Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по ФФН в 1 классе по теме: "Дифференциация звуков и букв З–С"
Цель занятия: закреплять навыки детей дифференцировать звуки и буквы З – С в слогах, словах, предложениях и связном тексте.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
1. Закреплять знания детей о звуках З-С, нормах их артикуляции.
2. Закреплять умение дифференцировать звуки З-С в словах и предложениях.
3. Продолжать учить соотносить звуки З-С с буквами.
4. Работать над согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.
5. Закреплять умения употреблять слова в нужной форме.
Коррекционно - развивающие:
1.Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
4. Развитие мышления.
5. Развитие связной речи.
Воспитательные:
1. Развитие умения слушать друг друга.
2. Развитие умения формулировать свою мысль, высказывать своё мнение, уважать мнение партнёра.
3. Развитие способностей к самоанализу и самооценке.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Основной этап.
1. Обогащение словарного запаса.
Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в очень интересное место – зоопарк.
– Слово зоопарк - сложное слово, оно состоит из двух частей. Это ЗОО и ПАРК. (На доске картинка со словом “Зоопарк”).
–ЗОО – значит «Зоологический».
– А что такое зоологический парк? (Парк для животных).
– А поедем мы в зоопарк на автобусе.
Дыхательная гимнастика
– Давайте погудим, как автобус. (Вдох носом, выдох с шумом, через рот.)
3. Развитие артикуляционной моторики.
– Чтобы было не скучно в пути, выполним зарядку для губ и языка. (Презентация с упражнениями артикуляционной гимнастики).
2. Закрепление знаний о звуках и буквах.
– Дайте характеристику звуку [з], на письме какой буквой, обозначается звук [з] ?
– А на чем мы ехали в зоопарк? На автобусе.
– Какой последний звук в слове АВТОБУС?
– Дайте характеристику звуку [с].
– На письме какой буквой обозначается [с]?
4. Закрепление слуховой дифференциации (индивидуально).
ЗА – СА – СА
СЫ – ЗЫ – СЫ
ЗУ – ЗУ – СУ
ОСА – ОЗА -ОСА
ЗО – СО – ЗО
СЭ – ЗЭ – ЗЭ
СА – ЗА – СА
ОСУ – ОЗУ – ОЗУ
5. Прежде, чем мы пойдем смотреть животных, мы выполним еще одно задание. Ребята, сейчас проверим, какие вы внимательные. Если услышите [з] – поднимите карточку с буквой З, а если услышите [с] – карточку с буквой С.
П, Н, В, З, Т, С, ЗА, СО, КА, СЫ, ТЫ, ЗЫ, УС, СУП, ЗУБ, ПОРТ, ЗОНТ, САНИ, УЗОР, КУСТЫ, УКУСЫ, НЕЗНАЙКА.
6. Дифференциация звуков в словах.
– Ребята, животные в зоопарке забежали все в одну большую клетку. Давайте поможем работникам зоопарка расселить животных в нужные клетки. Клетки в зоопарке расположены интересно.
Справа – животные в названиях, которых есть звук [з], а слева – животные, в названиях которых звук [с]. Расположите животных и птиц по наличию звуков. (Дети по очереди выходят к доске).
ЗУБР, БИЗОН, ЗМЕЯ, КОЗА, ЗАЯЦ.
СЛОН, ЛИСА, НОСОРОГ, СОБАКА, СТРАУС, СОВА.
(Нужно сказать местоположение звуков в слове.)
7. Звуковой анализ слов.
– Ребята, сколько звуков в слове ЗУБР? Назовите звуки и выполните звуковой анализ. (Работа в тетради.)
(Со словом СЛОН аналогичное задание.)
8. Падежное управление, согласование существительных с числительными.
– Ребята, в клетках находятся несколько животных. Давайте их посчитаем.
Слон, собака, сова, страус, носорог, коза, змея, бизон.
1….3….5
9. Физкультминутка.
У лисицы острый нос?
Острый нос.
У нее пушистый хвост?
Пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
10.Дифференциация в словах.
Работа по карточкам (в тетради).
Вставьте в слова пропущенные буквы З и С.
_ обака
_ лон
ко_уля
га _ он
_ трау _
_урок
_ мея
11. Слоговой синтез.
Составьте слова из слогов.
Фа-зан, со-ва, бар-сук, ос-лик (написаны на доске).
12. Развитие мышления, языкового анализа.
Игра “4 лишний”.
горностай, зубр, соболь, барсук; коза, сорока, бизон, змея.
(Составление предложений с выделенными словами.)
13. Домашнее задание. Выучить стихотворение “Зоопарк”.
III. Итог занятия. Рефлексия.
Понравилась ли вам экскурсия в зоопарк?
Вспомните животных, в названии которых [з].
Вспомните животных, в названии которых [с].
Названия каких животных вы сегодня услышали впервые?
С какими заданиями вам было легко справиться, а какие вызывали трудности?
3