СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к методическому семинару "Разговоры о правильном питании"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к методическому семинару "Разговоры о правильном питании"»

Пояснительная записка

Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри и гости. Тема методического семинара: «Формирование навыков здорового образа жизни младших школьников через реализацию программы «Разговоры о правильном питании».

Выступление я хотела бы начать со слов известного педагога Василия Андреевича Сухомлинского «Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда.  Но, ведь и мы счастливы тогда, когда наши дети здоровы, когда их глаза наполнены радостью»

Ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров и счастлив, успешно учился в школе. А ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент физического и психологического благополучия ребенка.

Издавна люди высказывались по поводу здорового и правильного питания. Для подержания и развития организма ребенка нужна правильная и здоровая пища. Очень важной составляющей жизни является правильное питание. Растущий организм требует полноценной пищи, в которой содержится большое количество витаминов.

Когда я пришла работать в школу, стала думать, что же детям будет интересным, увлекательным и легко запоминающим. Сразу выбрала программу «Разговоры о правильном питании». Ведь в наше время остро стоит вопрос о питании детей, тем более, когда есть много вкусного и нездорового. Ученики должны знакомится с правильным питанием, узнавать о полезных продуктах, о совместимости и несовместимости продуктов между собой и получать представления о правилах этикета.

По данной программе я работаю уже 3 год. С 1 класса стала замечать, что у большинства детей нет регулярности в питании, поэтому они используют те блюда, которые нельзя отнести к полезным. (чипсы, фастфуд, различные напитки) Многие ученики не соблюдают правила гигиены, из-за этого увеличивается число заболевших, обусловленными нерациональном питанием.

Только благодаря полноценному рациону можно вырастить здоровое поколение. Научить ребенка правильно питаться, соблюдать гигиену, заниматься спортом нужно с раннего возраста, тем более дети делятся своим мнением и впечатлениями.

Целью работы по программе «Разговоры о правильном питании» является формирование у воспитанников знания о том, что необходимо сохранять и развивать свое здоровье, важность культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.

Программа реализуется через задачи:

  • Формировать навыки правильного питания - как составной части здорового образа жизни;

  • Формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

  • Пробуждать у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширять знания об истории и традициях народа.

Для работы по программе в классе необходимо создать предметно-пространственную среду. Были подобраны методический, наглядный материал, необходимое оборудование. Для сюжетно-ролевых игр были приобретены муляжи овощей и фруктов.

На занятиях использую различны формы работы:

Групповая работа. Работа в парах.(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, дискуссии…).

Задание: Работа в паре. Составление меню на ужин

Задание: Сoставление плакатoв на правила гигиены (в группах)

Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.


Задание: Чтение текста «Маша и фруктовый сад».

Вопросы к тексту:

  1. Дать характеристику девочке Маше.

  2. Как правильно выращивать фрукты?

  3. Как правильно есть фрукты?

  4. Какими фруктами можно лечить болезнь?

Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.

Задание: «Овощи с грядки»

Овощи – это очень полезные продукты, которые необходимы каждому человеку для защиты иммунитета и хорошего здоровья, особенно они важны для растущего детского организма.

  1. Какой овощ очень полезен для зрения?

Морковь

Капуста

Помидор

  1. Какой овощ называют вторым хлебом?

Баклажан

Картофель

Огурец

  1. В каком овоще больше всего витамина С?

В капусте

В свёкле

В сладком красном перце

Какое название ещё имеет помидор?

Томат

Синьор

Плод

  1. Этот овощ в зеленых стручках, любимое детское лакомство на дачной грядке

Бобы

Горох

Фасоль

  1. Один из самых крупных овощей

Тыква

Баклажан

Кабачок



Так же используются методы:

  • Проблемный и частично-поисковый – (творческие задания).

  • Объяснительно-иллюстративный.

  • Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).

На моих уроках используются технология критического мышления через чтение и письмо, технология проблемного диалога, здоровьесберегающая технология и игровая. Наиболее хорошие результаты дает игровая технология, так как это вид организации процесса обучения, представленный различными увлекательными играми, взаимодействием педагога и учеников посредством воплощения некоторого сюжета (например, игры, какого-нибудь спектакля, сказки, где показаны плохие примеры питания, или наоборот здорового питания и здорового образа жизни)

Каждую четверть для оценки эффективности работы мною проводится диагностика здоровья детей, анкетирование учеников и родителей. (Приложение1, 2). В ходе анализа всех диагностик и анкет, я вижу результат своей работы. У детей снижается уровень заболеваемости, повышение уровня познавательной активности, творческой активности, форсированность знаний о правилах правильного питания, этикета.



Опыт работы по изучению с детьми программы «Разговор о правильном питании» говорит нам о том, что дети активно включаются в разные виды деятельности, потому что детям это интересно.

По данному направлению сотрудничество происходит не только с учениками, но и с их родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости данной темы – непременное условие эффективности решения поставленных воспитательно-образовательных задач. Родители не только видят нашу работу, но и с огромным удовольствием принимают участие в творческих выставках рисунков, поделок.

Определение эффективности осуществляется в ходе специальной оценочной процедуры, которая должна являться обязательным этапом деятельности, связанной с формированием основ культуры питания. Оценка эффективности выполняет целый ряд важных задач:

  • диагностики - определение сферы и характера изменений, вызванных воспитательными воздействиями;

  • коррекции - изменения в содержании и структуре реализуемой программы, связанной с формированием основ культуры питания с целью ее оптимизации;

  • прогноза - планирования новых этапов реализации с учетом достигнутого. Общая оценка эффективности деятельности по формированию основ культуры здоровья, культуры здорового питания формируется из оценки организации процесса воспитания и оценки результатов профилактики.

О здоровье мы говорим много и часто, а вот правильному питанию больше всего времени мы уделяем на занятиях по программе «Разговор о правильном питании». Эта программа позволяет детям разобраться в том, как необходимо правильно питаться.

Результат программы показывает, что через познавательно – исследовательскую деятельность школьники не только приобретают начальные знания по здоровому образу жизни, но у них формируется культурно – гигиенические навыки, правила этикета, основа культуры питания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки.



































Приложение 1

Едим ли мы то, что следует есть?»

(Анкета для учащихся)


1. Сколько раз в день Вы едите?
1) 3-5 раз,
2) 1-2 раза,
3) 7-8 раз, сколько захочу.
2. Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу?
1) да, каждый день,
2) иногда не успеваю,
3) не завтракаю.
3. Что Вы выберите из ассортимента в буфете для быстрого завтрака на перемене?
1) булочку с компотом,
2) сосиску, запеченную в тесте,
3) кириешки или чипсы.
4. Едите ли Вы на ночь?
1) стакан кефира или молока,
2) молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом),
3) мясо (колбасу) с гарниром.
5. Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи?
1) всегда, постоянно,
2) редко, во вкусных салатах,
3) не употребляю.
6. Как часто на вашем столе бывают фрукты?
1) каждый день,
2) 2 – 3 раза в неделю,
3) редко.
7. Употребляете ли Вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
1) всё употребляю ежедневно в небольшом количестве,
2) ем иногда, когда заставляют,
3) лук и чеснок не ем никогда.
8. Употребляете ли в пищу молочные и кисломолочные продукты?
1) ежедневно,
2) 1- 2 раза в неделю,
3) не употребляю.
9. Какой хлеб предпочитаете?
1) хлеб ржаной или с отрубями,
2) серый хлеб,
3) хлебобулочные изделия из муки в/с.
10. Рыбные блюда в рацион входят:
1) 2 и более раз в неделю,
2) 1-2 раза в месяц,
3) не употребляю.
11. Какие напитки вы предпочитаете?
1) сок, компот, кисель;
2) чай, кофе;
3) газированные.
12. В вашем рационе гарниры бывают:
1) из разных круп,
2) в основном картофельное пюре,
3) макаронные изделия.
13. Любите ли сладости?
1) все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно,
2) пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,
3) могу сразу съесть 0,5 кг конфет.
14. Отдаёте чаще предпочтение:
1) постной, варёной или паровой пище,
2) жареной и жирной пище,
3) маринованной, копчёной.
15. Отличается ли ваш рацион в течение недели разнообразием блюд?
1) да,
2) нет.

Проанализировать своё питание Вы можете следующим образом: за первый вариант ответа -1 балл, за второй – 2 балла, за третий вариант – 3 балла.
Сложите свои результаты по итогам теста и соотнесите с критериями.


Если Вы набрали от 15 до 21 баллов, Вы сознательно относитесь к собственному здоровью, потому что организм получает разнообразные питательные компоненты с сохранившимися в них биоактивными веществами. А это важно для полноценной любой деятельности. И с режимом у Вас всё в порядке! Вы молодцы!


Если Вы набрали от 22 до 28 баллов, полноценным ваше питание назвать нельзя по нескольким причинам, но если Вы прислушаетесь к рекомендациям, то ваш рацион пополнится другими нужными для организма веществами.

29 – 44 балла. Вам нужно задуматься о своём питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее Вы этим займётесь, тем меньше проблем с излишним весом, нервными заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, различными кожными высыпаниями у Вас возникнет!





















Приложение 2

Анкета для родителей


1. Сколько раз в день питается Ваш ребенок? (Два, три, четыре, пять и более.)

2. Завтракает ли Ваш ребенок? (Да, чет.)

3. Когда ужинает Ваш ребенок? (Перед сном, за один час до сна, за два часа до

сна, не ужинает.)

4. Часто ли ест Ваш ребенок: (Да, нет — напротив каждого вида пищи.)

• каши;

• яйца;

• молочную пищу;

• конфеты;

• соленья;

• жирную и жареную пищу;

• белый хлеб, булочки, пироги, печенье?

5. Сколько раз в день Ваш ребенок употребляет молоко, йогурт, кефир?____

6. Сколько видов свежих овощей и фруктов съедает Ваш ребенок за один день?

________________

7. Часто ли пьет Ваш ребенок: (Да, нет — напротив каждого вида пищи.)

• газированные напитки;

• соки;

• молоко или кефир;

• воду;

• минеральную воду;

• чай;

• кофе;

• компот;

• настой из трав?

8. Считаете ли Вы, что пища, которую употребляет Ваш ребенок, разнообразна,

богата белками, углеводами, минеральными веществами, витаминами, полезна

для здоровья? (Да, нет.)

9. Каков, по Вашему мнению, вес Вашего ребенка? (Нормальный,

недостаточный, избыточный.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!