Подростковый кризис: когда начало, когда конец
Занятия физкультурой и группе дополнительного образования важны в первую очередь для сохранения здоровья как физического, так и психологического. Ведь, как говорят «в здоровом теле – здоровый дух». Самый сложный период в развитии ребенка - это подростковый возраст и кризис с ним связанный.
Подростковый возраст –период формирования идентичности. В этот период утверждаются жизненные позиции и принципы, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Главная мотивация этого периода у учащихся - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Именно эти аспекты возможно развивать при занятиях спортом на уроках и во внеучебное время.
Л.С. Выготский отмечал некоторые особенности данного возраста, которые могут помочь педагогу при общении с учащимися:
1. Развитие мышления – в понятиях;
2. Изменение воображения;
3. Развитие рефлексии
4. Самосознание.
5. Проявление подросткового кризиса.
Благодаря этому периоду у человека появляется «чувство индивидуальности».
Подростковый кризис проявляется в грубости , желании поступать наперекор желанию и требованиям взрослых, в игнорировании, замкнутости, агрессивности и т.д.
Подростковый кризис – этап переходного периода от детства к взрослости. Существуют внешние и внутренние факторы, влияющие на этот период:
К внешним факторам относят: постоянный контроль взрослых, зависимость и чрезмерная опека.
К внутренним факторам относят: привычки, черты характера- внутренние запреты, привычка не отстаивать свою позицию и др.
В этот период появляется желание к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Подростковый возраст – период любопытства и желания «попробовать все».
Отношения в семье также меняются. Появляется потребность в отчуждении, появляется негативизм – форма отчуждения и поиска себя.
В подростковом возрасте проявляются противоположные качества личности:
целеустремленность и апатия,
настойчивость и неустойчивость;
самоувернность и неуверенность в себе;
безапелляционность и ранимость;
потребность в общении и желание уединиться;
мечтательность и рационализм;
Нежность и враждебность.
Важно признавать взрослость подростка, это будет способствовать развитию общественно полезной деятельности и деятельности самосовершенствования. Важно включать их в активную общественно полезную деятельность.
Рекомендации для снижения конфликтности:
- принять изменения, которые происходят с вашим ребенком, как необходимые по психофизиологическим причинам и относиться к ним спокойно;
- уметь слушать, вести беседу на равных.
- поддерживать самостоятельность и независимость.
- сформулировать права и обязанности, ограничить круг видов деятельности и ответственность за них.
Педагогу ажно помнить, что этот период закончиться и учиться быть крайне уважительными и аккуратными с подростками, а также уметь выстраивать границы как свои, так и границы общения с ними.