I. Пояснительная записка
Название, автор и год издания предметной учебной программы,
на основе которой разработана Рабочая программа
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» разработана на основе следующих документов:
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ).
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576).
Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования. Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obrazovatelnyh-organizatsij-realizuyushhih-programmy-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya
Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.
Рабочая программа МБОУ СОШ №27 г. Белгорода по предмету «Родной язык (русский)».
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся.
Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
Цели и задачи данной программы, особенности программы
Курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Содержание курса_4 класс
Примерное распределение часов на изучение основных разделов из расчета 0,5 часов в неделю, всего 17 часов.
№ п/п | Название изучаемого раздела | Рекомендуемое количество часов на изучение |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 7 ч |
2 | Язык в действии | 4 ч |
3 | Секреты речи и текста | 6 ч |
ИТОГО | 17 ч |
Русский язык: прошлое и настоящее:
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания.
Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.
Язык в действии:
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Секреты речи и текста:
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Особенности озаглавливания сообщения.
Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Тематическое планирование учебного предмета
«Родной язык (русский)»_4 класс
№ п/п | Наименование раздела, тем | Кол-во часов | Содержание |
Раздел | Русский язык: прошлое и настоящее | 7 | |
1 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться. | 1 | Слова, связанные с обучением. Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с учением |
2 | Вся семья вместе, так и душа на месте | 1 | Слова, называющие родственные отношения (матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с родственными отношениями |
3 | Красна сказка складом, а песня – ладом | 1 | Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Слова, связанные с качествами и чувствами людей (добросердечный, благодарный, доброжелательный, бескорыстный) |
4 | Красное словцо не ложь | 1 | Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей |
5 | Язык языку весть подаёт | 2 | Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов |
6 | Представление результатов проектных выполненных при изучении раздела | 1 | |
Раздел | Язык в действии | 4 | |
1 | Трудно ли образовывать формы глагола? | 1 | Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне) |
2 | Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | 1 | Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне) |
3 | Как и когда появились знаки препинания? | 1 | История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста |
4 | Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» | 1 | |
Раздел | Секреты речи и текста | 6 | |
1 | Задаём вопросы в диалоге | 1 | Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы |
2 | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста | 1 | Особенности озаглавливания текста |
3 | Учимся составлять план текста | 1 | Составление плана текста, не разделённого на абзацы |
4 | Учимся пересказывать текст | 1 | Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица, (на практическом уровне) |
5 | Учимся оценивать и редактировать тексты | 1 | Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста |
6 | Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же» | | |
| | 17 | |
Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований
Программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
По календарю – 17 часов.
Формы организации учебного процесса и их сочетание,
а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков
Программа предусматривает проведение (комбинированных, контрольных, коррекционных) уроков с использованием фронтальной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах. В основе уроков лежит системно-деятельностный подход. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.
Основными формами текущего контроля являются:
устный опрос
диагностические работы
тестовые задания
II. Календарно-тематическое планирование по предмету «Родной язык (русский)»
4 класс
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Дата проведения |
по плану | факти- чески |
| Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов) | Не стыдно не знать, стыдно не учиться. | 13.01 | |
| Вся семья вместе, так и душа на месте | 20.01 | |
| Красна сказка складом, а песня – ладом | 27.01 | |
| Красное словцо не ложь | 03.02 | |
| Язык языку весть подаёт | 10.02 | |
| Язык языку весть подаёт | 17.02 | |
| Представление результатов проектных выполненных при изучении раздела | 03.03 | |
| Язык в действии ( 4часа) | Трудно ли образовывать формы глагола? | 10.03 | |
| Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | 17.03 | |
| Как и когда появились знаки препинания? | 24.03 | |
| Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» | 07.04 | |
| Секреты речи и текста (6 часа) | Задаём вопросы в диалоге | 14.04 | |
| Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста | 21.04 | |
| Учимся составлять план текста | 28.04 | |
| Учимся пересказывать текст | 05.05 | |
| Учимся оценивать и редактировать тексты | 12.05 | |
| Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же» | 19.05 | |
III. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Оснащение процесса обучения родному языку обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.
В библиотечный фонд входят примерные программы, авторские программы, комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. В состав библиотечного фонда входят, дидактические материалы, сборники контрольных и самостоятельных работ, соответствующие используемым комплектам учебников; сборники заданий, обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников; учебная литература, необходимую для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ.
В комплект печатных пособий включены таблицы по русскому языку, в которых представлены основные схемы, правила, памятки, сведения языковых понятий. Различные виды плакатов (разъяснительные, сравнительные, обобщающие) облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют осознанному его усвоению и запоминанию.
Информационные средства обучения - мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания, имеющие проблемно-тематический характер и обеспечивающие дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов.
Настоящая Рабочая программа ориентирована на использование следующей учебно-методической литературы:
Русский родной язык. 1 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2018.
Русский родной язык. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.
Русский родной язык. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.
Русский родной язык. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.
Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.
Интернет-ресурсы
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html
Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL: http://rus.1september.ru
Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
Технические средства обучения, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Для обучения кабинеты снабжены учебниками, методическими материалами:
Ноутбук;
Проектор
Экран
Аудиторная доска с магнитной поверхностью
Дидактический материал
Карточки для проведения самостоятельных работ по всем темам курса.
Карточки для проведения контрольных работ.
Карточки для индивидуального опроса учащихся по всем темам курса.
Тесты.
Печатные пособия: • Набор букв и слогов • Предметные картинки • Азбука подвижная • Комплект таблиц по обучению грамоте • Комплект таблиц по русскому языку для 1-4 классов. • Словари по русскому языку: толковый, словарь фразеологизмов, орфографический, морфемный и словообразовательный словари. | Разрезной материал предназначен для практической деятельности учащихся. Включает в себя наборы предметных картинок, букв, слогов, ленты букв. Демонстрационная таблица представляет собой красочно оформленное пособие, которое содержит печатные и рукописные буквы русского алфавита. Таблицы могут быть использованы учителями на уроке для фронтальной работы с детьми, а также в качестве информационно-справочного материала на разных этапах урока: при изучении нового, закреплении материала, обобщении и систематизации. |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Касса букв Наборы муляжей овощей и фруктов Набор предметных картинок Наборное полотно. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы. |