СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка Исследовательского проекта на тему: « Без срока давности» подпрограммы: мемуары, дневники и письма

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

С учащимися 8-10 класса были реализованы исследовательские проекты.  Экспериментальная часть нашей работы посвящена изучению источников личного происхождения фронтовых писем и блокадных дневников.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка Исследовательского проекта на тему: « Без срока давности» подпрограммы: мемуары, дневники и письма»



МКОУ «Левашинская средняя общеобразовательная школа »

МР «Левашинский район»



Пояснительная записка



Муниципального этапа Всеросийского конкурса

исслевательских проектов

« Без срока давности»

подпрограммы: мемуары, дневники и письма





















Пояснительная записка


Исследовательского проекта

« Без срока давности»

подпрограммы: мемуары, дневники и письма



Прошлое, хранящееся в памяти,

есть часть настоящего.

Тадеуш Котарбиньский



Данный проект разработан в соответствии с требованиями программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников МКОУ « Левашинская СОШ». С учащимися 8-10 класса МКОУ «Левашинская средней общеобразовательной школы». С учащимися 8-10 класса были реализованы исследовательские проекты, Экспериментальная часть нашей работы посвящена изучению источников личного происхождения фронтовых писем и блокадных дневников.

Данный проект определяет основные направления патриотического воспитания обучающихся, сохранения и увековечения памяти о событиях и жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годы.

Актуальность работы:


Письма с фронта... - это бесстрастные документы военной эпохи XX века. Письма, имеющиеся в Историческом школьном музее, как нам кажется, представляют не меньший интерес. Актуальность изучения фронтовых писем заключается в том, что они являются носителями особой информации, ценной для анализа психологии человека военного времени, для поиска и установления мест гибели воинов.


Цель: оценить историческую значимость писем с фронта и дневников блокад.


Задачи:

  1. Изучить имеющуюся литературу по теме.

  2. Узнать историю находки писем с фронта,дневников .

  3. Проанализировать географию и содержание писем.

  4. Оценить роль писем с фронта для нашего поколения.


Объект исследования: фронтовые письма и дневники блокад.

Гипотеза: мы считаем, что изучение писем с фронта и дневники блокад играет большую роль в формировании патриотических, гражданских, нравственных чувств.



Изучение субъективной реальности войны возможно, главным образом, на основе источников личного происхождения. К ним относятся письма, дневники, воспоминания. Мы решили остановиться на изучении фронтовых писем.

Писем, отправленных на фронт, чрезвычайно мало, ведь сохранить их в боевых условиях было сложно. Публикуемые письма были отправлены родным и близким, знакомым, бывшим коллегам, школьным учителям, преподавателям, партийным и советским органам, организациям, где их авторы трудились до войны, незнакомым людям, родственникам погибших.

Безусловно, фронтовые письма не самый надежный источник для изучения истории Великой Отечественной войны. Зачастую их писали после боя, в минуты затишья, некоторые вещи припоминались. Бытует мнение, что люди боялись откровенно излагать свои мысли, помня о цензуре. Думается, что нежелание подробно рассказывать о войне диктовалось не столько страхом перед военной цензурой, сколько стремлением хоть ненадолго оторваться от страшной реальности, попыткой вернуться в привычный домашний мир. Именно поэтому бойцы так ждали писем из дома и старались на них ответить.

Письма времен войны – это не просто факт жизни ее участников, это целое явление ее истории, относящееся одновременно к пониманию человека на войне и к пониманию человека в тылу, и отражающее одновременно некие душевные состояния человека, находящегося не просто в экстремальной ситуации, но в ситуации, постоянно и реально угрожающей его жизни.

Письма писали на листочках из обычной тетрадки, чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было. Были раньше такие карандаши, называли их химические, очень похожие на простые карандаши, но если кончик грифеля химического карандаша намочить, то он начинал писать, как чернила.

Не было в окопах ни стола, ни стула, ни настольной лампы. Приходилось солдатам писать письма на коленках, на пеньке, под свет лучины или луны.

Не было на войне почты, конвертов и обратного адреса, но почтальоны были, был номер полевой почты. В минуты затишья написанные письма складывали в “солдатский треугольник”, писали адрес назначения, вместо обратного адреса писали № воинской части, складывали все письма в холщовый мешок и отправляли на попутном транспорте в тыл. Не всегда письма доходили до адресата, поэтому солдаты старались писать их очень часто, вдруг хоть одно письмецо из 10 дойдёт до родных.

Получить такой “треугольничек” было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись. В конвертах приходили похоронки или извещение о том, что кто-то пропал без вести.

Проблема изучения ленинградской эпопеи чрезвычайно разнообразна и многопланова. История блокады Ленинграда является неисчерпаемой. Несмотря на то, что многое уже сделано, предстоит ещё большая работа по изучению социальной истории блокады, влиянию голода на настроение и поведение людей в этот период1.[1]

Десятилетия прошли со времени Великой Отечественной войны, а память о ней продолжает жить в сознании человечества.

Современные школьники являются правнуками участников и героев той страшной войны. За период мирного времени родилось, выросло и уже состарилось целое поколение. Но интерес к подвигу советского народа не ослабевает.

Никого не могут оставить равнодушными дневники жителей блокадного Ленинграда и воспоминания бывших блокадников. Они являются подлинными историческими источниками для изучения и исследования условий выживания в экстремальных ситуациях в блокадном Ленинграде. Каждый житель осаждённого Ленинграда – подросток или немощный старик, были настоящими патриотами своего города, стремящиеся любыми силами сохранить его для будущих поколений.


Заключение.

Уходит в далекое прошлое эпоха 1941 - 1945 годов. Меняется время, психология поколения. В наше время компьютерных технологий, мобильных телефонов сильно обеднело письменное общение поколений. Люди сейчас обмениваются мыслями через интернет, социальные сети.

Редкость в наше время получить рукописное письмо от друзей, родных! Но если задуматься более глубоко, то о веках Древней Руси, последующих веках именно эпистолярный жанр помогает современным ученым историкам более конкретно узнавать свою отечественную историю. Когда мы изучаем биографии великих людей, многое о них, как личностях, их времени узнаем именно из переписки с близкими. История хранит такие сборники писем. Но неоценимое достояние для истории - это письма с фронта, которые хранятся в государственных, семейных архивах, музеях.

Изучая и анализируя солдатские письма с фронта, мы делаем важные выводы:

  1. Письма с фронта имеют большое значение в патриотическом
    воспитании подрастающего поколения.

  2. Они доносят до нас дыхание времени, дух бойцов,
    отстоявших нашу Родину от вероломного врага. Эти письма доносят
    до нас Правду о войне.

  3. Письма бойцов - это своего рода летопись того, как непросто досталась
    России Победа над фашистской Германией,

  4. Письма помогают нам более осознанно ценить то, что завоевано
    военным поколением 1941-1945 годов.

Письма в основном обычных солдат, мечтающих о мире, победе, грустящих о доме, родных, невестах.



Мы считаем , что выдвинутая гипотеза изучение писем с фронта и дневники блокад играют  большую роль в формировании патриотических, гражданских, нравственных чувств потвердиласью.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!