ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно - правовые документы, на основе которых подготовлена рабочая программа по русскому языку в 1-А классе: - Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.). - Примерная программа начального общего образования для общеобразоват. Организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 241 с.
-«Критерии оценивания учебных достижений учащихся в системе начального общего образования», (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).
-Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно -методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).
-«Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации учащихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного , среднего общего образования» (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г.) Цели рабочей программы: - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся; - формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма. Цели начального курса русского языка:
*создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя
русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской
идентичности;
• заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
• сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное
использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
• средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических
новообразований, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование комплекса УУД и в целом умения учиться;
• обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в
устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Задачи реализации программы:
Формирование первоначальных представлений о языке как основе национального самосознания; Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
Развитие способностей к творческой деятельности Структура документа: пояснительная записка, раскрывающая характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, тематическое планирование с указанием количества контрольных работ, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач предметной области «Филология»:
• Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
• Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
• Развитие коммуникативных умений. Развитие нравственных и эстетических чувств.
• Развитие способностей к творческой деятельности.
Рабочая программа составлена на 194 учебных часов (из расчёта 8 часов в неделю) Обучение грамоте, 35 часов- русский язык.
Планируемые результаты изучения курса
Предметные результаты освоения первого года изучения учебного предмета «Русский язык» должны отражать сформированность умений:
• понимать прослушанный текст; понимать прочитанный текст;
• устно составлять текст из 2–4 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
• вычленять звуки , правильно их произносить; различать гласные и согласные звуки;
• различать ударные и безударные гласные звуки;
• различать согласные звуки: мягкие и твердые, звонкие и глухие (в слове);
• определять в слове ударный слог;
• делить слово на слоги (простые случаи: двусложные и трехсложные слова)
• знать последовательность букв в русском алфавите, правильно называть буквы;
• различать понятия «звук» и «буква»; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова; переносить слово по слогам;
• обозначать на письме твердость согласных звуков буквами а, о, у, ы, э;
• писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных), соединения, слова;
• находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила, описки;
• различать слово и предложение; вычленять слова из предложений; составлять предложение из набора форм слов;
• правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения;
• читать про себя, а также вслух короткие тексты с соблюдением интонации и пауз;
• правильно списывать слова и предложения, текст не более 20 слов; писать под диктовку слова , предложения из 3-5 слов, тексты до 20 слов.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения грамоте обеспечивает решение задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного). Систематический курс русского языка представлен в программе следующими линиями:
1. система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
2. орфография и пунктуация; 3. развитие речи.
Учебно - тематический план
№п/п | Тема | Чтение | Письмо |
1 | Добукварный период | 34ч | 34ч |
2 | Букварный период | 140ч | 140ч |
3 | Послебукварный период | 22ч | 22ч |
| Русский язык | 194ч | 194ч |
4 | Наша речь,Текст,предлож,диалог | 5ч | 5ч |
5 | Слова.Слово и слог.Ударение | 10ч | 10ч |
6 | Звуки и буквы | 20ч | 20ч |
| | 200+35 | 194+35 |
Формы аттестации обучающихся
Оценивание результатов деятельности обучающихся в 1 классе осуществляется
вербально, во 2 классе – в I и II четвертях по решению педагогического совета.
Контрольное списывание рекомендуется проводить в 1 классе - в конце года.
Оценочные и методические материалы
Сводный перечень видов обязательного контроля
Вид проверки | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
І–II ч | III–IV ч | І–II ч | III–IV ч | І–II ч | III–IV ч | І–II ч | III–IV ч |
Аудирование | – | – | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Диалог | – | – | 1 | – | 1 | – | 1 | – |
Устное изложение | – | – | – | 1 | – | – | – | – |
Устное сочинение | – | – | – | – | – | 1 | – | 1 |
Чтение | – | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Письменное изложение | – | – | – | – | – | 1 | 1 | – |
Письменное сочинение | – | – | – | – | – | – | – | 1 |
Проверка языковых знаний, умений и навыков | – | – | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Диктант | – | – | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Списывание | – | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Общее количество проверок | – | 2 | 6 | 6 | 7 | 8 | 8 | 8 |
Учебно - методическое и материально- техническое обеспечение: Обучение грамоте 1. Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник 1 класс. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.:Просвещение, 2014. 2. Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник 1 класс. – В 2 ч. –Ч. 2. – М.:Просвещение, 2014.
Русский язык 1. Канакина В.П., . Русский язык. Учебник. 1 класс. –М.: Просвещение, 2014. 2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение,2014.
Печатные пособия 1.Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв). 2. Касса букв и сочетаний. Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е. Обучение грамоте. 1 класс. Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями. – М.: Просвещение, 2010
График проведения контрольных работ по русскому языку в 1 – А классе
№ | Тема (раздел) программы | Дата | Вид работы |
1 | Звуки и буквы | май | Списывание+скорость письма |