СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подробный и краткий пересказ ( на примере русской народной сказки " У страха глаза велики")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация будет полезна как для урока литературного чтения.так и для докладов на МО учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Подробный и краткий пересказ ( на примере русской народной сказки " У страха глаза велики")»

Подробный и краткий пересказ (на примере русской народной сказки «У страха глаза велики»)   Выполнила Баранцева Галина Васильевна,  учитель начальных классов МКОУ Шубинская СОШ

Подробный и краткий пересказ

(на примере русской народной сказки «У страха глаза велики»)

Выполнила Баранцева Галина Васильевна,

учитель начальных классов МКОУ Шубинская СОШ

  ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ Понятие «речевая деятельность». Основные положения речевой деятельности в соответствии с ООП НОО. Планируемые результаты речевой деятельности в соответствии с ООП НОО. Методы и приёмы работы при подготовке краткого и подробного пересказа. Проектирование урока по литературному чтению в соответствии с темой Проектирование занятия по подготовке к подробному и краткому пересказу

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

  • Понятие «речевая деятельность». Основные положения речевой деятельности в соответствии с ООП НОО.
  • Планируемые результаты речевой деятельности в соответствии с ООП НОО.
  • Методы и приёмы работы при подготовке краткого и подробного пересказа.
  • Проектирование урока по литературному чтению в соответствии с темой
  • Проектирование занятия по подготовке к подробному и краткому пересказу
« Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой (друг с другом)». И.А. Зимняя

« Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой (друг с другом)».

И.А. Зимняя

"В любой деятельности, можно выделить одинаковые структурные компоненты. В ней есть четыре этапа:

а) этап ориентировка в условиях деятельности;

б) этап выработки плана в соответствии с результатами ориентировки;

в) этап осуществления (реализации) этого плана;

г) этап контроля, т.е. проверки соответствия продукта замыслу, достигнутого результата запланированному».

(А.А. Леонтьев)

Фаза речевой деятельности Речевые умения Ориентировка Планирование (составление программы) (в условиях и задачах общения; Умение определять (осмысливать) объем содержания и границы сочинения. Умение подчинить свое изложение и сочинение основной мысли. Реализация программы в содержании высказывания) Умение собирать материал для сочинения. Умение систематизировать собранный материал, приводить его в порядок т.е. отбирать нужное и определять последовательность его расположения в сочинении. Умение строить сочинения разных видов (повествования, описания, рассуждения). Умение выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко. Контроль Умение совершенствовать написанное.

Фаза речевой деятельности

Речевые умения

Ориентировка

Планирование (составление программы)

(в условиях и задачах общения;

  • Умение определять (осмысливать) объем содержания и границы сочинения.
  • Умение подчинить свое изложение и сочинение основной мысли.

Реализация программы

в содержании высказывания)

  • Умение собирать материал для сочинения.
  • Умение систематизировать собранный материал, приводить его в порядок т.е. отбирать нужное и определять последовательность его расположения в сочинении.
  • Умение строить сочинения разных видов (повествования, описания, рассуждения).
  • Умение выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко.

Контроль

  • Умение совершенствовать написанное.

ФИЛОЛОГИЯ Основные задачи реализации содержания Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способ­ностей к творческой деятель­ности.

ФИЛОЛОГИЯ

Основные задачи

реализации содержания

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способ­ностей к творческой деятель­ности.

РУССКИЙ ЯЗЫК Содержательная линия «Развитие речи» Выпускник научится: оценивать правильность (уместность) выбора языковых  и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,  в быту; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение и аргументировать его; самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста; сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
  • выражать собственное мнение и аргументировать его;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться: создавать тексты по предложенному заголовку; подробно или выборочно пересказывать текст; пересказывать текст от другого лица; составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Творческая деятельность (только для художественных текстов) Выпускник научится: создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями; составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Подробный пересказ  – вид пересказа, при котором прочитанное (или услышанное) необходимо передать как можно полнее, сохранить композицию, логику, синтаксис, лексику. При подготовке к подробному пересказу используются различные опоры в виде различных планов пересказа: вопросный план, цитатный план, иллюстративный план (рисунки, слайды), схематичный план, символический условно-графический план, план из опорных слов или предложений, план из озаглавленных частей текста и т.п.

Подробный пересказ  – вид пересказа, при котором прочитанное (или услышанное) необходимо передать как можно полнее, сохранить композицию, логику, синтаксис, лексику. При подготовке к подробному пересказу используются различные опоры в виде различных планов пересказа: вопросный план, цитатный план, иллюстративный план (рисунки, слайды), схематичный план, символический условно-графический план, план из опорных слов или предложений, план из озаглавленных частей текста и т.п.

 По каким критериям можно определить, достигли ли цели?  Текст соответствует теме и главной мысли. В тексте сохранена последовательность событий. В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности. В тексте присутствует описание с подробными деталями.

По каким критериям можно определить, достигли ли цели?

  • Текст соответствует теме и главной мысли.
  • В тексте сохранена последовательность событий.
  • В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.
  • В тексте присутствует описание с подробными деталями.
По каким критериям можно определить, достигли ли цели?  Текст соответствует теме и главной мысли. В тексте сохранена последовательность событий. В тексте перечислены основные события, в наличие - детали, подробности.

По каким критериям можно определить, достигли ли цели?

  • Текст соответствует теме и главной мысли.
  • В тексте сохранена последовательность событий.
  • В тексте перечислены основные события, в наличие - детали, подробности.
Какие умения необходимы для работы над подробным пересказом? уметь определять жанр произведения; уметь устанавливать последовательность событий в тексте; уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия; уметь делить текст на смысловые части; уметь составлять план текста; уметь включать в текст авторские слова и выражения; уметь включать в текст средства художественной выразительности; уметь исключать подробности в каждой части плана.

Какие умения необходимы для работы над подробным пересказом?

  • уметь определять жанр произведения;
  • уметь устанавливать последовательность событий в тексте;
  • уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия;
  • уметь делить текст на смысловые части;
  • уметь составлять план текста;
  • уметь включать в текст авторские слова и выражения;
  • уметь включать в текст средства художественной выразительности;
  • уметь исключать подробности в каждой части плана.
УМЕНИЯ Уметь определять жанр произведения. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ Определить … Уметь устанавливать последовательность событий в тексте. Установить … Уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия. Уметь делить текст на смысловые части. Определить … Разделить … Уметь составлять план текста. Составить … Уметь последовательно, сохраняя авторскую лексику и средства художественной выразительности, составлять текст Находить в тексте …

УМЕНИЯ

Уметь определять жанр произведения.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Определить …

Уметь устанавливать последовательность событий в тексте.

Установить …

Уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия.

Уметь делить текст на смысловые части.

Определить …

Разделить …

Уметь составлять план текста.

Составить …

Уметь последовательно, сохраняя авторскую лексику и средства художественной выразительности, составлять текст

Находить в тексте …

ПЛАН РАБОТЫ  Определить  жанр произведения. Установить  последовательность событий в тексте. Определить  тему текста, главную мысль и смысл заглавия. Разделить  текст на смысловые части. Составить  план текста. Найти в тексте авторские слова и выражения, средства художественной выразительности.

ПЛАН РАБОТЫ

  • Определить жанр произведения.
  • Установить последовательность событий в тексте.
  • Определить тему текста, главную мысль и смысл заглавия.
  • Разделить текст на смысловые части.
  • Составить план текста.
  • Найти в тексте авторские слова и выражения, средства художественной выразительности.
Что значит «пересказать кратко»? Пересказать текст кратко (сжато) – перечислить его основные события, исключив описание, детали, подробности.

Что значит «пересказать кратко»?

Пересказать текст кратко (сжато) – перечислить его основные события, исключив описание, детали, подробности.

 По каким критериям можно определить, достигли ли цели?  Текст соответствует теме и главной мысли. В тексте сохранена последовательность событий. В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности. В тексте присутствует описание с подробными деталями.

По каким критериям можно определить, достигли ли цели?

  • Текст соответствует теме и главной мысли.
  • В тексте сохранена последовательность событий.
  • В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.
  • В тексте присутствует описание с подробными деталями.
По каким критериям можно определить, достигли ли цели?  Текст соответствует теме и главной мысли. В тексте сохранена последовательность событий. В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.

По каким критериям можно определить, достигли ли цели?

  • Текст соответствует теме и главной мысли.
  • В тексте сохранена последовательность событий.
  • В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.
Какие умения необходимы для работы над кратким пересказом? уметь определять жанр произведения; уметь устанавливать последовательность событий в тексте; уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия; уметь делить текст на смысловые части; уметь составлять план текста; уметь исключать подробности в каждой части плана.

Какие умения необходимы для работы над кратким пересказом?

  • уметь определять жанр произведения;
  • уметь устанавливать последовательность событий в тексте;
  • уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия;
  • уметь делить текст на смысловые части;
  • уметь составлять план текста;
  • уметь исключать подробности в каждой части плана.
УМЕНИЯ Уметь определять жанр произведения. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ Определить … Уметь устанавливать последовательность событий в тексте. Установить … Уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия. Уметь делить текст на смысловые части. Определить … Разделить … Уметь составлять план текста. Составить … Уметь исключать подробности в каждой части текста. Исключить …

УМЕНИЯ

Уметь определять жанр произведения.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Определить …

Уметь устанавливать последовательность событий в тексте.

Установить …

Уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия.

Уметь делить текст на смысловые части.

Определить …

Разделить …

Уметь составлять план текста.

Составить …

Уметь исключать подробности в каждой части текста.

Исключить …

ПЛАН РАБОТЫ  Определить  жанр произведения. Установить  последовательность событий в тексте. Определить  тему текста, главную мысль и смысл заглавия. Разделить  текст на смысловые части. Составить  план текста. Исключить  подробности в каждой части текста.

ПЛАН РАБОТЫ

  • Определить жанр произведения.
  • Установить последовательность событий в тексте.
  • Определить тему текста, главную мысль и смысл заглавия.
  • Разделить текст на смысловые части.
  • Составить план текста.
  • Исключить подробности в каждой части текста.
2 КЛАСС

2 КЛАСС

Работа с текстом. 2 класс № п/п Тема 1 Тема текста 2 План текста 3 Герои текста 4 Пересказ текста 5 Подготовка проекта

Работа с текстом. 2 класс

п/п

Тема

1

Тема текста

2

План текста

3

Герои текста

4

Пересказ текста

5

Подготовка проекта

Воспроизведение на основе основных событий (Кто герои? Что случилось? Чем закончилось?) Восстанови последовательность иллюстраций:

Воспроизведение на основе основных событий

(Кто герои? Что случилось? Чем закончилось?)

Восстанови последовательность иллюстраций:

Основные события сказки для краткого пересказа У страха глаза велики: чего нет и то видят. Пошли водоносы за водой Испугались водоносы зайца и домой побежали

Основные события сказки для краткого пересказа

У страха глаза велики: чего нет и то видят.

Пошли водоносы за водой

Испугались водоносы зайца и домой побежали

События сказки для подробного пересказа

События сказки для подробного пересказа

Прочитайте. Вычеркните детали, оставьте основные события. На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-квохтушка да мышка-хлопотушка.   Бабушка со внучкой хозяйничали во всей избе, курочка — за печкой, а мышка — в норке.   Бабушка каждый день за водой ходила, и внучка воду носила, и курочка к себе за печку воду таскала, и мышка водицу добывала. У бабушки были вёдра бо-о-льшие, у внучки — поменьше, у курочки были ведёрки с огурчик, у мышки ведёрочки с напёрсточек.

Прочитайте. Вычеркните детали, оставьте основные события.

На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-квохтушка да мышка-хлопотушка. Бабушка со внучкой хозяйничали во всей избе, курочка — за печкой, а мышка — в норке. Бабушка каждый день за водой ходила, и внучка воду носила, и курочка к себе за печку воду таскала, и мышка водицу добывала. У бабушки были вёдра бо-о-льшие, у внучки — поменьше, у курочки были ведёрки с огурчик, у мышки ведёрочки с напёрсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа из поросячьего копытца. Бабушка воду зачерпнёт, домой понесёт. А вёдра-то у неё трех-тре-ех! Вода из вёдер пле-ех, пле-ех! Да на землю ручейками. А внучка-то за бабушкой поторапливается. Ведёрки у неё трех-трех! Водица из ведёрок плех-плех, плех-плех! Да на землю струйками, струйками… Курочка за внучкой спешит. Ведёрки у неё трех-трех-трех!.. Водичка-то на землю плех-плех-плех — ниточкой, ниточкой… Мышка бежит, торопится. Ведёрочки-то у неё трех-трех-трех-трех! Водичка-то на землю кап-кап-кап — капелькой, капелькой… Так-то они и носили воду. Раз пошли они все четверо по воду. Зачерпнули воды, домой идут. Впереди бабушка выступает, за бабушкой внучка поспевает, за внучкой курочка спешит, за курочкой мышка бегом бежит… А в сторонке, в зелёном садочке, под яблонькой зайка отдыхал да и задремал. А на яблоньке, на длинной веточке, на коротеньком сучочке яблочко висело. Давно оно поспело. Надоело ему висеть.  — Эх, — думает яблочко, — кто бы яблоньку тряхнул, да мне бы, спелому яблочку, помог бы с веточки упасть!.. А тут и налети и ветерок-непоседа. Яблоньку тряхнул, веточки качнул, а спелое яблочко с веточки бу-ух! Да зайке по носу!

 Зайка спросонья вскочил… Со страху ничего не видит, ничего не понимает…     — Ой, батюшки! Охотники! Стреляют! — Да бежать…   А на встречу ему шли бабушка со внучкой, с курочкой и с мышкой. Все с вёдрами, с коромыслами да с водичкой…  Зайка с перепугу, со всего разбегу, им прямо под ноги!.. Старушку повалил, внучку подкосил, курочку перевернул на спинку, мышку лапкой прижал… Да и был таков!   А у наших водоносов вёдра раскатились, вода разлилась, коромысла в сторону отлетели… Шуму-то, грому… Со страху они никак не опомнятся! Насилу поднялись да домой бежать!..   Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку схоронилась, курочка за печку забилась, а мышка в норке дрожмя дрожит.

Зайка спросонья вскочил… Со страху ничего не видит, ничего не понимает…   — Ой, батюшки! Охотники! Стреляют! — Да бежать… А на встречу ему шли бабушка со внучкой, с курочкой и с мышкой. Все с вёдрами, с коромыслами да с водичкой…

Зайка с перепугу, со всего разбегу, им прямо под ноги!.. Старушку повалил, внучку подкосил, курочку перевернул на спинку, мышку лапкой прижал… Да и был таков! А у наших водоносов вёдра раскатились, вода разлилась, коромысла в сторону отлетели… Шуму-то, грому… Со страху они никак не опомнятся! Насилу поднялись да домой бежать!.. Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку схоронилась, курочка за печку забилась, а мышка в норке дрожмя дрожит.

Бабушка сидит на лавке, со страху-то у неё в головушке помутилось. Никак она не поймёт, что за зверь такой ей под ноги шарахнулся?  — Не иначе как медведище! И как я ещё, старая, жива-то осталась! Внучка у неё за спиной в голос плачет:  — Бабушка, волчище-то какой на меня наскочил! Глазищи-то, что свечки горят! Зубами щёлкает, а хвост-то какой! Я думала он съест меня! Курочка за печкой затаилась, головку под крыло спрятала, сама себе не верит, что уцелела. «Ну и лисица, — думает, — как это она меня упустила?! Ведь этакой второй лисы и не найдёшь!» А мышка под печкой в норке дрожмя дрожит. Ей кот-разбойник чудится: «Ну и котище был! откуда такой взялся?! Глазищи-то, усищи какие! Лапищей-то он меня как притянул — думала я, смерть мне! Как это я от него, от такого, да укатилась?!» А зайка серенький в лес прибежал, под кустик забился, лежит, вздохнуть боится, а сам думу думает: «Охотники как подстерегли-то меня ! И сколько их было!.. Да все с ружьями, с трещотками! Как только меня ноги унесли?! Хорошо, что дóлги выросли!» Так-то вот мои детушки . С той поры, с того времечка и говорят люди добрые:  — У страха глаза велики — чего нет, и то видят!

Планируемый результат: Называть особенности сказки. Наблюдать за языком произведений устного народного творчества. Пересказывать сказки

Планируемый результат:

  • Называть особенности сказки.
  • Наблюдать за языком произведений устного народного творчества.
  • Пересказывать сказки
1 . Назови героев сказки (или выбери иллюстрации, которые указывают на героев сказки). 2. Как их называют в сказке? Почему их так называют? Объясните. 3. Как начинается сказка? Что произошло? 4. Какие картины представили водоносы? 5. Какая пословица в конце сказки? Что она объясняет?

1 . Назови героев сказки (или выбери иллюстрации, которые указывают на героев сказки).

2. Как их называют в сказке? Почему их так называют? Объясните.

3. Как начинается сказка? Что произошло?

4. Какие картины представили водоносы?

5. Какая пословица в конце сказки? Что она объясняет?

? ? ? ? ? БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

?

?

?

?

?

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!