Одним из принципов воспитания и образования нашей школы является принцип патриотизма – воспитание и образование осуществляется на основе уважения, любви, преданности к своей Родине. Педагогический коллектив нашей школы в воспитательной системе использует идею величия и богатства родной земли : любовь к малой родине, историческое прошлое, быт, культуру и традиции Донской земли.
Донское казачество имеет свою многовековую историю, полную героических страниц, трагических ошибок, гражданского отношения к воинской службе и воинскому долгу. Сегодня возрождающееся казачество вновь становится активным творцом настоящего и будущего России.
Школа работает над проблемой « Возрождение донского казачества через введение в содержание образования казачьего регионального компонента. Воспитание школьников на традициях казачьей культуры».
В учебный план нашей школы на протяжении нескольких лет введены такие дисциплины как «История донского казачества» и «Культура донского казачества».
Цель этих курсов – познакомить учащихся с особым укладом жизни и культурными традициями, которые передавались из поколения в поколение.
Чтобы увлечь и заинтересовать учащихся, учителя используют новые формы проведения уроков:
-
Урок-ярмарка, на котором учащиеся представляют блюда донской кухни, рассказывают об истории создания этих блюд, делятся рецептами приготовления и угощают гостей;
-
Урок – «Казачьи обряды», на котором учащиеся изучают различные обряды казаков (проводы в армию, сватовство, свадьба и др.), дают театрализованные постановки этих обрядов;
-
Урок «Игры и забавы донских казаков», на котором учащиеся изучают прибаутки, забавы, игры донских казаков и некоторые из них используют на уроках физкультуры;
-
Урок «Казачья песня». На нем ребята знакомятся с различными казачьими песнями, разучивают их тексты и исполняют их. На такие уроки часто приглашаются местные жители, которые знают и исполняют старые казачьи песни.
-
Урок – моделирование. «Одежда донских казаков».
В курс «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыка» в начальных классах введены элементы регионального казачьего компонента «История Донского края», «Природа Дона», «Песни и сказки Тихого Дона». На уроках истории, географии, технологии, музыки, биологии, изобразительного искусства изучается дополнительный материал, связанный с историей и культурой донского края.
На уроках биологии и географии изучаются флора и фауна донского края, особенности ландшафта.
На уроках изобразительного искусства учащиеся рисуют предметы старины, костюмы донских казаков, пейзажи донского края.
Учащиеся с помощью учителя технологии изготавливают поделки: предметы домашней утвари, выжигают по дереву сцены тематически связанные с культурой донского казачества.
Итогом их работы являются тематические выставки в школе и в районе.
Внеурочная деятельность
Воспитание детей на традициях донского казачества ведётся в нашей школе и во внеурочное время. Классные руководители в каждом классе проводят беседы, лекции, викторины, игры, посвящённые Донскому краю.
Также ежегодно организуются общешкольные мероприятия, которые носят познавательный характер. На таких мероприятиях дети читают стихи донских поэтов, поют песни и танцуют танцы донских казаков, узнают обычаи и заповеди жителей Дона.
Среди проводимых мероприятий хочется отметить следующие: вечер «Казачьи потехи», праздники «Зимние посиделки», «Широкая Масленица», фольклорный праздник «Люблю тебя, казачий край», утренник «Край родной», литературная гостиная «Певец Тихого Дона».
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Чем полнее, глубже будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.
На базе нашей школы создан музей. Руководитель краеведческого кружка Борисова В.С. вместе с учащимися собирает материал о жизни и быте жителей Дона и пополняет коллекцию музейных экспонатов.
Все перечисленные мероприятия в совокупности способствуют привитию у детей любви к родному краю.
Музей.
В школе уже много лет функционирует краеведческий музей. В прошлом году мы отправили документацию по музею в Ростов и нам официально оформили музей.
Экспонаты для музея учащиеся собирают у своих бабушек, родственников, соседей.
Сотрудничество с хуторским музеем. Руководит этим музеем ветеран ВОВ Трехсвояков Николай Петрович.
Договор о передаче его экспонатов в школу.
Память.
Учащиеся школы активно поддерживают связь с ветеранами ВОВ. Поздравляют их с праздниками, приглашают в школу, принимают участие в митинге, посвященном Дню Победы, устраивают для ветеранов концерты.
Земляки.
Несмотря на то, что мы все живем в одном хуторе, и, казалось бы, знаем друг друга, ребята нашей школы пытаются познакомиться с каждым человеком и увидеть в нем что-то особенное, присущее только ему.
Все мы знаем, что в наших краях проходили боевые действия, и мы с ребятами написали книгу «Детство, опаленное войной». Мы посещали тех односельчан, детство которых пришлось на 1941- 45 годы , и просили их рассказать о своей жизни.
Также поддерживаем связь с односельчанами – ветеранами афганской и чеченской воин. Приглашаем их в школу.
Традиции.
В школе создан ансамбль песни и пляски « Казачок». Ребята из ансамбля побывали с концертами не только районе, но и в других городах и станицах.
Учащиеся нашей школы участвовали в фестивале «Здесь гений начинал свой путь», проходивший в станице Каргинской, открывали музыкальной композицией казачий круг, который состоялся в станице Обливской. Участвовали в смотре казачьих войск в г. Новочеркасске, в областном фестивале среди казачьих школ «Казачок», проходивший в городе Белая Калитва.
Совместно с работниками СДК х.Нестёркина учащиеся нашей школы неоднократно показывали для местных жителей концертную программу, в основу которой положены произведения донских казаков. К одному такому празднику была написана песня «Маленьких Российский хуторок», которая впоследствии стала своеобразным гимном нашего хутора.
Изучение родного края
Походы по родным местам, поездки
-Усть-Медведецкий женский монастырь в г. Серафимовичи;
- г. Новочеркасск;
- г. Белая Калитва;
- ст. Вешенская;
-ст. Каргинская