I. Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Окружающий мир»
(программа «Начальная школа 21 века»)_4 класс (34 ч)
на 2022 – 2023 учебный год
1.Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 3 класс разработана на основе авторской программы Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : программа : 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2018 г. [электронный ресурс] и рабочей программы МБОУ СОШ № 27 г. Белгорода по предмету «Окружающий мир».
Программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса окружающего мира.
2. Цели и задачи данной программы, особенности программы
Целями обучения окружающему миру являются:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
развивать логичность и самостоятельность мышления, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщение и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работать с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
воздействовать на развитие эмоционально-волевых , нравственных качеств личности; воспитывать чувств патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважение к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
3. Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
4. Название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : программа : 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2018 г. [электронный ресурс]
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : учебник для 4 класса. В 2 ч. / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2019.
5. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований
Согласно учебному плану на 2022-2023 год в начальной школе 34 учебные недели, поэтому календарно-тематическое планирование составлено на 68 часов в год (2 часа в неделю, в том числе 4 ч – контрольные работы, 11 ч - практические работы, 4 ч – исследовательские работы, 4 часа – экскурсии в музей, 3 ч – проекты, 1 час – комплексная работа на межпредметной основе).
По календарю на 2022-2023 учебный год - 65 часов. Уплотнение на 3 часа произведено за счёт объединения следующих уроков:
Уроки 54 и 55 Темы: «Искусство России XXVIII века» и «Искусство России XXVIII века».
Уроки 56 и 57 Темы: «Золотой век русской культуры» (IXX век)» и «Золотой век русской культуры» (IXX век)»
6. Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков
Программа предусматривает проведение (комбинированных, контрольных, коррекционных) уроков с использованием фронтальной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах. В основе уроков лежит системно-деятельностный подход. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.
Основными формами текущего контроля являются:
устный опрос;
диагностические работы;
тестовые задания;
проверочные работы.
II. Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
(программа «Начальная школа 21 века»)_4 класс (68 ч)
на 2022 – 2023 учебный год
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Дата проведения |
по плану | факти-чески |
| Человек – живое существо (организм) (17часов) | Организм человека | 02.09 | |
| Нервная система | 07.09 | |
| Двигательная система организма человека | 09.09 | |
| Пищеварительная система | 14.09 | |
| Пищеварительная система. Практическая работа «Правила питания» | 16.09 | |
| Дыхательная система | 21.09 | |
| Кровеносная система. Практическая работа «Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок» | 23.09 | |
| Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества | 28.09 | |
| Кожа. Практическая работа «Уход за кожей» | 30.09 | |
| Как человек воспринимает окружающий мир | 05.10 | |
| Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. | 07.10 | |
| Как человек воспринимает окружающий мир. Слух. | 12.10 | |
| Как человек воспринимает окружающий мир. Вкус. Осязание. | 14.10 | |
| Мир чувств. | 19.10 | |
| Внимание. Практическая работа «Задания для внимания» | 11.10 | |
| Память | 02.11 | |
| Контрольная работа по разделу «Человек – живое существо» | 09.11 | |
| Твоё здоровье (12часов) | Режим дня | 11.11 | |
| Режим дня. Практическая работа «Составление режима дня» | 16.11 | |
| Правила закаливания. Исследовательская работа «Как закаливать свой организм правильно»? | 18.11 | |
| Можно ли снять усталость | 23.11 | |
| Поговорим о вредных привычках | 25.11 | |
| Поговорим о вредных привычках. Исследовательская работа «Какие привычки можно назвать вредными»? | 30.11 | |
| Когда дом становится опасным | 02.12 | |
| Когда дом становится опасным. Исследовательская работа «Когда дом становится опасным»? | 07.12 | |
| Улица полна неожиданностей | 09.12 | |
| Улица полна неожиданностей. Практическая работа «Составление памятки «Правила дорожного движения» | 14.12 | |
| Если случилась беда | 16.12 | |
| Если случилась беда. Практическая работа «Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях» | 21.12 | |
| Человек – часть природы (3 часа) | Чем человек отличается от животного | 23.12 | |
| От рождения до старости. Экскурсия в краеведческий музей. | 11.01 | |
| Контрольная работа по разделам «Твое здоровье. Человек – часть природы» | 13.01 | |
| Человек среди людей (5 часов) | Поговорим о доброте. Проект «Составим книгу о добре» | 18.01 | |
| Что такое справедливость | 20.01 | |
| О смелости | 25.01 | |
| Умеешь ли ты общаться? | 27.01 | |
| Умеешь ли ты общаться? | 01.02 | |
| Родная страна: от края до края (10 часов) | Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра | 03.02 | |
| Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов | 08.02 | |
| Природные зоны России. Степи и пустыни. Практическая работа с картой | 10.02 | |
| Почвы России. Исследовательская работа «Что такое чернозем»? | 15.02 | |
| Рельеф России (в программе на 2 часа) | 17.02 | |
| Как возникали и строились города | 22.02 | |
| Россия и ее соседи. Япония. Практическая работа с картой | 01.03 | |
| Россия и ее соседи. Китай. Практическая работа с картой | 03.03 | |
| Россия и ее соседи. Королевство Дания. Практическая работа с картой | 10.03 | |
| Контрольная работа по разделам «Человек среди людей. Родная страна: от края до края» | 15.03 | |
| Человек – творец культурных ценностей (11 часов) | Что такое культура. Экскурсия в музей народной культуры. | 17.03 | |
| Из истории письменности | 22.03 | |
| О первых школах и книгах (в программе на 2 часа) | 24.03 | |
| Чему и как учились при Петре I | 05.04 | |
| Русское искусство до XXVIII века | 07.04 | |
| Русское искусство до XXVIII века. |
| Искусство России XXVIII века | 12.04 | |
| Искусство России XXVIII века. |
| «Золотой век русской культуры» (IXX век) | 14.04 | |
| «Золотой век русской культуры» (IXX век). |
| Искусство России XX века. Экскурсия в художественный музей | 19.04 | |
| Человек – защитник своего Отечества (6 часов) | Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. Куликовская битва | 21.04 | |
| Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. Куликовская битва | 26.04 | |
| Отечественная война 1812 года | 28.04 | |
| Великая Отечественная война 1941-1945 годов | 03.05 | |
| Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Экскурсия в музей-диораму «Курская битва» | 05.05 | |
| Комплексная работа на межпредметной основе | 10.05 | |
| Гражданин и государство (4 часа) | Гражданин и государство. Проект «Государственные символы России» | 12.05 | |
| Гражданин и государство. | 17.05 | |
| Контрольная работа по разделам «Человек – творец культурных ценностей», «Человек – защитник своего Отечества», «Гражданин т государство» | 19.05 | |
| Гражданин и государство. Проект «Права и обязанности гражданина Российской Федерации» | 24.05 | |
III. Учебно-методические и материально-технические средств обучения
по предмету «Окружающий мир»
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР |
1. | 1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : программа : 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2018 г. [электронный ресурс] 2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : учебник для 4 класса. В 2 ч. / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2019. | К | В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки |
2. | Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения): | П | Книги систематизируются и формируются в классную библиотеку. Составляется картотека литературы, используемой на уроках окружающего мира. Хранятся книги в доступном для детей месте. |
3. | Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.): Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем. | П |
4. | Стандарт начального образования и документы по его реализации | Д | |
5. | Методические пособия для учителя, дополнительная литература: | Д | Наряду с профессиональной литературой может быть периодическая печать (см. Приложение) |
Печатные пособия
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР |
- Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения - Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.) - Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.) - Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг) - Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения - Модель "Торс человека" с внутренними органами | Демонстрационный дидактический материал. Используется во время объяснения нового материала или на уроках закрепления знаний, обобщения пройденного как иллюстрации к изучаемым темам. Необходимо иметь один комплект на класс. Возможен цифровой вариант таблиц, плакатов и портретов. |
Географические и исторические настенные карты | Обязательный дидактический материал на уроках окружающего мира. Должен иметь постоянное место нахождения на весь период изучения темы для самостоятельного обращения к ним младших школьников на переменах или во внеурочное время. |
Атлас географических и исторических карт | Атлас предназначен для индивидуальной работы, поэтому необходимо их наличие у каждого ученика. |
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.) Например, репродукции картин | Используются для фронтальной работы, необходимо несколько комплектов (один на двоих человек). Например, при изучении темы «Приметы осени» дети могут рассматривать репродукцию картины Левитана «Золотая осень», находя приметы осени в осеннем пейзаже и т.п. |
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными | Для формирования чувства ответственности у младших школьников, а также для наблюдения за жизнью животных в классе необходим уголок живой природы. |
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта | ОБЖ в начальной школе интегрировано в урок окружающего мира, поэтому темы, связанные с изучением правил дорожного движения сопровождаются данными дидактическими наглядными средствами обучения. Они могут быть как демонстрационными, т.е. 1 комплект на класс, так и использоваться для фронтальной работы в парах или группах. |
Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п. | При работе в группах используются для исследовательской работы. Например, макет казачьей станицы. |
3. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
1. | Аудиозаписи. | Д | Коробки со звукозаписями располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4). Использование аудиозаписей в учебном процессе: 1. На уроках окружающего мира могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц, шума леса, рассказы ученых и др. |
2. | Видеофильмы. | Д | Коробки с кинофрагментами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4). Использование видеофильмов в учебном процессе: 1. Видеофильмы (о распускании почек на ветках деревьев, замерзании реки, морском прибое и т.д.), и видеофрагменты (о природе степей и пустынь, об источнике и реке и т.д.), соответствующие содержанию обучения окружающему миру. |
3. | Слайды (диапозитивы) | Д | Коробки со слайдами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях. (СанПиН п. 2.5.7.4). Использование слайдов в учебном процессе: 1. Слайды (диапозитивы) произведений пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстраций к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах. |
4. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы | Д | Использование мультимедийных (цифровых) образовательных ресурсов в учебном процессе: 1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету окружающий мир. |
4. Игры и игрушки.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР |
Настольные развивающие игры по тематике предмета "Окружающий мир" (лото, игры-путешествия и пр.) | П | Игры могут быть использованы при изучении соответствующих тем на уроках закрепления и обобщения знаний. Обязательным должно быть усложнение условий дидактических игр. |
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин и др.) | П |
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учеников);
П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).
5. Технические требования к оборудованию компьютерного класса
КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛАСС ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (1 ПК учителя и 13 ПК учащихся, количество компьютеров учащихся зависит от количества учащихся в классах с учетом деления на подгруппы для проведения практических занятий). |
| Персональный компьютер учителя | 1 |
| Компьютер ученика | 13 |
| Монитор ЖК: диагональ экрана – не менее 19" | 14 |
| Проектор короткофокусный с настенным креплением или Проектор мультимедийный с крепежом для потолочного крепления. | 1 |
| Программное обеспечение управления классом и функционирования Системы контроля качества знаний с интегрированным набором контрольных тестов (презентаций) по различным темам предметов (лицензия на класс). | 1 |
| ПервоРобот LEGO WeDo. Комплект интерактивных заданий. Книга для учителя. | 1 |
| Конструктор ПервоРобот LEGO WeDo. | 6-8 |
6. ТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)». |
1. | Комплект таблиц демонстрационных «Окружающий мир. 2 класс» (16 таблиц) с методическими рекомендациями, формат 60 х 90 см. | 1 |
2. | Комплект таблиц демонстрационных «Государственные праздники России» (8 таблиц) с методическими рекомендациями, формат 60 х 90 см. | 1 |
.3. | Комплект таблиц демонстрационных «Государственные символы России» (3 таблицы), формат 60 х 90 см. | 1 |
4. | Комплект карт демонстрационных «Настенные исторические карты. Начальное общее образование» (10 карт на 9 листах), формат 100 х 140 см. | 1 |
5. | Комплект карт демонстрационных «Настенные географические карты. Начальное общее образование» (10 карт), формат 100 х 140 см. | 1 |
6. | Комплект плакатов демонстрационных «Безопасность дорожного движения», 1 – 4 кл. | 1 |
7. | Гербарий для начальной школы (28 видов). | 1 |
8. | Гербарий «Растительные сообщества» (9 видов х 5 планшетов). | 1 |
9. | Коллекция «Почва и ее состав». | 1 |
10. | Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников». | 1 |
11. | Коллекция семян к «Гербарию для начальной школы». | 1 |
12. | Коллекция «Хлопок для начальной школы». | 1 |
13. | Коллекция «Шелк для начальной школы». | 1 |
14. | Коллекция «Шерсть для начальной школы». | 1 |
15. | Коллекция «Лен» для начальной школы. | 1 |
16. | Коллекция «Семена и плоды» (с раздаточным материалом). | 1 |
17. | Набор муляжей овощей (большой). | 1 |
18. | Набор муляжей фруктов (большой). | 1 |
19. | Компас школьный. | в зависимости от класс-комплекта |
20. | Лупа ручная. |
21. | Коробка для изучения насекомых с лупой. | 1 |
22. | Глобус физический Земли (лабораторный) М 1:50 млн. | 1 |