Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Зеленодольский механический колледж»
План-конспект урока
по дисциплине «Иностранный Язык»»
«Развитие коммуникативных навыков на уроках иностранного языка с применением интерактивных технологий на примере песни Avril Lavigne “Head above water”»
Разработала:
Старостина Олеся Владимировна
Преподаватель иностранного языка
ГАПОУ «Зеленодольский механический колледж»
Зеленодольск, 2023
Методическое обоснование формы урока: Научный прогресс, развитие технологий, популяризация интерактивных форм обучения диктуют новые правила ведения занятий по дисциплине «Иностранный язык» в средних профессиональных образовательных учреждениях. Становится ясно, что формы и методы проведения занятий, которые были приемлемы ещё 5-7 лет назад в современных реалиях становятся не актуальны.
Студентам 21-го века привычно разнообразие компьютерных программ, приложений, онлайн школ, чат-ботов и групп в социальных сетях, позволяющих с интересом изучать иностранные языки. Осознание острой необходимости повышения мотивации изучения иностранного языка студентами СПО привело к созданию цикла уроков «Английский по песням».
Данная нетрадиционная форма урока развивает навыки чтения, аудирования и говорения студентов за счёт поддержания устойчивого интереса к рабочему материалу урока (видеоролики, интервью с исполнителем песни, интерактивные задания).
Кроме того, уроки данной формы подразумевают использование мобильных устройств (смартфонов или планшетов) для выполнения интерактивных заданий. Таким образом, гаджеты становятся не помехой, а рабочим инструментом урока.
Тема урока: Развитие коммуникативных навыков на уроках иностранного языка с применением интерактивных технологий на примере песни Avril Lavigne “Head above water”.
Цели урока:
Обучающие:
- Активизировать употребление лексики, устойчивых фраз и выражений, встречающихся в песне Avril Lavigne “Head above water”, а также в интервью об истории создания данного произведения, которое дала певица;
- Повторить особенности образования предложений в английском языке;
- Сформировать представление обучающихся об использовании лексической конструкции “too…to…” в английском языке;
- Развивать навыки аудирования.
Воспитательные:
- Прививать умение работать в коллективе и индивидуально;
- Воспитывать культуру поведения;
- Воспитывать трудолюбие и усидчивость.
Развивающие:
- Способствовать развитию и активизации мыслительной деятельности студентов;
- Развивать коммуникативные способности студентов;
- Развивать фонематический слух студентов.
Задачи урока:
сформулировать цели и задачи занятия, найти средства для их реализации;
организовать целенаправленную познавательную деятельность, подготовить обучающихся к усвоению знаний, включить обучающихся в процесс добывания знаний, умений и навыков;
дать конкретные представления об изучаемой теме, а также языковых явлениях, описывающих её;
добиться повышения уровня осмысления изучаемого материала и глубины его понимания, подвести итоги урока;
проанализировать и выставить оценки.
Данный урок развивает следующие Общие Компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
В результате освоения данных Общих Компетенций студент должен уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
В результате освоения данных Общих Компетенций студент должен знать:
лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
Тип урока: совершенствование знаний, отработка умений и навыков.
Вид урока: Практическое занятие.
Межпредметные связи:
- Лечебное дело;
- Сестринское дело.
Внутрипредметные связи: - тема «Present Simple Tense» («Настоящее простое время»), «The construction “too … to …”» («Использование конструкции “Слишком … чтобы…”»)
Основные методы обучения: информационный, продуктивный, репродуктивный.
Частные методы и приёмы: индивидуальная работа, фронтальная.
Материально-техническое оснащение: компьютер, колонки, мультимедийный проектор, компьютерная презентация к уроку, дидактический раздаточный материал (папки с заданиями), обязательное наличие мобильных устройств у студентов.
Методические рекомендации по проведению урока: Данный урок представляет смесь традиционных методов обучения иностранному языку с инновационными, интерактивными. В уроке присутствуют задания разных уровней сложности, начиная от простейших «Прочитай текст» и заканчивая более сложными заданиями с элементами аудирования «Посмотри видеоролик, заполни пропуски услышанными словами» или «Посмотри видеоролик и выполни интерактивное задание (прим.: задание на множественный выбор; задание на поиск лишнего слова в сказанном предложении; задание на составление логически завершённого предложения из отдельных слов)».
Межпредметная связь данного урока с медицинскими дисциплинами обусловлена описываемой коммуникативной ситуацией: популярная певица, тяжело переносившая заболевание «болезнь Лайма», в критический момент описала свои переживания в песне, которая легла в основу и название данного урока. Более того, после выздоровления артистка дала несколько интервью прессе, на видео-отрывка которых строятся задания на совершенствование навыков аудирования.
Проведение данного урока в учебной аудитории предполагает наличие у студентов мобильных устройств: смартфонов, планшетов или ноутбуков. Также желательно наличие личных наушников, для повторного прослушивания аудио-отрывка видеоролика, если остались непонятные моменты после основного прослушивания.
План-конспект урока:
№ п/п | Этапы урока | Содержание этапа |
1 | Организационный этап (5 мин.) Цель этапа: Создание эмоционального настроя на совместную познавательную деятельность. Задачи преподавателя: Подготовить обучающихся к работе на занятии и настроить на эффективную работу на уроке. Задачи обучающихся: Проверить свою готовность к уроку. Метод: Беседа. Критерий достижения цели: Полная готовность группы и оборудования, быстрое включение обучающихся в деловой ритм. | Приветствие, выявление отсутствующих, организация внимания и позитивного настроя обучающихся на занятии. - Good morning, dear students! I’m glad to see all of you! How are you today? Is everything OK? Студенты включаются в иноязычное общение, отвечают на реплики: -Good morning, teacher! Glad to see you too! Записываю на доске дату, заранее уточнив, какое сегодня число и день недели: -What date is it today? And what is the day of the week? Please, open your copy-books and write down the date! Выясняю, кто отсутствует на уроке: -Let’s check up who is absent today… (отмечаю отсутствующих в журнале успеваемости). |
2 | Речевая разминка (5 мин.) Цель этапа: Развить произносительные навыки, настроить артикуляцию студентов на англоязычную речь. Задачи преподавателя: Настроить студентов на урок, разработать речевой аппарат для дальнейшей деятельности, включить в работу студентов посредством фронтального опроса. Задачи обучающихся: Настроиться на англоязычное общение. Метод: Фронтальный опрос. Критерий достижения цели: Фонетически и артикуляционно правильное произношение слов, фраз и предложений на английском языке. | -Итак, давайте начнём урок… -Ok, students, let’s begin our lesson… -I’d like to show you some photos and read some of English proverbs and you should try to guess WHAT and WHO THE THEME of our lesson is connected with! -Я хочу показать вам несколько фотографий и прочитать английских пословиц, а вы постарайтесь догадаться, с чем и кем связана тема нашего сегодняшнего урока! Демонстрация слайдов. Студенты читают пословицы: A good health is better than wealth (Здоровье лучше богатства); Without health no one is rich (Без здоровья никто не богат); Health is not valued till sickness comes (Здоровье не ценят, пока болезнь не придёт); Study sickness while you are well (Изучай болезнь пока здоров); Prevention the sickness is better than cure (Предотвратить проще, чем лечить). Демонстрация фотографий, на которых изображена певица Avril Lavigne: Students, do you know who is that lady? (Студенты, известно ли вам, что это за дама/девушка?) Do you like her songs? Why? Why not? (Нравятся ли вам её песни? Почему? Почему нет?) |
3 | Целеполагание и мотивация (2 мин) Цели этапа: подготовка обучающихся к активному сознательному усвоению знаний; мотивация и принятие студентами цели; мотивация и принятие студентами учебно-познавательной деятельности; постановка познавательной задачи. Метод: Беседа Задачи преподавателя: Помочь студентам сформулировать цель урока и составить план деятельности. Задачи обучающихся: Сформулировать цель урока, записать тему урока в тетрадь. Критерий достижения цели: Активность студентов при использовании знаний, полученных ранее на уроках английского языка; инициатива со стороны обучающихся принять участие в работе на уроке; ответы на вопросы преподавателя. | -Students, have you noticed some key-words in all of these proverbs? What are they? -Заметили ли вы несколько ключевых слов во всех этих пословицах? Что это за слова? Студенты отвечают: -Yes, I have noticed these words. They are: «health» and «sickness» (Да, эти слова «здоровье» и «болезнь»). -How these words are related to this singer? -Каким образом эти слова связаны с этой певицей? Студенты отвечают: -Maybe she was ill?.. (Может быть, она была больна?..) -Yes, you are quite right! And, as you’ve been told before, today we have an unusual lesson. Now try to guess what is the theme of our today’s lesson? -Вы абсолютно правы! Ранее вам было сказано, что сегодня у нас не совсем обычный урок. А теперь постарайтесь догадаться, какая тема нашего сегодняшнего занятия? Студенты высказывают свои предположения. -Yes, you are right. The theme is «Avril Lavigne’s song “Head above water”». -Да, вы правы. Тема сегодняшнего урока «Песня Avril Lavigne “Head above water”». -Let’s write it down into our copy-books! -Давайте запишем её в тетради! Цели сегодняшнего урока: - познакомиться с творчеством Avril Lavigne; - узнать о болезни Лайма и способах инфицирования. И сегодня мы с вами будем: And today we are going to: Read about some interesting biography facts of the singer. | Читать о некоторых интересных фактах из биографии певицы. | Do some exercisers on the topic. | Выполнять упражнения по данной теме | Listen a short audio-track and watch a short video | Прослушаем короткую аудиозапись и посмотрим видео | Remember the rule of using the structure “too…too..” | Вспомним правило использования конструкции «Слишком.., чтобы…» | |
4 | Актуализация опорных знаний (7 мин.) Цели этапа: развивать умения и навыки устной речи; проверить уровень усвоения ранее изученного материала. Метод: Фронтальный опрос. Задачи преподавателя: проверить усвоение ранее изученной лексики и выражений; выявить пробелы в знаниях и устранить их; обеспечить актуализацию опорных знаний и умений по разделу «Диагностика заболеваний» («Diseases diagnosis»). Задачи обучающихся: повторить пройденный материал; закрепить пройденную лексику; проанализировать свои ответы и сделать выводы, если были допущены ошибки. Критерий достижения цели: В ходе оптимального сочетания контроля и самоконтроля студент демонстрирует знание лексики раздела «Диагностика заболеваний» («Diseases diagnosis»). Критерии оценивания ответов обучающихся: «5» - даны верные ответы на все вопросы теста; «4» - допущена одна ошибка при ответе на тестовые задания; «3» - допущены две ошибки в ответах на тестовые задания; «2» - студент не смог правильно ответить на достаточное количество поставленных вопросов. | But before we start our training let’s remember what we have studied during the previous lessons. Но прежде, чем приступить к изучению данной темы, давайте вспомним, что мы изучали на прошлых занятиях. -In order to check the quality of your knowledge, I propose to answer some test questions first. You can find the test papers on your desks. Для проверки качества вашей подготовки к работе предлагаю ответить на вопросы теста. Тест самопроверки находится на ваших партах. Я прочитаю вопросы, а вы выберете наиболее подходящий, на ваш взгляд, ответ. I will read the questions and you should give the most appropriate answer. Вопрос 1: Дайте английский эквивалент словосочетанию «нервная система»: The system of the nervs Nervous system System’s nervous Вопрос 2: Дайте английский эквивалент словосочетанию «быть диагностированным»: To have a diagnosis To had a diagnosis To be diagnosed Вопрос 3: Дайте английский эквивалент выражению «инфекция может распространиться на…»: The infection can spread to The spread can be infected The infection can be spread to Вопрос 4: Дайте русский эквивалент выражению «battling the disease»: Болезненная борьба Борьба с болезнью Болезнь победила Вопрос 5: Дайте русский эквивалент выражению «the most common disease»: Самое распространённое заболевание Наименее распространённое заболевание Неизвестное заболевание Ключ выполнения задания: 1.b, 2.c, 3.a, 4.b, 5.a Проведем самооценку вашей подготовки. И при выявлении неточностей и ошибок, скорректируем свои знания. Критерии оценки следующие: «5» - даны верные ответы на все вопросы теста; «4» - допущена одна ошибка при ответе на тестовые задания; «3» - допущены две ошибки в ответах на тестовые задания; «2» - студент не смог правильно ответить на достаточное количество поставленных вопросов. (на экране правильные варианты ответов с последующими комментариями преподавателя и студентов). |
5 | Введение нового лексического материала (5 мин.) Цели этапа: Осуществить актуализацию новых лексических единиц, основываясь на учебную ситуацию. Метод: Сообщение преподавателя Задачи преподавателя: Ознакомить студентов с новыми лексическими единицами и речевыми оборотами. Задачи обучающихся: Записать новые незнакомые лексические единицы и их перевод на русский язык в тетрадь. Критерий достижения цели: Запись студентами незнакомых лексических единиц, их фонетически и артикуляционно-правильное произношение. | -А сейчас мы проверим вашу интуицию! Возьмите, пожалуйста, первый лист из папок с раздаточным материалом, и попробуйте найти русский эквивалент новых слов на английском языке. Возможно, какие-то слова уже известны вам. -So, let’s match the words to their Russian equivalents! (Студенты, опираясь на остаточные знания, логику и интуицию, в рабочем листе раздаточного материала соединяют английские и русские слова). -And now let’s check whether you were right. You can also look at the Vocabulary into your folders. -Давайте проверим, правы вы или нет. Вы можете также проверить значения слов в Словаре, данном в ваших папках. (Демонстрирую правильный вариант перевода слов на слайдах, также студенты проверяют значения слов в Словаре урока, представленном в рабочих папках). -Please, write down only those words that you did not know before. -Запишите, пожалуйста, только те слова, которые были незнакомы для вас. |
6 | Работа по текстам «About the singer», «About the song», «Head above water» (25 мин.) Цели этапа: Формирование у студентов навыка ответа на поставленные вопросы; формирование умения анализировать полученную информацию и способность использовать её в общении. Развитие навыка понимания устной речи. Метод: Самостоятельная работа. Задачи преподавателя: Организация индивидуальной и парной работы студентов, контроль выполнения послетекстовых упражнений. Задачи обучающихся: Выполняют задания в рабочих тетрадях. Затем, вместе с преподавателем проверяют. Критерий достижения цели: «5» - задание выполнено правильно на 100%, достигнут хороший уровень понимания англоязычной речи. «4» - задание выполнено правильно на 70-80%, допущены неточности или незначительные ошибки при выполнении задания. «3» - задание выполнено с ошибками. Погрешность составляет более 50%. «2» - студент не смог достаточно полно и правильно организовать свою работу, задание не выполнено. | -А сейчас, пожалуйста, откройте папки с раздаточным материалом, и давайте начнём работу с текстом! -Now, students, let’s read the text and do the exercisers! Индивидуальная работа. Назначаю троих студентов читать текст «About the singer». Остальные студенты следят за чтением текста. -Thank you for reading! Now please take your gadgets: mobile phones, tablets or laptops and get ready to do the next tasks! -Спасибо за чтение! А сейчас, пожалуйста, возьмите ваши гаджеты: мобильные телефоны, планшеты или ноутбуки и приготовьтесь к выполнению следующих заданий. -In order to do the next tasks you should scan qr-code. -Для выполнения следующих заданий вам нужно отсканировать qr-код. -Now let’s do task №2. Watch the short interview and fill in the gaps with the missing words. -Посмотрите короткое интервью и заполните пропуски пропущенными словами. -Well done, students! Now let’s do task №3. Watch the video of the song and fill in the gaps with the missing words. -Молодцы! А теперь давайте выполним задание №3. Посмотрим видео клип и заполним пропуски пропущенными словами. Проведём взаимопроверку. Вы можете обменяться работами с вашим соседом по парте. Ключи выполнения задания №2: Very personal and very close to me; To write songs from my bed; And like so emotional; Powerful song; Other people; On different levels; Fighting a disease. Ключи выполнения задания №3: Storm Less More To keep me save Part the sea Hold me close I need you now Stormy weather To fall asleep Критерии оценивания следующие: «5» - задание выполнено правильно на 100%, достигнут хороший уровень понимания англоязычной речи. «4» - задание выполнено правильно на 70-80%, допущены неточности или незначительные ошибки при выполнении задания. «3» - задание выполнено с ошибками. Погрешность составляет более 50%. «2» - студент не смог достаточно полно и правильно организовать свою работу, задание не выполнено. |
7 | Динамическая пауза (1 мин.) Цели этапа: Смена учебной деятельности на уроке. Метод: Репродуктивный. Задачи преподавателя: снятие эмоционального и физического напряжение с помощью двигательного перерыва с использованием стихотворения на английском языке. Задачи обучающихся: Выполняют простые физические упражнения, слушая команды учителя на английском языке. Критерий достижения цели: Правильное выполнение физических упражнений. | -Now students, let’s have a break! Please, stand up, listen to me and do the exercises! -А сейчас давайте сделаем небольшой перерыв! Пожалуйста, встаньте, слушайте меня и выполняйте упражнения! (Студенты слушают команды учителя на английском языке и повторяют простые физические упражнения). Stand up! Clap, clap! Hands up! Clap, clap! Hands down! Turn around! Hop-hop-hop! Stop! Turn left! Clap, clap! Turn right! Clap, clap! Nod your head and turn around! Clap, clap, clap! Now, please, sit down! |
8 | Выполнение лексических упражнений, аудирования (13 мин.) Цели этапа: Развитие навыка понимания лексической конструкции «too…to…». Дальнейшее совершенствование навыков аудирования. Метод: Репродуктивный. Задачи преподавателя: Объяснение правила. Организация прослушивания аудиозаписи. Задачи обучающихся: Внимательно слушают диктора, выполняют задания. Критерий достижения цели: Правильные ответы студентов на контрольные вопросы. | -Now students let’s read at the rule of sing the construction «too…to…». You could notice the using of this construction in the song! -А сейчас, студенты, давайте прочитаем правило использования конструкции «too…to…»/ «слишком…, чтобы…». Вы могли заметит использование этой конструкции в песне. Назначаю студента прочитать правило. А теперь давайте попробуем соединить следующие 5 примером, используя конструкцию «too…to…»/ «слишком…, чтобы…». Опрашиваю 5 студентов. Критерии оценивания: правильные ответы студентов. Tasks №5 and №6 are interactive. In order to do them you should use your gadgets. Задания №5 и №6 являются интерактивными. Для их выполнения вам понадобятся гаджеты (мобильные телефоны, планшеты или ноутбуки). |
9 | Закрепление полученных знаний и умений (12 мин.) Цели этапа: Закрепление полученных знаний на примерах с использованием новых лексических единиц. Метод: Фронтальный опрос. Задачи преподавателя: проведение опроса студентов, оценка выполнения задания, коррекция допущенных ошибок. Задачи обучающихся: Работают индивидуально. После прочтения небольшого текста статьи отвечают на вопросы. Критерий достижения цели: «5» - задание выполнено правильно на 100%, достигнут хороший уровень понимания англоязычной речи. «4» - задание выполнено правильно на 70-80%, допущены неточности или незначительные ошибки при выполнении задания. «3» - задание выполнено с ошибками. Погрешность составляет более 50%. «2» - студент не смог достаточно полно и правильно организовать свою работу, задание не выполнено. | Well done, students. Now let’s look at the 7th task. Молодцы! А сейчас давайте посмотрим на 7-ое задание. Task №7. Read the text and answer the questions. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. The article demonstrates the scientific approach to Lyme disease. You should read it and then answer the questions in the written form. Данная статья демонстрирует научный подход к болезни Лайма. Вы должны прочитать её и ответить на последующие вопросы в устной форме. Критерии оценивания: «5» - задание выполнено правильно на 100%, достигнут хороший уровень понимания англоязычной речи. «4» - задание выполнено правильно на 70-80%, допущены неточности или незначительные ошибки при выполнении задания. «3» - задание выполнено с ошибками. Погрешность составляет более 50%. «2» - студент не смог достаточно полно и правильно организовать свою работу, задание не выполнено. |
10 | Постановка домашнего задания (2 мин.) Цели этапа: сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность. Метод: Объяснение преподавателя. Задачи преподавателя: определить рациональный объем домашнего задания, сформулировать в доступной форме задание, дать необходимые рекомендации по выполнению. Задачи обучающихся: Запись домашнего задания в тетрадях. Критерий достижения цели: Полное представление того, что надо сделать дома к следующему уроку. | -Ребята, сегодня мы познакомились с творчеством певицы Avril Lavigne, узнали её отношение к болезни Лайма, мы прочувствовали её эмоции, мы сопереживали ей. Но на данном этапе наше изучение болезни Лайма не заканчивается. Вашим домашним заданием является работа с и филлвордом. Пожалуйста, найдите его в раздаточном материале. -Your home task is “Wordsearch” or “Fillword”. Remember the meaning of the following words and then do the word-search task. -Задание выполните письменно, дома, выписав в тетрадь перевод найденных слов. |
11 | Выставление оценок. Рефлексия (3 мин.) Цели этапа: Выставить оценки за урок. Провести анализ эмоционального состояния и активности студентов в процессе урока. Метод: Письменный опрос. Задачи преподавателя: Оценить процесс и результат деятельности, выставить оценки за урок. Задачи обучающихся: Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Заполняют бюллетень «My Emotions». | -Итак, наше занятие подходит к концу. Я всех вас благодарю за работу, вы все хорошо себя показали, активно работали, отвечали на вопросы, а главное помогали друг другу. Давайте узнаем, какие оценки вы получили за свою работу. (Оглашение оценок, выставление в журнал). Подведём итоги урока. Чему вы сегодня научились? Что нового узнали? Студенты отвечают. Какая была цель урока? Кто помнит? (- познакомиться с творчеством Avril Lavigne; - узнать о болезни Лайма и способах инфицирования). Цель достигнута? (да..) Пожалуйста, в раздаточном материале найдите лист «My Emotions» и выберете графу, соответствующую вашему впечатлению от урока. Вы также можете написать свой комментарий на русском или английском языке. Я вами очень довольна. Всем спасибо!!! Занятие окончено! До свидания! Have a nice day! Good-bye!!! |