I. Пояснительная записка к рабочей программе
по предмету «Русский язык»
(программа «Начальная школа 21 века»)_4 класс (170 ч)
на 2022 – 2023 учебный год
Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на 2022 – 2023 у. год составлена на основе авторской программы по русскому языку
Иванов С.В. Русский язык : 1–4 классы : программа, планирование, контроль / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. — М. : Вентана-Граф, 2015 [электронный ресурс] и рабочей программы по предмету «Русский язык» МБОУ СОШ № 27 г. Белгорода
Цели и задачи данной программы, особенности программы
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской (познавательной).
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
научить правильной речи — это значит научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская (познавательная) цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего их мира.
Реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
«Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
«Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа,
в т.ч. количество часов для проведения контрольных работ
Программа рассчитана на 170 часов в год (34 рабочие недели по 5 часов в неделю), в том числе на проведение:
тестовых работ – 1
изложения – 1
контрольных работ – 4
контрольных диктантов – 4 (последний контрольный диктант проводится на 35 неделе и входит в промежуточную аттестацию)
словарных диктантов – 4
По календарю в 2022 – 2023 уч. году – 164 ч. Произведено уплотнение часов за счет объединения следующих уроков:
№39: Правописание приставок в глаголах. и №40: Правописание не с глаголами.
№60: Правописание безударных личных окончаний глаголов. и №61: Правописание безударных личных окончаний глаголов.
№91: Коррекция знаний. Глагол в предложении. и №92: Глагол в предложении.
№110: Мягкий знак на конце наречий после шипящих. и №111: Мягкий знак на конце слов после шипящих.
№158: Повторение изученного материала по блоку «Правописание». и №159: Повторение изученного материала по блоку «Правописание».
№169: Повторяем фонетику и словообразование. и №170: Повторение изученного в начальной школе.
Название учебно-методического комплекта (учебник, согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии
с образовательной программой учреждения
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
1. Иванов С.В. Русский язык : 1–4 классы : программа, планирование, контроль / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. — М. : Вентана-Граф, 2015 [электронный ресурс]
2. Иванов С.В. Русский язык : учебник для 4 класса в 2-х ч. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова. - М. : Вентана - Граф, 2019.
Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков
Программа предусматривает проведение (комбинированных, контрольных, коррекционных) уроков с использованием фронтальной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах. В основе уроков лежит системно-деятельностный подход. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.
Основными формами текущего контроля являются:
устный опрос
диагностические работы
тестовые задания
проверочные работы.
Тематическое планирование.
Раздел | Количество часов в авторской программе | Количество часов в календарно-тематическом планировании |
Как устроен наш язык | 68 | 66 |
Правописание | 72 | 68 |
Развитие речи | 30 | 30 |
II. Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык»
(программа «Начальная школа 21 века»)_4 класс (170 ч)
на 2022 – 2023 учебный год
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Дата проведения |
по плану | фактически |
| Развитие речи | Повторение. Пишем письма. | 01.09 | 01.09 |
| Как устроен наш язык | Повторяем фонетику и словообразование. Фонетика и словообразование | 02.09 | 02.09 |
| Правописание | Вспоминаем изученные орфограммы. | 05.09 | 05.09 |
| Правописание | Вспоминаем изученные орфограммы. | 06.09 | 06.09 |
| Правописание | Вспоминаем изученные орфограммы. | 07.09 | 07.09 |
| Развитие речи | Повторение. Пишем письма. | 08.09 | 08.09 |
| Как устроен наш язык | Повторяем признаки имени существительного. Морфологический разбор имени существительного | 09.09 | 09.09 |
| Правописание | Повторяем правописание окончаний имен существительных l-гo склонения. | 12.09 | 12.09 |
| Правописание | Повторяем правописание окончаний имен существительных 2-го склонения. | 13.09 | 13.09 |
| Правописание | Повторяем правописание окончаний имен существительных 3-го склонения. | 14.09 | 14.09 |
| Развитие речи | Пишем письма. | 15.09 | 15.09 |
| Развитие речи | Пишем письма. | 16.09 | 16.09 |
| Как устроен наш язык | Входной административный контрольный диктант | 19.09 | 20.09 |
| Правописание | Коррекция знаний. Морфологический разбор имени существительного. Фонетика и словообразование | 20.09 | 19.09 |
| Правописание | Коррекция знаний по теме: «Повторение изученных орфограмм» | 21.09 | 21.09 |
| Как устроен наш язык | Морфологический разбор имени существительного. Педагогическая диагностика №1. | 22.09 | 22.09 |
| Правописание | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | 23.09 | 23.09 |
| Развитие речи | Текст. Совершенствование речевых умений. Рассуждение. | 26.09 | 26.09 |
| Как устроен наш язык | Повторяем признаки имени прилагательного. Признаки имени прилагательного | 27.09 | 27.09 |
| Правописание | Окончания имён прилагательных. Орфограммы в окончаниях имен прилагательных. | 28.09 | 28.09 |
| Как устроен наш язык | Морфологический разбор имени прилагательного. Контрольный тест на тему: «Фонетика, словообразование, грамматические признаки изучаемых частей речи» | 29.09 | |
| Развитие речи | Коррекция знаний. Типы текста. | 30.09 | |
| Правописание | Буквы о - ё после шипящих и ц. Лексическое значение слова | 03.10 | |
| Правописание | Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих». | 04.10 | |
| Как устроен наш язык | Повторяем местоимение. | 05.10 | |
| Правописание | Орфограммы приставок. | 06.10 | |
| Правописание | Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак. | 07.10 | |
| Развитие речи | Обучающее (подробное) изложение. | 10.10 | |
| Как устроен наш язык | Разбор по членам предложения. | 11.10 | |
| Как устроен наш язык | Синтаксический разбор предложения. | 12.10 | |
| Правописание | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 13.10 | |
| Как устроен наш язык | Знаки препинания при однородных членах предложения. Контрольный словарный диктант №1 | 14.10 | |
| Как устроен наш язык | Синтаксический разбор предложения. Лексическое значение слова | 17.10 | |
| Как устроен наш язык | Итоговая контрольная работа. Тема: «Грамматические признаки существительных, прилагательных, местоимений, разбор по членам предложения, синтаксический анализ предложения» | 18.10 | |
| Развитие речи | Коррекция знаний. Текст | 19.10 | |
| Как устроен наш язык | Глагол. | 20.10 | |
| Как устроен наш язык | Текущая проверочная работа на тему: «Морфологический разбор существительных, прилагательных, местоимений, синтаксический анализ предложеий» | 21.10 | |
| Как устроен наш язык | Коррекция знаний. Глагол как часть речи. Глагол как часть речи | 31.10 | |
| Правописание | Правописание приставок в глаголах. | 01.11 | |
| Правописание | Правописание не с глаголами. |
| Развитие речи | Текст. Обучающее выборочное изложение. | 02.11 | |
| Как устроен наш язык | Вид глагола. | 03.11 | |
| Как устроен наш язык | Начальная форма глагола. | 07.11 | |
| Как устроен наш язык | Изменение глаголов по лицам. Личные формы глагола. | 08.11 | |
| Как устроен наш язык | Лицо и число глаголов. | 09.11 | |
| Правописание | Мягкий знак после шипящих в глаголах. | 10.11 | |
| Правописание | Мягкий знак после шипящих в глаголах. Правописание глаголов. | 11.11 | |
| Правописание | Итоговый проверочный диктант. Тема: «Орфограммы в приставках, корнях и суффиксах; правописание ь на конце слов после шипящих; разделительные ь и ъ; не с глаголами; знаки препинания при однородных членах» | 14.11 | |
| Развитие речи | Коррекция знаний. Текст. | 15.11 | |
| Правописание | Правописание -ться и -тся в глаголах. | 16.11 | |
| Правописание | Правописание -ться и -тся в глаголах. | 17.11 | |
| Развитие речи | Текст. | 18.11 | |
| Правописание | Текущая контрольная работа. Тема: «Глагол как часть речи» | 21.11 | |
| Как устроен наш язык | Коррекция знаний. Спряжение глаголов. | 22.11 | |
| Как устроен наш язык | Спряжение глаголов. | 23.11 | |
| Как устроен наш язык | Спряжение глаголов. | 24.11 | |
| Правописание | Правописание глаголов | 25.11 | |
| Правописание | Текущий проверочный диктант. Тема: «Мягкий знак после шипящих в глаголах, тся, ться в глаголах». | 28.11 | |
| Развитие речи | Коррекция знаний. Текст Глагол в предложении. | 29.11 | |
| Правописание | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 30.11 | |
| Правописание | Правописание безударных личных окончаний глаголов. |
| Правописание | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Контрольный словарный диктант №2 | 01.12 | |
| Правописание | Правописание безударных окончаний глаголов. | 02.12 | |
| Развитие речи | Текст | 05.12 | |
| Правописание | Правописание глаголов. | 06.12 | |
| Правописание | Правописание глаголов. | 07.12 | |
| Правописание | Правописание глаголов. | 08.12 | |
| Как устроен наш язык | Настоящее время глаголов. | 09.12 | |
| Правописание | Правописание суффиксов глаголов. | 12.12 | |
| Как устроен наш язык | Прошедшее время глагола. | 13.12 | |
| Правописание | Текущая проверочная работа. Тема: «Морфологические признаки глагола» | 14.12 | |
| Как устроен наш язык | Коррекция знаний. Прошедшее время глагола. Педагогическая диагностика №2. | 15.12 | |
| Развитие речи | Учимся писать изложение. | 16.12 | |
| Правописание | Правописание суффиксов глаголов. | 19.12 | |
| Правописание | Итоговый административный контрольный диктант за 1 полугодие | 20.12 | |
| Как устроен наш язык | Коррекция знаний. Будущее время глагола. | 21.12 | |
| Правописание | Правописание суффиксов глаголов. | 22.12 | |
| Как устроен наш язык | Изменение глаголов по временам. | 23.12 | |
| Как устроен наш язык | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие 4 класса по пройденным темам | 09.01 | |
| Развитие речи | Коррекция знаний. Изложение с элементами сочинения. | 10.01 | |
| Как устроен наш язык | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | 11.01 | |
| Как устроен наш язык | Условное наклонение глагола. | 12.01 | |
| Правописание | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. | 13.01 | |
| Правописание | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. | 16.01 | |
| Развитие речи | Текст. | 17.01 | |
| Как устроен наш язык | Повелительное наклонение глагола. | 18.01 | |
| Как устроен наш язык | Повелительное наклонение глагола. | 19.01 | |
| Как устроен наш язык | Словообразование глагола. | 20.01 | |
| Развитие речи | Текст. | 23.01 | |
| Как устроен наш язык | Текущая проверочная работа. Тема: «Время глагола» | 24.01 | |
| Как устроен наш язык | Коррекция знаний. Глагол в предложении. | 25.01 | |
| Как устроен наш язык | Глагол в предложении. |
| Правописание | Правописание глаголов. | 26.01 | |
| Правописание | Правописание глаголов. | 27.01 | |
| Развитие речи | Текст. | 30.01 | |
| Как устроен наш язык | Морфологический разбор глагола. | 31.01 | |
| Правописание | Текущий проверочный диктант. Тема: «Правописание окончаний и суффиксов глаголов» | 01.02 | |
| Как устроен наш язык | Коррекция знаний. Повторение (проверь себя). Проверочная работа по теме «Глагол как часть речи» | 02.02 | |
| Как устроен наш язык | Итоговая контрольная работа. Тема: «Глагол как часть речи; наречие; имя числительное». | 03.02 | |
| Развитие речи | Коррекция знаний. Текст. | 06.02 | |
| Как устроен наш язык | Наречие. | 07.02 | |
| Как устроен наш язык | Наречие. | 08.02 | |
| Как устроен наш язык | Наречие. | 09.02 | |
| Как устроен наш язык | Как образуются наречия. | 10.02 | |
| Правописание | Правописание гласных на конце наречий. | 13.02 | |
| Правописание | Правописание гласных на конце наречий. | 14.02 | |
| Как устроен наш язык | Проверочная работа «Образование глагола, его морфологические признаки, морфологический разбор глагола, образование наречий» | 15.02 | |
| Развитие речи | Текст. Типы текста | 16.02 | |
| Как устроен наш язык | Морфологический разбор наречий. | 17.02 | |
| Правописание | Мягкий знак на конце наречий после шипящих. | 20.02 | |
| Правописание | Мягкий знак на конце слов после шипящих. |
| Правописание | Мягкий знак на конце слов после шипящих. | 21.02 | |
| Развитие речи | Текст. | 22.02 | |
| Как устроен наш язык | Имя числительное. | 27.02 | |
| Как устроен наш язык | Имя числительное. | 28.02 | |
| Развитие речи | Текст. Контрольный словарный диктант №3. | 01.03 | |
| Как устроен наш язык | Изменение имён числительных. | 02.03 | |
| Правописание | Слитное и раздельное написание числительных. | 03.03 | |
| Правописание | Правописание мягкого знака в именах числительных. | 06.03 | |
| Правописание | Правописание числительных. | 07.03 | |
| Развитие речи | Текст. | 09.03 | |
| Развитие речи | Повторяем правила правописания мягкого знака в словах. | 10.03 | |
| Как устроен наш язык | Связь слов в предложении. Словосочетание. | 13.03 | |
| Как устроен наш язык | Словосочетание. | 14.03 | |
| Как устроен наш язык | Слово. Словосочетание. Предложение | 15.03 | |
| Развитие речи | Текст. Контрольное изложение | 16.03 | |
| Правописание | Коррекция знаний. Правописание слов в словосочетаниях. | 17.03 | |
| Правописание | Связь слов в словосочетании. Согласование. | 20.03 | |
| Как устроен наш язык | Правописание слов в словосочетаниях. | 21.03 | |
| Как устроен наш язык | Связь слов в словосочетании. Управление. | 22.03 | |
| Правописание | Правописание слов в словосочетаниях. | 23.03 | |
| Развитие речи | Текст. | 24.03 | |
| Правописание | Итоговый контрольный диктант. Тема: «Орфограммы, изученные в 3 четверти 4 класса» | 03.04 | |
| Как устроен наш язык | Коррекция знаний. Связь слов в словосочетании. Примыкание. | 04.04 | |
| Правописание | Правописание слов в словосочетаниях. | 05.04 | |
| Правописание | Текущий проверочный диктант. Тема: «Правописание слов в словосочетаниях». | 06.04 | |
| Правописание | Коррекция знаний. Словосочетание в предложении. | 07.04 | |
| Правописание | Слово. Словосочетание. Предложение. Словосочетание в предложении. | 10.04 | |
| Как устроен наш язык | Текущая проверочная работа по теме «Словосочетание, слово и предложение, связь слов в словосочетании» | 11.04 | |
| Развитие речи | Коррекция знаний. Текст. | 12.04 | |
| Как устроен наш язык | Проверочная работа «Словосочетание, типы связи слов в словосочетании» | 13.04 | |
| Как устроен наш язык | Коррекция знаний. Сложное предложение. | 14.04 | |
| Как устроен наш язык | Как связаны части сложносочиненного предложения. | 17.04 | |
| Как устроен наш язык | Знаки препинания в сложном предложении. | 18.04 | |
| Правописание | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 19.04 | |
| Как устроен наш язык | Всероссийская проверочная работа | 20.04 | |
| Как устроен наш язык | Всероссийская проверочная работа | 21.04 | |
| Развитие речи | Коррекция знаний. Текст. | 24.04 | |
| Как устроен наш язык | Как связаны части сложноподчиненного предложения. | 25.04 | |
| Как устроен наш язык | Сложное предложение. Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. | 26.04 | |
| Правописание | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 27.04 | |
| Правописание | Знаки препинания в сложном предложении. Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 28.04 | |
| Правописание | Текущий проверочный диктант. Тема: «Знаки препинания в сложном предложении» | 02.05 | |
| Развитие речи | Коррекция знаний. Текст. | 03.05 | |
| Развитие речи | Текущее изложение. Изложение с элементами сочинения. | 04.05 | |
| Правописание | Повторение изученного материала по блоку «Правописание». | 05.05 | |
| Как устроен наш язык | Педагогическая диагностика №4. | 10.05 | |
| Правописание | Повторение изученного материала по блоку «Правописание». | 11.05 | |
| Правописание | Повторение изученного материала по блоку «Правописание». |
| Правописание | Повторение изученного материала по блоку «Правописание». Контрольный словарный диктант №4 | 12.05 | |
| Правописание | Повторение изученного материала по блоку «Правописание». | 15.05 | |
| Правописание | Повторение изученного в начальной школе. Комплексная проверочная работа (часть 1: задания 1-8). | 16.05 | |
| Правописание | Комплексная проверочная работа (часть 2: задания 9-16). | 17.05 | |
| Правописание | Коррекция знаний. Повторение изученного в начальной школе. | 18.05 | |
| Как устроен наш язык | Повторяем имя существительное. | 19.05 | |
| Как устроен наш язык | Повторяем имя прилагательное. | 22.05 | |
| Как устроен наш язык | Повторяем глагол. | 23.05 | |
| Правописание | Повторение изученного в начальной школе. | 24.05 | |
| Как устроен наш язык | Повторяем фонетику и словообразование. | 25.05 | |
| Правописание | Повторение изученного в начальной школе. |
Итоговый контрольный диктант в рамках промежуточной аттестации проводится на 35 неделе
III. Учебно-методическое и материально-технические средства обучения по предмету «Русский язык»
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
РУССКИЙ ЯЗЫК |
N | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое кол-ство | Примечания, методический комментарий |
1. | Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, и др.) 1. Иванов С.В. Русский язык : 1–4 классы : программа, планирование, контроль / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. — М. : Вентана-Граф, 2015 [электронный ресурс] 2. Иванов С.В. Русский язык : учебник для 4 класса в 2-х ч. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова. - М. : Вентана - Граф, 2019. | К | Библиотечный фонд комплектуется с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения на основе Перечня УМК, рекомендованных или допущенных МОН РФ. При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции отдельные экземпляры учебников, не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала |
2. | Стандарт начального образования по русскому языку | Д | |
3. | Примерная программа начального образования по русскому языку | Д | Вестник образования, №2, 2005 г. Является основой для составления модефицированной программы (при необходимости) |
4. | Методические пособия для учителя, дополнительная литература | Д | Наряду с профессиональной литературой может быть периодическая печать (см. Приложение) |
2. Печатные пособия
РУССКИЙ ЯЗЫК |
1. | Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв) | Используется как демонстрационный материал в период обучения грамоте, может работать на протяжении всего обучения в первом классе, чтобы дети имели возможность видеть образцы букв перед глазами. В классе должен быть не менее одного комплекта. |
2. | Касса букв и сочетаний (по возможности) | На уроках обучения грамоте и русского языка используется для фронтальной работы и работы в парах. Желательно иметь по одному комплекту на двух человек |
3. | Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку | Необходим как демонстрационный материал как на уроках изучения нового материала, так и на уроках закрепления знаний. В классе должен быть один комплект. |
4. | Наборы сюжетных (и предметных) картинок, репродукции картин в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по русскому языку и литературному чтению (в том числе в цифровой форме) | Используется как демонстрационный материал для работы по развитию речи младших школьников, как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения |
5. | Словари всех типов по русскому языку и литературному чтению | В классе должны быть словари для фронтальной, групповой и самостоятельной индивидуальной работы, а также для работы в парах. Чаще всего (на каждом уроке) используются орфографические, толковые, этимологические словари при знакомстве с новыми словарными словами, при работе над орфографией сложных для младшего школьника слов. |
6. | Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения | Для расширения кругозора чтения должна быть создана классная библиотечка. В ней должны быть как книги для демонстрации на выставке (например, при чтении рассказа Л.Н.Толстого «Акула», организуется выставка книг данного автора с другими его произведениями; при работе по теме «Русский фольклор» на выставке размещаются демонстрационные книги с народными сказками, книги с пословицами и т.п.), так и книги для индивидуального самостоятельного чтения. |
7. | Портреты поэтов и писателей (в соответствии с обязательным минимумом) | Необходимо иметь в классе комплект для демонстрации портрета автора изучаемого произведения. |
3. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
1. | Аудиозаписи. | Д | Коробки со звукозаписями располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4). |
2. | Видеофильмы. | Д | Коробки с кинофрагментами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4). Использование видеофильмов в учебном процессе: 1.Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку. |
3. | Слайды (диапозитивы) | Д | Коробки со слайдами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях. (СанПиН п. 2.5.7.4). Использование слайдов в учебном процессе: 1. Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку. |
4. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы | Д | Использование мультимедийных (цифровых) образовательных ресурсов в учебном процессе: 1. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения русскому языку. |
4. Технические средства обучения (средства ИКТ)
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени - 3 – 4 уроков (СанПиН п. 2.9.11.).
1. | Телевизор | Д | Телевизор цветной с диагональю экрана не менее 72 см располагается в зоне рабочего места учителя (СанПиН п. 2.5.6.1.). Рекомендуемая оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2, 7 метров от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от пола должна быть 1,2-1,3 м (СанПиН п. 2.5.3.9.). Длительность просмотра телепередач в 1 – 2 классах 15 мин, в 3-4 классах – 20 мин (СанПиН п. 2.9.11.,Таблица 4). |
.2. | Видеомагнитофон/видеоплейер | Д | Видеомагнитофон располагается в зоне рабочего места учителя (СанПиН п. 2.5.6.1.). Длительность просмотра кинофильмов в 1– 4 классах 15-20 мин (СанПиН п. 2.9.11.,Таблица 4). |
.3. | СD/DVD-проигрыватели | Д | Не рекомендуется в столе учителя устанавливать проигрыватель, т. к. стенки стола резонируют, и происходит искажение звука (СанПиН п. 2.5.6.2.). |
4. | Музыкальный центр | Д | Не рекомендуется в столе учителя устанавливать магнитофон, т. к. стенки стола резонируют, и происходит искажение звука (СанПиН п. 2.5.6.2.). |
5. | Слайд-проектор | Д | Длительность просмотра диапозитивов-слайдов в 1 – 2 классах 7 - 15 мин, в 3-4 классах – 15 - 20 мин (СанПиН п. 2.9.11.,Таблица 4). Для работы с экранными средствами обучения в классе необходимо оборудовать систему затемнения окон. Выбор типа устройства затемнения и его необходимости определяется качеством используемой аппаратуры. Рекомендуемая система зашторивания - автоматическая. Допускается, чтобы каждое окно зашторивалось автономно (СанПиН п. 2.5.3.7). Во избежание порчи проекционные аппараты хранят в сухих, проветриваемых помещениях при температуре не ниже 15 ْ С под матерчатыми или специальными чехлами. Наружные поверхности передней и задней линз объектива очищают от пыли беличьей кисточкой. Если поверхности линз объектива и конденсора сильно загрязнены, их можно очистить салфеткой, слегка смоченной в эфире, спирте или одеколоне. Чистой салфеткой протирают отражатели, стекла насадок диапроекторов. (Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров «Технические средства обучения и методика их использования» М., «Академия», 2005 г.) |
6. | Мультимедийный проектор | Д | Для работы с экранными средствами обучения в классе необходимо оборудовать систему затемнения окон. Выбор типа устройства затемнения и его необходимости определяется качеством используемой аппаратуры. Рекомендуемая система зашторивания - автоматическая. Допускается, чтобы каждое окно зашторивалось автономно (СанПиН п. 2.5.3.7). Во избежание порчи проекционные аппараты хранят в сухих, проветриваемых помещениях при температуре не ниже 15 ْ С под матерчатыми или специальными чехлами. Наружные поверхности передней и задней линз объектива очищают от пыли беличьей кисточкой. Если поверхности линз объектива и конденсора сильно загрязнены, их можно очистить салфеткой, слегка смоченной в эфире, спирте или одеколоне. Чистой салфеткой протирают отражатели, стекла насадок проекторов. (Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров «Технические средства обучения и методика их использования» М. «Академия», 2005 г.) |
7. | Экран для мультимедийного проектора | Д | В кабинете должен быть экран с регулируемым углом наклона. Проводить демонстрацию экранных изображений на стену не допускается. (СанПиН п. 2.5.3.4.) На передней стене на кронштейне укрепляется экран для демонстрации экранных средств. Экран может быть не стационарным, а переносным (СанПиН п. 2.5.6.4.). Размер не менее 1,5 x 1,5 м |
8. | Экран для оверхед-проектора | Д | В кабинете должен быть экран с регулируемым углом наклона. Проводить демонстрацию экранных изображений на стену не допускается. (СанПиН п. 2.5.3.4.) На передней стене на кронштейне укрепляется экран для демонстрации экранных средств. Экран может быть не стационарным, а переносным (СанПиН п. 2.5.6.4.). Размер не менее 1,5 x 1,5 м |
9. | Экран для слайд-проектора | Д | В кабинете должен быть экран с регулируемым углом наклона. Проводить демонстрацию экранных изображений на стену не допускается. (СанПиН п. 2.5.3.4.) На передней стене на кронштейне укрепляется экран для демонстрации экранных средств. Экран может быть не стационарным, а переносным (СанПиН п. 2.5.6.4.). Размер не менее 1,5 x 1,5 м При демонстрации диафильмов и диапозитивов (слайдов) (при ширине экранного изображения 1,2-1,4 м) расстояние от первых столов учащихся до экрана должно быть не менее 2, 7 м, а от последних столов - не более 8, 6 м (СанПиН п. 2.5.3.8.). |
10. | Столик для слайд-проектора | Д | В кабинете необходимо предусмотреть рациональное размещение проекционной аппаратуры. Для этого выделяются следующие зоны ее размещения: - у задней стены (диапроектор с длиннофокусным объективом для демонстрации диафильмов); - в середине кабинета (диапроектор с короткофокусным объективом для демонстрации диафильмов) (СанПиН п. 2.5.3.6.) |
11. | Столик для оверхед-проектора | Д | |
12. | Столик для мультимедийного проектора | Д | |
13. | Мультимедийный компьютер | Д | Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащение акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных). |
14. | Оверхед-проектор | Д | Во избежание порчи проекционные аппараты хранят в сухих, проветриваемых помещениях при температуре не ниже 15 ْ С под матерчатыми или специальными чехлами. Наружные поверхности передней и задней линз объектива очищают от пыли беличьей кисточкой. Если поверхности линз объектива и конденсора сильно загрязнены, их можно очистить салфеткой, слегка смоченной в эфире, спирте или одеколоне. Чистой салфеткой протирают отражатели, стекла насадок проекторов (Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров «Технические средства обучения и методика их использования» М. «Академия», 2005 г.) |
15. | Сканер | Д | Большое распространение в наше время приобрели устройства сканирования изображения, текстов, рисунков. Изображение преобразуется в цифровую форму для дальнейшей обработки компьютером или воспроизведения на экране монитора. Сканер распознает изображение, автоматически создает его электронную копию, которая может быть сохранена в памяти компьютера. Сканеры незаменимы при создании иллюстративных материалов. (Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров «Технические средства обучения и методика их использования» М. «Академия», 2005 г.) |
16. | Принтер лазерный А4 | Д | Лазерные принтеры для формирования изображения используют лазерный луч. Лазерные принтеры обеспечивают высокое качество и скорость печати. (Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров «Технические средства обучения и методика их использования» М. «Академия», 2005 г.) |
17. | Принтер струйный цветной А4 | Д | Струйные принтеры для получения изображения используют чернила. Струйные принтеры дают изображение, по качеству близкое к типографическому. (Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров «Технические средства обучения и методика их использования» М. «Академия», 2005 г.) |
18. | Фотокамера цифровая | Д | Цифровая фотокамера производит «захват» изображений электронным образом и сохраняет их в виде цифровых файлов, обеспечивая разнообразные возможности просмотра, редактирования и сохранения изображений, недоступные при использовании обычной фотокамеры. После съемка фотографии переносятся в компьютер , если подсоединить к нему фотокамеру с помощью кабеля. Снимки, хранящиеся в электронном виде, удобны для монтажа, иллюстрирования любого материала или передачи на другие компьютеры. (Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров «Технические средства обучения и методика их использования» М. «Академия», 2005 г.) |
19. | Видеокамера цифровая со штативом | Д | Цифровая видеозапись передает мельчайшие нюансы благодаря высокому разрешению изображения и динамичному звуку. Объект съемки выбирается через окошко встроенного в камеру видеоискателя, изображение запоминается мгновенно. Отснятые кадры можно тут же продемонстрировать аудитории, подсоединив к ЖК-проектору или к телевизору. Через встроенные видео- и аудиовидеовыходы можно проецировать изображение на большой экран. ( Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров «Технические средства обучения и методика их использования» М. «Академия», 2005 г.) |
5. Игры и игрушки.
РУССКИЙ ЯЗЫК |
1. | Куклы в русской (национальной) одежде и другие предметы окружающего мира ребенка, предающие этнический облик русских и других представителей Российской Федерации | Д | Могут быть использованы: - при изучении тем, направленных на развитие речи младших школьников; - при изучении диалектических особенностей языка; - в ходе развития коммуникативных способностей учащихся. |
2. | Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин и др.) | П | Возможно использование: - в ходе обучения грамоте; - при изучении словарных слов; - в процессе развития коммуникативных способностей; - в ходе развития творческих способностей младших школьников. |
3. | Настольные развивающие игры (типа "Эрудит") и др. | Ф | Подобного рода игры могут быть использованы: - для развития словарного запаса; - для формирования кругозора; - для развития логического мышления. Возможно использование на уроках закрепления и обобщения знаний. |
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учеников);
П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).
ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Для обеспечения образовательного процесса в соответствии с ФГОС необходимо наличие оборудованных кабинетов начальных классов на стационарной основе, или допустимы переносные варианты в соответствии с количеством учащихся (1 комплект или более). Для выполнения требований ФГОС по подпрограмме формированию ИКТ-грамотности младших школьников необходимо наличие компьютерного класса.
АППАРАТНАЯ ЧАСТЬ.
Вариант № 1 (предпочтительный, стационарный) для кабинета начальных классов.
1. | Персональный компьютер учителя с характеристиками не хуже следующих: Aquarius Elt E50 S66 (MDT_350W/ Ci5_2300/ 2xD2048DIII_1333/ Vint/S500_7200/ VD±RW/SB/ NIC/WiFi/CardRead/ LAN1Gb/IEEE1394/ Kmopt/WinPro 7. | 1 |
2. | Монитор ЖК: диагональ экрана – не менее 19"; Стандарт защиты TCO - TCO03, TCO5.0; Разрешение экрана - не менее 1280*1024; Яркость - не менее 250 кд/м2; Контрастность - не менее1000000:1; Время реакции – не более мсек; Угол обзора по горизонтали – не менее 170 гр; Угол обзора по вертикали – не менее 160 гр; Зерно, мм: 0,124. Количество цветов – не менее 16.7 млн. оттенков. | 1 |
3. | Акустическая система SVEN 2.0 SPS-700 | 1 |
4. | Проектор короткофокусный с настенным креплением или Проектор мультимедийный с крепежом для потолочного крепления | 1 |
5. | Интерактивная доска SMART BoardDualTouch 685 (сенсорная). | 1 |
6. | Документ-камера, совместимая с доской | 1 |
7. | Графический планшет, совместимый с доской | 1 |
8. | Принтер лазерный (формат А4, тип печати : черно-белый). | 1 |
9. | Источник бесперебойного питания. | 1 |
Вариант № 2 (упрощенный, переносной) для кабинета начальных классов.
1. | Доска магнитно-маркерная с антибликовым покрытием (размер 120х240 см), должна быть установлена во всех классах, где будет использоваться интерактивная приставка. | 1 |
2. | Портативный компьютер (ноутбук) с характеристиками не хуже следующих: P6200(2,1)/2Gb/250Gb/DVDRW/WF/Bt/cam/15,6"/W7. | 1 |
3. | Проектор мультимедийный с передвижным столиком. | 1 |
4. | Экран рулонный 200х210 см Braun Professional (переносной) | 1 |
5. | Приставка интерактивная с программным обеспечением (русифицированным) Mimio. | 1 |
6. | Документ-камера, совместимая с программным обеспечением (русифицированным) интерактивной приставки Mimio. | 1 |
7. | Графический планшет, совместимый с интерактивной приставкой Mimio. | 1 |
8. | Принтер лазерный (формат А4, тип печати : черно-белый). | 1 |
.9. | Акустическая система SVEN 2.0 SPS-700 | 1 |
ПРОГРАММНАЯ ЧАСТЬ. |
1. | Предустановленное системное ПО :Операционная система Microsoft Windows 7 Pro. Предустановленное офисное ПО : Microsoft OfficeProPlus 2010 RUS (с использованием академической лицензии). | 1 |
Технические требования к оборудованию компьютерного класса
КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛАСС ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (1 ПК учителя и 13 ПК учащихся, количество компьютеров учащихся зависит от количества учащихся в классах с учетом деления на подгруппы для проведения практических занятий). |
| Персональный компьютер учителя с характеристиками не хуже следующих: Aquarius Elt E50 S66 (MDT_350W/ Ci5_2300/ 2xD2048DIII_1333/ Vint/S500_7200/ VD±RW/SB/ NIC/WiFi/CardRead/ LAN1Gb/IEEE1394/ Kmopt/WinPro 7 | 1 |
| Компьютер ученика Aquarius Pro P30 S50 (MNT_350W/Ci3_2100/ H61/1xD2048DIII_1333/Vint/S250_7200/DVD±RW/SB/NIC/WiFi/CardRead/LAN1Gb/IEEE1394/Kmopt/WinPro 7 RUS/Office 2010 RUS/Dr.Web) | |
| Монитор ЖК: диагональ экрана – не менее 19"; Стандарт защиты TCO - TCO03, TCO5.0; Разрешение экрана - не менее 1280*1024; Яркость - не менее 250 кд/м2; Контрастность - не менее 1000000:1; Время реакции – не более мсек; Угол обзора по горизонтали – не менее 170 гр; Угол обзора по вертикали – не менее 160 гр; Зерно, мм: 0,124. Количество цветов – не менее 16.7 млн. оттенков. | |
| Проектор короткофокусный с настенным креплением или Проектор мультимедийный с крепежом для потолочного крепления. | 1 |
| Программное обеспечение управления классом и функционирования Системы контроля качества знаний с интегрированным набором контрольных тестов (презентаций) по различным темам предметов (лицензия на класс). | 1 |
| ПервоРобот LEGO WeDo. Комплект интерактивных заданий. Книга для учителя. Программное обеспечение для компьютерного класса - 1 комплект. Программное обеспечение предназначено для создания программ путём перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и их встраивания в цепочку программы. Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки. Кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем. Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик, подключенный к портам LEGO-коммутатора. В разделе «Первые шаги» программного обеспечения можно ознакомиться с принципами создания и программирования LEGO-моделей. Комплект интерактивных заданий содержит 12 заданий, которые разбиты на четыре раздела (Забавные механизмы, Звери, Футбол, Приключения), по три задания в каждом. В каждом разделе учащиеся занимаются технологией, сборкой и программированием, а также упражняются в четырех предметных областях (Естественные науки, Технология, Математика, Развитие речи). Эти материалы можно загрузить в компьютер и использовать совместно с программным обеспечением. Все задания снабжены анимацией и пошаговыми сборочными инструкциями. В книге в разделе "Занятия. Рекомендации учителю" наряду с различными идеями по организации уроков, обзором программного обеспечения, имеются также примеры построения и программирования моделей из Комплекта заданий. | 1 |
| Конструктор ПервоРобот LEGO WeDo. В состав конструктора входят: 158 элементов, включая USB ЛЕГО-коммутатор, мотор, датчик наклона и датчик расстояния, позволяющие сделать модель более маневренной и «умной». Через коммутатор осуществляется управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения. Через два разъёма коммутатора подаётся питание на моторы и проводится обмен данными между датчиками и компьютером. Мотор можно запрограммировать вращаться в разных направлениях (по часовой стрелке или против) и можно изменять его мощность. Питание на мотор (5В) подаётся через USB порт компьютера. К мотору можно подсоединять оси или другие LEGO-элементы. Датчик наклона сообщает о направлении наклона. Он различает шесть положений: «Носом вверх», «Носом вниз», «На левый бок», «На правый бок», «Нет наклона» и «Любой наклон». Датчик расстояния обнаруживает объекты на расстоянии до 15 см. | |
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ |
2. | Программно-методический комплекс «Фантазеры. МУЛЬТИ творчество» (DVD-box, лицензия на класс). | 1 |
3. | Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника: 1 – 4 класс» ( DVD-box, лицензия на класс). | 1 |
4. | Программно-методический комплекс «Учимся изучать историю: работа с датами, картами, первоисточниками» (DVD-box, лицензия на класс). | 1 |
5. | Программно-методический комплекс «Мир музыки» (DVD-box, лицензия на класс). | 1 |
2. ТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Предметная область «Филология». |
.1. | Таблица демонстрационная «Алфавит. Печатные и рукописные буквы русского алфавита». | 1 |
2. | Комплект таблиц демонстрационных «Обучение грамоте» (32 таблицы), формат 60 х 90 см. | 1 |
3. | Комплект таблиц демонстрационных «Русский язык» с методическими рекомендациями (9 таблиц) для 1 класса, формат 60 х 90 см. | 1 |
4. | Комплект таблиц демонстрационных «Русский язык» с методическими рекомендациями (15 таблиц) для 2 класса, формат 60 х 90 см. | 1 |
5. | Картинный словарь универсальный (демонстрационный, раздаточный) «Русский язык». 1 – 2 классы. | 1 |
6. | Методические рекомендации для учителя к картинному словарю. | 1 |
7. | Комплект портретов писателей демонстрационный (15 портретов). | 1 |
8. | Магнитная азбука демонстрационная (ламинированная). | 1 |
9. | Магнитная касса слогов демонстрационная (ламинированная) | 1 |
10. | Магнитная азбука «Буквы русского алфавита, цифры, математические знаки», 79 элементов в чемоданчике. | 1 |
11. | Магнитная модель-аппликация «Набор звуковых схем» демонстрационная (ламинированные карточки). | 1 |
12. | Модель-аппликация «Набор звуковых схем» раздаточный 25. | 1 |
13. | Комплект наглядных пособий для словарно-логических упражнений по русскому языку «Школьная библиотека фотоизображений». | 1 |