СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка+КТП_Окружающий мир_4 кл_программа Виноградовой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 3 класс разработана на основе авторской программы Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : программа : 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2018 г. [электронный ресурс] и рабочей программы МБОУ СОШ № 27 г. Белгорода по предмету «Окружающий мир».

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка+КТП_Окружающий мир_4 кл_программа Виноградовой»

I. Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Окружающий мир»

(программа «Начальная школа 21 века»)_4 класс (34 ч)

на 2022 – 2023 учебный год


1.Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа


Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 3 класс разработана на основе авторской программы Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : программа : 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2018 г. [электронный ресурс] и рабочей программы МБОУ СОШ № 27 г. Белгорода по предмету «Окружающий мир».

Программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса окружающего мира.


2. Цели и задачи данной программы, особенности программы


Целями обучения окружающему миру являются:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.


Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

  • формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

  • развивать логичность и самостоятельность мышления, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщение и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работать с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

  • освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых , нравственных качеств личности; воспитывать чувств патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважение к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.


3. Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование


Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.

4. Название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения


Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : программа : 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2018 г. [электронный ресурс]

  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : учебник для 4 класса. В 2 ч. / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2019.

5. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований


Согласно учебному плану на 2022-2023 год в начальной школе 34 учебные недели, поэтому календарно-тематическое планирование составлено на 68 часов в год (2 часа в неделю, в том числе 4 ч – контрольные работы, 11 ч - практические работы, 4 ч – исследовательские работы, 4 часа – экскурсии в музей, 3 ч – проекты, 1 час – комплексная работа на межпредметной основе).


По календарю на 2022-2023 учебный год - 65 часов. Уплотнение на 3 часа произведено за счёт объединения следующих уроков:

  • Уроки 52 и 53 Темы: «Русское искусство до XXVIII века» и «Русское искусство до XXVIII века».

  • Уроки 54 и 55 Темы: «Искусство России XXVIII века» и «Искусство России XXVIII века».

  • Уроки 56 и 57 Темы: «Золотой век русской культуры» (IXX век)» и «Золотой век русской культуры» (IXX век)»



6. Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков


Программа предусматривает проведение (комбинированных, контрольных, коррекционных) уроков с использованием фронтальной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах. В основе уроков лежит системно-деятельностный подход. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.


Основными формами текущего контроля являются:

  • устный опрос;

  • диагностические работы;

  • тестовые задания;

  • проверочные работы.

II. Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»

(программа «Начальная школа 21 века»)_4 класс (68 ч)

на 2022 – 2023 учебный год


п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Дата проведения

по плану

факти-чески

Человек – живое существо (организм)

(17часов)

Организм человека

02.09


Нервная система

07.09


Двигательная система организма человека

09.09


Пищеварительная система

14.09


Пищеварительная система. Практическая работа «Правила питания»

16.09


Дыхательная система

21.09


Кровеносная система.

Практическая работа «Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических  нагрузок»

23.09


Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества

28.09


Кожа. Практическая работа «Уход за кожей»

30.09


Как человек воспринимает окружающий мир

05.10


Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение.

07.10


Как человек воспринимает окружающий мир. Слух.

12.10


Как человек воспринимает окружающий мир. Вкус. Осязание.

14.10


Мир чувств.

19.10


Внимание. Практическая работа «Задания для внимания»

11.10


Память

02.11


Контрольная работа по разделу «Человек – живое существо»

09.11


Твоё здоровье

(12часов)

Режим дня

11.11


Режим дня. Практическая работа «Составление режима дня»

16.11


Правила закаливания. Исследовательская работа «Как закаливать свой организм правильно»?

18.11


Можно ли снять усталость

23.11


Поговорим о вредных привычках

25.11


Поговорим о вредных привычках. Исследовательская работа «Какие привычки можно назвать вредными»?

30.11


Когда дом становится опасным

02.12


Когда дом становится опасным. Исследовательская работа «Когда дом становится опасным»?

07.12


Улица полна неожиданностей

09.12


Улица полна неожиданностей. Практическая работа «Составление памятки «Правила дорожного движения»

14.12


Если случилась беда

16.12


Если случилась беда. Практическая работа «Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях»

21.12


Человек – часть природы

(3 часа)

Чем человек отличается от животного

23.12


От рождения до старости. Экскурсия в краеведческий музей.

11.01


Контрольная работа по разделам «Твое здоровье. Человек – часть природы»

13.01


Человек среди людей

(5 часов)

Поговорим о доброте. Проект «Составим книгу о добре»

18.01


Что такое справедливость

20.01


О смелости

25.01


Умеешь ли ты общаться?

27.01


Умеешь ли ты общаться?

01.02


Родная страна: от края до края

(10 часов)

Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра

03.02


Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов

08.02


Природные зоны России. Степи и пустыни. Практическая работа с картой

10.02


Почвы России. Исследовательская работа «Что такое чернозем»?

15.02


Рельеф России (в программе на 2 часа)

17.02


Как возникали и строились города

22.02


Россия и ее соседи. Япония. Практическая работа с картой

01.03


Россия и ее соседи. Китай. Практическая работа с картой

03.03


Россия и ее соседи. Королевство Дания. Практическая работа с картой

10.03


Контрольная работа по разделам «Человек среди людей. Родная страна: от края до края»

15.03


Человек – творец культурных ценностей

(11 часов)

Что такое культура. Экскурсия в музей народной культуры.

17.03


Из истории письменности

22.03


О первых школах и книгах (в программе на 2 часа)

24.03


Чему и как учились при Петре I

05.04


Русское искусство до XXVIII века

07.04


Русское искусство до XXVIII века.

Искусство России XXVIII века

12.04


Искусство России XXVIII века.

«Золотой век русской культуры» (IXX век)

14.04


«Золотой век русской культуры» (IXX век).

Искусство России XX века. Экскурсия в художественный музей

19.04


Человек – защитник своего Отечества

(6 часов)

Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. Куликовская битва

21.04


Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. Куликовская битва

26.04


Отечественная война 1812 года

28.04


Великая Отечественная война 1941-1945 годов

03.05


Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Экскурсия в музей-диораму «Курская битва»

05.05


Комплексная работа на межпредметной основе

10.05


Гражданин и государство

(4 часа)

Гражданин и государство. Проект «Государственные символы России»

12.05


Гражданин и государство.

17.05


Контрольная работа по разделам «Человек – творец культурных ценностей», «Человек – защитник своего Отечества», «Гражданин т государство»

19.05


Гражданин и государство. Проект «Права и обязанности гражданина Российской Федерации»

24.05



III. Учебно-методические и материально-технические средств обучения

по предмету «Окружающий мир»


  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

1.

1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : программа : 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2018 г. [электронный ресурс]

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : учебник для 4 класса. В 2 ч. / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2019.


К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки

2.

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения):

П

Книги систематизируются и формируются в классную библиотеку. Составляется картотека литературы, используемой на уроках окружающего мира. Хранятся книги в доступном для детей месте.

3.

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.):

Любые доступные для детей энциклопе­дии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.

П

4.

Стандарт начального образования и документы по его реализации

Д


5.

Методические пособия для учителя, дополнительная литература:

Д

Наряду с профессиональной литературой может быть периодическая печать (см. Приложение)


  1. Печатные пособия


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

- Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

- Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)

- Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.)

- Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)

- Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения

- Модель "Торс человека" с внутренними органами

Демонстрационный дидактический материал. Используется во время объяснения нового материала или на уроках закрепления знаний, обобщения пройденного как иллюстрации к изучаемым темам. Необходимо иметь один комплект на класс. Возможен цифровой вариант таблиц, плакатов и портретов.

Географические и исторические настенные карты

Обязательный дидактический материал на уроках окружающего мира. Должен иметь постоянное место нахождения на весь период изучения темы для самостоятельного обращения к ним младших школьников на переменах или во внеурочное время.

Атлас географических и исторических карт

Атлас предназначен для индивидуальной работы, поэтому необходимо их наличие у каждого ученика.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.) Например, репродукции картин

Используются для фронтальной работы, необходимо несколько комплектов (один на двоих человек). Например, при изучении темы «Приметы осени» дети могут рассматривать репродукцию картины Левитана «Золотая осень», находя приметы осени в осеннем пейзаже и т.п.

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными

Для формирования чувства ответственности у младших школьников, а также для наблюдения за жизнью животных в классе необходим уголок живой природы.

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта

ОБЖ в начальной школе интегрировано в урок окружающего мира, поэтому темы, связанные с изучением правил дорожного движения сопровождаются данными дидактическими наглядными средствами обучения. Они могут быть как демонстрационными, т.е. 1 комплект на класс, так и использоваться для фронтальной работы в парах или группах.

Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п.

При работе в группах используются для исследовательской работы. Например, макет казачьей станицы.


3. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)


1.

Аудиозаписи.

Д

Коробки со звукозаписями располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4).

Использование аудиозаписей в учебном процессе:

1. На уроках окружающего мира могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц, шума леса, рассказы ученых и др.

2.

Видеофильмы.

Д

Коробки с кинофрагментами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4).

Использование видеофильмов в учебном процессе:

1. Видеофильмы (о распускании почек на ветках деревьев, замерзании реки, морском прибое и т.д.), и видеофрагменты (о природе степей и пустынь, об источнике и реке и т.д.), соответствующие содержанию обучения окружающему миру.

3.

Слайды (диапозитивы)

Д

Коробки со слайдами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях. (СанПиН п. 2.5.7.4).

Использование слайдов в учебном процессе:

1. Слайды (диапозитивы) произведений пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстраций к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах.

4.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы

Д

Использование мультимедийных (цифровых) образовательных ресурсов в учебном процессе:

1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету окружающий мир.




4. Игры и игрушки.



ОКРУЖАЮЩИЙ МИР


Настольные развивающие игры по тематике предмета "Окружающий мир" (лото, игры-путешествия и пр.)

П

Игры могут быть использованы при изучении соответствующих тем на уроках закрепления и обобщения знаний. Обязательным должно быть усложнение условий дидактических игр.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин и др.)

П

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К - полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учеников);

П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).


5. Технические требования к оборудованию компьютерного класса


КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛАСС ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (1 ПК учителя и 13 ПК учащихся, количество компьютеров учащихся зависит от количества учащихся в классах с учетом деления на подгруппы для проведения практических занятий).

Персональный компьютер учителя

1

Компьютер ученика

13

Монитор ЖК: диагональ экрана – не менее 19"

14

Проектор короткофокусный с настенным креплением или Проектор мультимедийный с крепежом для потолочного крепления.

1

Программное обеспечение управления классом и функционирования Системы контроля качества знаний с интегрированным набором контрольных тестов (презентаций) по различным темам предметов (лицензия на класс).

1

ПервоРобот LEGO WeDo. Комплект интерактивных заданий. Книга для учителя.

1

Конструктор ПервоРобот LEGO WeDo.

6-8


6. ТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.


Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)».

1.

Комплект таблиц демонстрационных «Окружающий мир. 2 класс» (16 таблиц) с методическими рекомендациями, формат 60 х 90 см.

1

2.

Комплект таблиц демонстрационных «Государственные праздники России» (8 таблиц) с методическими рекомендациями, формат 60 х 90 см.

1

.3.

Комплект таблиц демонстрационных «Государственные символы России» (3 таблицы), формат 60 х 90 см.

1

4.

Комплект карт демонстрационных «Настенные исторические карты. Начальное общее образование» (10 карт на 9 листах), формат 100 х 140 см.

1

5.

Комплект карт демонстрационных «Настенные географические карты. Начальное общее образование» (10 карт), формат 100 х 140 см.

1

6.

Комплект плакатов демонстрационных «Безопасность дорожного движения», 1 – 4 кл.

1

7.

Гербарий для начальной школы (28 видов).

1

8.

Гербарий «Растительные сообщества» (9 видов х 5 планшетов).

1

9.

Коллекция «Почва и ее состав».

1

10.

Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников».

1

11.

Коллекция семян к «Гербарию для начальной школы».

1

12.

Коллекция «Хлопок для начальной школы».

1

13.

Коллекция «Шелк для начальной школы».

1

14.

Коллекция «Шерсть для начальной школы».

1

15.

Коллекция «Лен» для начальной школы.

1

16.

Коллекция «Семена и плоды» (с раздаточным материалом).

1

17.

Набор муляжей овощей (большой).

1

18.

Набор муляжей фруктов (большой).

1

19.

Компас школьный.

в зависимости от класс-комплекта

20.

Лупа ручная.

21.

Коробка для изучения насекомых с лупой.

1

22.

Глобус физический Земли (лабораторный) М 1:50 млн.

1








Скачать

© 2022, 179 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!