СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

- закрепить знания о главных членах предложения, учить находить в тексте основу предложения, отработка правил орфографии;

- формировать навыки межличностного общения при решении единой задачи;

- развивать речь, учить составлять предложения, выделять главную мысль в предложении;

- воспитывать интерес к русскому языку.

Просмотр содержимого документа
««Подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения».»

Урок русского языка в 4 А классе

Учитель: Пупкова Наталья Григорьевна

Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения».

Тип урока: Комбинированный урок.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.


(Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знаниЙ)


Цели:

- закрепить знания о главных членах предложения, учить находить в тексте основу предложения, отработка правил орфографии;

- формировать навыки межличностного общения при решении единой задачи;

- развивать речь, учить составлять предложения, выделять главную мысль в предложении;

- воспитывать интерес к русскому языку.


Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять грамматические основы в предложениях, опре­делять, какой частью речи они выражены, устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов, получат возможность научиться аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, делать выводы, сравнивать, понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности, умение включаться в обсуждение проблем поискового характера.


Оборудование: электронное приложение к учебнику «Русский язык» 4 класс, проектор, интерактивная доска, рабочая тетрадь, карточки,.


УУД

Регулятивные:

  1. Волевая саморегуляция

  2. Постановка учебной задачи

  3. Целеполагание

  4. Контроль

  5. Оценка

Познавательные:

  1. постановка и решение проблем

  2. поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для сравнения объектов

  3. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

  4. осознанное и произвольное построение речевого высказывания

  5. построение логической цепочки,

  6. структурирование знаний,

  7. контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

  1. развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к дружбе.

  2. развитие познавательных интересов, способность связывать успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

  3. способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

  4. формирование установки на здоровый образ жизни.

  5. развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

Коммуникативные:

1. умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

2. эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.

3. умение договариваться, находить общее решение.

4. умение аргументировать свое мнение, убеждать, умение слушать собеседника.





Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся

Подготовка к ВПР


I.Организа-

ционный момент








Минутка чистописания

1.Мозговой штурм.

- Назовите слово, в котором нет звука Г.

Горизонт, гладкий, разговор, сапог

- Назовите слово, в котором согласные только мягкие.

Частый, чашка, честный, чаща, лес

- В каком слове звуков меньше, чем букв.

Приходит, весёлый, листья, осень

Пп  пр ре ед дл ло  ож же ен ни ие

  - Соберите слово из буквосочетаний.

 - Что получилось?

 Запишите это слово.

- Сколько слогов в этом слове? Почему?

 - Какой слог ударный?

 - Сколько букв в этом слове?

 - Сколько звуков?

 - Почему звуков больше, чем букв?


Дают устные ответы.


сапог




чаща


осень



Предложение.

Фонетический состав слов



II.Актуали-зация опорных знаний

2. Орфографическая минутка.

На доске предложения:

(Не) л..тают мохнатые шмели. (Не) б..гут по тр..пинкам трудолюбивые муравьи. Наступила поз..няя осень.

- Сколько орфограмм надо вспомнить для записи этих предложений? Какие?

- Запишите эти предложения, выполняя орфографическую задачу.

- Проверим, правильно ли вы написали. Оцените свою работу.



-Обратите внимание на выделенное предложение. Придумайте, какие задания можно ещё выполнить? (Слайд 4)

(Выполнение одного из предложенных заданий по группам)


Ученики включаются в работу, давая устные ответы с объяснениями.


Предполагаемые ответы:

- 3орфоргаммы

- Правописание глаголов с частицей НЕ;

Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;

Правописание слов с непроизносимым согласным.


Самопроверка.



Правописание слов.


Умение выполнять самопроверку при списывании предложений.


Отработка:- обозначение основы предложения;

частей речи;

грамматических признаков частей речи.


III.Сообще-ние темы и цели урока

Организация подводящего диалога.

Давайте составим предложения, если получится:

1. Растут, красивые, на, поляне.

2. Ёжик, грибы, в, лесу.

3. Птицы, гнезда, вьют.

- Почему у нас получилось составить только одно предложение?

- Почему с 1 группой слов не получилось составить предложение?

- Чего не хватает в предложении?

- Какого члена предложения в нем не хватает?

- Какое подлежащее можно вставить в предложение?

-Теперь получилось предложение? Почему?

- Почему со 2 группой слов не получилось составить предложение?

- О чем или о ком это предложение?

- Что говорится о ежике?

- Какого члена предложения в нем не хватает?

- Какое сказуемое мы можем вставить в это предложение?

- Теперь получилось предложение? Почему?

- Чем мы руководствуемся, чтобы правильно составить предложение?

- Что такое основа предложения?


- Определите тему урока.

- Какие задачи перед собой поставим?

- Что мы сегодня будем повторять? (Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое)

Ученики высказывают свои предположения,





обращают внимание на то, что из слов 1 и 2 групп невозможно составить предложение, т.к. в них недостаточно слов,














- Определением предложения: Предложение - это слово или несколько слов связанных между собой по смыслу.

Подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения.


формулируют тему урока:

Главные члены предложения.

Задачи: отработать навык определения грамматической основы предложения.

Навык составления предложений при выполнении творческого задания (16)


IV. Работа по теме урока






























Физминут-

ка

Составление опорного кластера.

- Какие члены предложения называются главными?

- Что обозначает подлежащее и на какой вопрос оно отвечает?

- Чем чаще всего выражено в предложении подлежащее ?

- Что обозначает сказуемое и на какие вопросы оно отвечает?

- Чем в предложении выражено сказуемое?(Слайд 6)


ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ



ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ


(существительное (глагол)

или местоимение)

(Слайд 7)

- Как иначе можно назвать подлежащее и сказуемое?

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ



ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ


(существительное (глагол)

и ли местоимение


ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ


2. Применение полученных знаний

1)Работа по учебнику С.61 упр.90.

Спишите выделенные предложения.



Отвечая на вопросы, составляют кластер на доске из подготовленных карточек.


















Формулируют вывод, что главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) – это и есть грамматическая основа предложения.



Записывают выделенные предложения.

Обозначают изученные орфограммы, обосновывают выбор написания, анализируют, формулируют выводы наблюдений.

Выделяют основу предложений (у доски).




Отработка знаний о грамматической основе предложения.



























Отработка выделения грамматической основы предложения



V.Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуть, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо стать


Повторяют слова и движения.



VI.Закрепление изученного материала

1. Учимся исправлять ошибки.

1. Мама с блестящими пуговицами купила пальто.

2. К карусели с красным бантиком подбежала девочка.

3. Мальчик купил попугая в белой кепке.

4. Узкая избушка привела нас к дорожке. (Слайд 10)



Запишите одно из исправленных предложений, обозначьте грамматическую основу.





2. Работа по учебнику стр. 61 №91 (устно)



Устная фронтальная работа при исправлении 1-4 предложений .


Самостоятельная запись одного предложения, определение основы предложения.


Предполагаемый заголовок:

«Утро», «Раннее утро».


Используя слова для выбора, составляют текст.

Незаметно зажглась на небе тонкая полоска зари. Она всё разгоралась. Утренний ветерок прошумел в верхушках берёз. Тонким перезвоном отозвались ему высокие сосны.


- Получился художественный текст.


Составление правильных речевых высказываний. Т.З.(16)







Подбор синонимов (10)


VII.Итог урока

- Какие знания и навыки отрабатывали сегодня на уроке?

- Что обозначает словосочетание «Главные члены предложения»?

- Какие правила орфографии повторили?


Проговаривают тему, правила орфографии, анализируют усвоение материала (что получилось и что не получилось, почему?).



VIII.Домашнее задание

Домашнее задание: Составить 4 предложения на тему «Сбор урожая». Подчеркнуть грамматическую основу. (Слайд 12)


Записывают в дневник.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!