СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поговорим о вежливости

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поговорим о вежливости»

Классный час «Поговорим о вежливости»



Цели:


-формировать навыки вежливого общения,

 - закрепить и углубить знания учащихся о вежливости;

-учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;

-прививать детям этические нормы поведения;

-обогащать словарный запаса, развивать коммуникативные навыки учащихся.

-воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном.

- способствовать развитию кругозора ,развивать эстетические и духовно-нравственные способности.

 -воспитывать чувство вежливости, толерантности

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация, памятки вежливости, солнышко из бумаги, карточки для работы в группах.


         

             

Ход занятия.

1.Вступление.

- Сегодня нам предстоит поговорить на очень важную тему. Вначале нашего разговора предлагаю посмотреть мультфильм и попробовать самим сформулировать тему нашей беседы.

( просмотр мультфильма)

- Какое качество помогло девочке из этого мультфильма решить возникшую проблему?


- Детям и взрослым людям всегда хочется, чтобы их друзья ,соседи, знакомые и даже все незнакомые относились бы к ним внимательно, всегда бы любили и уважали их.

-А секрет в том, что только к вежливому, воспитанному человеку окружающие люди относятся по- доброму. Только вежливого человека все любят и уважают.

-Сегодня мы ещё раз поговорим о вежливости и правилах поведения.

( слайд1.)


-А что же такое вежливость? (Ответы детей)


Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и поддерживать его. Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается.

Вежливость – соблюдение правил приличия.


(слайд2,3)



- А сейчас вслушайтесь в изречения великих людей и объясните, как вы поняли каждое высказывание.

«Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.»

А. П. Чехов, русский писатель

(слад 4.)

«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.»

Дж. Свифт, английский писатель

( Слайд 5.)

«Вежливость – это монета, которая дающему ничего не стоит,

а принимающему , доставляет удовольствие.»

Восточная мудрость

( слайд 6.)

« Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям»

Жан Жак Руссо, французский писатель , философ

( Слайд 7.)

( ученики высказывают своё мнение)

-Петр I считал, что «Воспитанного человека украшают три добродетели: приветливость, смирение и учтивость». Наделенный этими качествами человек всегда приятен.

( слад 8.)

-Скажите, приходилось ли вам сталкиваться с воспитанными и невоспитанными людьми? Как вы себя чувствовали в данных ситуациях? (ответы учеников).

Послушайте, откуда пришло слово « Вежливость».

- Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.

- Ах, ты невежа – говорили ему.

Он очень обижался и кричал в ответ

- Нет, я вежа, вежа, вежа!


Странное слово. Но на самом деле не странное оно, а старинное. В старину вежей называли человека знающего, сведущего, учёного. А “вежество” означало учёность, учтивость. Отсюда и появилось слово “вежливость” – доброе поведение, почтительность.

Так, что мальчик был прав: есть такое слово “вежа”. и остальные вежливые слова

( Слад.9)

2. О вежливых словах.


- Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.


- Назовите самые распространенные вежливые слова, существующие в нашем общении:
1. Здравствуйте!
2. Будьте добры.
3. Спасибо.
4. Будьте любезны.
5. Извините.
6. Доброе утро!
7. Благодарю.
8. Спокойной ночи!
9. Пожалуйста.
10. Добрый день!
11. До свидания!
12. Добрый вечер!
13. Скажите, который час?
14. Извините за беспокойство.


(слайд10.)

История происхождения вежливых слов.

(Дети по желанию читают информацию о вежливых словах на карточках).


СПАСИБО.
В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:
- Спаси вас Бог!
«Спаси Бог» превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит.

ПОЖАЛУЙСТА.
Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием.
В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение:
ИЗВИНИТЕ.
Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину»:

ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Здравствуйте — слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать.


-Для того, чтобы быть вежливыми вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют “волшебными”.


-А сейчас поиграем в игру “Подскажи словечко”, угадайте волшебные слова

    Растает даже ледяная глыба

    От слова тёплого… (спасибо).

    Зазеленеет старый пень,

    Когда услышит … (добрый день).

    Если больше есть не в силах,

    Скажем маме мы … (спасибо).

    Мальчик вежливый и развитый

    Говорит при встрече… (здравствуйте).

    Когда нас бранят за шалости,

    Мы говорим … (извините, пожалуйста).

    И во Франции, и в Дании

    На прощанье говорят … (до свидания).

    Встретил Витю я соседа,

    Встреча грустная была.

    На меня, он как торпеда,

    Налетел из-за угла.

    Но представьте, зря от Вити

    Ждал я слова … (извините).

    Дед про внучку говорил:

    Экая досада! Я портфель ей подарил.

    Вижу, очень рада.

    Но нельзя ж молчать как рыба,

    Ну, сказала бы … (спасибо).


-Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.

3.Физкультминутка.

Правила. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если читаю о невежливым поступке – сидите тихо, не хлопаете .

Учитель:

   - Поздороваться при встрече

   - Толкнуть и не извиниться

   - Свистеть. кричать, шуметь в школе.

   - Уступить место старшим.

   - Не вставать на обращение учителя.

   - Помочь подняться по лестнице.

   - Попрощаться уходя.


4.Работа с пословицами.

-Как вы понимаете смысл пословицы «Слово не воробей- вылетит не поймаешь».

-О вежливости существует много пословиц , а ведь пословица –это народная мудрость. Какие вам известны пословицы о вежливости?

( слайд 11.)

1 «Вежливости открываются все двери».

2. «Ласковое слово и кошке приятно».

3. «Слово жжет хуже огня».

4. «Доброе слово лечит, а злое калечит».

5. «Плохое слово, что грязная вода».

6. «Ласковым словом и мед растопишь».

 



Игра «Составь пословицу»:

- Соедините части пословиц:

Учись доброму -                                    на добрые дела.

Ласковое слово                                     так и прослывёшь.

Жизнь дана                                          дурное на ум не пойдет.

Как проживёшь,                                 лучше мягкого пирога.

Про доброе дело                                 говори смело.

( слайд 12.)



5.Кроссворд «О вежливости»

( слайд 13)




1. Это слово надо говорить, когда здороваешься.( здравствуйте)

2. Так называют человека, который имеет

небрежный вид.(неряха)

3. Такое слово нужно сказать, если обращаешься

к кому-то с просьбой.(пожалуйста)

4. Так называют человека, который постоянно

капризничает, плачет.( плакса)

5. Когда ты встречаешь товарища, то говоришь ему...( привет)

6. Так называют человека, который не умеет вежливо

вести себя в обществе.( невежа)

7. Книга С. Михалкова для детей «Что такое хорошо,

и что такое…»( кроха)

8. Так мы благодарим человека за оказанную услугу.( спасибо)

9. Так нужно говорить, когда перед кем-то

извиняешься.( извините)

10. Так называют мужчину (или мальчика), который

очень внимательно относится к женщинам.( рыцарь)



6. Это интересно!

- Какие праздники вы любите, когда их отмечают?

-А известны вам даты:21 ноября, 11 января. 17 февраля ?

21 ноября –международный день приветствий.

11 января –всемирный день «Спасибо».

17 февраля-« День спонтанного проявления доброты»

(слайд 14)




7.Игра «Комплимент»

У меня есть волшебный стул. Каждый , кто садится на него теряет все плохие качества. Одноклассники делают ему комплименты. Выигрывает тот ,кто последним скажет комплимент сидящему.


- Достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливыми?

Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос.

    Малыша обидел Витя.

    Перед школою в строю, Витя просит:

    - Извините,

    Я ошибку признаю.

    На урок пришёл учитель,

    Положил на стол журнал,

    Следом Витя:

    - Извините, я немного опоздал.

    - Тихомиров! Покажите

    Нам на карте город Псков.

    - Извините, – шепчет Витя, –

    Я к уроку не готов.

    Мы поспорили с Наташей

    Вежлив Витя или нет?

    Разберитесь в споре нашем,

    И пришлите нам ответ!

- Чтобы вы ответили на вопрос?

(Рассуждения детей)



8. Работа в группах «Образуй своё правило».

Детям раздаются карточки с правилами правила вежливости, только каждое слово по отдельности.

Задача: составить правильное предложение, чтобы трактовалось, как правило вежливости.

   1 группа: Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек.

2 группа :Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.

   3 группа : Будь внимательным к окружающим, не причиняй им неприятностей.

-Ничто не стоит нам так дёшево, и не ценится так дорого, как вежливость.


9.Закрепление материала.

В нашем классе чудеса, бывает, происходят,

    Дети нужные слова часто не находят.

    В любое время года, в жару или ненастье

    Забывает кое-кто простое слово… (здрасте)

    С парты сбросил всё сосед, только посмотрите,

    Убежал, не вспомнил он слово … (извините).

    Подарили вам портфель и ещё что-либо,

    Надо что-то бы сказать, кажется … (спасибо).

    Это важные слова надо помнить, дети,

    Интереснее тогда будет жить на свете.

    Три волшебных слова чаще говорите,

    И получится у вас всё, что захотите.

10. Подведение итогов. Релаксация.

Учитель (читает под музыку):

- Настанет, друзья, счастливое время, настанут чудесные дни

Ребята приветливы будут со всеми, грубить перестанут они.

Подует ветер свежий, фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи, навеки пропадут.

Пусть грубость исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей

Появятся в каждой аптеке лекарства для грубых детей.

Подует свежий ветер, фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи, навеки пропадут.


- Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:

На доске:

    Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .

    Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .

    Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... .


- Мне хочется подарить вам памятки , которые будут вам напоминать о сегодняшнем разговоре.
1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
5. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
6. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.
7. В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
8. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
9. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.

( слайды 15,16,17.)



- Бывают минуты, когда у нас что-то не получается, мы ссоримся, обижаемся друг на друга. Взрослые садятся за стол переговоров, а нас всегда помирит доброе , весёлое , красивое

« Солнышко Мира». Посмотрите, какое оно яркое.

(Это солнце готовое любить , оно будет состоять из наших маленьких лучиков.)

На лучиках напишем пожелания, правила дружбы, правила добрых поступков. Опустим их в наше большое прекрасное солнце. (Пока дети пишут , включается музыка)

( слайды 18.)

-Прочитаем хором:

-Будьте вежливы всегда!

(слайд 19.)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!