СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижная игра с дидактической направленностью.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование подвижных игр с дидактической направленностью  (ПИДН) гармонично сочетают в себе два начала: учебно-познавательное и игровое-двигательное. Стимулируют двигательную активность и умственную работоспособность, снижают утомляемость учащихся на уроках. Приведены примеры ПИДН на уроках математики.

Просмотр содержимого документа
«Подвижная игра с дидактической направленностью.»



Подвижная игра с дидактической направленностью (ПИДН)

как средство педагогики оздоровления.

Разнообразные дидактические и подвижные игры с правилами способствуют развитию восприятия отдельных вещей, наблюдательности, формированию обобщений, совершенствованию координации движений быстроты, силы, меткости, выносливости и других психофизических качеств.

По определению современных педагогов, «подвижная игра» относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений (Л.В.Былеев, Е.М.Геллер, И.М.Коротков, М.Н.Жуков).

Подвижная игра с правилами – это активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Сущность подвижной игры как ведущего вида деятельности детей заключается в следующем: ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создаёт благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга – это положительно сказывается на усвоении учащимися знаний и представлений и создаёт предпосылки к успешному овладению элементами учебной деятельности в будущем.

Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми её особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью (ПИДН). Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижной игры, способствуют решению ее дидактических задач, влияют на восприятие, внимание, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять, обобщать, делать выводы.  
Игры воспитывают выдержку, дисциплинируют детей, укрепляют здоровье. Способствуют приобретению им правильных двигательных навыков, развитию эмоционального положительного отношения. 

Подвижные игры дидактической направленности становятся эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков в сенсорном воспитании, грамоте, математике, ознакомлении с окружающим и т.д. Такая игра становится стимулом повышения интереса к обучению у учащихся, познанию нового, активизирует мыслительные процессы, предоставляет каждому ребёнку возможность личностного выражения. В процессе подвижных игр дидактической направленности создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также навыков сотрудничества в коллективе.

Подвижная игра с дидактической направленностью, в отличии от строго регламентированных движений, всегда связана с инициативным моментом решения двигательных и дидактических задач и протекает на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления. В ПИДН гармонично сочетаются два начала: учебно-познавательное и игровое-двигательное.

При организации о проведении подвижных игр необходимо придерживаться следующих правил:

  • правила игры должны быть просты, точно сформулированы, доступны для понимания учащихся;

  • игра не будет содействовать выполнению педагогических целей, если она не даёт достаточной пищи для непосредственной мыслительной и двигательной деятельности;

  • для учащихся игры будут интересными тогда, когда каждый играющий станет активным её участником;

  • должен соблюдаться принцип «от простого – к сложному», «от конкретного – к абстрактному»;

  • в играх учащиеся должны грамотно, с учётом правильной терминологии, указывать признаки, понятия, взаимосвязи и отношения между понятиями;

  • в процессе игры должно быть выполнено определённое законченное действие, решено конкретное задание;

  • игру нельзя оставлять незавершённой;

  • инвентарь игры должен быть эстетичным, интересным, безопасным.

Только при этих условиях игра выполнит все функции и оставит след в сознании ребёнка.



Изучение математического материала для учащихся с интеллектуальным недоразвитием представляет большие трудности, что объясняется особенностями развития познавательной и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников.

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Устанавливается особое общение учителя с учениками. Положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Таким образом, подвижная игра с дидактической направленностью – это сознательная инициативная деятельность, направленная на достижение двух целей: выполнение активных двигательных действий и закрепление знаний и представлений по учебному предмету.











Примеры подвижных игр с дидактической направленностью

на уроках математики.

Игра « Не скажу»

Цель: практическое овладение знаниями и выполнение простейших видов анализа и синтеза.

Содержание. Игра проводится без разделения на команды. Игроки образуют круг и перебрасывают друг другу мяч, называя при этом числа по порядку, но вместо нечетных чисел говорят: «Не скажу». 4, «Не скажу»,6 и т.д. Кто ошибся, выбывает из игры.


Игра «Передай кубик».

Цель: закрепить знание последовательности.

Содержание. На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый кубик. По сигналу учителя кубик передается от одного ученика другому с называнием чисел по порядку или десятками, кратными 2, 3, 4, и т.п., пока кубик не возвратится обратно. Ряд, закончивший игру первым, побеждает.

Передавать кубик можно, называя по порядку дни недели, месяцы, меры измерения от наименьшей к наибольшей и т.д.


Игра «С листком календаря»

Цель: закрепить отношения «раньше», «позже», «было», «стало».

Содержание. Всем учащимся прикалываются на грудь по листку из отрывного календаря. Листки подбираются так, чтобы играющие могли выполнить следующие задания:

  1. Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов и т.п. – числа значения не имеют).

  2. Собрать команду, состоящую из семи дней недели (число, месяц значения не имеют).

  3. Найти вчерашний день (например, «пятое сентября» ищет «четвертое сентября» и т.п.). Побеждает пара, которая нашлась первая.

  4. Собраться так, чтобы образовался год 2017.

  5. Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась круглым числам (10, 20, 30 и т.д.), (100, 150, 200, 250, 300 и т.д.)


Игра «Собери листочки»

Цель: формировать умения классифицировать, навык самоконтроля, закрепить полученные знания.

Содержание. Игроки делятся на команды. По классу разбросаны «листочки» (карточки с цифрами, примерами и т.д).

По команде учителя дети выполняют следующие задания:

  1. Одна команда собирает чётные, а другая – нечётные числа;

  2. Первая команда собирает числа, делящиеся без остатка на 3, вторая - на 4. третья - на 5;

  3. Команды собирают примеры с ответами: 7, 8, 9 и другие;

  4. Одна команда собирает карточки с числами, полученными при измерении длины, а другая – с ЧППИ массы;

  5. Одна команда собирает правильные дроби, а другая – неправильные дроби.


Игра «Быстро занять места!»

Цель: закрепить знание последовательности, формировать умения классифицировать, навык самоконтроля, закрепить полученные знания.

Содержание. Учащиеся разбегаются по классу, собирают на полу карточки (жетоны) с числами. Учитель произносит команду: «Быстро занять места!». Учащиеся спешат занять свои места, согласно тем числам, которые у них на карточках (жетонах), по порядку (по возрастанию, по убыванию; слева – чётные, а справа – нечётные; слева – обыкновенные дроби, а справа – десятичные и т.д.)




Игра «Математическое лото». 

Цель: формировать навык самоконтроля, закрепить полученные знания.

Содержание. Учащиеся получают карточки. Каждая карточка делится на две части. В этих частях размещают задания и ответы. Играющие по очереди выставляют (прикрепляют магнитом) свои карточки на доску так, как в обычном домино, чтобы в конце игры цепочка замкнулась, но чтобы каждая следующая карточка была логически связана с предыдущей. Игра проводится на уроке как один из этапов групповой работы для повторения и закрепления материала по пройденной теме.

Можно использовать математическое лото по темам: «Сложение (вычитание) чисел», «Умножение (деление) однозначного числа на однозначное», «Умножение (деление) двузначного числа на однозначное», «Сложение (вычитание) обыкновенных дробей», «Сложение (вычитание) десятичных дробей».
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!