СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Здоровье - шаг к успеху»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности. Программа базируется на совместной работе учителя и детей-школьников, дающей им возможность проявить себя, найти для себя наиболее интересные и полезные знания.

Одна из задач программы – повысить мотивацию к активной деятельности обучающихся по сохранению и укреплению здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Здоровье - шаг к успеху»»

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Здоровье - шаг к успеху» составлена и адаптирована на основе методических рекомендаций пособия «Разработка программ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» (Г. Е. Гун.-М.:ООО «Русское слово-учебник», 2018. – 128 стр. – ФГОС. Начальная инновационная школа); пособия «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» (М.: ВАКО, 2014.-240 стр.- Мастерская учителя).

На реализацию программы  отводится 34 занятия в год (1час в неделю).

Актуальность программы. Важнейшей частью современного воспитания является формирование основ здорового образа жизни: соблюдение правил гигиены, следование правилам культуры здоровья, отказа от нездоровых привычек и пристрастий.

Общество заинтересовано в здоровье будущих поколений. Ведь, очевидно, что развитие и процветание общества и страны невозможно без физического и нравственного здоровья молодых людей – его будущего.

Увлечение «модным образом» жизни, уменьшение двигательной активности, постоянное использование компьютера и всевозможных гаджетов приводит к ослаблению здоровья детей.

Программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности, а так же привитию навыков здорового образа жизни.

Новизна программы заключается в том, что она разработана для учащихся 5 классов с учетом возрастных и психофизических особенностей. Программа нацелена на обучения культуре здорового образа жизни, а также направлена на профилактику нарушений здоровья, связанных с гиподинамизмом, напряжением зрения. Данная программа предусматривает проведение комплексных мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни в школьной среде. Знание основ здорового образа жизни позволит школьникам оценить возможности своего здоровья и пересмотреть образ жизни, мешающий укреплению здоровья.

Характеристика детей с умственной отсталостью: умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Как указывает С.Я. Рубинштейн (1986) умственная отсталость - это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такое нарушение развития, при которой страдают не только интеллект, но и все высшие психические функции (восприятие, память, внимание, воображение, речь), а также эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается замедленное формирование двигательных навыков по сравнению с нормой: они позже, чем нормальные дети, начинают сидеть, ходить, в дальнейшем часто отмечается неточность зрительно-моторной координации, замедление скорости реакции.

Цель программы: сформировать у школьников знания об основах здорового образа жизни, понимание о необходимости заботы о своём здоровье.

Задачи:

1. Формирование у обучающихся знаний о здоровом образе жизни, о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей.

2. Воспитание готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.

3. Пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с укреплением здоровья, расширения знаний об истории и традициях своего народа, формирования чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

4. Овладение практикой применения необходимых навыков сохранения и укрепления здоровья.

Общая характеристика курса.

Программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности. Программа базируется на совместной работе учителя и детей-школьников, дающей им возможность проявить себя, найти для себя наиболее интересные и полезные знания.

Одна из задач программы – повысить мотивацию к активной деятельности обучающихся по сохранению и укреплению здоровья.

      Особенностями курса «Здоровый образ жизни» являются: 

                                                                                           

- расширение чувственного опыта и практической  деятельности школьников;

- наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способностей и способов деятельности;

- возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами.             

 В программе используются разнообразные формы проведения занятий:подготовка сообщений учащимися,театрализация; игровые методы: сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры.

Формы занятий разнообразны: познавательные беседы,  дискуссии, решение ситуативных задач, викторины, игры, выставки рисунков, конкурсы, проектная деятельность, круглый стол.

Планируемые результаты:

В результате осуществления программы ожидается:

- у учащихся сформированы знания и навыки здорового образа жизни;

- у учащихся сформирована готовность следовать правилам здорового образа жизни;

-укрепление атмосферы доброжелательности в коллективе, возможности принятия любой точки зрения, возникающей на обсуждении.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения по курсу: курс имеет безоценочную систему. Но в качестве контроля по отслеживанию успешности прохождения курса применяются: анкеты, задания творческой направленности, предполагающие использование знаний и навыков, полученных на курсе.

Планируемые результаты освоения программы "Здоровье - шаг к успеху" по итгаи обучения в 5 классе.

Предметные результаты.

Минимальный уровень:

  • соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;

  • соблюдение элементарных правил безопаного поведения в обществе;

  • выполнение несложных заданий под контролем чителя;

  • адекватная оценка совей работы, проявление к ней ценностного отношения;

  • умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • умение узнавать изученные объекты, касающиеся вопросов здоровья;

  • умение использовать различные справочные материалы (словарь, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

  • умение обнаруживать простейшие взаимосвязи окружающих условий и влияния их на здоровье; умение использовать их для объяснения необходимости ЗОЖ.

Достаточный уровень:

  • умение формулировать собственное мнение и позицию;

  • умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь.

  • представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

  • знание и соблюдение правил безопасного поведения в обществе, правил здорового образа жизни;

  • выполнение заданий без текущего контроля учителя, осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявления к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

  • совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных тем.

Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину;

  • формирование уважительного отношения к чужому мнению, к культуре народов нашей страны;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, как здорового гражданина своей страны;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (население - гордость края, обычаями, традициями, праздниками и др.)


Содержание курса "Здоровье - шаг к успеху" в 5 классе.


1 раздел.Вводное занятие.

За здоровый образ жизни.

Беседы о безопасном поведении на дороге по пути

в школу, в школе, на льду, на реке, на морозе.

2 раздел. Спорт любить — здоровым быть! (20 часов)

Показать детям, как можно разнообразить активные игры в школе. Цель данного направления - предоставить детям возможность узнать о

важности активного образа жизни. Увеличить перечень активных игр для детей.

2.1Русских народные игры: «Кот и мыши», «Коршун», «Горелки», «У медведя,во бору», «Жмурки».

2.2Подвижные игры. Подобраны игры, носящие соревновательный характер, с применением инвентаря (мяч, обруч, кегли, скакалки) ,игры с заучиванием слов.

2.2.1. Играя, подружись с бегом: «Бездомный заяц», «Борьба за флажки», «Пустое место», «Салки».

2.2.2. Игры – эстафеты: «Команда быстроногих», «Эстафеты-поезда», «Большая круговая эстафета».

2.2.3. Игры с прыжками: «Зайцы в огороде», «Поймай лягушку», «С кочки на кочку», «Волк во рву».

2.2.4. Кто сильнее? Игры-соревнования: «Бой петухов», «Борьба всадников», «Выталкивание спиной», «Эстафета с чехардой».

2.2.5. Мой весёлый звонкий мяч! «Школа мяча», «Мяч – соседу», «Гонка мячей», «Лови-бросай, смотри-не теряй!», «Выбивалы».

2.2.6. Сюжетные игры: «Птица без гнезда», «Мы-весёлые, ребята», «Два Мороза», «Космонавты», «Совушка».

2.3. Пальчиковые игры. Это инсценировкакаких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Очень важны эти игры для развития творческих способностей у детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумывать новую инсценировку для других стишков и песенок. «Волшебные пальчики», «Здравствуй, пальчик», «Долго, долго мы писали», « Как живёшь?», «Кто приехал?», «Ну-ка, братцы, за работу».

2.4. Зимние забавы. Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». Эстафета на санках. Игра в снежки.

2.5. Спортивные праздники. Праздник «Весёлые старты», «Богатырская сила».


Чтонужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть? (14 часов).

4.1. Полезные и вредные привычки. Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. Курение – это болезнь. Вред от алкоголя.

Наркотические вещества. Токсические вещества. Полезные и вредные лекарства. Режим дня школьника. Солнце, воздух и вода – наши лучшие, друзья.

4.2. Здоровое питание - отличное настроение. Вредные и полезные привычки в питании. Овощи на твоём столе. Полезные и вредные жвачки, конфеты, шоколад. Фрукты – лучшие продукты. « Очень вкусная еда, но не детская она»: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т.д.), торты, сало, колбаса.

4.3. Лечебная физкультура. Профилактика плоскостопия. Приёмы самомассажа и релаксации. Релаксационные настрои. Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног, лица. «Кукушонок кланяется», «Улыбнись-нахмурься».

4.4. Помоги себе сам. Оказание первой помощи. Познакомить детей с понятием «болезнь», с необходимостью обращаться за помощью к врачам. Показать детям опасные ситуации и научить правилам поведения в них. Показать основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Воспитывать желание помогать людям втрудных и опасных для здоровья ситуациях.

4.5. Праздники. «Страна Здоровье», «В здоровом теле – здоровый дух».

4.6. Часы здоровья. «О пользе завтрака», «День каши». Цель: рассказать детям о каше, как о традиционном блюде русской кухни; её пользе для здоровья; познакомить с правилами приготовления каши. «День соков». Цель: дать представление о значении жидкости для жизнедеятельности Организма; необходимомколичестве жидкости в ежедневном рационе питания человека; разнообразии и ценности напитков. «Фруктовый карнавал». Цель: поговорить о фруктах и их значении для организма человека.

5Итоговое занятие.

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Что понравилось, что запомнилось? Закрепление курса обучения.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!