СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэтический идеостиль Н.М. Рубцова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены поэтические традиции русской литературы в творчестве Рубцова Н.М., раскрыты ее новаторство, влияние на литературно-художественный процесс второй половины ХХ века.

Просмотр содержимого документа
«Поэтический идеостиль Н.М. Рубцова»



Поэтический идеостиль Н.М. Рубцова


Инёшина Людмила Геннадиевна,

преподаватель русского языка и литературы,к.п.н.;

ГАП ОУ «Якутский автодорожный техникум»,

г. Якутск, Республика Саха (Якутия)




Поэтический мир Н.М. Рубцова одновременно и узнаваем, и многообразен в своих проявлениях. Его слово не изображает мир, а живёт им, преодолевая границу между миром и человеческой душой. Многие вопросы стиля Рубцова остаются малоисследованными.

Актуальным является обращение к языку и стилю поэзии Н.М. Рубцова, так как по-прежнему малоизученными остаются многие лингвистические аспекты творчества автора, хотя Н.М. Рубцов – один из выдающихся русских поэтов XX века, признанный такими критиками или литературоведами, как В.Н. Бараков, В.С. Белков, Л.Н. Вересов, В. Дементьев, В.В. Кожинов, Н.М. Коняев, С.Ю. Куняев, И.О. Шайтанов и др.

Цель работы– выявить, проанализировать и актуализировать эстетико-нравственное, духовное своеобразие поэзии Н.М. Рубцова, раскрыв и обосновав её особую ценность.

Основные задачи работы:

  1. Проанализировать духовные истоки, эстетический пафос, нравственныеидеалы, поэтику, стиль поэзии Н.М. Рубцова;

  2. Осуществить системный, сравнительный анализ научных и критических исследований, публикаций о творчестве поэта;

  3. Раскрыть звучание поэзии Н.М. Рубцова в социокультурной ситуации нашего времени.

Методы исследования:

  • целостный эстетико-функциональный анализ художественного творчества Н.Рубцова, критических публикаций, документов его биографии, различных исследований, воспоминаний, посвящённых поэту;

  • анализ, синтез и систематизация литературоведческих исследований, научной литературы по идеостилю его художественного творчества;

  • лабораторный эксперимент с использованием отдельных социологических методик: анкетирование, интервьюирование, непосредственное общение с читателями.

Объект – поэзия Н.М.Рубцова как уникальное явление русской художественной культуры второй половины ХХ века и как источник целостного эстетического и нравственного развития современного читателя.

Предмет исследования – стихи Н.М.Рубцова как источник духовности инравственности личности и общества.

Работа базируется на концепции эстетической ценности поэзии Н.М.Рубцова как источника формирования духовного здоровья, нравственных созидательных идеалов.

Гипотезой исследования является утверждение о том, что проанализировав основные особенности концептуальной и языковой картины мира Н.М.Рубцова его идеостиля, можно прийти к выводу, что его поэзия является уникальной и самобытной, а не основанной на подражании.

Методологические источники – современные исследования в области литературоведения, эстетики, критики, психологии, социологии.

Научная новизна и теоретическая значимость заключаются в эстетико-функциональном подходе к исследованию творчества Н.М.Рубцова, что позволяет определить уровень художественного мастерства и место его поэзии в современной художественной культуре.

В работе аргументированно представлены поэтические традиции русской литературы в творчестве Н.М. Рубцова, раскрыты её новаторство, влияние на литературно-художественный процесс второй половины ХХ века, объективные предпосылки возрастания её эстетического и духовного авторитета в наше время.

Практическая значимость работы в том, что основные положения работы перспективны для дальнейшего изучения творчества Н.М. Рубцова как в контексте русской литературы ХХ века в целом, так и современной художественной культуры, в определении актуальных теоретических проблем литературоведения, общего и гуманитарного образования. Материал, результаты исследования могут быть использованы учителями средней школы, преподавателями высших учебных заведений, социальными педагогами, студентами при подготовке лекционных, практических и внеаудиторных занятий, докладов, научных публикаций и квалификационных работ, педагогами-методистами при разработке авторских программ по литературе в школе, библиотекарями в их индивидуальной и групповой работе с читателями.


ГЛАВА 1

1.1 Понятие термина «идиостиль»

Термин «идиостиль» мы можем часто встретить в научных трудах по стилистике речи и стилистике художественного текста. Идиостиль – это явление, характеризующее индивидуальный стиль творчества какого-либо писателя. Кроме того, это может быть характерная манера изложения текста в творчестве поэта или публициста. Впервые идиостиль, стили языка и стили речи стали изучаться в работах известного отечественного лингвиста В.В.Виноградова.

Идиостиль – это лингвистический термин, представляющий собой сокращение от словосочетания «индивидуальный стиль», обозначающего комплекс содержательных языковых характеристик, которые являются знаковыми для стиля какого-либо автора. Обычно термин «идиостиль» используется при анализе художественной литературы и обозначает уникальный стиль автора, работы которого резко отличаются от общей массы других произведений как по стилю повествования, так и по лексическому составу. Проявление идиостиля в книге – это, прежде всего, показатель ее уникальности с точки зрения литературного явления. Именно поэтому анализ идиостиля писателя проводится в рамках дисциплины «стилистика художественного текста».

С конца 90-х годов прошлого века термин активно используется в передовых исследованиях в области лингвостилистики, лингвобиологии, а также в области лингвокультурного анализа, а в начале 2000-х годов прочно входит в отечественную лингвистику как одно из основополагающих явлений языкознания.

Особенности идиостиля русских писателей XX века проявляются прежде всего в наличии комплекса признаков, подтверждающих уникальность и неповторимость их текстов.

Таким образом, идиостиль писателя – это понятие, которое, как критерий художественного текста, является проявлением генетического лингвистического мышления.

1.2 Биография Николая Рубцова

В данной работе представлена биография и творчество Николая Рубцова – талантливого советского поэта, чья жизнь оборвалась трагически. Наследие Рубцова – это поэзия, прежде всего, о родной земле. Его лирический герой – это человек, очень любящий свою страну и глубоко переживающий вместе с ней все потрясения. Сейчас его поэзию перевели на множество языков, стихи изучаются специалистами, издаются.

Появился на свет будущий поэт в 1936 году, третьего января, на самом Севере Советской России, в селе Емецке. Спустя год, в 1937, семья Рубцовых переехала в городок Няндому южнее Архангельска. Там отец Николая Михаил Андрианович руководил потребительским кооперативом. В 1941 году семья Рубцовых переехала в Вологду. В семье было шесть детей, но в годы войны две сестры и мама Николая Александра Михайловна умерли. Отец ушёл на фронт, оставшиеся дети попали в детский дом. Спустя годы станет ясно, что из-за неразберихи с документами он, вернувшись с фронта, не смог найти своих детей. Тогда же отца посчитали пропавшим без вести или убитым, а дети до четырнадцати лет жили в селе Никольском в детском доме. Встретится Николай Рубцов с отцом только в пятидесятых годах. Окончив семилетнее обучение, Рубцов сменил несколько техникумов, но ни одного не закончил. Служил четыре года на Северном флоте.

Первое стихотворение, как следует из автобиографии поэта, было написано Рубцовым ещё в детском доме. По характеру он был мягок и лиричен, отношения со сверстниками не всегда складывались. Может, именно потому и нашли мысли маленького Николая своё выражения в поэтической форме. После возвращения с флота Николай уезжает в Ленинград и работает на Кировском заводе. Тогда же он начинается активно участвовать в литературной жизни "Северной столицы". В 1962 году, летом, на машинке была напечатана и размножена первая книга поэта. Называлась она "Волны и скалы". Большую помощь оказал друг Николая – ленинградский поэт и литератор Борис Тайгин. В том же 1962 году Рубцов заканчивает экстерном среднюю школу и поступает в Литературный институт им. Горького, который находится в Москве. Учится он заочно, а живёт в Вологде.

В журнале "Октябрь" в 1964 году появляется подборка стихотворений молодого поэта Николая Рубцова. Спустя несколько лет, в 1967 году, выходит первый сборник, напечатанный в Москве, – "Звезда полей". Именно с этого момента можно сказать, что литературная общественность Советского Союза узнала новое имя: Николай Рубцов.

Личная биография и творчество очень тесно переплетались в стихотворениях молодого лирика. Любовь к России по силе, была сопоставима с любовью к матери. Особенно он выделялся на фоне поэтов, гремевших тогда с эстрады: Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной.

При жизни у поэта было опубликовано четыре сборника стихотворений: два в Архангельске и два в Москве. Помимо сборника "Звезда полей" были выпущены "Лирика", "Душа хранит" и "Сосен шум". В 1967 году Николай Рубцов окончательно уезжает в Вологду и поселяется там, лишь изредка наведываясь в Москву или Ленинград. Помимо того, что в 1962 году Рубцов поступает в Литературный институт, он ещё и знакомится с Генриеттой Меньшиковой. Свадьбу сыграли спустя год, в 1963 году, но в ЗАГСе не регистрировались. Весной появилась дочка, которую назвали Леной. Жена с дочерью оставались в селе Никольском, Рубцов же продолжал обучение в Москве. В том же году произошло ещё одно событие: Николай познакомился с молодой поэтессой Людмилой Дербиной, но тогда это знакомство ни к чему не привело. Лишь спустя несколько лет, когда в 1967 году, Людмиле попадает в руки сборник стихотворений Рубцова, она влюбляется - сначала в его поэзию, а потом и в него самого. Людмила уже была один раз замужем и имела от неудачного брака дочку Ингу. Несмотря на это, Николай Рубцов увез их в Вологду, где в 1971 году они планировали пожениться (на этот раз Рубцов настаивал на официальном браке и регистрации в ЗАГСе). Отношения пары были сложными: Николай пил, иногда неделями. Запои сменялись периодами абсолютного равнодушия к алкоголю. Они то ссорились и расходились, то мирились. На 19 февраля была назначена регистрация в ЗАГСе, чтобы узаконить отношения.

Есть у Рубцова такие слова: "...я умру в Крещенские морозы...". Так вот, они оказались не просто строками стихотворения, но страшным пророчеством. Ровно за месяц до назначенной регистрации в ЗАГСе, по общеизвестной версии, Николай был убит (умышленно или случайно, до сих пор непонятно) у себя на квартире своей невестой Людмилой Дербиной. Причиной смерти стало удушение. Людмила сама вызвала милицию. По словам женщины, во время ссоры у Рубцова случился инфаркт и он упал в кучу белья, где и задохнулся. Правда это или нет, уже никто никогда не выяснит, но свою вину Людмила не признала. Её осудили на восемь лет, выпустив по амнистии через шесть. Похоронен поэт Николай Рубцов на Пошехонском кладбище в Вологде, собственно, как он и завещал когда-то друзьям. Именно так прервался жизненный путь Николая Рубцова. Но осталась память и наследие в виде поэзии.


ГЛАВА 2. ТРАГИЧЕСКИЙ ПУТЬ ЗВЕЗДЫ Н.М. РУБЦОВА


2.1.Основные мотивы творчества, лирика Рубцова, его идеостиль


Жизнь Рубцова в литературе продолжалась очень недолго, всего 5-6 лет. За это время он успел выпустить только четыре небольших сборника стихотворений. Критика отмечала его талант, подлинный, органичный, а многие считали его одним из лучших, если не лучшим лириком 60-х годов. иколай Рубцов писал о своем творчестве: “Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность, жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений…” Первым сборником Николая Рубцова была самодельная книга “Волны и скалы” (1953-1962), представленная автором на конкурс при поступлении в Литературный институт. Стихотворения, помещенные в сборнике, порой наивны, но всегда искренни и достоверны, максимально биографичны. В это время Рубцов только ищет свой стиль.

В последующих книгах поэтические образы станут более органичными и традиционными. Рубцов становится более требовательным к своим произведениям. С особой тщательностью подходит он к выбору стихотворений для сборника “Звезда полей” (1967). Далее появился сборник “Душа хранит” (1969) – это книга о состоянии души лирического героя, молодости, любви. В 1970 году выходит книга стихов “Сосен шум”. Последний, подготовленный Рубцовым поэтический сборник “Зеленые цветы” был издан уже после гибели поэта в 1971 году.

Стихотворения Рубцова необычны. С одной стороны простые, лишенные замысловатых образов, а с другой – необычайно сложные, исполненные глубокого смысла. Событие или явление становится предметом поэзии у Рубцова лишь когда выявляется его вневременная суть.

В лирике Николая Рубцова творчество и биография не только его как личности, но и биография всего многострадального народа России, сплетается в одно целое, создавая целый набор интересных образов, метафор. Например, свои впечатления от посещения Алтая он изложил в стихотворении, которое заканчивается такими строфами: "Молчат цветы, безмолвствуют могилы, и только слышно, как шумит Катунь...". Также есть у него стихотворение, которое называется "Весна на берегу Бии", тоже посвященное Алтаю. Вообще, биография и творчество Николая Рубцова насыщены местами и событиями. В основе поэтического стиля Рубцова лежит песня – именно русские песенные традиции. Недаром все же на его стихи поют песни и Градский, и Зыков, и многие другие наши певцы. Среди образов преобладают, конечно, символы религиозные. Сам Рубцов был человек набожный, и дома у него всегда висели иконы. Образ России у поэта – это всегда идеал. Идеал святости, целостности, вечности. Также один из самых частых образов – это природные явления или пейзажи. С помощью природы поэт, как исконно ведется в русской поэзии, показывает внутренний мир лирического героя. в поэзии Н. Рубцова почти отсутствует цвет. Это согласуется с тем, что в стихах поэта почти нет пейзажа. В поэзии Рубцова крайне мало слов, обозначающих цвет. В большинстве его известных стихотворений вообще нет каких-либо «красок».

Отсутствие красок неслучайно. Цвет не играет сколько-нибудь существенной роли в поэзии Рубцова, в этом состоит одно из главных отличий от поэзии Есенина, переполненной цветом. Отсутствие цвета возмещается пронизывающей рубцовскую поэзию стихией света.

Его северные пейзажи характерны этим неуловимым скольжениям солнечных лучей откуда-то с края земли, какими мы наслаждаемся в теплые вечера короткого северного лета. В таких предвечерних лучах все кажется таинственным, все приобретает двойственный – реальный и призрачный – вид.

Слава тебе, поднебесный,

Радостный, краткий покой!

Рубцов шел на поразительное обновление языка, чтобы передать свое переживание природы:

Когда заря смеркается и брезжит…

Стихотворения на тему России у Рубцова иногда целиком и полностью состоят из переплетающихся между собой образов природного мира. Отношение "не к физическому" – к душе – у поэта, опять же, очень религиозное. В душе Рубцов видит часть человека, которая способна устанавливать связь с Богом. Лирический герой Рубцова доверяет душе и готов следовать за ней безотлагательно. Есть у поэта такие строчки: "Но я пойду! Я знаю наперед, что счастлив тот, хоть с ног его сбивает, кто все пройдет, когда душа ведет, и выше счастья в жизни не бывает!" Рубцов – оригинальный поэт, и суть его оригинальности в том, что традиционные мотивы русского народа и его земли он воспел новым языком. Пожалуй, среди поэтов той эпохи можно выделить ещё только одного, кто обладал подобным даром, да и то – он появится значительно позже Рубцова. Много строк из наследия поэта стали крылатыми фразами, вошли в обиход, стали использоваться повсеместно. Это неудивительно – в стихах Рубцова живёт, дышит, рождается и умирает весь русский народ, и люди это не могут не чувствовать.

После своего трагического ухода Николай Рубцов оставил очень много рукописей, которые были внимательно собраны, просмотрены, а потом многие – опубликованы. Если считать вместе с теми стихотворными сборниками, что были выпущены еще при жизни поэта, то на сегодняшний день мы получаем вот такой список: 1977 – «Стихотворения. 1953—1971». 1971 – «Зеленые цветы». 1973 – «Последний пароход». 1974 – «Избранная лирика». 1975 – «Подорожники». 1977 – «Стихотворения».

2.2 Трагический путь звезды Николая Рубцова

Лирика Николая Рубцова почти вся создана в «застойное» время, а значит, она не чужда той философской «публицистике», которую читали тогда «между строк». Но в рубцовском стиле, конечно же, есть и особая публицистичность, которую еще Белинский считал исконно русской традицией, специфической чертой нашей культуры, с незапамятных времен ставившей общественное служение выше личного, индивидуального. Эта традиция не ведет к уничтожению индивидуальности, к полному растворению субъективного, личного в социуме. Поэты прекрасно знают об истинной, духовной свободе человека. Николай Рубцов стал тем поэтом, который вернул русскую поэзию на ее извечный путь. Именно Николай Рубцов дал всем понять, что любовь жива, жизнь не пуста, что «настоящее, истинное торжество поэзии в России - это достичь светлых вершин Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета...».

В этом главное чудо и значение Рубцова - он вернул русскую поэзию к самой себе, именно к русской и именно к поэзии. Поэзию Рубцова можно назвать «тихой лирикой». Да, она не кричала, но, как цветок, пробилась сквозь асфальт и заговорила своим поэтическим голосом, находя отклик в душе каждого. Каждый поэт обладает своим мировидением и мироощущением и соответственно этому создаёт свою картину мира, которая очень ярко проявляется в языке художественного произведения. Особенности авторского идиостиля отражаются в использовании индивидуальных слов-ассоциатов, образующих ассоциативное пространство.

Поэтический мир Рубцова, и в особенности его пейзаж, несет на себе отпечаток элегической традиции. Вообще в жанровом плане Рубцов по преимуществу элегический поэт. Рубцов сохраняет традиционные атрибуты элегии, правда, порой с неожиданно свежим эпитетом, как бы сбивающим уже привычную позолоту с образа. Но главный эстетический эффект у Рубцова образуется нагнетением подробностей и деталей элегического пейзажа, их сгущенностью в одном колорите. Показательно стихотворение "Звезда полей" (1964), опирающееся на мотивы старинных песен и романсов ("Звезда полей над отчим домом и матери моей печальная рука...", "Гори, гори, моя звезда..."):

Звезда полей во мгле заледенелой

Остановившись смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

сон окутал Родину мою. (...)

Но только здесь во мгле заледенелой

Она восходит ярче и полней.

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей.

В этом стихотворении создан предельно обобщенный пейзаж. Вся Родина представлена спящей в глубокой тишине. Ее освещает только одна звезда полей. С одной стороны, образ заледенелой мглы, а с другой – радость одинокого человека, которому становится тепло и ласково на душе оттого, что звезда полей горит над его головой: "И счастлив я, пока на свете белом / Горит, горит звезда моих полей". Так возникает предельно хрупкое, но все же единство между лирическим героем и всем миром вокруг него.

Самый ранний период его поэтического идеостиля – "тихая поэзия" и "деревенская проза", с их первым чувством смирения, отрешения от "я", приниканием к вековому укладу. Но эта религиозность еще наивного, ветхого, почти языческого образца, с культом земли, природы, национальных корней, если с православием – то скорее как обрядоверием, народно-бытовой традицией".

Вместе с тем в герое Рубцова конкретно-историческое одновременно есть ипостась национального и родового (всечеловеческого, вневременного). Он далек от злобы дня. Он мыслит свою судьбу в свете Вечности. И его элегический тон, и мотивы увядания, разрушения, ухода - все это носит вполне обобщенный характер (воплощено посредством архетипических образов). Но сама актуализация элегического чувства (вопиюще, эпатирующе противоположного парадному оптимизму соцреализма), само открытие сути лирического конфликта, порождающего элегический пафос (конфликт между миром, где разрушены духовные устои, и человеческой душой, жаждущей святости и умиротворения) – все это было порождено временем.

Н.М. Рубцов с помощью разных лексических единиц создаёт свой неповторимый образ Родины. Большую роль при этом играют слова, относящиеся к периферии лексико-семантического поля (далее – ЛСП) «родина». Это лексемы с семантикой «природа», «свет», «грусть», «покой», «сон», «любовь» и другие. Среди элементов периферии ЛСП «родина» в лирике Н.М. Рубцова на первом месте и по важности, и по частотности употребления стоят слова-ассоциаты ЛСП «природа».

Если речь идет о поэте Божией милостью, – а Рубцов именно такой поэт, – то большинство определений, характеристик в общем-то не очень существенны. Ибо когда мы имеем дело с совершенством художественным, да и не только художественным, а с чем-то идеальным, то к нему нечего добавить, не о чем говорить: все получило волшебную завершенность. Кто умеет слышать, умеет видеть – все почувствует сам, если он соприкоснется с искусством совершенно исключительным, редкой силы, подлинности, чистоты. И при всей тонкости стихов, при всем музыкальном их изяществе всегда есть ощущение душевной и духовной мощи. Здесь заключено и особое видение мира, истории. И это не просто приношение на алтарь любви к Отечеству, не просто рифмованное и ритмическое объяснение в любви к родному пространству, вологодским далям, к холмам, рекам, полям, лесам, облакам, к удивительным лицам живущих здесь людей, и старых, и совсем-совсем юных. В высших созданиях Рубцова эти начала обретают огромность, причем тихую, чарующую огромность. За простотой, за чем-то пустяшным светится небывалость. Как в стихотворении «В горнице».

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды…

Или в исключительной лирической вещи, посвященной другу поэта, недавно ушедшему гениальному художнику, вологжанину Василию Белову, – «Тихая моя родина…».

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

–Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу. —

Тихо ответили жители:

–Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Это уже нечто молитвенное – «Свете тихий»… Можно, конечно, указать на чудную простоту и гармонию стихотворения, но суть в ином. Вот при такой тихости, таком спокойствии, при ритмических повторениях рождается чувство, что вот сейчас сюда ворвется нечто небывалое и огромное. То множество смыслов, которые в слове и за словом, как в колыбельном напеве. В стихах раскрывается то, что русский мыслитель назвал «внутренней формой слова», что несет слово сквозь века.

Поэзию Рубцова питает и держит острое национальное чувство, без гордыни, восторженности, а тем более без плакатной демонстративности. Это присуще всем значительным русским поэтам давнего и недавнего прошлого. Полюсы этого присутствия России имеют совершенно различные воплощения. Это и край, где родился, вырастал и жил поэт («За Вологду, землю родную, Я снова стакан подниму!»). Деревня – родина души, более того, души России. Потому при обращении поэта к этим началам всегда ощущается необыкновенный музыкальный подъем, мужественная оглядка на прошлое. Нет часто встречаемой в подобных случаях сентиментальности и воспоминальных туманов. Есть твердая сила.

В этой деревне огни не погашены.

Ты мне тоску не пророчь!

Светлыми звездами нежно украшена

Тихая зимняя ночь.

Скромная девушка мне улыбается,

Сам я улыбчив и рад!

Трудное, трудное – все забывается,

Светлые звезды горят!

(«Зимняя песня»)

Новаторство Николая Рубцова проявилось в отношении к традиции, восстановлении ее и несовпадении с нею. Этическая и эстетическая насыщенность, совершенно сознательно создаваемая поэтом, трагедийность вызывают неповторимый художественный эффект. Можно сказать, что Николай Рубцов пришел к сердцу читателя не броскостью внешней стороны стиха, он знал, чем живет это сердце, в чем его боль...

Но не в уходе, не в прощании, не в оплакивании прошлого истинность рубцовской поэзии, а в восстановлении и утверждении народных идеалов. «Цель художества есть идеал», – писал А. С. Пушкин. Духовная высота Николая Рубцова – человеческая душа, не замутненная «философией» практицизма. В этом нравственный центр его поэзии, говорящей о самоценности жизни, о значении в ней духовного начала.

Лирический сюжет в стихах Николая Рубцова несет определенные смысловые нагрузки, характерные как для всего русского поэтического мироощущения XX века, так и для народного сознания в 60 – 80-е годы. В нем выражена одна из главных примет художественного мышления поэта – его отстраненность. Это не только поэтическая форма, а само содержание русской жизни второй половины столетия. Огромные массы народа хлынули из деревни в город, менялся уклад, менялось сознание. В неустойчивости жизни появилась отстраненность, в которой сосуществовали одновременно и уход, и возвращение:

Но моя родимая землица

Надо мной удерживает власть,

Память возвращается, как птица,

В то гнездо, в котором родилась.

(«Ось»)

Отсюда и небольшой набор лирических тем у Николая Рубцова. Легко понять, почему так ясно и определенно он высказывался об их выборе:

О чем писать?

На то не наша воля!

Стихотворение, озаглавленное «Левитану» (по мотивам картины «Вечерний звон») демонстрирует также и глубокую звукопись, подчеркивающую словесные связи. Чувство слова, связанное с формированием олицетворением, проявляется и на «грамматическом» уровне:

И начал книги из дверей

Швырять в сугробы декабрю (1960);

Память отбивается от рук,

Молодость уходит из-под ног... (1961).

Эти приемы используются в стихотворениях, где их стилистическая обусловленность специально подчеркнута в заглавии («Сказка-сказочка», «Элегия») и связана с ироническим содержанием текста. Такое отношение к ряду филологических приемов может свидетельствовать о вторичности их для идиостиля и в то же время об их достаточной распространенности (формульности) в стилевом арсенале ПЯ современного периода.

Итак, в поэзии Рубцова олицетворению отводится существенное место и, прежде всего, в пейзажных зарисовках. Повышение меры духовности живых существ или очеловечивание внешнего облика природных объектов нехарактерно для данного идиостиля. Поэтому прием олицетворяющей детали встречается эпизодически в стилизованных контекстах (Ах, это злая старуха осень, Лицо нахмуря, Ко мне стучится... – «Вольный перевод стихотворения Поля Вердена» – 1963).

Наиболее показательным типологическим признаком пейзажного олицетворения в идиостиле Рубцова оказывается неразвернутость олицетворяющих признаков, определяющих какое-либо одно свойство природного объекта без тематической связи с другими характеристиками (в тексте нет ассоциативно-тематической поддержки олицетворяющей детали), что органически связано со слабой позицией олицетворения, позволяющей интерпретировать ряд образных характеристик и через антропоморфную метафору общепоэтического (формульного) типа. Возможность восприятия одного и того же контекста, связанного с описанием пейзажа, в метафорическом или олицетворяющем ключе создает особый тип пейзажного олицетворения, характерный еще для Есенина. Рубцов не успел раскрыться в полную силу своего поэтического дара, кое-что в его творчестве может показаться спорным и объективно неверным. Но он был большим русским поэтом. Проникнуть в такой трепетно живой поэтический мир, как рубцовский, особенно нелегко, хотя вся истинная поэзия трудно поддается объяснениям. Это давно известно критике и эстетике. Утверждая, что «индивидуальность есть нечто первоначальное и неизложимое и никакие определенные особенности, ни отдельно взятые, ни в соединении, не могут ее составить и выразить».


3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Чудо поэзии Николая Рубцова прочно заняло своё место в русской литературе, и ценность его с течением времени, несомненно, будет возрастать. Сегодня без творческих достижений Рубцова невозможно представить развитие русской поэзии в 60-70-е годы. И с годами значение созданного поэтом, остаётся всё полнее. Большой талант всегда несёт новый взгляд на привычные явления, влияет на культуру, на культуру слова.

Поэзия Николая Рубцова, к пониманию истинного смысла и народности которой мы, может быть, только теперь приближается, даёт исток для новых творческих поисков.

Творчество Рубцова, ставшее значительным явлением в нашей литературе, будет способно подарить радость открытия и этнического наслаждения не только современному, но и грядущему читателю. Поэтический идеостиль Николая Рубцова освещен проникновенной, нежной и грустной любовью к родному Северу, к матери – России. Эта любовь многообразно воплотилась в его элегических раздумьях, в его талантливых стихах. Проходят годы, и действительно всё выше над горизонтом стала подыматься скромная звезда Николая Рубцова, его прекрасная звезда полей…


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кожинов В. Николай Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта. – Москва, 1976.

  2. Оботутов В. Искреннее слово. – Москва, 1987.

  3. Белков В. С. Жизнь Рубцова. – Вологда, 1993.

  4. Багров С. П. За Вологдой во мгле. – Вологда, 2003.

  5. Воспоминания о Николае Рубцове.КиФ «Вестник». – Вологда, 1994.

  6. Кириенко-Малюгин Ю.И. Николай Рубцов: «И пусть стихов серебряные струны...». — Москва,2002.

  7. nyandoma-lib.ru/rubcov1.htm

  8. ru.wikipedia.org/wiki/Рубцов_Николай_Михайлович

  9. rubtsov.id.ru/knigi/kojinov1.htm

  10. www.booksite.ru/rubtsov/kult2.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!