СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижные, спортивные игры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подвижные, спортивные игры и использование современного информационно - методического обеспечения - основной элемент достижения положительного результата на современном уроке физической культуры в школе

Просмотр содержимого документа
«Подвижные, спортивные игры»




Основные тезисы из методической работы по теме:






Подвижные, спортивные игры и использование современного информационно - методического обеспечения - основной элемент достижения положительного результата на современном уроке физической культуры в школе













Королев А.А.

Учитель высшей категории

МОУ «СОШ № 77»

Авиастроительного района г. Казани

















Основные тезисы


1. Цель моей работы с детьми - заложение основ гармонического развития личности, овладение основами физической культуры, слагаемыми которой является крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знание и навыки в области физической культуры, мотивы и умение осуществлять сознательную физкультурно-оздоровительную деятельность повышения результатов в соревновательной деятельности.

2. Эта тема мне близка, потому что я сам в прошлом спортсмен-игровик, и поэтому в своей работе основной акцент делаю на «школу мяча». Игры на уроках физкультуры позволяют полностью мобилизовать ребят на усвоение, закрепление технических навыков, к тому же они активизируют учащихся, вызывают интерес к физическим упражнениям. На своих уроках я широко использую различные эстафеты, упрощенный вариант спортивных игр – мини-баскетбол, мини-волейбол, мини-футбол и т.д., в которых дети в условиях максимально приближенных к спортивным играм, совершенствуют свои навыки и умения. Не для кого не секрет, что нынешние городские школьники не отличаются здоровьем, загрязненный воздух, вечера у телевизора, большие нагрузки в школе, компьютер и т.д. – все это дает о себе знать, а главная цель нашей работы – оздоровление детей, привлечение детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом, воспитание детей, способных самим позаботиться о своем здоровье и приобщить окружающих к занятиям физическими упражнениями.

Здесь нельзя недооценивать значение урока физкультуры в общеобразовательной школе. Урок обязаны посещать все, и здоровые и освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий. Значит, от того, каким будет урок физкультуры, зависит объем интереса к данному предмету. Чтобы заинтересовать детей, я опираюсь на самое зрелищное и увлекательное – на подвижные и спортивные игры, так как игра должна быть в школе всегда.

Для того чтобы увеличить потенциал двигательных навыков, я использую на уроках нестандартные приемы и методы проведения разминки и основной части урока. Например, для увеличения плотности урока в нашем небольшом спортзале (10х20 м), я использую выполнение беговых упражнений в парах, тройках, четверках. Упражнения выполняются синхронно. В этих условиях наглядно видно, какая пар, тройка, четверка выполняет упражнение качественнее. Дети, естественно, стремятся выполнить упражнение как можно лучше, качество выполнения упражнения растет. Например, при кувырке вперед или назад перестраиваю класс в четыре колонны, кладу перед ними четыре гимнастических мата. Синхронно выполняется кувырок вперед-назад. Дети сами отмечают лучшие четверки и лучших в четверках. Указываю на ошибки и способы их устранения.

Результаты, которых я добился в первое время работы, показали, что дети среднего звена (особенно 5-7 классы) более податливы, мобильны, легче усваивают, быстрее схватывают суть упражнения. Поэтому именно в этом возрасте необходимо приложить максимум усилий для того , чтобы у детей появился стойкий интерес и потребность в занятиях физической культурой и спортом, сформировалось убеждение в необходимости постоянного внимания и заботы о своём физическом состоянии , укреплении здоровья .

  1. Главным видом спортивной жизни школы стал баскетбол. Эту игру в нашей школе любят все. Для реализации задачи по подготовке ученика, владеющего навыками баскетбола на более высоком уровне, применяется программа, которая включает в себя составление технологической карты, стоящей из 8 разделов, целью которой является обеспечение развития и обучения двигательным навыкам, физическим качествам, знаниям по тактике, теории и истории баскетбола, а также контроля за их выполнением.Постоянное тестирование двигательных навыков и физических качеств дает картину, как всего процесса обучения, так и помогает мне индивидуализировать само обучение. Это хорошо видно при составлении учебных пар и троек, а в более старших классах четверок и пятерок для выполнения игровых задач.

Технологическая карта составляется на много лет и затем лишь корректируется по отдельным упражнениям и видам.

4. Использование данных приемов и методов увеличения багажа двигательных навыков позволяет добиться результатов не только на уроках баскетбола, но и при обучении гимнастике, волейболу, легкой атлетике и т.д., что наглядно отражено в позитивной динамике достижений обучающихся.

5. Главная моя задача - сделать урок интересным и полезным со всех точек зрения.

Для решения этого я пытаюсь найти что-то новое- использую ИКТ в процессе обучения физической культуре, функциональную музыку при выполнении упражнений, как в разминке, так и при выполнении упражнений по баскетболу, что является новшеством. В теоретической части урока, в начале каждого раздела программы проводится занятие по технике безопасности. Для большей наглядности я применяю новые цифровые образовательные ресурсы, в теоретической части урока. И то, что в обычных условиях приходится объяснять ученикам почти «на пальцах» - технику безопасности на уроках гимнастики, лыжной подготовки, баскетбола, легкой атлетики и т. д., я попробовал показать в электронном виде, благо компьютерный класс находится в соседнем кабинете со спортивным залом «Правила поведения на уроках» .























Практика показала, что показ на компьютере в мультимедийном исполнении воспринимается учениками более адекватно и приспособлено к их увлечению компьютерами и получению информации с экрана монитора или ТВ. Это наглядно, зрелищно, гораздо интересней, чем обычная форма изложения материала и занимает меньшее количество времени, чем объяснение перед строем и приносит более эффективные результаты в усвоении различного материала.

Далее я попробовал показать технику баскетбола в электронном виде, в результате чего изучение и совершенствование техники, упражнений в баскетболе стали значительно проще восприниматься, так как у многих детей в школьном возрасте гораздо лучше развито зрительное восприятие.

Учащиеся с удовольствием смотрят и более продуктивно усваивают теоретическую часть техники упражнений в баскетболе и уже на практических занятиях легче воспроизводят элементы техники отдельных упражнений с мячом и без него, и в целом такую технически сложную игру как баскетбол. Я считаю, что результат на лицо, вся школа с 5-го по 11-ый классы умеют и любят играть в баскетбол.

Результаты районных и городских соревнований по всем видам Спартакиады школьников доказывают правильность выбранного пути, но самое главное, что детям это очень нравится, и они позитивно воспринимают данное использование современных образовательных технологий. Результат проявился в повышении интереса к игре в баскетбол даже у тех детей, у которых мало что получалось.

Актуальной является также проблема преподавания теоретической части лыжной подготовки. Показ ее на экране подтвердил, что это увеличивает интерес к теоретическим занятиям, тем более что погодные условия не всегда позволяют проводить лыжную подготовку на улице. В этих условиях, как раз целесообразно повторить в начале занятия теорию данным способом. При многократном просмотре происходит наилучшее усвоение, а в дальнейшем и закрепление данных навыков.



Двигаясь дальше в этом направлении я решил сделать электронный конспект урока, где схематически двигающимися цветными кружочками показаны комбинационные упражнения (от простых до более сложных) на уроке по баскетболу



Эту разработку я продемонстрировал на последних республиканских семинарах в 2006-2008годах, проходившим на базе нашей школы, на открытом сдвоенном уроке по баскетболу для слушателей курсов повышения квалификации при ИРО РТ. В подготовительной части урока дети посмотрели предлагаемые на данном уроке упражнения в электронном виде, затем эти же упражнения в основной части урока дети выполняли практически. Сложные упражнения выполнять было значительно легче, чем, если бы объяснения проводились лишь на словах, а не наглядно. Упражнения в тройках, четверках объяснить на пальцах довольно сложно, а использование наглядных пособий позволяет задействовать все виды восприятия у ребенка.

Это, несомненно, направлено на совершенствование учебно-методической и организационной части традиционного урока физической культуры. Использованное новшество было высоко оценено слушателями и руководителем курсов Шибецким П.А.

Но при использовании компьютера на уроках физической культуры возникают сложности в связи с невозможностью иметь компьютер в спортзале из-за возможности его поломки в результате подвижных игр. Посещать же компьютерный класс не всегда возможно. Поэтому еще не для всех уроков разработано компьютерное сопровождение.

6. Но это еще не все новшества, которые я применяю на своих уроках. Использование функциональной музыки в разминке (ритмическая гимнастика) осуществляется мной уже давно на уроках физкультуры, СОЧ и в конкурсе «СОЧ глазами детей». Ритмическую гимнастику применяют многие, чаще учителя-женщины, им это ближе. Я решил попробовать использовать музыкальное сопровождение при выполнении упражнений в баскетболе. Эту инновацию я также продемонстрировал на семинаре для слушателей курсов повышения квалификации ИРО РТ. Инструментальная музыка тщательно подобрана под ритм конкретного упражнения и для каждого упражнения музыка своя. Детям легче привыкнуть к заданному ритму в конкретном упражнении и к музыке этого упражнения. Например, упражнение «передача мяча в парах без ведения» выполняется под музыку из передачи «В мире животных» (Алуэт), получается очень эстетично; учащиеся как бы танцуя в такт музыки, передают мяч в движении с фланга на фланг в двухтактном ритме. Завершается эта простая комбинация броском по кольцу и подбором мяча партнером, в это время следующая пара выполняет это же упражнение в противоположную сторону.

Следующее упражнение «восьмерка в «тройках», где учащиеся, двигаясь по «восьмерке» с забеганием за спину партнера, двигаются к кольцу, передавая мяч друг другу с последующим броском по кольцу и подбором мяча, требует более динамичной музыки. В этом упражнении используется композиция «Шторм» Ванессы Мэй, идеально подходящей по ритму к движениям в этом упражнении. Упражнение выглядит законченным. Такие упражнения выполняются на высоком эмоциональном фоне, но упражнения с музыкальным сопровождением целесообразно проводить на стадии закрепления и совершенствования учебного материала. Главное, что музыкальное сопровождение в баскетболе очень нравится детям, и это значит, что мы добиваемся желаемого результата – у детей повышается мотивация к выполнению упражнений более качественно. Это естественно положительный результат, ведущий к повышению качества обучения.

Еще одно направление моей работы – это увеличение плотности урока с использованием минимального количества инвентаря. Этим я был вынужден начать заниматься в связи с нехваткой оснащения спортивного зала и его небольшими размерами. Для решения этой проблемы идеально подходит встречная эстафета в парах, в упражнениях с тремя баскетбольными мячами – таких как «передача мяча в парах без ведения», «крест», «штрафной бросок – быстрый отрыв» и упражнение «восьмерка» в тройках без ведения и с ведением, которые выполняются методом встречной эстафеты без остановок. В 2006 году вышла программа по физической культуре с ориентированным изучением баскетбола соавтором которой являюсь я. В этой программе отражены все положительные влияния баскетбола на оптимальное развитие всех физических качеств личности.

Поскольку баскетбол является наиболее сложной и в техническом и в физическом плане игрой, то успехи, достигнутые детьми в освоении баскетбола, позволяют добиваться успеха и в других видах спорта.

7.Успехи школы в олимпиаде по физической культуре и Спартакиаде школьников показали, что мои усилия были не напрасны и дали положительные результаты. Последние пять лет школа № 77 неизменно становится победителем как в олимпиаде по физической культуре, так и в общем зачете районной Спартакиады школьников. Несомненный положительный результат – это стабильность выступлений, где школа неизменно борется за призовые места. Приятно, что о школе говорят, что она спортивная, хотя мы обычная общеобразовательная школа. На сегодняшний день мы имеем ряд чемпионов и призеров олимпиады и большой список чемпионов и призеров Спартакиады школьников района, города, республики.

8. Физическая культура, спорт, а самое главное - здоровье, приоритетные направления в национальных проектах нашей страны ,и мой скромный вклад в этот проект состоит в том, что я и личном примером, и всеми средствами и методами обучения, стараюсь привить детям любовь к физкультуре и научить заботиться о своём здоровье.



6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!