Урок русского языка в 4 А классе
Учитель: Пупкова Наталья Григорьевна
Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения».
Тип урока: Комбинированный урок.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
(Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знаниЙ)
Цели:
- закрепить знания о главных членах предложения, учить находить в тексте основу предложения, отработка правил орфографии;
- формировать навыки межличностного общения при решении единой задачи;
- развивать речь, учить составлять предложения, выделять главную мысль в предложении;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять грамматические основы в предложениях, определять, какой частью речи они выражены, устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов, получат возможность научиться аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, делать выводы, сравнивать, понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности, умение включаться в обсуждение проблем поискового характера.
Оборудование: электронное приложение к учебнику «Русский язык» 4 класс, проектор, интерактивная доска, рабочая тетрадь, карточки,.
УУД
Регулятивные:
Волевая саморегуляция
Постановка учебной задачи
Целеполагание
Контроль
Оценка
Познавательные:
постановка и решение проблем
поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для сравнения объектов
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
осознанное и произвольное построение речевого высказывания
построение логической цепочки,
структурирование знаний,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные:
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к дружбе.
развитие познавательных интересов, способность связывать успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
формирование установки на здоровый образ жизни.
развитие эмоционально-нравственной отзывчивости
Коммуникативные:
1. умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
2. эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.
3. умение договариваться, находить общее решение.
4. умение аргументировать свое мнение, убеждать, умение слушать собеседника.
Этапы урока | Содержание учебного материала | Деятельность учащихся | Подготовка к ВПР | |
I.Организа- ционный момент Минутка чистописания | 1.Мозговой штурм. - Назовите слово, в котором нет звука Г. Горизонт, гладкий, разговор, сапог. - Назовите слово, в котором согласные только мягкие. Частый, чашка, честный, чаща, лес - В каком слове звуков меньше, чем букв. Приходит, весёлый, листья, осень Пп пр ре ед дл ло ож же ен ни ие - Соберите слово из буквосочетаний. - Что получилось? - Запишите это слово. - Сколько слогов в этом слове? Почему? - Какой слог ударный? - Сколько букв в этом слове? - Сколько звуков? - Почему звуков больше, чем букв? | Дают устные ответы. сапог. чаща осень Предложение. | Фонетический состав слов | |
II.Актуали-зация опорных знаний | 2. Орфографическая минутка. На доске предложения: (Не) л..тают мохнатые шмели. (Не) б..гут по тр..пинкам трудолюбивые муравьи. Наступила поз..няя осень. - Сколько орфограмм надо вспомнить для записи этих предложений? Какие? - Запишите эти предложения, выполняя орфографическую задачу. - Проверим, правильно ли вы написали. Оцените свою работу. -Обратите внимание на выделенное предложение. Придумайте, какие задания можно ещё выполнить? (Слайд 4) (Выполнение одного из предложенных заданий по группам) | Ученики включаются в работу, давая устные ответы с объяснениями. Предполагаемые ответы: - 3орфоргаммы - Правописание глаголов с частицей НЕ; Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением; Правописание слов с непроизносимым согласным. Самопроверка. | Правописание слов. Умение выполнять самопроверку при списывании предложений. Отработка:- обозначение основы предложения; частей речи; грамматических признаков частей речи. | |
III.Сообще-ние темы и цели урока | Организация подводящего диалога. Давайте составим предложения, если получится: 1. Растут, красивые, на, поляне. 2. Ёжик, грибы, в, лесу. 3. Птицы, гнезда, вьют. - Почему у нас получилось составить только одно предложение? - Почему с 1 группой слов не получилось составить предложение? - Чего не хватает в предложении? - Какого члена предложения в нем не хватает? - Какое подлежащее можно вставить в предложение? -Теперь получилось предложение? Почему? - Почему со 2 группой слов не получилось составить предложение? - О чем или о ком это предложение? - Что говорится о ежике? - Какого члена предложения в нем не хватает? - Какое сказуемое мы можем вставить в это предложение? - Теперь получилось предложение? Почему? - Чем мы руководствуемся, чтобы правильно составить предложение? - Что такое основа предложения? - Определите тему урока. - Какие задачи перед собой поставим? - Что мы сегодня будем повторять? (Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое) | Ученики высказывают свои предположения, обращают внимание на то, что из слов 1 и 2 групп невозможно составить предложение, т.к. в них недостаточно слов, - Определением предложения: Предложение - это слово или несколько слов связанных между собой по смыслу. Подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения. формулируют тему урока: Главные члены предложения. Задачи: отработать навык определения грамматической основы предложения. | Навык составления предложений при выполнении творческого задания (16) | |
IV. Работа по теме урока Физминут- ка | Составление опорного кластера. - Какие члены предложения называются главными? - Что обозначает подлежащее и на какой вопрос оно отвечает? - Чем чаще всего выражено в предложении подлежащее ? - Что обозначает сказуемое и на какие вопросы оно отвечает? - Чем в предложении выражено сказуемое?(Слайд 6) ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ (существительное (глагол) или местоимение) (Слайд 7) - Как иначе можно назвать подлежащее и сказуемое? ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ (существительное (глагол) и ли местоимение ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ 2. Применение полученных знаний 1)Работа по учебнику С.61 упр.90. Спишите выделенные предложения. | Отвечая на вопросы, составляют кластер на доске из подготовленных карточек. Формулируют вывод, что главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) – это и есть грамматическая основа предложения. Записывают выделенные предложения. Обозначают изученные орфограммы, обосновывают выбор написания, анализируют, формулируют выводы наблюдений. Выделяют основу предложений (у доски). | Отработка знаний о грамматической основе предложения. Отработка выделения грамматической основы предложения | |
|
V.Физкультминутка | Раз — подняться, потянуться, Два — нагнуть, разогнуться, Три — в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место тихо стать | Повторяют слова и движения. | | |
VI.Закрепление изученного материала | 1. Учимся исправлять ошибки. 1. Мама с блестящими пуговицами купила пальто. 2. К карусели с красным бантиком подбежала девочка. 3. Мальчик купил попугая в белой кепке. 4. Узкая избушка привела нас к дорожке. (Слайд 10) Запишите одно из исправленных предложений, обозначьте грамматическую основу. 2. Работа по учебнику стр. 61 №91 (устно) | Устная фронтальная работа при исправлении 1-4 предложений . Самостоятельная запись одного предложения, определение основы предложения. Предполагаемый заголовок: «Утро», «Раннее утро». Используя слова для выбора, составляют текст. Незаметно зажглась на небе тонкая полоска зари. Она всё разгоралась. Утренний ветерок прошумел в верхушках берёз. Тонким перезвоном отозвались ему высокие сосны. - Получился художественный текст. | Составление правильных речевых высказываний. Т.З.(16) Подбор синонимов (10) | |
VII.Итог урока | - Какие знания и навыки отрабатывали сегодня на уроке? - Что обозначает словосочетание «Главные члены предложения»? - Какие правила орфографии повторили? | Проговаривают тему, правила орфографии, анализируют усвоение материала (что получилось и что не получилось, почему?). | | |
VIII.Домашнее задание | Домашнее задание: Составить 4 предложения на тему «Сбор урожая». Подчеркнуть грамматическую основу. (Слайд 12) | Записывают в дневник. | | |