;

характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

Комбинирован

ный





4

Язык музыки.

6








28.

Язык музыки. М.П. Мусоргский «Два еврея». Народная игра «Кострома»

Игра «Что шумит, кто звучит»


1

-уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы

Комбинирован

ный





29.

Язык музыки. С.С. Прокофьев «Симфоническая сказка «Петя и волк»

Игра «Видимо-невидимо»


1

-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

Комбинирован

ный





30.

Язык музыки. С.С. Прокофьев «Симфоническая сказка «Петя и волк»

Игра «Видимо-невидимо»


1

-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

Комбинирован

ный





31.

Язык музыки. М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»



1

-знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения

Комбинирован

ный





32.

Язык музыки. С.С. Прокофьев Фрагмент из кантаты «Александр Невский»



1

- знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека

Комбинирован

ный





33.

Урок- концерт «Пусть музыка звучит и не смолкает»



1

-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

Комбинирован

ный












Пояснительная  записка

Программа адресована для четырехлетней начальной школы МОУ СОШ № 8 г. Красноармейска Саратовской области (1-4 классы) в Общеобразова­тельной системе «Начальная школа XXI века. Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребёнку познавать мир и самого себя в этом мире. Содержание музыкального образования в начальной школе – это запечатлённый в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций.

Рабочая  программа  построена в соответствии с программой «Музыкальное искусство- концепция «Начальная школа 21 века», под  редакцией  Н.Ф. Виноградовой (авторы Усачёва, В.О. Музыкальное искусство 1 класс: методическое пособие/ Усачёва, В.О, Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана - Граф,2010), примерной  программой начального общего образования по музыке, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования  начальной школы

     Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его   форм и жанров художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

  1. Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.

  2. Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

  3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта- человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку

  4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к искусству.

  5. Овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства


Объем программы:

 На  изучение  данного  предмета  в  1  классе  отводится  33  ч. (33 учебные  недели  по  1 часу  в  неделю)

Основные требования  к уровню подготовки учащихся 1 класса

- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей,

национальных и композиторских школ.

- выявление характерных особенностей русской музыки (народной и композиторской) в сравнении с музыкой других

народов ближнего и дальнего зарубежья.

- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержания, форму,

музыкальный язык на интонационно-образной основе.

- развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное

отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

- формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье.

- формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-

практической деятельности.

- развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки,

видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, создание информационных презентаций на заданную

музыкальную тему.

- расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство,

кино, живопись, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

  1. Проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения;

  2. проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;

  3. знать о способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;

Решать практические и учебные задачи:

  1. выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;

ориентироваться в многообразии музыкальных жанров;

  1. различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метро - ритмические, интонационные особенности;

  2. применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности























Список литературы

Литература, использованная при подготовке программы

1.Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХІ века», М. «Вентана-Граф»., 2009г.

2. Музыкальное искусство 1 класс: методическое пособие/ Усачёва В.О, Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана - Граф, 2010

Литература, рекомендованная для учащихся


Образовательные диски (электронные УМК)



Перечень учебно-методического обеспечения

Методические и учебные пособия

  1. Музыкальное искусство 1 класс: методическое пособие/ Усачёва, В.О, Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана - Граф,2010

Оборудование и приборы


Дидактический материал


Другое



















Педагогические технологии:

  1. Технологии развивающего обучения

Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:

  • проблемность обучения;

  • оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (с наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического);

  • индивидуализация и дифференциация обучения;

  • специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности;

  • специальная организация анемической деятельности.

    Преобладание практических, образных или понятийных видов мыслительной деятельности определяется не только спецификой решаемой проблемы, но и индивидуальными особенностями самих детей. Вот почему одним из важных принципов развивающего обучения является оптимальное (отвечающее целям обучения и психическим особенностям ребенка) развитие разных видов мыслительной деятельности: абстрактно-теоретического, и наглядно-образного, и наглядно-действенного, практического мышления.

Овладение приемами учебной работы служит основой, на которой у детей формируются учебные умения и навыки. Существует система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся:

  • перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую;

  • поиск новых приемов учебной работы;

  • управление своей учебной деятельности;

  • приемы обобщения.

  1. Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе.

  Распространенные объяснительно-репродуктивные технологии не в состоянии обеспечить развитие и саморазвитие учащихся. Это дает проблемное обучение. Оно предполагает наличие особого, внутренне - противоречивого, проблемного содержания; но чтобы обучение приобрело проблемный характер, этого недостаточно.

Проблемы с объективной необходимостью должны возникнуть в сознании учащихся через проблемную ситуацию.

Проблемная технология предполагает раскрытие того способа, который приведет к проблемному знанию. Следовательно, ученик должен уходить с урока с проблемой.

Если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на разрешение проблемы, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как была поставлена проблема.


  1. Технология, предполагающая построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего на игровой основе.

  Наблюдается слишком большой разрыв между академической и практической деятельностью, имитирующей реальную действительность и тем самым помогающей вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности детей.

  1. Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе.

  Диалогу, как известно, противостоит все еще имеющий широкое распространение учительский монолог. Ценность диалога в том, что вопрос учителя вызывает у учащихся не только и не столько ответ, сколько, в свою очередь, вопрос. Учитель и учащиеся выступают на равных. Смысл диалога, таким образом, в том, что субъект - субъектные отношения реализуются на уроке в нравственно-этической сфере. Технология, предполагающая построение учебного процесса на взаимной основе.

  1. Личностно (индивидуально) - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов    Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.  

  2. Личностно-ориентированные технологии характеризуются:

  • антропоцентричностью;

  • гуманистической сущностью;

  • психотерапевтической направленностью;

  • ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

  В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

  • гуманно-личностные технологии;

  • технологии сотрудничества;

  • технологии свободного воспитания;

  1. Деятельностный метод

  Включение учащихся в деятельность - основной вид освоения знаний в деятельностном подходе - не заложен в технологию объяснительно-иллюстративного метода, на котором строится сегодня обучение в "традиционной" школе. Основные этапы этого метода не обеспечивают системного прохождения необходимых этапов учебной деятельности, которыми являются:

  1. постановка учебной задачи;

  2. учебные действия;

  3. действия самоконтроля и самооценки

  Так, сообщение темы и цели урока не имеет ничего общего с постановкой проблемы. Объяснение нового материала не может заменить учебных действий детей, в результате которых они самостоятельно "открывают" новое знание: объяснение - это действия прежде всего учителя, а не учеников. Принципиальными являются также различия между контролем и самоконтролем знаний.

Этапы:

  1. Постановка учебной задачи.

  2. "Открытие" детьми нового знания.

  3. Первичное закрепление.

  4. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

  5. Тренировочные упражнения.

  6. Отсроченный контроль знаний.

Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к. технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели. Он дает возможность осваивать предметное содержание в соответствий с единым подходом, в соответствии с единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факторов, определяющих развитие.

  1. Технология здоровьесберегающая обучения.


Формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!