СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка+КТП_Родной язык_4 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка+КТП_Родной язык_4 кл»

I. Пояснительная записка


Название, автор и год издания предметной учебной программы,

на основе которой разработана Рабочая программа


Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» разработана на основе следующих документов:


  1. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ).

  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  3. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576).

  5. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования. Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obrazovatelnyh-organizatsij-realizuyushhih-programmy-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya

  6. Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.

  7. Рабочая программа МБОУ СОШ №27 г. Белгорода по предмету «Родной язык (русский)».



Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся.

Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.


Цели и задачи данной программы, особенности программы


Курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

 расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

 формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

 совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;

 совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;


 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

 приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.


Содержание курса_4 класс


Примерное распределение часов на изучение основных разделов из расчета 0,5 часов в неделю, всего 17 часов.


п/п

Название изучаемого раздела

Рекомендуемое количество часов на изучение

1

Русский язык: прошлое и настоящее

7 ч

2

Язык в действии

4 ч

3

Секреты речи и текста

6 ч

ИТОГО

17 ч



Русский язык: прошлое и настоящее:

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания.

Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.

Язык в действии:

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Секреты речи и текста:

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Особенности озаглавливания сообщения.

Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).


Тематическое планирование учебного предмета

«Родной язык (русский)»_4 класс


п/п

Наименование раздела, тем

Кол-во часов

Содержание

Раздел

Русский язык: прошлое и настоящее

7


1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

1

Слова, связанные с обучением. Пословицы, поговорки и

фразеологизмы, возникновение которых связано с учением

2

Вся семья вместе, так и душа на месте


1

Слова, называющие родственные отношения (матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с родственными

отношениями

3

Красна сказка складом, а песня – ладом

1

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Слова, связанные с качествами и чувствами людей (добросердечный, благодарный, доброжелательный, бескорыстный)

4

Красное словцо не ложь

1

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами,

чувствами людей

5

Язык языку весть подаёт

2

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов

6

Представление результатов проектных

выполненных при изучении раздела

1


Раздел

Язык в действии

4


1

Трудно ли образовывать

формы глагола?

1

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне)

2

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

1

Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом

уровне)

3

Как и когда появились знаки препинания?

1

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста

4

Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?»

1


Раздел

Секреты речи и текста

6


1

Задаём вопросы в диалоге

1

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы

2

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста

1

Особенности озаглавливания текста

3

Учимся составлять план текста

1

Составление плана текста, не разделённого на абзацы

4

Учимся пересказывать текст

1

Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица, (на практическом уровне)

5

Учимся оценивать и редактировать тексты

1

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста

6

Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же»





17



Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.


Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований


Программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю).

По календарю – 17 часов.


Формы организации учебного процесса и их сочетание,

а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков

Программа предусматривает проведение (комбинированных, контрольных, коррекционных) уроков с использованием фронтальной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах. В основе уроков лежит системно-деятельностный подход. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.


Основными формами текущего контроля являются:

  • устный опрос

  • диагностические работы

  • тестовые задания

II. Календарно-тематическое планирование по предмету «Родной язык (русский)»

4 класс


п/п

Наименование

раздела

программы

Тема урока

Дата

проведения

по

плану

факти-

чески

Русский язык: прошлое и настоящее

(7 часов)


Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

13.01


Вся семья вместе, так и душа на месте

20.01


Красна сказка складом, а песня – ладом

27.01


Красное словцо не ложь

03.02


Язык языку весть подаёт

10.02


Язык языку весть подаёт

17.02


Представление результатов проектных выполненных при изучении раздела

03.03


Язык в действии

( 4часа)

Трудно ли образовывать формы глагола?

10.03


Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

17.03


Как и когда появились знаки препинания?

24.03


Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?»

07.04


Секреты речи и текста

(6 часа)

Задаём вопросы в диалоге

14.04


Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста

21.04


Учимся составлять план текста

28.04


Учимся пересказывать текст

05.05


Учимся оценивать и редактировать тексты

12.05


Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же»

19.05









III. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Оснащение процесса обучения родному языку обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.

В библиотечный фонд входят примерные программы, авторские программы, комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. В состав библиотечного фонда входят, дидактические материалы, сборники контрольных и самостоятельных работ, соответствующие используемым комплектам учебников; сборники заданий, обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников; учебная литература, необходимую для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ.

В комплект печатных пособий включены таблицы по русскому языку, в которых представлены основные схемы, правила, памятки, сведения языковых понятий. Различные виды плакатов (разъяснительные, сравнительные, обобщающие) облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют осознанному его усвоению и запоминанию.

Информационные средства обучения - мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания, имеющие проблемно-тематический характер и обеспечивающие дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов.

Настоящая Рабочая программа ориентирована на использование следующей учебно-методической литературы:

  1. Русский родной язык. 1 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2018.

  2. Русский родной язык. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.

  3. Русский родной язык. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.

  4. Русский родной язык. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.

  5. Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.


Интернет-ресурсы

  1. Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny

  2. Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop

  3. Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru

  4. Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types

  5. Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru

  6. Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru

  7. Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs

  8. Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html

  9. Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL: http://rus.1september.ru

  10. Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru

  11. Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki

  12. Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru

  13. Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/

  14. Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru

  15. Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash

  16. Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me

  17. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru

  18. Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya

  19. Учительская газета. URL: http://www.ug.ru

  20. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm


Технические средства обучения, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Для обучения кабинеты снабжены учебниками, методическими материалами:

 Ноутбук;

 Проектор

 Экран

 Аудиторная доска с магнитной поверхностью

 Дидактический материал

 Карточки для проведения самостоятельных работ по всем темам курса.

 Карточки для проведения контрольных работ.

 Карточки для индивидуального опроса учащихся по всем темам курса.

 Тесты.


Печатные пособия:

• Набор букв и слогов

• Предметные картинки

• Азбука подвижная

• Комплект таблиц по обучению грамоте

• Комплект таблиц по русскому языку для 1-4 классов.

• Словари по русскому языку: толковый, словарь фразеологизмов, орфографический, морфемный и словообразовательный словари.

Разрезной материал предназначен для практической деятельности учащихся. Включает в себя наборы предметных картинок, букв, слогов, ленты букв. Демонстрационная таблица представляет собой красочно оформленное пособие, которое содержит печатные и рукописные буквы русского алфавита. Таблицы могут быть использованы учителями на уроке для фронтальной работы с детьми, а также в качестве информационно-справочного материала на разных этапах урока: при изучении нового, закреплении материала, обобщении и систематизации.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Касса букв

Наборы муляжей овощей и фруктов

Набор предметных картинок

Наборное полотно.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.



Скачать

© 2022, 80 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!