СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поединок добра со злом в произведении В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поединок добра со злом в произведении В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе".

Просмотр содержимого документа
«Поединок добра со злом в произведении В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе".»

Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России»)

Тема: «Поединок добра со злом в произведении В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». (второй урок)

Учитель: Чепчугова Елена Геннадьевна.

Цели урока: анализ художественного произведения;

составление характеристики главных героев.


Задачи урока:

1.Предметные: продолжить работу над содержанием сказки, работу над совершенствованием навыков чтения; активизировать «вдумчивое чтение».

2.Метапредметные: развивать устную речь учащихся; образное и логическое мышление; развивать умение анализировать, обобщать; воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

3.Личностные: помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания; учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни; формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота.



Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование (презентация), иллюстрированный материал с изображением жабы, розы, портрет В.М.Гаршина, учебник (УМК «Школа России» 4 класс 1 часть), музыка - А.Г.Рубинштейн «Мелодия»; раздаточный материал – картинки с изображением розы и жабы (для рефлексии).

















Ход урока

  1. Орг. момент (слайд №2).

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

На уроке не зеваем,

Слушаем, запоминаем,

И, конечно, отвечаем!

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. У нас присутствуют гости. И прежде чем начать урок, создадим друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу. И пусть  хорошее настроение сохраниться у нас на протяжении всего урока.

  1. Актуализация знаний.

-Ребята, я предлагаю вам послушать одну мелодию. (слайд №3).

(Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия»)

- Понравилась ли вам мелодия?

- Какие чувства она вызвала у вас?

- Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старый чиновник. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку.

Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.

- Прочитайте отрывок (слайд №4).

Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, всё смотрела и смотрела.

- Вы догадались, о каком произведении мы с вами будем говорить на уроке? (слайд № 5).

-На прошлом уроке мы с вами познакомились с замечательной литературной сказкой Всеволода Михайловича Гаршина «Сказка о жабе и розе».

  1. Постановка темы и целей урока.

-Ребята, как вы думаете, почему Гаршин так назвал своё произведение? Что хотел автор показать названием сказки? (жаба и роза – разные, вместе не смотрятся…)

- Что подразумевал автор под образами главных героев? ( мир добра и мир зла)

- Я предлагаю сегодня ответить на этот вопрос и постараться разгадать загадки писателя Гаршина.

-Какие вопросы к сегодняшнему уроку вы могли бы поставить? (слайд № 6)

1.Узнать, почему такой финал.

2. Разгадать загадку заголовка.

3. В чем смысл жизни?

4. О чём заставляет задуматься это произведение?

-Ребята, послушайте стихотворение. (слайд № 7)

Мир жабы злобен;

Нам предстоит его раскрыть.

А роза, милое созданье,

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья

Без них никак нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня -

Добро и зло разоблачить.

- А теперь попробуйте определить – какая тема нашего урока?

Обратите внимание на последнюю строку стихотворения

(Ответы детей: "разоблачить добро и зло", "раскрыть мир жабы и мир розы").

Тема нашего урока: «Поединок добра со злом в произведении В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». (слайд № 8)

Чтобы понять удивительный мир образов, которых создал художник слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьёзны, и не просто осознать главную мысль сказки, но сравнить мир добра и мир зла, извлечь из сказки уроки.

V. Работа по теме урока.

- Что такое добро, по вашему мнению?

- Что такое зло?

(заслушиваются ответы детей) (Слайд №9)

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

-Итак, целью нашего урока будет -выявление главной идеи произведения через характеристику героев и художественные особенности.(слайд №10)

- Поставим задачи для достижения цели.(слайд №11)

1. Продолжить работу над содержанием сказки, ее героями.

2. Раскрыть образ героев сказки:

  • Внешний вид героев

  • Характер героев

  • Взаимоотношения героев

  • Мечты героев

  • Характеристика действий и поступков героев

3. Обобщить понятия «ДОБРО» и «ЗЛО» через характеристику героев сказки.

-Давайте попытаемся понять причину поступков героев, почувствовать движение души, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из нее уроки мудрости и нравственности.

Нам нужен план (на пару по одному)

План исследования: 

1. Выделить в произведении главных героев.

2. Раскрыть образ героев произведения.

3. Сравнить образы этих героев

4. Сделать вывод

- В произведении несколько сюжетных линий и они тесно переплетаются. Давайте разберемся в них.

- Сколько сюжетных линий? (2, 1 – роза и жаба, 2 – мальчик и девочка, которые были братом и сестрой, жили вместе)

- Вспомните героев сказки. Назовите их. (Роза, жаба, сестра Маша, брат)

(слайд №12)

-Что объединяло всех героев произведения ? (Цветник) (слайд №12)

- Найдите описание цветника.

Прочитайте слова, которые помогут словесно описать его. Каким вы его представили? (Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решётка облезла, рассохлась и развалилась…)

- Чей это был цветник? (Мальчика)

- Почему он был так запущен? (Мальчик заболел).

- Стал ли он от этого хуже? Подтвердите словами текста

- Наша задача на уроке – понять, что существует 2 мира: добро и зло. Чтобы это понять попробуйте выразить свои представления о жабе и розе.

- Как вы думаете, кто из героев является символом - добра и кто является символом - зла?

- Дома я просила вас перечитать произведение и составить словесные портреты жабы и розы. (По вариантам.)

– Давайте посмотрим, что использовал автор при описании жабы.

- Какой мы видим жабу? (зачитывают 2-3 человека) (слайд №13)

- Подробно ли описана безобразность жабы? (Да, очень подробно. Жирная , старая, грязно – серые липкие бородавчатые бока, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…)

- Какой литературный прием использует автор? (Эпитеты)

-Как описывает автор действия жабы? (Ленится, объедается, отдыхает, прохрипела, переползла, карабкалась, не умеет радоваться, не умет выражать свои чувства, ненавидит розу, испытывает злобу, зависть, она наглая « не посмела»)

- Оцените действия жабы. (Главное для жабы – это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца – слопать розу, уничтожить красоту. А это плохо.)

- О чём мечтает жаба? Что она чувствует? (Не умеет радоваться солнцу, утру, хорошей погоде, мечтает слопать розу, погубить её. Запах розы причиняет ей смутное беспокойство, ненавидит розу, испытывает злость, зависть, жаба не видит красоту, она её не чувствует).

- Кого можно представить под ее образом? (Человека злого, черствого, бездушного)

-А теперь посмотрим, какой мы видим розу? (зачитывают 2-3 человека) (слайд №14)

- Легко ли было составить портрет розы? (Сложно)

- Подробно ли описана красота розы? (Нет, кратко, скромно. )

– А что описано? (Утро, роса, все вокруг…)

-Ее образ автор создает через все, что ее окружает.

– О чем это говорит? (Роза счастлива.)

– Главное для розы: - Счастье жить.

Мир розы: цветник, всё хорошо, чисто, ясно, свежий утренний ветерок, лучи солнца, мирно, спокойно, тонкий свежий аромат …

- Какие чувства испытывает роза? (Плакать не от горя, а от счастья жить).

- Разве роза может плакать, молиться? (Нет: роза – символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присуще душевные переживания).

-Какой литературный приём использует автор? (Олицетворение). (слайд № 10)

- Что помогает нам понять счастье розы? (Аромат).

- Для описания этого состояния, автор использует эпитеты. Найдите строчки в тексте. (Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами).

- А если человек достигает расцвета своей души, что он может подарить людям? (Любовь, заботу, тепло, счастье).

- Кого можно представить под образом розы? (человека с нежной чувствительной душой)

-Какой вывод можно сделать? Кто подразумевается под образами главных героев? (Под образами жабы и розы подразумеваются люди, их поступки)

- В чем состоит счастье жабы и розы? (Роза молилась о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести пользу людям, чтобы жить в лучших условиях. А жаба мечтала поесть и отдохнуть, погубить прекрасное). (слайд № 15)

- Роза символизирует добро, а жаба – зло. (слайд № 16)



- Итак, мы видим два мира, два противоречия: мир добра и мир зла. В жизни всегда присутствует добро и зло, которые борются друг с другом. Именно это подразумевал Гаршин, когда называл эту сказку.

VI. Физ.минутка. (Слайд №17)

VII. Продолжение работы по теме.

- Кто еще является главным героем? (Мальчик) (слайд №18)

- Каким вы его себе представляете? (лет семи, кроткий, бледный, худой, больной, слабый)

- Найдите в тексте строки, в которых автор описывает встречу мальчика с ежом. (чтение эпизода)

- Для чего автор нам дает эту сцену? (Его не боялись, даже маленькие звери. Они понимали. Что он не сделает им ничего плохого)

- Что это значит? (он был очень добрый)

- Скажите, к кому из персонажей ближе мальчик? (к розе).(Слайд №19)

- Чем? Какая у них душа? Что же сближает мальчика и розу? (оба добрые, оба любили прекрасное, оба погибают, даже внешне они похожи: оба бледные, один от болезни, другой от страха).

- Когда в сказке наступает напряжённый момент? (Когда мальчик умирает)

- Зачитайте, как к мальчику приходит смерть? (Стр. 233).

- Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.)

- А что чувствовала роза, когда её срезали? (Стр. 233).

- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Среди всех цветов, выделили именно ее. Роза подарила улыбку мальчику в самые последние минуты его жизни).

- Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них.)

Слайд № 15. Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль:

«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»(Слайд №20)

- Кого из героев сказки вы представили, прочитав эпиграф? (розу)

- Выполнила ли свою миссию роза? (да, она скрасила последние минуты жизни мальчика и была от этого счастлива)

IX. Итог урока.

- Вспомните, как возникла идея написания сказки? (Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика. Автор хотел поделиться со всеми, как он понимает прекрасное и безобразное, доброе и злое)

- В каком жанре написано произведение? (Сказка)

- Какой же в сказках финал? ( В сказках добро всегда побеждает зло)

-Что мы видим в этой сказке? (Герои, олицетворяющие добро погибают)

- В чем причина? Почему автор написал нетрадиционный финал?

ПОДСКАЗКА: «При солнышке тепло, а при матери добро»

(Мать бросила семью, когда Гаршину было 5 лет, а потом, забрав, отдала в гимназию)

- Действительно, отсутствие матери в жизни маленького Гаршина повлияло на формирование восприятия окружающего мира, он хотел истребить все зло, которое есть на свете, но сам не верил в это.

- Хотя, как писал А.С. Пушкин: « Сказка – (ложь, да в ней намек! Добрым молодцам УРОК. )

- Какие же уроки нравственности можно извлечь из этой сказочной и в то же время правдивой истории? (Верить в добро и делать добро) Чудеса случаются с теми, кто в них верит.

- О чём заставляет задуматься это произведение? (Надо делать добрые дела, быть доброжелательными, приносить людям пользу, добрые дела не забываются).

Учитель: Мы подобрались к смыслу произведения и ответили на вопросы (фиксированные на доске), поставленные в начале урока.

  1. Рефлексия.

- Заканчивая урок, мне хочется, чтобы каждый из вас высказался.

- Оцените свою работу на уроке. Что было для вас трудным? Что легко удавалось выполнить?

-И, чтобы каждый, уходя домой, прикрепил к макетам двух миров картинку (жаба или роза), которая отражала бы ваше представление о мире добра.

-Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему.

  1. Домашнее задание. (слайд № 21).

Я предлагаю вам в качестве домашнего задания найти пословицы и поговорки, отражающие главную мысль сказки, записать их в тетрадь и объяснить их.

Благодарю за работу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!