СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка "Природа" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка по предмету "природоведение" 5 класс для умственно отсталых детей

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка "Природа" 5 класс»

Министерство образования Омской области

КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»



СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УР

____________/ Коншу Я.Ю./


УТВЕРЖДАЮ

Приказ № от 2023г.

дир.школы_________/Шведкова Т.С/




Рабочая программа

учебного предмета


«Природоведение»



5 класс


(адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы

для детей с умственной отсталостью)


2023– 2024 учебный год





Составитель: Хасенова Карлыгаш Шаймерденовна,

учитель высшей категории.














2023 г.




Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)- приказ Минобразования от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»

  • Положение о разработке и реализации рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины в КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат».

  • Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:

- Устав КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»;

- Учебный план КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»

- Годовой календарный учебный график КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»;

- Расписание учебных занятий на текущий учебный год.

Преподавание ведётся по учебнику входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.


Учебная цель программы:

- освоение знаний о многообразии природных объектов, развития интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушением интеллекта.

Задачи программы:

  • Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе;

  • Воспитание патриотических, видение красоты природы, бережное отношение к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

  • Учить учащихся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений;

  • Формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни);






Воспитательная цель программы:

- используя воспитательныевозможности содержания учебногопредмета создать благоприятные условия для усвоения умственно отсталыми обучающимися социально значимых знаний основных норм и традиций тогообщества,в котором они живут.

Таким образом, данная программа направлена на формирование предметных и личностных результатов. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.


Общая характеристика курса «Природоведение»

Программа ориентирована на учебник: Природоведение 5 класс: учеб. для образоват организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ авт.- сост. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2020 – 159 с.: ил. –ISBN 978-5-09-074838-4, входящий в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.

В структуре психики ребенка с лёгкой степенью умственной отсталости в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.

Первые природоведческие знания умственно отсталые дети получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.

Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в I—IV классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них. Программа по природоведению состоит из шести разделов: «Вселенная», «Наш дом — Земля. Воздух», «Полезные ископаемые», «Вода», «Поверхность суши. Почва», «Есть на Земле страна Россия».

Знания о природе помогают детям видеть прекрасное в ней, вос­питывают отношение к ней, стремление беречь и охранять природу.

Недостаточность психики умственно отсталых детей проявляется во всех видах деятельности и в особенностях личности. У этих детей наблюдается неустойчивость внимания и сужения его объема, замедленное протекание процессов восприятия и узнавания.

Неудовлетворительное состояние мышления и речи, затрудняющее обучение умственно отсталых школьников, обуславливает многочисленные трудности в преподавании им элементарной природы. Это проявляется в анализе свойств, признаков и отношений предметов, в обобщениях и сравнениях, признаков и отношений предметов, в обобщениях и сравнениях, при понимании причинно- следственных зависимостей.

В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса: Вселенная — Солнечная система — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы). От неживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных и человека. Человек — частица Вселенной.

Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.

Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.

Рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями учащихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению учащимися).

В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя. В программе выделены основные виды практических работ по всем разделам.

Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы, необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем, обозначаются специальным знаком.

Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней должны быть отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала. Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению географического (VI класс) и биологического (VII - IX классы) материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, специальных терминов (например, таких как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, равнина, глобус, карта и др.).

Данная программа отражает основные положения учебника «Природоведение», для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы под редакцией Лифановой Т.М., Соломиной Е.Н.

Существенные затруднения при обучении умственно отсталых учащихся природоведению порождают наблюдаемое у них недоразвитие воображения, систему пространственного анализа и умения ориентироваться в пространстве. Неустойчивость и нечеткость представлений осложняет работу с картой.

Благодаря коррекционно- воспитательной работе, а также хорошо поставленному обучению географии, осуществляемому в адаптивной школе, недостатки познавательной деятельности и развития у умственно отсталых учащихся, в значительной степени сглаживаются, и выпускники школы готовы к вступлению в трудовую жизнь, к выполнению посильной для них работы.


Основной формой организации учебного процесса является урок.

Ведущими методами обучения, согласно данной программе, являются:

словесные методы:рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях; беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся; объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.

наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий, планов, карт): данные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.

Средствами обучения географии в 5 классе являются: учебные пособия, учебники, тесты, дидактические материалы, наглядность, технические средства (компьютер, мультимедийная установка, диски и пр.)

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «Природоведение»:


Год обучения

Кол-во часов в

неделю

Кол-во учебных

недель

Всего часов за учебный год

5 класс

2

34

68

6 класс

2

34

68




136 часов



Согласно школьному учебному плану на изучение природоведения в 5 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися 5 класса следующих личностных, предметных и воспитательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:


Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями пятиклассников: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты на конец года:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (хвойные деревья, рыбы, насекомые);

-соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;

-соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

-выполнение несложных заданий под контролем учителя;

-адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (корова – животное,

-млекопитающее животное, травоядное животное, сельскохозяйственное животное); называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников;

объяснение своего решения; выделение существенных признаков групп объектов;

-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

-участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; -выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

-выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

-осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.


Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают умения: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Воспитательные результаты представлены следующими умениями восьмиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; применять экологического мышления в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Система оценивания знаний и умений обучающихся

Критериями оценки учащихся являются полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность речемыслительных операций и способов умственной деятельности. Следуя рекомендациям к.п.н. И.М. Бгажноковой, целесообразно соразмерять объём полученных знаний с выставляемой отметкой следующим образом:

Оценка

% выполнения заданий

удовлетворительно

35 – 50%

хорошо

50 – 65%

очень хорошо

свыше 65%


Формы контроля

Критерии оценок

1.Устный ответ


Оценка «5» ставится ученику, если он: показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Оценка «4» ставится ученику, если он: показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;

Оценка «3» ставится ученику, если он: усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Оценка «2» ставится ученику, если он: при ответе (на один вопрос) допускает, более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя;

Оценка «1» ставится ученику, не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

2.Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Оценка «5» ставится ученику, если он: выполнил работу без ошибок и недочетов;

Оценка «4» ставится ученику, если он: допустил не более двух ошибок;

Оценка «3» ставится ученику, если он: допустил не более двух грубых ошибок и одного недочета;

Оценка «2» допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

Оценка «1» ставится ученику, правильно выполнил не более 10 % всех заданий.


3.Оценка качества выполнения лабораторных, практических и самостоятельных работ по природоведению.

Оценка «5»

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы.;

Оценка «4»

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка «3»

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя;

Оценка «2»

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка «1» ставится ученику, если руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.



Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.


Раздел


Кол-во часов


Содержание раздела


Воспитательные задачи раздела

Формы организации обучения:


Основные виды учебной деятельности

5 класс (68 часов)




урок (40 минут) — основная форма;

учебная экскурсия на природу;

фронтальные занятия,групповые парные занятия,

индивидуальные занятия.


1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.

2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.

3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.

4Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.

5: Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний

Введение.

2

Что такое природоведение? Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа.

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников.

Вселенная.

6

Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследования космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос. Современные исследования. Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.

Практические работы: зарисовка звездного неба, формы Земли и Луны, космического корабля.

-воспитывать бережное отношение к природе, к птицам и животным, развитие нравственные качества (способности сопереживать);

-воспитание умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное; осмыслить и применить полученную информацию;

-уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь четко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать ее.


Наш дом - Земля.

1

Планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.

 -воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

--воспитывать бережное отношение к природе, к птицам и животным, развитие нравственные качества (способности сопереживать);

- воспитание социально значимых качеств личности.


Воздух.

9

Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Температура воздуха. Состав воздуха. Кислород. Чистый и загрязненный воздух. Значение воздуха в природе.

Практические работы: опыты показывающие свойства воздуха.

- воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни;

-применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; - формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Полезные ископаемые.

14

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значения. Способы добычи. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Горючие полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Благородные (драгоценные) металлы. Охрана недр.

Практические работы: зарисовка полезных ископаемых.




Вода.

14

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Три состояния воды. Работа воды в природе. Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и в сельском хозяйстве. Воды суши. Охрана воды.

Практические работы: опыты, показывающие свойства воды.




Поверхность суши. Почва.

6

Равнины. Холмы. Овраги. Горы. Почва - верхний слой Земли. Состав почвы. Разнообразие почв. Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. охрана почв.

Практические работы: зарисовка форм поверхности суши, изготовление макетов форм суши.




Есть на Земле страна Россия.

14

Россия - Родина моя. Место России на карте мира. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны. Москва - столица России. Санкт-Петербург. Крупные города России и их достопримечательности. Население нашей страны. Народы России. Ваш город (поселок, село). Важнейшие географические объекты региона. Поверхность, водоемы. Занятия населения. Достопримечательности.

Практические работы: зарисовка государственного флага России, изготовление альбома "Россия - наша Родина", нахождение России на политической карте, составление рассказа о своем городе, поселке, селе, деревне.

Экскурсии:

экскурсия по городу, поселку, экскурсия в краеведческий музей.




Повторение

2

Обобщающий урок по природоведению.





Основные виды учебной деятельности:

Виды учебной деятельности

Виды работ

1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.


1. Работа с учебником.

2. Работа с дополнительной литературой.

3. Наблюдение.

4. Работа с раздаточным материалом.

2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.

1. Работа по алгоритму, инструкции.

2. Работа с контурными картами.

3. Выполнение заданий по классификации.

3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.

1. Выполнение практических упражнений.

  1. Составление схем их анализ.

  2. Выявление ошибок.

4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.


1. Подготовка докладов и рефератов.

2. Построение гипотезы.

3. Выполнение работ с элементами исследований.

4.Решение задач-вопросов вида: «Что произойдет, если...?»

5.Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний

1. Работа с заданиями с выбором ответа.

2. Работа с тренажерами.

3. Работа с тестовыми заданиями

4. Интерактивные таблицы

5. Объяснение наблюдаемых явлений.

6. Анализ проблемных ситуаций.


Методическая литература

1. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе [Текст] / Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Издательский центр «Академия», 1994.

2. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости [Текст]: - М.: Просвещение,1956.

3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст]: - М.: 2006.-277с.

4. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. [Текст]: - Киев, 1985.

5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Учебник для студ. вузов. [Текст]: - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

6. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География. / Т. М. Лифанова и др./- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2019.-310 с.

7. Сборник Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2010 год переиздание 2014 г. 2. Т.М.

8. Лифанова Е.Н. Соломина Природоведение 5 класс учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва « Просвещение» 2020 9. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение. Методические рекомендации. 5-6 классы. Учебное пособие для образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2020.

10. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Т.М. Лифанова, О.А. Дубровина.– М.: Просвещение, 2018. - 159 с.: ил. - ISBN 978-5-09-053604-2.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!