СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка рабочей программы по информатике 7-9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  1. формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
  2. совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
  3. воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка рабочей программы по информатике 7-9 класс»

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа разработана в соответствии со следующими основными нормативными документами:

1. Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

2. ФГОС ООО, утвержденный Министерством образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

3. Постановление главного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении»,

4. Основная образовательная программа ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат»

5. Примерная программа по информатике размещена на сайте «Реестр примерных ООП» Минобрнауки России http//fgosreestr.ru/node/2068,


Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  1. формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

  2. совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);

  3. воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.



  1. 2. Общая характеристика учебного предмета

  2. Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

  3. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

  4. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

  5. Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

  6. После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

  7. Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

  8. Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

  9. Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

  10. В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

  11. Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

  12. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

  13. В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.

3. Место предмета в учебном плане

Программа составлена по учебному плану ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» и в соответствии с ФГОС ООО. На изучение курса «Информатика» отводится 102 часов, в том числе в 7-9 классах – 34 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 11 часов (10,5%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета региональных условий.

Распределение содержания по годам обучения может быть вариативным, более того, оно может частично осваиваться уже в начальной школе за счет использования компонента образовательного учреждения и регионального компонентов учебного плана (первоначальное знакомство учащихся с информационными технологиями должно пройти в курсах «Окружающий мир» и «Технология» начальной школы). Содержание образовательной области «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» осваивается как в рамках отдельного школьного предмета с таким названием, так и в межпредметной проектной деятельности. Не допускается деление предмета на два («Информатику» и «Информационные технологии») при заполнении журналов и аттестационных документов.


4. Содержание учебного предмета информатики

Основное содержание (102 час)

Информация и информационные процессы (4 час)

Информация. Информационные объекты различных видов.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.


Практические работы:

  1. Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.


Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 час)

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).


Практические работы:

  1. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.

  2. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).

  3. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.


Обработка текстовой информации (13 час)

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

Практические работы:

  1. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.

  2. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

  3. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

  4. Вставка в документ формул.

  5. Создание и форматирование списков.

  6. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

  7. Создание гипертекстового документа.

  8. Перевод текста с использованием системы машинного перевода.

  9. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

Практикум: работа I

Обработка графической информации (4 час)

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии.

Форматы графических файлов.

Практические работы:

  1. Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.

  2. Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.

  3. Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.

  4. Сканирование графических изображений.

Практикум: работа II

Мультимедийные технологии (7 час)

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.

Практические работы:

  1. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.

  2. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.

  3. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).

  4. Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).

  5. Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Практикум: работа III, работа IV

Обработка числовой информации (6 час)

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

Прктические работы:

  1. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.

  2. Создание и обработка таблиц.

  3. Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

  4. Построение диаграмм и графиков.

Практикум: работа V

Представление информации (6 час)

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации.

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.

Практические работы:

  1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.

  2. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.

  3. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.

  4. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

Алгоритмы и исполнители (18 час)

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Пратические работы:

  1. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.

  2. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.

  3. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.

  4. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.

  5. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.

  6. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.

Практикум: работа VI

Формализация и моделирование (8 час)

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером.

Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.

Таблица как средство моделирования.

Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

Практические работы:

  1. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.

  2. Построение генеалогического дерева семьи.

  3. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.

  4. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.

  5. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.

  6. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.

Практикум: работа VII

Хранение информации (4 час)

Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.

Практические работы:

  1. Поиск записей в готовой базе данных.

  2. Сортировка записей в готовой базе данных.

Практикум: работа VIII

Коммуникационные технологии (12 час)

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.

Практические работы:

  1. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.

  2. Путешествие по Всемирной паутине.

  3. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.

  4. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.

  5. Загрузка файла из файлового архива.

  6. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.

  7. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.

  8. Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.

Практикум: работа IX

Информационные технологии в обществе (4 час)

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

Основные этапы развития средств информационных технологий.

Практические работы:

  1. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.

  2. Защита информации от компьютерных вирусов.

  3. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.

Практикум: работа X

Резерв свободного учебного времени (11 час)

  1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).

Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернет. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

  1. Создание графического объекта

Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде.

Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного). Создание изображений с использованием графической панели. Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата,

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.

  1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.

Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации. Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

  1. Запись и обработка видеофильма

Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).

Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).

Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, искусство, филология, обществознание.

  1. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм).

Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов.

Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.

  1. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу

Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражения, операторов ветвления и цикла.

Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива.

Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание.

  1. Работа с учебной базой данных.

Поиск необходимой информации. Ввод информации. Обработка запросов.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология.

  1. Работа с моделями

Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики. Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание.

  1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов.

Планирование веб-страницы (веб-сайта). Поиск необходимой информации. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста).

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

  1. Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.

Планирование работы. Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты. Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них. Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой. Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание.

















6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Информатика: учебник для 7 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2018

  • Информатика: учебник для 8 класса, Угринович Н. Д., «Просвещение». Лаборатория знаний, 2018

  • Информатика: учебник для 9 класса, Угринович Н. Д., «Просвещение». Лаборатория знаний, 2018

  • Информатика. УМК для основной школы: 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя,авторы: Хлобыстова И. Ю., Цветкова М. С.,Бином. Лаборатория знаний, 2013

  • Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы, Угринович Н. Д., Самылкина Н. Н., Бином. Лаборатория знаний, 2012

  • Информатика и ИКТ: практикум, Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И., Бином. Лаборатория знаний, 2011

  • Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособие, Самылкина Н. Н., Калинин И. А., Бином. Лаборатория знаний, 2011

  • Информатика в схемах, Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Ракитина Е. А., Вязовова О. В., Бином. Лаборатория знаний, 2010

  • Электронное приложение к УМК

  • Комплект цифровых образовательных ресурсов ( ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).

  • Библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:

    • разработанные комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;

    • CD-диски и DVD-диски по информатике, содержащие информационные инструменты и информационные источники (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.)

  • http://www.edu.ru/ - Российское образование: федеральный портал

  • http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский образовательный портал

  • http://gia.osoko.ru/ - Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации

  • http://www.apkro.ru/ - сайт Модернизация общего образования

  • http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования

  • http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  • http://www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки РФ

  • http://www.km-school.ru - КМ-школа

  • http://inf.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Информатика" /методические материалы/

  • http://www.teacher-edu.ru/ - Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ

  • http://www.profile-edu.ru/ - сайт по профильному обучению


Комплект демонстрационных настенных наглядных пособий:

В комплект плакатов «Информатика и ИКТ. Основная школа» входят 11 плакатов и методические рекомендации для педагогов по их использованию.

Плакаты:

  1. Архитектура ПК:

    1. Системная плата.

    2. Устройства внешней памяти.

    3. Устройства ввода/вывода информации.

  2. Обработка информации с помощью ПК.

  3. Позиционные системы счисления.

  4. Логические операции.

  5. Законы логики.

  6. Базовые алгоритмические структуры.

  7. Основные этапы компьютерного моделирования.

  8. Обмен данными в телекоммуникационных сетях.

  9. Информационные революции. Поколения компьютеров.


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Простая система управления базами данных.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения

  • Простой редактор Web-страниц

7. Результаты освоения учебного курса, предмета, дисциплины (модулей) и

система их оценки


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы. Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится...». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике

«Выпускник получит возможность...». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.


7 класс


  1. Введение в предмет.

  2. Человек и информация.

Выпускник научится:

    • находить связь между информацией и знаниями человека;

    • понимать, что такое информационные процессы;

    • определять какие существуют носители информации;

    • определять функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

    • понимать, как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

    • понимать, что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Выпускник получит возможность научиться:

    • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

    • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

    • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

    • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

    • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

    • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

  1. Компьютер: устройство и программное обеспечение

Выпускник научится:

    • правилам техники безопасности и при работе на компьютере;

    • узнавать состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

    • основным характеристикам компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

    • понимать структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

    • понимать типы и свойства устройств внешней памяти;

    • понимать типы и назначение устройств ввода/вывода;

    • определять сущность программного управления работой компьютера;

    • принципам организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

    • назначение программного обеспечения и его состав.

Выпускник получит возможность научиться:

    • включать и выключать компьютер;

    • пользоваться клавиатурой;

    • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

    • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

    • просматривать на экране директорию диска;

    • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

    • использовать антивирусные программы.

  1. Текстовая информация и компьютер

Выпускник научится:

    • способам представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

    • определять назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

    • основным режимам работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Выпускник получит возможность научиться:

    • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

    • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

    • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

  1. Графическая информация и компьютер

Выпускник научится:

    • способам представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

    • понимать какие существуют области применения компьютерной графики;

    • определять назначение графических редакторов;

    • определять назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Выпускник получит возможность научиться:

    • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

    • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

  1. Мультимедиа и компьютерные презентации

Выпускник научится:

    • что такое мультимедиа;

    • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

    • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Выпускник получит возможность научиться:

    • Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

  1. класс

  1. Передача информации в компьютерных сетях

Выпускник научится:

    • понимать, что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

    • определять назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

    • определять назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

    • понимать. что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.

Выпускник получит возможность научиться:

    • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;

    • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

    • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

    • осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;

    • работать с одной из программ-архиваторов.

  1. Информационное моделирование

Выпускник научится:

    • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

    • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Выпускник получит возможность научиться:

    • приводить примеры натурных и информационных моделей;

    • ориентироваться в таблично организованной информации;

    • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;

  1. Хранение и обработка информации в базах данных

Выпускник научится:

    • понимать, что такое база данных, СУБД, информационная система;

    • понимать, что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

    • формировать структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

    • понимать, что такое логическая величина, логическое выражение;

    • понимать, что такое логические операции, как они выполняются.

Выпускник получит возможность научиться:

    • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

    • организовывать поиск информации в БД;

    • редактировать содержимое полей БД;

    • сортировать записи в БД по ключу;

    • добавлять и удалять записи в БД;

    • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

  1. Табличные вычисления на компьютере

Выпускник научится:

    • понимать. что такое электронная таблица и табличный процессор;

    • основным информационным единицам электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

    • определять какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

    • основным функциям (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;

    • графическим возможностям табличного процессора.

Выпускник получит возможность научиться:

    • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

    • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

    • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;

    • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

    • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

9 класс

  1. Управление и алгоритмы

Выпускник научится:

    • понимать, что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

    • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

    • понимать, что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

    • определять в чем состоят основные свойства алгоритма;

    • способам записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

    • основным алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

    • определять назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Выпускник получит возможность научиться:

    • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

    • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

    • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

    • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

    • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

  1. Введение в программирование

Выпускник научится:

    • основным видам и типам величин;

    • определять назначение языков программирования;

    • понимать, что такое трансляция;

    • определять назначение систем программирования;

    • правилам оформления программы на Паскале;

    • правилам представления данных и операторов на Паскале;

    • устанавливать последовательность выполнения программы в системе программирования.

Выпускник получит возможность научиться:

    • работать с готовой программой на Паскале;

    • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

    • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

    • отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.

  1. Информационные технологии и общество

Выпускник научится:

    • основным этапам развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

    • основным этапам развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

    • определять в чем состоит проблема безопасности информации;

    • понимать какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.

Выпускник получит возможность научиться:

    • регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества.





Критерий оценки устного ответа

  •   Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

  •   Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

  •   Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

  •   Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

  •   Отметка «1»: отсутствие ответа. 

  • Критерий оценки выполнения практического задания

  •   Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

  •   Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок, исправленных самостоятельно по требованию учителя.

  •   Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка.

  •   Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

  •   Отметка «1»: работа не выполнена.

  • Критерии оценки письменных контрольных работ

  • Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

  • Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, но не более трех недочетов.

  • Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

  • Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.




















Средства контроля

7 класс

Контрольная работа «Обработка графической информации»

Задание №1

Графическая информация может быть представлена в следующих формах ...

1) аналоговой и дискретной

2) напрерывной и аналоговой

3) дискретной и цифровой

4) цифровой и текстовой

5) в виде картинок, рисунков, различных изображений.

Задание №2

Пространственная дискретизация - это преобразование графического изображения из … в … формы.

1) цифровой в дискретную

2) непрерывной в аналоговую

3) аналоговой в дискретную

4) дискретной в аналоговую

5) дискретной в цифровую

Задание №3

Количество информации, которое используется для кодирования цвета точки изображения называется …

1) бит

2) пиксель

3) разрешающая способность

4) глубина цвета

5) бод

Задание №4

В формуле N=2I, I выражается в

1) битах

2) пикселях

3) штуках

4) амперах

5) килограммах

Задание №5

Пространственное разрешение экрана определяется…

1) глубиной цвета

2) частотой обновления экрана

3) произведением кол-ва строк изображения на количество точек в строке

4) палитрой цветов

5) кодированием видеосигнала

Задание №6

В системе цветопередачи RGB базовыми цветами являются

1) синий, зеленый, черный

2) зеленый, голубой, пурпурный

3) красный, фиолетовый, синий

4) синий, красный, зеленый

5) желтый, зеленый, синий

Задание №7

При печати изображений на струйном принтере используется палитра цветов в системе …

1) HSB

2) RGB

3) CMYK

4) YGB

5) FBI

Задание №8

Растровые изображения формируются из …

1) линий

2) пикселей

3) окружностей

4) прямоугольников

5) отдельных рисунков

Задание №9

"Ступенчатый эффект" проявляется при …

1) уменьшении векторного изображения

2) увеличении растрового изображения

3) уменьшении растрового изображения

4) увеличении вектороного изображения

5) вообще не появляется

Задание №10

Векторные изображения формируются из …

1) линий

2) пикселей

3) окружностей

4) прямоугольников

5) отдельных рисунков

Задание №11

Потеря четкости мелких деталей изображения происходит при …

1) уменьшении векторного изображения

2) увеличении растрового изображения

3) уменьшении растрового изображения

4) увеличении вектороного изображения

5) вообще не появляется

Задание №12

Какое из утверждений верно, а какое нет...

__ для редактирования отсканированного изображения лучше всего использовать векторный редактор

__ большой информационный альбом является недостатком растровых изображений

__ BMP -является форматом векторных графических файлов

__ Увеличены или уменьшены без потери качества могут быть растровые изображения

__ PNG - является форматом растровых графических файлов


Подготовка текстового документа со сложным форматированием

Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нем следующий текст, точно воспроизведя все оформление текста. Данный текст должен быть написан шрифтом, использующим засечки (например, Times) размером 14 пунктов. Основной текст выровнен по ширине, и первая строка абзаца имеет отступ в 2 см. В тексте есть слова, выделенные жирным шрифтом и курсивом. При этом допустимо, чтобы ширина вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размера страниц и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца. Текст сохраните в файле к_р.docx.


Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, при участии НС.

Рефлекторная дуга - это путь, который проходит импульс от рецептора до эффектора.


8 класс Контрольная работа «Информация. Информационные процессы»

Задание №1

Укажите соответствие...

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

1) мерой упорядоченности системы

2) мерой сложности живого организма

3) позами, запахами, звуками, а так же вспышками света

4) процессами приема, хранения и передачи информации

5) уменьшением информации

__ Информационный сигнал может быть выражен ...

__ Переход системы от "порядка к хаосу" сопровождается

__ Информация в неживой природе является...

__ Информация в живой природе является ...

__ Функционирование систем управления техническими устройствами связано с ...

Задание №2

Человек способен использовать пять различных способов восприятия информации с помощью пяти органов чувств. Укажите органы чувств человека? Будь внимателен!!!

1) нос

2) вкус

3) осязание

4) уши

5) зрение

Задание №3

Человек способен использовать пять различных способов восприятия информации с помощью пяти органов чувств. Укажите способы восприятия информации человеком? Будь внимателен!!!

1) нос

2) вкус

3) осязание

4) уши

5) зрение

Задание №4

Наибольшее количество информации человек получает при помощи ...

1) слуха

2) зрения

3) обоняния

4) вкуса

5) осязания

Задание №5

К социально значимым свойствам информации относятся

1) полнота

2) точность

3) достоверность

4) копирование

5) формализация

Задание №6

Если информация отражает истинное положение дел, то она

1) полная

2) достоверная

3) краткая

4) понятная

5) точная

Задание №7

Если информации достаточно для понимания и принятия решения, то она

1) полная

2) достоверная

3) краткая

4) понятная

5) точная

Задание №8

Это свойство определяется степенью близости информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

1) полнота

2) достоверность

3) краткость

4) понятность

5) точность

Задание №9

Если информация выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация, то она ...

1) полная

2) достоверная

3) краткая

4) понятная

5) точная

Задание №10

За единицу измерения информации принят

1) 1 бит

2) 1 бод

3) 1 пиксель

4) 1 герц

5) 1 метр

Задание №11

Укажите соответствие между производными единицами измерения информации...

1) 210 байт (1024 байт)

2) 210 Мбайт (1024 Мбайт)

3) 210 Кбайт (1024 Кбайт)

4) 210 Гбайт (1024 Гбайт)

5) 8 бит

__ 1 килобайт (Кбайт)

__ 1 мегабайт (Мбайт)

__ 1 терабайт (Тбайт)

__ 1 байт

__ 1 гигабайт (Гбайт)

Задание №12

Какое количество информации содержит один разряд двоичного числа?

1) 1 байт

2) 1 бит

3) 2 байт

4) 2 бит

5) 10 байт

Задание №13

Какое количество информации несет двоичный код 1011000101011(2)?

Запишите число:

бит ___________________________


Контрольная работа «Графическая информация»

  1. Укажите в Кбайтах минимальный объем информации о растровом 32-х цветном изображении размером 256х256 пикселей.

  2. Укажите в Кбайтах минимальный объем информации о растровом 16-ти цветном изображении размером 128х128 пикселей.

  3. Сколько бит будет приходиться на один из трех основных цветов, если размер рисунка 128х1024 пикселей и занимает 288 Кб?

  4. Сколько бит приходится на один из трех основных цветов, если размер рисунка 128х1024 пикселей и занимает 144 Кб?

  5. На каждый из трех основных цветов пикселя приходится 2 бита. Сколько килобайт займет рисунок размером 512х128 пикселей?

  6. К текстовому сообщению объемом 46080 байт добавили рисунок объемом 2,5 Мбайт. Сколько Кбайт информации содержит полученное сообщение? В ответе укажите одно число - количество Кбайт.



Контрольная работа «Системы счисления. Двоичное представление числовой информации»

Немного теории

Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную.

Надо знать: 20 = 1.

4

3

2

1

0


1

0

0

1

12

= 1·24+0·23+0·22+1·21+1·20=8+0+0+2+1 = 1110

Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную.

37

2





-36

18

2




1

-18

9

2




0

-8

4

2




1

-4

2

2




0

-2

1





0



3710 = 1001012

Задания:

  • Некоторое число в двоичной системе счисления записывается как 11000012. Определите число и запишите его в десятичной системе счисления.

  • Некоторое число в двоичной системе счисления записывается как 10010102. Определите число и запишите его в десятичной системе счисления.

  • Некоторое число в двоичной системе счисления записывается как 10001102. Определите число и запишите его в десятичной системе счисления.

  • Двоичное изображение десятичного числа 1025 содержит значащих нулей

1) 10;

2) 100;

3) 9;

4) 11.

  • Количество значащих нулей в двоичной записи десятичного числа 129 равно:

    1) 5;

    2) 6;

    3) 7;

    4) 4.

  • Сколько единиц в двоичной записи десятичного числа 123?

    1) 4;

    2) 5;

    3) 6;

    4) 7.

  • Сколько единиц в двоичной записи десятичного числа 195?

    1) 5;

    2) 2;

    3) 3;

    4) 4.

  • Как представлено число 7510 в двоичной системе счисления?

    1) 10010112;

    2) 1001012;

    3) 11010012;

    4)1111012.

  • Дано А=10010012, В=10011002. Какое из чисел С, записанных в десятичной форме, отвечает условию А

    1)149 ;

    2) 75;

    3) 147;

    4) 76.

  • Дано А=6610, В=6910. Какое из чисел С, записанных в двоичной форме, отвечает условию А

1) 1000010;

2) 1000110;

3) 1000011;

4) 1001000.



9 класс

Контрольная работа «Логические выражения»

Условные обозначения логических операций

¬ A, не A (отрицание, инверсия)

A  B, A & B A и B (логическое умножение, конъюнкция)

A  B, A или B (логическое сложение, дизъюнкция)

Приоритет логических операций (порядок выполнения):

1) отрицание НЕ, 2) умножение И, 3) сложение ИЛИ.

Таблицы истинностей

0 – ложь, 1 - истина

А

не А

0

1

1

0



А

В

А и В

А или В

0

0

0

0

0

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

1


Пример

Для какого из указанных значений числа Х истинно выражение (X2) & ¬(X3)?

1

2

3

4

Решение.

Подставляем каждое из чисел и поверяем истинность выражения:

1) (12) & ¬(13) = ложь & ¬ложь = ложь & истина = ложь

2) (22) & ¬(23) = Л & ¬Л = Л & И = Л

3) (32) & ¬(33) = И & ¬Л = И & И = И

3) (42) & ¬(43) = И & ¬И = И & Л = Л

Ответ: 3.


Задания.

Для какого из указанных значений числа Х истинно выражение (X2))?

1

2

3

4

Для какого из указанных значений числа Х истинно выражение (X2) & (X2)?

1

2

3

4

Для какого из указанных значений числа Х истинно выражение (X4) & (X

5

6

3

4

Для какого из указанных значений числа Х истинно выражение (X1) & (X2) & (X≠3)?

1

2

3

4

При каких значениях логической величины Y и числовой константы А выражение НЕ(Y=(A10 И Y) будет истинным?

Y=ИСТИНА, А=10

Y=ЛОЖЬ, А=17

Y=ИСТИНА, А=17

Y=ЛОЖЬ, А=15

В ысказывания А, В и С истинны для точек, принадлежащих соответственно для круга, треугольника и прямоугольника. Для всех точек выделенной на рисунке области истинно высказывание:

А и С и не В

не В и А и не С

С и А или не В

не В и А или не С

Для какого из приведенных слов истинно логическое выражение НЕ (первая буква гласная) И НЕ (третья буква согласная)?

модем

адрес

канал

связь




Контрольная работа «Алгоритмы»

Задание №1

Алгоритм - это

1) правила выполнения определенных действий

2) ориентированный граф, указывающий порядок выполнения определенных команд

3) описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к выполнению поставленных задачи за конечное число шагов

4) набор команд для РС

5) протокол вычислительной сети

Задание №2

Алгоритм называется линейным, если

1) он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий

2) ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий

3) его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий

4) он представим в табличной форме

5) он включает в себя вспомогательный алгоритм

Задание №3

Алгоритм называется циклическим, если

1) он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий

2) ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий

3) его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий

4) он представим в табличной форме

5) он включает в себя вспомогательный алгоритм

Задание №4

Алгоритм включает в себя ветвление, если

1) он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий

2) ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий

3) его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий

4) он представим в табличной форме

5) он включает в себя вспомогательный алгоритм

Задание №5

Свойством алгоритма является

1) результативность

2) цикличность

3) возможность измениения последовательности выполнения команд

4) возможность выполнения алгоритма в обратном порядке

5) простота записи на языках програмирования

Задание №6

Свойство алгоритма, заключающееся в том, что каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения, называется

1) дискретность

2) детерминированность

3) конечность

4) массовость

5) результативность

Задание №7

Свойство алгоритма, заключающееся в том, что алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке

1) дискретность

2) детерминированность

3) конечность

4) массовость

5) результативность

Задание №8

Свойство алгоритма, заключающееся в отсутствие ошибок, алгоритм должен правильному результату для всех допустимых входных значениях, называется

1) дискретность

2) детерминированность

3) конечность

4) массовость

5) результативность

Задание №9

Свойство алгоритма, заключающееся в том, что любое действие должно быть строго и недусмысленно определено в каждом случае, называется

1) дискретность

2) детерминированность

3) конечность

4) массовость

5) результативность

Задание №10

Алгоритм, записанный на "понятном" РС языке программирования, называется

1) исполнителем алгоритмов

2) программой

3) листингом

4) текстовкой

5) протоколом алгоритма




Контрольная работа «Моделирование и формализация»

1 вариант

1. Модель отражает:

1. только одну сторону данного объекта

2. некоторые стороны данного объекта

3. существенные стороны данного объекта


4. все стороны данного объекта

2. Для одного и того же объекта можно создать:

1. одну модель

2. несколько моделей

3. бесконечное множество моделей

3. Изменение объектов во времени описывается с помощью:

1. материальной модели

2. статической модели

3. динамической модели

4. логической модели

4. Материальной моделью является:

1. математическая формула

2. аэродинамическая труба

3. таблица

4. диаграмма

5. Информационной моделью занятий в школе является:

1. правила поведения учащихся

2. список класса

3. расписание уроков

4. перечень предметов

6. Параметрами треугольника являются:

1. три стороны

2. три угла

3. три стороны и три угла

4. треугольник

7. Файловая система является:

1. словесной моделью

2. структурной моделью

3. логической моделью

4. материальной моделью

8. Компьютерной моделью не является:

1. текст

2. чучело

3. таблица

4. алгоритм

9. Что не является моделью:

1. рисунок

2. компьютер

3. текст

4. чучело

10. Укажите программное средство для работы с текстом:

1. MS-DOS

2. Windows

3. Paintbrush

4. Word

5. Excel

11. Расставьте в нужном порядке этапы моделирования на компьютере

1. формализация модели

2. анализ результатов моделирования

3. проведение компьютерного эксперимента

4. построение компьютерной модели

5. построение информационной модели



2 вариант

1. Модель, по сравнению с моделируемым объектом, содержит:

1. столько же информации

2. меньше информации

3. больше информации

2. Замену реального объекта его подходящей копией, реализующей существенные свойства объекта, называют:

1. моделированием

2.формализацией

3. систематизацией

3. Моделью поведения можно считать:

1. историю болезни

2. билет в кино

3. инструкцию по получению денег в банкомате

4. Материальной моделью не является:

1. чучело

2. рисунок

3. кукла

4. компьютер

5. Родословная собачки Тузик является:

1. словесной моделью

2. структурной моделью

3. логической моделью

4. материальной моделью

6. Параметрами равномерного прямолинейного движения являются:

1. s, t

2. v, t

3. s, v

4. s, v, t

7. Таблица Менделеева является:

1. словесной моделью

2. иерархической моделью

3. структурной моделью

4. динамической моделью

8. Компьютерной моделью является:

1. книга

2. карта

3. таблица

4. треугольник

9. Выберите пару «объект и его модель»:

1. страна – столица

2. платье – выкройка платья

3. курица - цыпленок

10. Укажите программное средство для работы со звуком:

1. SmartDraw

2. Windows

3. Paint

4. SoundForge

5. Excel

11. Расставьте в нужном порядке этапы моделирования на компьютере

1. проведение компьютерного эксперимента

2. построение компьютерной модели

3. построение информационной модели

4. анализ результатов моделирования

5. формализация моде


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!