СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ по русскому языку".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанные карточки предназначены для планомерной подготовки учащихся к ОГЭ, начиная с 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«"Поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ по русскому языку".»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №12"









Авторская методическая разработка

"ПОЭТАПНАЯ подготовка обучающихся

к ОГЭ по русскому языку".









учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Нуриахметовой Рузили Мунавировны













г. Березники - 2023г.




Поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ по русскому языку.

5 - 6 классы.


Карточка №1.

1. В те дни, когда шёл дождь и мне приходилось сидеть в пещере, я

делал другую необходимую работу, стараясь между дело

развлекаться разговорами со своим попугаем.


1)

Выписать слова, написание приставок в которых зависит от последующей согласной.

2)

Определите количество грамматических основ в предложении.

3)

В каждом ли предложении в составе сложного есть подлежащее и

сказуемое?

2. Три дня я рубил это дерево и два дня обрубал с него ветви, чтобы

получить бревно.


1)

Определите количество грамматических основ в данном предложении.

2)

Выберите варианты правильных ответов:

а) Предложение сложносочинённое.

б) Предложение сложноподчинённое.

3)

В каждом ли предложении в составе сложного есть подлежащее и

сказуемое?

3. Бесспорно, этот берег был гораздо привлекательнее моего, и тем не

менее я не имел ни малейшего желания переселяться.


1)

Верно ли утверждение, что написание приставки в слове "бесспорно"

зависит от последующей звонкой согласной?

2)

Определите количество грамматических основ в предложении.

3)

Выберите варианты правильных ответов:

а) Предложение сложносочинённое.

б) Предложение сложноподчинённое.

4. 1) Уже смеркалось, когда мы приехали домой. 2) В окна,

обращённые в лес, ударяла почти полная луна.


1)

Назовите номер предложения, в составе которого две грамматические

основы.

2)

Во всех ли грамматических основах есть подлежащее и сказуемое?

3)

В котором предложении используется олицетворение.

5. Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные

серебром звёзды и лапчатые листья светило солнце.

1)

Выпишите грамматическую основу.

2)

Какие средства выразительности используются в предложении?

3)

Выписать слово, написание приставки в котором зависит от последующей согласной.

Поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ по русскому языку.

5 - 6- 7 классы.


Карточка №2.


6. 1) Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол

щёки.

2) В саду стояли покрытые инеем розовые деревья.


1)

Чем отличаются предложения друг от друга?

2)

В котором предложении используется олицетворение?

3)

Выделите грамматическую основу в предложении №1.

7. От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветви её оттаяли,

поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей.


1)

Верно ли утверждение, что в этом предложении три грамматические

основы?

2)


Выписать слово, написание приставки в котором зависит от последующей согласной.

3)

Выделите основу в первом предложении.

8. Бревенчатые стены дворов, потемневшие соломенные крыши,

голые деревья, большой деревянный некрашеный дом - всё это

было серое, чёрное, чёткое.


1)

Сколько грамматических основ в данном предложении?

2)

Чем осложнено предложение?

3)

Верно ли утверждение, что в слове "большой" после шипящей в суффиксе прилагательного под ударением пишется О?

9. 1) Чудесен шум ночного дождя. 2) К утру дождь прошёл, но небо

ещё было в тяжёлых сырых тучах, летевших с юга на север.


1)

Чем отличается предложение №2 от предложения №1?

2)

Верно ли утверждение, что в слове "тяжёлых" в корне слова после

шипящей под ударением пишется гласная Ё?

3)

Какие средства выразительности используются в данных предложениях?

10. С юга между разорванных туч появился и со страшной быстротой

летел на усадьбу ослепительный лазурный клочок неба.


1)

Выпишите эпитеты из данного предложения.

2)

Верно ли утверждение, что в слове "клочок" после шипящей в суффиксе имени существительного под ударением пишется О?

3)

Выделите грамматическую основу в этом предложении.


Поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ по русскому языку.

5 - 6 - 7 классы.


Карточка №3.


11. Ломая лёд, река выходила из берегов, крутила льдины, выдранные

с корнем кусты, шла высоко через плотину и падала в омуты.


1)

Сколько грамматических основ в предложении?

2)

Чем осложнено данное предложение?

3)

Глагол "выходила" имеет прямое или переносное значение?

12. В столовой на снежной свежей скатерти стоял большой букет, вся

комната была наполнена их запахом.


1)

Определите тип сложного предложения.

2)

Подберите антоним к слову "свежей" скатерти.

3)

Выделите в предложении грамматические основы.

13. Лицо отца было бледно, глаза горели гневом.


1)

Определите тип сложного предложения.

2)

Какое средство выразительности дано в данном предложении?

3)

Выделите в предложении грамматические основы.

14. В окно заглядывало грустное осеннее солнце.


1)

Выделите грамматическую основу в этом предложении.

2)

Какое средство выразительности дано в данном предложении?

3)

Выпишите слова на орфограмму "непроизносимая согласная в корне слова". Подберите проверочные слова.

15. В тёмной аллейке сада я нечаянно наткнулся на отца.


1)

Выделите грамматическую основу в этом предложении.

2)

Подберите синоним к слову "нечаянно".

3)

Замените словосочетание "в аллее сада" (управление) синонимичным словосочетанием со связью согласование.











Раздел "Орфография".

5 - 9 классы


1 вариант

2 вариант


1. Определить слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.


напом...нание к...рьерист

разр...слась

предпол...гать

пол...мический

6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.


вздраг...вать

алюмини...вый

доверч...вый

назойл...вый

улыбч...вый


2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.


проед...шься

принес...те

угон...шься

кле...шь

завис...шь

7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.


выб...решь

расст...лить

разж...гать

отп...реть

зам...реть

3. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.


1) не...гибаемый, бе...грамотный

2) пр...забавный, пр...школьный

3) о...брасывать, на...пись

4) пр...одолев, пр...града

5) пр...бежать, пр...успевать

8. Выпишите слово, которое с НЕ пишется раздельно.


1) Дом (не)большой, но уютный.

2) Его (не)было на поляне.

3) Ему (не)здоровится.

4) Это была (не)глубокая речка.

5) Он глядел с (не)высокого берега.

4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.


возр...ст

к..нституция

расст...лать

обл...гать

преподн...сить

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.


1) нен...глядный, с...звучие

2) пр...морье, пр...обрёл

3) в...будоражить, не...жатый

4) решил искупат...ся, моет...ся

5) пр...вокзальный, пр...острый

5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.


налаж...вать

откле...ваться

настойч...вый

сбивч...вый

стержн...вой

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.


бор...шься

дремл...шь

постел...шь

смотр...шь

бре...шься

Поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ по русскому языку.

7- 8 - 9 классы


Синтаксис. Пунктуация. Обособленные определения, обстоятельства.

Орфография. Лексика.


1

Ворон взлетел на дерево и махал чёрными крыльями до тех пор, пока

карета, сиявшая, как солнце, не скрылась из виду.

2

Тут они вошли в первый зал, где стены были обиты розовым атласом,

затканным цветами.

3

Его некрасивое лицо, оживлённое быстрой ездой, горело смелой удалью и твёрдоё решимостью.

4

Я поднял голову и увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесённого плетнем.

5

Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая.

6

Очерки деревьев, обрызганных дождём и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака.

7

Поднявшись по лестнице, мы оказались на длинном чердаке.

8

Проснувшись однажды очень поздно, чувствуя лишь слабость, он сел за самовар.

9

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки.

10

Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересечённые холмами и оврагами.

Выполнить задания.


1

Выписать номера предложений с обособленными определениями.

2

Выписать номера предложений с обособленными обстоятельствами.

3

Выписать слова, написание приставки в которых зависит от последующей согласной.

4

Подобрать синоним к словам "не скрылась", "небольшую", "печально"

5

Выписать номер предложения с антонимами.

6

Какая орфограмма дана в слове "длинном"?

7

Выписать слово с чередующейся безударной гласной в корне слова.

8

Выписать полные страдательные причастия прошедшего времени.

9

Замените словосочетание " медовое варенье " (согласование) синонимичным словосочетанием со связью управление.

10

Укажите номера предложений, осложнённых однородными обособленными определениями и обстоятельствами.






Поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ по русскому языку.

8 - 9 классы



Синтаксис. СБП. Пунктуация. Орфография. Лексика.


1

Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила.

2

Я открыл глаза: утро зачиналось.

3

Калитка заскрипела, несколько щенков дружно залаяли.

4

Мы спустились в овраг, ветер затих на мгновенье - мерные удары ясно

достигли до моего слуха.

5

Сквозь постоянный шум ветра чудились мне невдалеке слабые звуки:

топор осторожно стучал по сучьям, колёса скрипели, лошадь фыркала.

6

Я сделал и другое открытие: растительность на острове была дикая, нигде не было видно ни клочка возделанной земли.

7

Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь.

8

Мох вспыхнул - вокруг посветлело.

9

Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки.

10

Озеро подёрнулось морщинами, тени на воде заколыхались, облака прикрыли солнце, вокруг стало хмуро, неуютно.

Выполнить задания.


1

Определите количество грамматических основ в предложении №5.

2

Укажите номера предложений, в которых постановка двоеточия объясняется правилом "Вторая часть СБП поясняет первую часть".

3

Выписать слова, написание приставки в которых зависит от последующей согласной.

4

Подобрать синоним к словам "слабые", "достигли".

5

Подберите антоним к слову "поздно".

6

Какая орфограмма дана в слове "нигде"?

7

Выписать слово с чередующейся безударной гласной в корне слова.

8

Выписать полное страдательное причастие прошедшего времени.

9

Укажите номер предложения, в составе которого есть односоставное предложение. Определите его вид.

10

Укажите номер предложения, в котором есть и метафора, и олицетворения.








Поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ по русскому языку.

8 - 9 классы

Синтаксис. СП с разными видами связи. СПП с несколькими придаточными. Пунктуация. Орфография. Лексика.

1

Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.

2

Я поехал шагом и скоро принуждён был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги.

3

В отдалении ещё толпились тяжёлые громады туч, изредка вспыхивали

длинные молнии, но над нашими головами уже виднелось кое-где тёмно- синее небо, звёздочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака.

4

Солнце стояло низко на бледно-ясном небе, лучи его тоже как будто

поблекли и похолодели: они не сияли, они разливались ровным, почти

водянистым светом.

5

Белое облако низко пронеслось над городскими крышами, обогнуло

высокую трубу, и не прошло двух секунд, как голуби уже были на месте.

6

После долгих поисков я нашёл ящик нашего плотника, и это была для меня поистине драгоценная находка, которой я не отдал бы в то время за целый корабль, наполненный золотом.

7

Тома в настоящее время увлекла одна прелестная новинка: он научился у

знакомого негра свистеть каким-то особенным способом, и ему давно уже хотелось поупражняться на свободе в этом деле.

8

И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый вечер.

9

Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.

10

Подул порывистый ветер, закачались верхушки деревьев, и пошёл дождь.

Выполнить задания.

1

Определите количество грамматических основ в предложении №1.

2

Укажите номера СП с сочинительной и подчинительной связью.

3

Выписать слова, написание приставки в которых зависит от последующей согласной.

4

Подобрать синоним к словам "драгоценная", "прелестная".

5

Подберите антоним к слову "знакомого".

6

Почему сложное прилагательное "бледно-ясном" пишется через дефис?

7

Укажите номер предложения с обособленным определением.

8

Замените словосочетание " капли дождя " (управление) синонимичным словосочетанием со связью согласование.

9

Почему в предложении №9 ставится двоеточие?

10

Укажите номер СП, в составе которого есть безличное предложение и составные глагольные сказуемые.

Поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ по русскому языку.

Раздел "Лексика".

5 - 9 классы


1

Добро - это сохранять жизнь, зло - это уничтожать жизнь, вредить жизни.

2

В воздухе висел дым.

3

Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга.

4

Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи.

5

Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой.

6

Весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща.

7

С крыш падали и со звоном разбивались сосульки.

8

По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова.

9

Жаркий ураган дул уже две недели без передышки.

10

Пробежав с километр по едва приметному бережку, заросшему камышом, осокой и мелким кустарником, Васютка остановился и перевёл дух.

Выполнить задания.

1

Укажите номера предложений с метафорой.

2

Укажите номера предложений с эпитетами.

3

Укажите номер предложения, в составе которого есть антонимы. Выпишите их.

4

Подберите антоним к слову "мокрые" (предложение 3).

5

Укажите номер предложения, в составе которого есть и метафора, и эпитет. Выпишите их.

6

Выпишите номер предложения, в составе которого есть неоднородные определения, одно из них - эпитет.

7

Укажите номер предложения, в составе которого есть эпитеты, выраженные наречиями и именем прилагательным и олицетворение. Выпишите их.

8

Укажите номер предложения, в составе которого есть фразеологизм.

9

Есть ли предложение, осложнённое сравнительным оборотом?

10

Поберите синоним к слову "без передышки".










Поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ по русскому языку.

7 - 8 - 9 классы


Синтаксис. Односоставные предложения.

Пунктуация. Орфография. Лексика.


1

Взбираться на вершину холма было трудно.


2

Теперь мне оставалось запастись оружием и зарядами.


3

День был пасмурный, тёплый, навалило много свежего снега.


4

Было очень темно, тихо, пахло сырым полем.


5

Прошёл сильный дождь: на другой день в саду не работали.


6

В лесу сделалось совсем тихо.


7

Надо было запастись на ночь дровами.


8

В степи было тихо и темно.


9

Путники остановились: всем троим надо было передохнуть.


10

Я не знал, чем пахло вокруг, но мне казалось, что меня завалили ворохом веток, смоченных душистым дождём.


Выполнить задания.


1

Укажите номера сложных предложений, в составе которых есть односоставные безличные предложения.

2

Укажите номер СП, в составе которого есть два безличных предложения.

3

Выписать слова, написание приставки в которых зависит от последующей согласной.

4

Подобрать синоним к словам "взбираться", "пасмурный".

5

Подберите антоним к слову "сырым".

6

Какая орфограмма дана в слове "смоченных"? Объясните.

7

Выписать слово с чередующейся безударной гласной в корне слова.

8

Определите количество грамматических основ в предложении №10.

9

Укажите номера СП, в составе которых есть неопределённо-личное предложение.

10

Назовите номер предложения, осложнённого обособленным определением.


Поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ по русскому языку.

Раздел "Пунктуация".

8 - 9 классы



Укажите цифры, на месте которых ставится запятая.


1

Океан (1) кажется(2) заснувшим(3) тихим (4)не слышно даже плеска волн.


2

Удивительно приятным занятием (1)помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу (3) и глядеть вверх. Тогда небо (4) казалось (5) бездонным морем.


3

Туман таял (1) и было видно (2) как пятнышки кувшинок (3) и лилий покачиваются на волнах.


4

Река ещё не замерзала (1)и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах (2)покрытых белым снегом.


5

Выбрав несколько брёвен полегче (1) я выбросил их за борт (2) обвязав предварительно каждое бревно канатом (3)чтобы их не унесло.


6

И хотя он (1) честно говоря(2) понятия не имел(3) что (4)и как предстоит ему делать(5) он знал(6) что находится на вернейшем пути.


7

Будущее представлялось ему разноцветным и шумным (1)как (2)переполненные трибуны стадиона(3)весёлым и ярким(4)как зелёная травка на милом сердцу футбольном поле (5)и огромным(6)как небо над ним!


8

В поезде(1)лёжа ночью на верхней полке(2) со спортивной газетой в руках(3)он вспоминал свою жизнь.


9

Он даже и не ходил(1)а подпрыгивал почти на каждом шаге (2)и часто останавливался(3)задумчиво склонив голову набок.


10

Наутро (1)когда я шёл в редакцию(2) я увидел у крыльца такую же кучку зрителей (3) а кроме того(4) люди парами (5) и поодиночке стояли на мостовой (6) и на противоположном тротуаре (7)с интересом глядя на меня.




Поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ по русскому языку.

8 - 9 классы


Синтаксис. ССП. Пунктуация. Орфография. Лексика.


1

Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке.

2

До вечера оставалось не более получаса, а заря едва-едва зажигалась.

3

Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, не давал им ни на минуту

перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени,

то горячие солнечные пятна.

4

Карета битком была набита сахарными крендельками, а ящик под

сиденьем - фруктами и пряниками.

5

Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки.

6

В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба.

7

Надвинулась тёмная туча, и под весёлые раскаты грома зашумел ливень.

8

Тогда лес снова зашумел, удивлённо качая вершинами, но его шум был заглушён топотом бегущих людей.

9

В небольшой промоине во льду виднелась бегущая тёмная вода, а под ней - каменистое дно.

10

На лестнице раздались тяжёлые шаги, и через минуту к нам вошёл высокий, румяный, чисто выбритый джентльмен.

Выполнить задания.


1

Почему в предложениях №4, №9 ставится тире.

2

Определите количество грамматических основ в предложении № 3.

3

Укажите номер предложения, в котором дан фразеологизм.

4

Замените словосочетание " сахарными крендельками " (согласование) синонимичным словосочетанием со связью управление.

5

Выпишите слово написание приставки в котором зависит от последующей глухой согласной.

6

Укажите номер предложения, в котором есть антонимы.

7

Есть ли приставка в слове "исчезла"?

8

Выделите грамматическую основу в первой части предложения №4. Определите тип сказуемого.

9

Какие средства выразительности используются в предложении №7?

10

Правильно ли утверждение, что слово "заглушён" - краткое прилагательное, поэтому в суффиксе пишется Н?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!