СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе педагога 8 вида по курсу "География" 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География материков и океанов. Государства Евразии. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2005

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе педагога 8 вида по курсу "География" 9 класс»

Содержание программы.

1.Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Основное содержание обучения.

4. Тематическое распределение количества часов.

5. Календарно-тематический план.

6.Список рекомендуемой учебной литературы.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013 г. – Сб. 1;


На изучение стран Евразии выделено три четверти. Изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Бывшие союзные республики изучаются во второй четверти в разделах «Восточная Европа», «Центральная и Юго-Западная Азия». Компактное изучение этих стран дает возможность рассказать о распаде монополизированного государства, на данном материале проанализировать последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на усугубление национальных проблем. Следует обратить внимание на налаживающие экономические и культурные контакты с этими государствами.

В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр видеофильмов о природе, достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа.

Изучение стран Евразии строится по плану:

1.Географическое положение.

2. Государственный строй, символика.

3.Климат, рельеф, флора и фауна.

4.Хозяйство, население.

5.Столица, крупные города.

6.Достопримечательности.

Интеграционные вопросы, происходящие в Европе, приблизили Россию к мировому сообществу, поэтому делается акцент на России как крупнейшем государстве Евразии. Обобщаются знания о своей стране и идёт подготовка к изучению своего края.

Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе изучения Рязанской области учащиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в нашей области. Уделяется внимание изучению социальных, экологических и культурных аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств.





Содержание курса «Государства Евразии»


Государства Евразии

Политическая карта Евразии. Государства Евразии (обзор). Западная Европа. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии). Франция (Французская Республика). Германия (Федеративная Республика Германия). Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация). Южная Европа. Испания. Португалия (Португальская Республика). Италия (Итальянская Республика). Греция (Греческая Республика). Северная Европа Норвегия (Королевство Норвегия). Швеция (Королевство Швеция). Финляндия (Финляндская Республика). Восточная Европа. . Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика). Венгрия (Венгерская Республика). Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария). Эстония (Эстонская Республика). Латвия(Латвийская Республика). Литва (Литовская Республика). Белоруссия (Республика Беларусь). Украина. Молдавия (Республика Молдова).

Центральная Азия

Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан (Республика Узбекистан). Туркмения (Туркменистан).Киргизия (Кыргызстан).Таджикистан (Республика Таджикистан). Юго-Западная Азия. Грузия (Республика Грузия). Азербайджан (Азербайджанская Республика). Армения (Республика Армения). Турция (Республика Турция). Ирак (Республика Ирак). Иран (Исламская Республика Иран). Афганистан (Исламское Государство Афганистан).

Южная Азия

Индия (Республика Индия).

Восточная Азия

Китай (Китайская Народная Республика). Монголия (Монгольская Народная Республика). Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).Япония.

Юго-Восточная Азия

Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Лаос (Лаосская Народно-Демократическая Республика). Таиланд (Королевство Таиланд) или другие страны по выбору учителя.

Россия

Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии. Сухопутные и морские границы России (повторение). Административное деление России (повторение). Столица, крупные города России. Обобщающий урок. Контрольная работа.

Межпредметные связи

Образование Российской империи. Образование и распад СССР. Суверенная Россия (история).

Практические работы

Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов.Нанесение границы Европы и Азии.Составление альбома «По странам и континентам».




Свой край

1. История возникновения нашего края.2. Положение на карте области, края. Границы. Поверхность.3. Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.4. Полезные ископаемые и почвы нашей местности.5. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов.

6. Растительный мир нашего края (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира.7. Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники.8_Население нашего края (области). Его состав. Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.9. Промышленность нашей местности. Ближайшее промышленное предприятие, где могут работать выпускники школы.10. Специализация сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, бахчеводство и т.п.).11. Транспорт нашего края (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).12. Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.13. Наш город (поселок, деревня). 14. Обобщающий урок «Моя малая Родина».

Практические работы

На карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона, месторождения полезных ископаемых, цветными кружками — областной и районные центры.Обозначить на контурной карте России свою область.Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу области. Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей края. Межпредметные связи

Сезонные изменения в природе (природоведение). История нашего края (история).Почвы, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительный и животный мир, экологические проблемы (естествознание). Фольклор (музыка).Сфера быта, национальные блюда (СБО). Архитектурные памятники (изобразительная деятельность).


















Коррекционная работа.


Основные темы программы

Ко-во часов

Коррекционная работа





2

Западная Европа

6

Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственной ориентировки.

Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез.

Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.

Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.

Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.

Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

3

Южная Европа

4

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Развитие способности обобщать и делать выводы.

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

Коррекция и развитие словесно-логического мышления.

4

Северная Европа

3

Коррекция внимания (объем и переключение).

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

5

Восточная Европа

11

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

Коррекция пространственной ориентировки.

Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).

Коррекция и развитие умения работать в группе.

Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.

Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.

Коррекция восприятия времени.

6

Центральная Азия

6

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Коррекция устойчивости внимания.

7

Юго-Западная Азия

7

Коррекция внимания (объем и переключение).

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

8

Южная Азия

2

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.


9

Восточная Азия

6

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Коррекция устойчивости внимания.

10

Юго-Восточная Азия

3

Развитие способности обобщать и делать выводы.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

Коррекция и развитие словесно-логического мышления.

11

Россия

5

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Коррекция устойчивости внимания.

Коррекция и развитие словесно-логического мышления.

12

Свой край

14

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Коррекция осмысленного восприятия географических карт (сравнение и соотнесение физической карты и контурной карты).

Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.



Образовательные и воспитательные цели и задачи:

Западная Европа (6ч)

1.Дать представление о Евразии как самом крупном материке Земного шара.

2.Повторить деление материка на части света – Европу и Азию.

3.Дать представление о делении частей света на регионы..

4.Познакомить со странами Западной Европы.

5.Познакомить с географическим положением, государственным строем, растительным и животным миром, населением этих стран.

Южная Европа(4ч)

1.Познакомить с географическим положением, климатом, рельефом, водными ресурсами стран .

2.Формировать умение характеризовать страну по плану.

3.Познакомить с типичными представителями флоры и фауны.

4.Дать представление о населении, жизни и быте народов.

5.Продолжить развитие умений работы с картой.

Северная Европа (3ч)

1.Сформировать представление о ФГП стран, традициями и обычаями, достопримечательностями .

2.Познакомить с особенностями природы , основными представителями органического мира, природоохранительными мероприятиями.

3.Развивать умение находить сходство и различия этих стран .

4.Воспитывать любознательность; расширять кругозор учащихся.

Восточная Европа (11 ч)

1.Познакомить учащихся с геополитическими изменениями, произошедшими в странах Восточной Европы.

2.Дать представление о национальных проблемах, обратить внимание на налаживающие экономические и культурные контакты России с этими государствами.

3.Продолжать развитие умения характеризовать государства по плану, работать с картой.

4.Воспитывать интерес к предмету.





Центральная Азия (6 ч)

1. Познакомить с геополитическими изменениями, национальными и экологическими проблемами.

2. Учить находить на карте Евразии изучаемые государства.

3.Воспитывать самостоятельность при работе с дополнительной литературой.

Юго-Западная Азия (7ч)

1. Формировать представление о ФГП, климате, рельефе, полезных ископаемых стран и влиянии этих факторов на жизнь и хозяйственную деятельность населения

2. По иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города .

3.Развивать навыки творческого применения знаний, учить пользоваться дополнительными источниками информации.

Южная, Восточная и Юго-Восточная Азия (11ч)

1.Познакомить с географическим положением, климатом, водными ресурсами, полезными ископаемыми стран.

2.Уточнить сходство и отличия растительного и животного мира.

3. Познакомить с заповедниками, природоохранительными мероприятиям.

4.Продолжить работу по умению формулировать вопросы, искать дополнительную информацию, обобщать и делать выводы.

Россия(5 ч.)

Наш край – Рязанская область (14 ч)


1.Систематизировать сведения учащихся о нашей области.

2.Расширить знания о промышленных и с/хозяйственных предприятиях, транспорте, водных ресурсах, истории и этнографии.

3.Познакомить с особенностями географического положения, типичных представителях растительного и животного мира, основными мероприятиями по охране природы.

4. Учить давать характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов нашего края.

5. Формировать умение находить свою местность на карте России; называть исторические и культурные памятники.

6. Развивать познавательный интерес к происходящим явлениям и процессам в нашей области.

7. Содействовать профессиональной ориентации,путём знакомства с профессиями, распространёнными в нашем регионе. Познакомить с рынком труда..

8. Способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств.



Учебно-методическое обеспечение учебного курса:



Учебно-дидактический материал для учащихся


Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География материков и океанов. Государства Евразии. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2005

Атлас 9 класс

Контурные карты.




Методические пособия для учителя


География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000

Новенко Д.В. Тематическое и поурочное планирование. География 7 класс. М.: «Просвещение», 1997


Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов. 7 класс. М.: «Просвещение», 1997


Лазаревич К.С. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2000


Бейко В.Б. , Березина М.Ф., Боготырева Е.Л. Большая энциклопедия животного мира.: Науч.-поп. Издание для детей. - ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006








Требования к уровню подготовки учащихся.


Учащиеся должны знать:

Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;

Границы, государственный строй и символику России;

Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;

Медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности;

Учащиеся должны уметь:

Находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;

По иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии;

Показывать Россию на политических картах мира и Евразии;

Находить свою местность на карте России;

Давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;

Называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;

Правильно вести себя в природе;

Выполнять задания в «Рабочей тетради по географии» для 9 класса.




Контрольно-измерительные материалы.


Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу.

После изучения блока тем спланированы уроки-зачеты, где осуществляется тестовый контроль за уровнем усвоения знаний по ряду тем или разделов.



Тесты:

- « Государства Европы»

- «Государства Азии».

- «Россия».

- «Свой край».

Контрольная работа за год.
















Тематическое планирование.


Раздел программы.

Кол-во часов

1

Политическая карта Евразии. Государства Евразии (обзор)


1

2

Западная Европа


6

3

Южная Европа


4

4

Северная Европа


3

5

Восточная Европа


11

6

Центральная Азия


6

7

Юго-Западная Азия


7

8

Южная Азия


2

9

Восточная Азия


6

10

Юго-Восточная Азия


3

11

Россия


5

12

Свой край


14


Итого


68







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!