МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Урок на тему: «Подвижные народные игры как средство оздоровления и развития физических качеств учащихся »
Тамбов
2021г
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………..3
Решение проблемы………………………………………………………………..4
Конспект урока в 4 классе по теме «Подвижные народные игры как средство оздоровления и развития физических качеств учащихся»………………….. ...5
Методы обучения…………………………………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………...……9
Список используемой литературы………………………………………………10
Введение
Гармоничному развитию физической подготовленности обучающихся способствует грамотное использование русских народных игр на уроках физической культуры, а также правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания. В игре проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять и делать выводы, тем самым игра является осознанным проявлением деятельности, которая оказывает большое воздействие на формирование личности. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме.
Физическая активность во время игры способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Для подвижных игр на уроках физкультуры в начальных классах отведено основное место. Использование подвижных игр на уроках физической культуры способствует воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создает благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Эффективным средством закаливания организма выступают игры летом и зимой на открытом воздухе. Слова мыслителя Платона были о том, что детей до 10 лет необходимо больше развивать физически, по его мнению тогда в будущем им не понадобятся доктора.
Игра составляет одну из основных сфер жизни человека уже с давних пор. Именно с помощью игры ребенок имеет возможность познать мир, воспитывает волю, делает процесс обучения более интересным. Игра – самый увлекательный способ обучения, формирования детской души, развития физических сил и возможностей.
Решение проблемы
Самой явной проблемой школьной жизни является снижение двигательной активности детей в сочетании с нервно-психическими перегрузками. Результаты мониторингов подтверждают нарастающую подверженность детей хроническим заболеваниям, ухудшение общего состояния их здоровья. Помочь исправить ситуацию поможет введение различных форм телесно-двигательной практики на уроке и на переменах.
Подвижные игра развивают ребенка, и в отличии от обычных физических упражнений, не надоедают ему благодаря своему занимательному характеру.
Главной задачей на подобных уроках физической культуры является активное и методически грамотное использование подвижных и народных игр в процессе физического воспитания обучающихся.
При выборе игры для урока необходимо соблюсти ряд установок:
Предусмотреть педагогическую задачу, которая должна быть решена игрой.
Определить место игры в уроке.
Обозначить основное двигательное содержание игры.
Распределить физическую и эмоциональную нагрузку.
Распределить детей по возрасту, полу и степени физической подготовленности.
Определить место проведения игры и необходимые пособия.
Установить методы организации детей для проведения игр.
Подвижные игры - это игры направленные на общефизическое развитие детей. Благодаря сложным и разнообразным движениям, игровая деятельность вовлекает в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки. Тем самым данная разработка является актуальным пособием по проведению уроков физической культуры.
Конспект
урока по подвижным играм для учащихся 4-го класса
Тема урока:
«Подвижные народные игры как средство оздоровления и развития физических качеств учащихся».
Задачи урока:
Развитие быстроты, ловкости.
Повысить общую выносливость, работоспособность и координацию движения.
Создать положительный настрой и хорошее настроение.
Инвентарь и оборудование: мяч волейбольный, маска медведя.
Место проведения: спортивный зал.
Ход урока
№ | Части урока, их краткое содержание | Дозировка | Организационно-методические указания |
I | Подготовительная часть | 8-10 мин | Особое внимание обратить на внешний вид учащихся. |
1 | Построение, расчет, приветствие | 1 мин | Проинформировать о задачах урока |
2 | Информирование о задачах урока Контроль ЧСС за 10 сек | 1 мин | |
3 | Ходьба: на носках; на пятках; на внешнем своде стопы; на внутреннем своде стопы; ходьба ускоренная перекат с пятки на носок. | 2 мин | При ходьбе на носках руки поднять вверх, ладони во- внутрь, во время ходьбы на пятках руки за голову в замок. Полуприсяди руки на пояс. При ускоренной ходьбе руки согнуты в локтях. |
4 | Медленный бег: приставными шагами (правым, левым боком, спиной вперед); бег с высоким подниманием бедра; бег с захлестыванием голени. | 2 мин | Обратить внимание на технику выполнения беговых упражнений, следить за осанкой учащихся. |
5 | О.Р.У. в движении: а) кисти рук к плечам 1-4 вращения руками вперед, 1-4 назад б) 1-2 скресные движения руками, 3-4 прямые руки в стороны | 2 мин 6-8 раз 6-8 раз | Следить за четкостью выполнения упражнений. Темп средний Контроль ЧСС за 10 сек |
| Контроль ЧСС за 10 сек | | |
II | Основная часть | 24 мин | |
1 | Игра «У медведя во бору» | 8 мин | Когда медведь поймает 4-5 человек, назначается новый медведь. Площадка для игры обозначается фишками. |
2 | Игра «День и ночь» Контроль ЧСС за 10 сек | 8 мин | Осаленные игроки переходят в команду соперника |
3 | Игра «Мяч вверх» | 8 мин | Дети в кругу, водящий идет в середину и бросает мяч. Играющие отбегают дальше от центра круга. Водящий ловит мяч, кричит: «Стой!», все останавливаются а он не сходя с места, бросает мяч в того кто ближе всех к нему, далее тот становится водящим. |
III | Заключительная часть. Упражнения на восстановление сердечно-сосудистой системы, дыхания. Контроль ЧСС за 10 сек Подведение итогов урока. | 3 мин | |
Методы обучения, применяемые на уроке:
игровой метод, суть которого заключена в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры;
соревновательный метод помогает повысить подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Формы деятельности:
Организационно-содержательные приёмы:
проведено частичное исследование эффективности применения народных и подвижных игр на уроках физкультуры в начальной школе.
Средства обучения:
сообщение, рассказ о том, что необходимо сделать;
показ, наглядное выполнение .
Заключение
Основным залогом успеха внедрения народных игр среди учащихся младших классов всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Подвижные игры, таким образом, могут положительно влиять на умственное развитие. Однако нельзя переоценивать подобное влияние, поскольку при проведении подвижных игр в силу их специфики прежде всего решаются задачи собственно физического воспитания.
Рациональное использование соревновательно-игрового метода оказывает эффективное воздействие на развитие силы, воспитание трудолюбия, целеустремленности, настойчивости, формирует психологическую устойчивость учащихся к успехам и неудачам, способствует преодолению психологического барьера – неуверенности в своих силах. Также соревновательно - игровой метод формирует у занимающихся целевую установку на осознанное развитие физических качеств.
С помощью народных подвижных игр широко раскрываются возможности соревновательно- игрового метода, цель которого : развитие физических качеств школьников. Необходимо правильно использовать данный метод для большего увлечения детьми. Благодаря этому методу дети заинтересованы, подтянуты, нацелены на результат, а именно победа своей команды, воспитывается командный дух, закрепляются правильные представления о поведении в реальной жизни и о существующих в обществе отношениях между людьми.
Список используемой литературы
Лепёшкин В.А. Подвижные игры для детей./ В.А. Лепёшкин. – М.: «Школьная пресса», 2005. - 260с.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры./ М.Ф. Литвинова.- М.: «Просвещение», 1986. - 79с
Надеждина В.В. 130 домашних игр для детей и родителей./ В.В.Надеждина.- М.: «Харвест», 2007.
Осокина Т.И., Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР./ Т.И. Осокина, А.В. Кенеман. – М.: «Просвещение», 1988. – 239с.
Жуков М.Н. 86 Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.