СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэзия на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важнейших задач современного школьного географического образования является воспитание патриотизма  , любви к России и малой родине.

Просмотр содержимого документа
«Поэзия на уроках географии»

Автор: Тяговская Татьяна Павловна.

Учитель географии,

высшая категория.

МОУ СШ №5 г. Саяногорска.

Рабочий адрес: 655600 г. Саяногорск,

м-он Советскийд.11.

Рабочий телефон(39042)68900

Е-mail school_19_029@mail.ru

Поэзия на уроках географии

Географии основы

Заставляют стать поэтом!

Не опишешь тусклым словом

Нашу яркую планету…

И.И. Ландо

Одной из важнейших задач современного школьного географического образования является воспитание патриотизма, любви к России и малой родине.

Я в своей работе ищу различные пути решения этой проблемы. Один из них - использование художественной литературы на уроках географии , но этот путь не является абсолютно новым. В использование художественной литературы на уроках географии VIII класса использую подборку стихов по темам «Географическое положение России», «Кавказ», «Урал», «Западная Сибирь» разных поэтов и писателей. По изучению своей местности использую своих поэтов литературного объединения «Стержень».

Подборка стихов о реках России, круговороте воды в природе и др. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах красота природы помогает «разбудить ум и сердце ребёнка», создать радостное, приподнятое настроение, провести урок на высоком эмоциональном уровне. Поэзия воспитывает чувство прекрасного, возвышенного, чувство любви, гордости и патриотизма.

Синтез поэзии и географии позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставить логически мыслить, пробудить желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися.

Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.

На уроках географии и во внеурочное время использую стихи, песни, частушки, загадки, а также на примерах проиллюстрировать привлечение учащихся к сочинению стихотворений о природе, родном крае и т.д.

Поэтические произведения возможно применять на всех дидактических этапах урока. Особенно эффективно использование стихотворений при изучении нового материала. Они служат целевыми установками. Называя содержание темы, «эпиграф» урока нацеливает класс на восприятие и усвоение нового материала.

Например, при изучении географии России особое внимание уделяется первому уроку.

Эпиграфом к этому уроку служат слова В.Г. Белинского: «Любить Родину - значит знать её».

Говоря о громадной территории России, зачитываем стихотворение(автор неизвестен)

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.
Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.
Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.
В земле твоей богатств поток неиссякаемый,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.

Затем перед учащимся ставятся вопросы:

Какова площадь?

Какими океанами омывается Россия?

Определите по карте протяженность России с севера на юг и с запада на восток.

Стихотворения стимулируют познавательный интерес, разряжают напряжённую психологическую обстановку при опросе, переключают и мобилизуют внимание. Введение поэтического материала сопровождается вопросами и заданиями, которые решают развивающие задачи и формируют навыки критического мышления, способствуют осознанию и более глубокому восприятию изученного материала.

Например, формирование представления о природной зоне степи происходит с помощью первого куплета народной песни «Ой, ты степь».

Ой, ты, степь, широкая моя.

Степь, да степь - раздольные края.

Все твои дороженьки–пути

Трудно солнцу за день обойти.

Припев:

Широка ты, степь,

Широка ты, степь,

Широка ты, степь, широка.

Вопросы:

Какой вы представили степь, дайте словесное описание.

Каковы особенности природы, описанные автором в стихотворении?

Особенно важно при изучении географии родного края привлечение местного материала.

Александр Потапенко.

Когда б меня о родине спросили,

Я бы ответил, что душою всей

Люблю свой край таежный,- центр России,

Где скалы раздвигает Енисей,

Где наши ГЭС- им века работы!

Люблю плоты и чаек на волне.

И северные я люблю широты

И юг степной, с орлами в вышине.

Наша Хакасия…. Здесь и Саяны,

А под землей её – запас велик:

Нефть, уголь ,газ и золото. Там есть-

Медь, молибден и мрамор-

Мне всех богатств не перечесть!.........

Ольга Позднякова в своей песне восхваляет малую родину « О тебе,

Хакасия, пою!

На степных дорогах озоруют ветры,

Поднимая к небу вековую пыль.

А в степи Кайбальской с ночи до рассвета

Клонит низко голову седой ковыль.

Припев: О тебе, Хакасия, древняя земля,

Пусть летит во все края песня моя. -2р

Старые курганы, словно великаны,

В полудреме землю эту стерегут.

И шумят лесами синие Саяны_

Песню о Хакасии они поют.

Припев.

Раннею весною зашумишь листвою,

Яблоневым цветом одаришь зарю.

Над рекою вольной, широко, раздольно

О тебе, Хакасия, запою.

Припев.

Много мест прекрасных есть в России нашей:

Города и села, реки и моря….

Только ничего я не видела краше,

Чем моя Хакасия, земля моя!

Припев.

Вопросы:

Чем богаты леса нашей Хакасии?

Какие реки протекают по её территории?

Поэтические образы способствуют формированию предметных умений и навыков, пробуждают фантазию школьников, создают условия, при которых дети стремятся к творчеству, испытывают потребность работать с художественной литературой и узнавать новое. Сами пишут стихи, что способствует привитию любви не только к географии, но и к поэзии, к родному краю.

У Тани Ивановой ученицы 8 класса сложился свой образ России. Вот её стихотворение:

Как Россия необъятна:

Города и тут и там.

Почему – нам не понятно -

Столько много разных стран,

Округов, краёв, республик,

Автономных областей?

Все в состав России входят,

Крепко дружат они с ней.

Люди дружат меж собою,

Приезжают в округ, край.

Ты гордись своей страною,

Знай, люби и почитай!

Благодаря поэтической географии учащиеся смогут познать удивительный мир природы: пройти по горным дорогам, проплыть по бурным рекам, увидеть могучую тайгу и бескрайнюю степь, осознать огромность жизни и радость её, испытать гордость за то, что они являются гражданами России.



Лазаревич К.С. Поэтическая география. Газ. «География» 1997. № 9.

Россеев В.Ф. Стихи на уроках географии. // География в школе. 1996. № 6.

Стихи и песни о Хакасии – сборник « Я пришла ниоткуда», Абакан 2006

Стихи о Хакасии- сборник Чудеса в решете» Красноярск,2004

Удинцева С.П. Воспитание на уроках географии. //География в школе. 2001. №4.

Ульченко Л.С. Поэзия на уроках географии. // География в школе. 1997. №7.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!