Автор: Тяговская Татьяна Павловна.
Учитель географии,
высшая категория.
МОУ СШ №5 г. Саяногорска.
Рабочий адрес: 655600 г. Саяногорск,
м-он Советскийд.11.
Рабочий телефон(39042)68900
Е-mail school_19_029@mail.ru
Поэзия на уроках географии
Географии основы
Заставляют стать поэтом!
Не опишешь тусклым словом
Нашу яркую планету…
И.И. Ландо
Одной из важнейших задач современного школьного географического образования является воспитание патриотизма, любви к России и малой родине.
Я в своей работе ищу различные пути решения этой проблемы. Один из них - использование художественной литературы на уроках географии , но этот путь не является абсолютно новым. В использование художественной литературы на уроках географии VIII класса использую подборку стихов по темам «Географическое положение России», «Кавказ», «Урал», «Западная Сибирь» разных поэтов и писателей. По изучению своей местности использую своих поэтов литературного объединения «Стержень».
Подборка стихов о реках России, круговороте воды в природе и др. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах красота природы помогает «разбудить ум и сердце ребёнка», создать радостное, приподнятое настроение, провести урок на высоком эмоциональном уровне. Поэзия воспитывает чувство прекрасного, возвышенного, чувство любви, гордости и патриотизма.
Синтез поэзии и географии позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставить логически мыслить, пробудить желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися.
Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.
На уроках географии и во внеурочное время использую стихи, песни, частушки, загадки, а также на примерах проиллюстрировать привлечение учащихся к сочинению стихотворений о природе, родном крае и т.д.
Поэтические произведения возможно применять на всех дидактических этапах урока. Особенно эффективно использование стихотворений при изучении нового материала. Они служат целевыми установками. Называя содержание темы, «эпиграф» урока нацеливает класс на восприятие и усвоение нового материала.
Например, при изучении географии России особое внимание уделяется первому уроку.
Эпиграфом к этому уроку служат слова В.Г. Белинского: «Любить Родину - значит знать её».
Говоря о громадной территории России, зачитываем стихотворение(автор неизвестен)
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.
Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.
Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.
В земле твоей богатств поток неиссякаемый,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.
Затем перед учащимся ставятся вопросы:
Какова площадь?
Какими океанами омывается Россия?
Определите по карте протяженность России с севера на юг и с запада на восток.
Стихотворения стимулируют познавательный интерес, разряжают напряжённую психологическую обстановку при опросе, переключают и мобилизуют внимание. Введение поэтического материала сопровождается вопросами и заданиями, которые решают развивающие задачи и формируют навыки критического мышления, способствуют осознанию и более глубокому восприятию изученного материала.
Например, формирование представления о природной зоне степи происходит с помощью первого куплета народной песни «Ой, ты степь».
Ой, ты, степь, широкая моя.
Степь, да степь - раздольные края.
Все твои дороженьки–пути
Трудно солнцу за день обойти.
Припев:
Широка ты, степь,
Широка ты, степь,
Широка ты, степь, широка.
Вопросы:
Какой вы представили степь, дайте словесное описание.
Каковы особенности природы, описанные автором в стихотворении?
Особенно важно при изучении географии родного края привлечение местного материала.
Александр Потапенко.
Когда б меня о родине спросили,
Я бы ответил, что душою всей
Люблю свой край таежный,- центр России,
Где скалы раздвигает Енисей,
Где наши ГЭС- им века работы!
Люблю плоты и чаек на волне.
И северные я люблю широты
И юг степной, с орлами в вышине.
Наша Хакасия…. Здесь и Саяны,
А под землей её – запас велик:
Нефть, уголь ,газ и золото. Там есть-
Медь, молибден и мрамор-
Мне всех богатств не перечесть!.........
Ольга Позднякова в своей песне восхваляет малую родину « О тебе,
Хакасия, пою!
На степных дорогах озоруют ветры,
Поднимая к небу вековую пыль.
А в степи Кайбальской с ночи до рассвета
Клонит низко голову седой ковыль.
Припев: О тебе, Хакасия, древняя земля,
Пусть летит во все края песня моя. -2р
Старые курганы, словно великаны,
В полудреме землю эту стерегут.
И шумят лесами синие Саяны_
Песню о Хакасии они поют.
Припев.
Раннею весною зашумишь листвою,
Яблоневым цветом одаришь зарю.
Над рекою вольной, широко, раздольно
О тебе, Хакасия, запою.
Припев.
Много мест прекрасных есть в России нашей:
Города и села, реки и моря….
Только ничего я не видела краше,
Чем моя Хакасия, земля моя!
Припев.
Вопросы:
Чем богаты леса нашей Хакасии?
Какие реки протекают по её территории?
Поэтические образы способствуют формированию предметных умений и навыков, пробуждают фантазию школьников, создают условия, при которых дети стремятся к творчеству, испытывают потребность работать с художественной литературой и узнавать новое. Сами пишут стихи, что способствует привитию любви не только к географии, но и к поэзии, к родному краю.
У Тани Ивановой ученицы 8 класса сложился свой образ России. Вот её стихотворение:
Как Россия необъятна:
Города и тут и там.
Почему – нам не понятно -
Столько много разных стран,
Округов, краёв, республик,
Автономных областей?
Все в состав России входят,
Крепко дружат они с ней.
Люди дружат меж собою,
Приезжают в округ, край.
Ты гордись своей страною,
Знай, люби и почитай!
Благодаря поэтической географии учащиеся смогут познать удивительный мир природы: пройти по горным дорогам, проплыть по бурным рекам, увидеть могучую тайгу и бескрайнюю степь, осознать огромность жизни и радость её, испытать гордость за то, что они являются гражданами России.
Лазаревич К.С. Поэтическая география. Газ. «География» 1997. № 9.
Россеев В.Ф. Стихи на уроках географии. // География в школе. 1996. № 6.
Стихи и песни о Хакасии – сборник « Я пришла ниоткуда», Абакан 2006
Стихи о Хакасии- сборник Чудеса в решете» Красноярск,2004
Удинцева С.П. Воспитание на уроках географии. //География в школе. 2001. №4.
Ульченко Л.С. Поэзия на уроках географии. // География в школе. 1997. №7.