ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» разработана на основе:
Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643);
Фундаментального ядра содержания начального общего образования;
Приказа Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312»;
Приказа Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;
СанПин 2.4.2 28.21-10 «Санитарно - Эпидемиологические требования к условиям организации обучения в образовательных учреждениях
Авторской программы Л.В. Мищенковой «Занимательный русский язык».
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:
- Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Программа рассчитана на 33 учебных часа в 1 классе (1час в неделю) и 34 учебных часа во 2-4 классах (1 час в неделю).
Программа предусматривает работу с одарёнными детьми и детьми с ОВЗ.
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Данный курс обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные результаты
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
III. Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
1 | Наш помощник - язык. | 4 |
2 | В мире слов и звуков. | 10 |
3 | Живые буквы. | 19 |
| Итого: | 33 |
2 класс
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
1 | Фонетика. | 4 |
2 | Словообразование. | 2 |
3 | Лексика. | 8 |
4 | Морфология. | 7 |
5 | Пословицы и поговорки. | 4 |
6 | Игротека. | 9 |
| Итого: | 34 |
3 класс
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
1 | Фонетика. | 3 |
2 | Словообразование. | 6 |
3 | Лексика. | 7 |
4 | Морфология. | 8 |
5 | Пословицы и поговорки. | 2 |
6 | Игротека. | 8 |
| Итого: | 34 |
4 класс
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
1 | Фонетика. | 3 |
2 | Словообразование. | 2 |
3 | Лексика. | 9 |
4 | Морфология. | 8 |
5 | Пословицы и поговорки. | 3 |
6 | Игротека. | 8 |
| Итого: | 34 |