Подвижные музыкальные игры:
1)«Как бегают зверята»
Цель: Выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка.
Ход игры: Муз. рук. выстукивает ритм в различном темпе, связывая с образами животных (медведь-, заяц-, мышка-)
«Песенки-ритмы»
Цель: Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок.
Ход игры: Муз. рук. проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают. Лошадка.
Вот лошадка - тонконожка (дети хлопают цок-цок-цок)
Скачет, скачет по дорожке цок-цок-цок ,
Звонко цокают копытца цок-цок-цок,
Приглашают прокатиться цок-цок-цок.
Воробушки.
Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки,
Любят песни распевать бойкие воробушки:
Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик.
Неваляшки.
До чего же хороши неваляшки-малыши,
Низко наклоняются, звоном заливаются. (прохл)
Дили-день, дили-день Могут кланяться весь день,
Вам поклон и нам поклон (прохл) Дили-дон, дили-дон.
2) «Сказочный кубик»
Цель: Развивать музыкально-ритмические навыки, побуждать проявлять элементарные способности к драматизации.
Материал и оборудование: Кубик с картинками животных.
Описание игры: Музыкальный руководитель и дети стоят или сидят в кругу. Под веселую музыку дети передают кубик друг другу и произносят текст:
Кубик быстро передай, кто пришел к нам, угадай! Как только музыка остановилась ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в середину круга. Музыкальный руководитель спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика? Дети отвечают. Педагог предлагает ребенку надеть шапочку данного животного и показать под музыку как он движется, дети повторяют за ним характерные движения. Затем игра продолжается.
3) «Зайцы» Цель: Развитие слухового восприятия и музыкальной памяти. Задачи: Упражнять детей слушать музыку. Различать характер музыки: веселая, плясовая и спокойная, колыбельная. Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим. Игровые действия: Отгадывание характера музыки , выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.
Ход игры: Музыкальный руководитель рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень весѐлыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера. Муз.рук. под громкое пение идет с детьми, высоко поднимая колени, под тихое пение выполняется мелкий бег. При закреплении дети выполняют самостоятельно под пение воспитателя.
4) «Тихо-громко» Цель: Соотносить тихие и громкие хлопки с текстом. Ход игры: Педагог проговаривает текст с соответствующим динамическим оттенком: У ребяток ручки хлопают, тихо-тихо ручки хлопают, Громче хлопают, сами хлопают, вот так хлопают, ну и хлопают.
5) «Кукла шагает и бегает» Цель: Выполнять движения, соответствующие тексту.
Ход игры: Детям раздаются музыкальные инструменты, у Муз. рук. – кукла. Педагог: громко будем мы играть – кукла будет танцевать (дети играют, кукла танцует). Тихо будем мы играть – ляжет кукла наша спать (выполняются движения по тексту). Игра усложняется, если играть индивидуально.
6) «Ноги и ножки» Цель: Изменять шаг на бег с изменением динамики музыки (громко, тихо) Ход игры: Воспитатель поет громко: Большие ноги шли по дороге: Топ, топ, топ, топ, топ, топ! Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, топ, топ,
7) «К нам гости пришли» Игровой материал. Игрушки: медведь, зайчик, птичка, бубен, металлофон, колокольчик.
Ход игры: Воспитатель говорит что пришел мишка в гости и хочет станцевать .Ребенок один ударяет в бубен , мишка в руках воспитателя переступает с ноги на ногу. Дети хлопают. Аналогично обыгрывается приход других зверей. Зайчик прыгает под быстрые удары металлофона, птичка летит под звон колокольчика.
8) «Гуляй – отдыхай» Цель: Учиться слышать и определять настроение и характер музыки, отражать его в движении. Игровой материал: Музыкальный центр.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям внимательно послушать музыку. Под колыбельную «спать» (присесть, сложить ручки под щёчку), под марш – маршировать, под плясовую – плясать, под лёгкую, быструю музыку – бегать. Воспитатель включает музыкальные отрывки в аудиозаписи. Дети выполняют действия в соответствии с характером музыки.
9) «Солнышко и дождик» Цель: развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал.
Описание игры: Игра может проводиться как в помещении, так и на улице. Домиками служат либо стульчики, либо круги на земле. Педагог поворачивает детский стульчик спинкой вперед и предлагает всем сделать то же самое со своими стульчиками. «Смотрите, получился домик», — говорит он, присаживаясь перед стульчиком и выглядывая в отверстие спинки, как в окошко. Называя детей по именам, взрослый предлагает каждому из них «выглянуть в окошко» и помахать рукой. Так выстроенные полукругом стульчики становятся домиками, в которых живут дети. «Какая хорошая погода! — говорит воспитатель, выглянув в окошко. — Сейчас выйду и позову детишек поиграть!» Он выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя, а он произносит следующий текст: Смотрит солнышко в окошко, Наши глазки щурятся. Мы захлопаем в ладошки, И бегом на улицу! Дети повторяют стишок, а затем под слова «Топ-топ-топ» и «Хлоп-хлоп-хлоп» все топают ножками и хлопают в ладошки, подражая воспитателю. «А теперь побегаем!» — предлагает воспитатель и убегает. Дети разбегаются в разные стороны. Неожиданно воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик идет! Скорее домой!» Все спешат в свои домики. «Послушайте, как барабанит дождик по крышам, — говорит воспитатель и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя. — Стало очень скучно. Давайте попросим дождик перестать капать». Педагог читает народную потешку: Дождик, дождик, веселей, Капай, капли не жалей. Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи! Шум дождя вначале усиливается, но постепенно утихает, а вскоре и совсем прекращается. «Сейчас выйду на улицу и посмотрю, кончился дождик или нет», — говорит воспитатель, выходя из своего домика. Он делает вид, что смотрит на небо и зовет малышей: «Солнышко светит! Нет дождя! Выходите погулять!» Дети опять собираются вокруг воспитателя и вслед за ним повторяют стихотворение про солнышко и выполняют забавные движения. Можно побегать, попрыгать, поплясать, но до тех пор, пока воспитатель снова не скажет: - «Ой, дождик начинается!»
10) «Куклы пляшут» Задачи: учить выполнять игровые действия по очереди; воспитывать самостоятельность.
Описание игры: воспитатель показывает стол, на котором расположены куклы. «Смотрите, какие куклы пришли сегодня поиграть с нами!»-говорит воспитатель, стараясь привлечь внимание к новым игрушкам. -Таким нарядным куклам, наверное, очень хочется поплясать, но сами они плясать не умеют. Они маленькие и привыкли, что их берут на руки и танцуют с ними». Взяв куклу, взрослый показывает, как можно с ней танцевать. Потом он подзывает детей (от одного до трёх), предлагает каждому выбрать куклу. Дети вместе с куклами выполняют плясовые движения. Под конец куклы в руках детей раскланиваются. «А теперь, - говорит взрослый, - подумайте, кому передать свою куклу». Малыши передают кукол тем, кто ещё не плясал. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попляшут с куклами. Игра может проводиться как под музыкальное сопровождение, так и под пение взрослого.