СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка учителя-логопеда к развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрен вопрос подготовки учителя-логопеда к развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.    

Просмотр содержимого документа
«Подготовка учителя-логопеда к развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА К РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ



Баранова Галина Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


Аннотация. В статье рассмотрен вопрос подготовки учителя-логопеда к развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: коммуникативные умения, общее недоразвитие речи, паралингвистика, проксемика, визуальное общение, формы общения ребенка со взрослым: ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное, формы общения со свертниками: эмоционально-практическое, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное.


Человеческое общество немыслимо вне общения. Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях конструктивно-коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения - это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что формирование коммуникативной деятельности необходимо начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики.

Принципиальный подход к решению данной проблемы предоставлен в трудах Л.С. Выготского [1, С.357], который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач общеобразовательных учреждений, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависят от уровня коммуникативных умений субъектов общения.

Следует отметить, что различные аспекты проблемы общения и развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста раскрыты в содержании психолого - педагогических исследований, в которых обосновываются сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. Это работы: М.И.Лисиной, Я.Л.Коломинского, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Г. Антоновой, Ж.В.Антиповой, Ю.В Касаткиной, Р.В. Овчаровой и др. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, A.B. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, Е.О.Смирнова, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Г. Антонова рассматривают общение, как коммуникативную деятельность. Раскрывая значение сформированности коммуникативных умений (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Е.А. Архипова, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко) отмечают, что отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является важнейшим направлением социально-личностного развития ребенка.

Нужно подчеркнуть, что общим для речевых расстройств любой этиологии является затруднение коммуникативных функций человека (С.Миллер, В.Уотсон, 1992; Д.И.Тара­сов, Ю.С.Василенко, Б. Монделерс, 1996). К настоящему времени разработаны методические рекомендации по формированию коммуникативных умений у детей с речевыми нарушениями (Ю.Ф. Гаркуша, Н.С. Жукова, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). В современных исследованиях проблема изучения особенностей коммуникативных умений у детей с речевой патологией решается с психолингвистических позиций (Ж.В.Антипова, В.А.Гончарова, Е.В.Назарова, Н.В.Серебрякова, Т.В.Туманова и др.).

Анализ программ обучения детей с ОНР (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) показал, что одной из основных задач коррекционного воздействия является развитие коммуникативных умений детей через усвоение лексических средств языка. Это применение в процессе общения: антонимов; синонимов; употребление слов с эмоционально-оценочным значением; развитие у детей способности выразить словом тонкие и сложные чувства, понять другого, показать свое отношение к происходящему и т.д.

Отметим, что мы рассматриваем проблему изучения особенностей развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Это определяется тем, что в этот период дети проявляют более высокую потребность в общении. Кроме того, к этому возрасту дети приобретают способность произвольно управлять своим поведением (A.B. Запорожец, М.Г. Маркина, Т.В. Пуртова), в стадии становления находятся все компоненты коммуникативной деятельности (М.И.Лисина), поэтому учителю-логопеду особенно важно в этот период знать специфику развития коммуникативных умений детей.

Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений дошкольников остаются пока мало разработанными. Недостаточно раскрыты: содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в воспитании личности ребенка с ОНР, как субъекта коммуникативной деятельности и неразработанностью методического инструментария по выявлению особенностей и формированию данных умений.

Поэтому в процессе повышения квалификации учителей-логопедов проблеме развития коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи уделяется особое внимание. В содержание лекционных и практических занятий включены материалы по изучению основных направлений и подходов в исследованиях по выявлению особенностей развития коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Раскрывается сущность коммуникативной функции речи, содержание коммуникативных умений, классификации коммуникативных умений. Рассматриваются психологические особенности развития коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Остановимся на перечисленных выше вопросах подробнее.

В содержании лекционного и практического материала отмечается, что общение «сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их воздействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга» [2, С.42]. Взаимодействие определяется как процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность.

В процессе общения можно условно выделить три стороны: комму-никативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).

Понимание общения как производство общего, объединяющего людей в процессе их взаимодействия и совместной деятельности, предполагает, что этим общим прежде всего является речь как средство общения. Речь обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Невербальные средства общения. Используются различные неречевые знаковые системы. Однако невербальная коммуникация требует более детального деления на различные формы. Выделяют 4 такие формы: кинесика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение.

Вербальная коммуникация. Речь – это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями.

В словаре иностранных слов коммуникация (communicatio) определяется как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании»[3,С.78]. В Большом энциклопедическом словаре «…коммуникация трактуется как общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия» [7,С.342].

Коммуникативные умения и общение как таковое - многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте потребность в общении со сверстниками становится одной из главных и имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающихся от общения со взрослыми: большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон; эмоциональная насыщенность коммуникативных действий; нестандартность и нерегламентированность контактов детей.

В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга следующие формы общения ребенка со взрослым: ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное и три формы общения со свертниками: эмоционально-практическое, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное.

Основные коммуникативные умения, характерные для детей старшего дошкольного возраста:

- Умение слушать - одно из опорных коммуникативных умений дошкольников, которое включает в свою структуру как речевые умения (восприятие и интерпретация информации), так и умения межличностного общения (не перебивать собеседника; активно реагировать на его информацию по смыслу; дружелюбно относится к недостаткам речи; не проявлять агрессии и др.).

- Умение вербализировать свои мысли – предполагает наблюдение за ясностью и логичностью высказываний, обдумывание формы изложения своих мыслей, умение говорить всегда вежливо и дружелюбно, всегда учитывать мнение собеседника, стараться говорить кратко, но выразительно и следить за впечатлением, которое производят слова на собеседника и т.д.

- Умение ввести себя в конфликтной ситуации предполагает знание и понимание психологических особенностей конфликтующей личности, тактичность, уравновешенность и владение техникой конструктивного поведения в конфликтной ситуации.

На основании анализа классификаций речевых расстройств: психолого-педагоги­ческой (М.Е.Хватцев, Ф.А.Pay, О.В.Правдина, С.С.Ляпидев­ский, Б.В. Гриншпун) и клинико-педагогической (Р.Е. Левина); научных работ Т.Б. Филичевой, в которых дано описание особой категории детей с проявлениями системной несформированности всех языковых структур (фонетики, грамматики, лексики) и обозначенной термином «общее недоразвитие речи» составлена характеристика речевого нарушения – общее недоразвитие речи детей, в частности ОНР (III уровень речевого развития). Под «общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи» [5, С.513]. Опираясь на исследования Р.Е.Левиной, Т.Б. Филичевой, мы рассмотрели вопрос о периодизации ОНР. Особое внимание было обращено на характеристику речевого нарушения - ОНР 3 уровня в аспекте изучения особенностей развития коммуникативных умений детей.

Нужно отметить, что для дошкольников, имеющих ОНР (III уровень речевого развития), характерна в основном развернутая фразовая речь с использованием простых и некоторых распространенных, а также сложных предложений. В отдельных случаях отмечаются лексико-грамматические и фонетико-фонематические элементы недоразвития речи. Активная речь может служить средством общения лишь в особых случаях, требующих постоянного побуждения в виде вопросов, подсказок, поощрительных высказываний. Дети редко являются инициаторами общения. Мало разговаривают со сверстниками, не сопровождают игровые ситуации развернутыми речевыми конструкциями. Все это обусловливает недостаточную коммуникативную направленность их речи. В речи детей наблюдаются коммуникативные неточности, проявляющиеся в неумении добиваться взаимопонимания, строить свое поведение согласно социальным нормам, требованиям и ожиданиям соответствующего поведения, оказывать влияние на окружающих, убеждать и располагать к себе.

На практических занятиях знакомим учителей-логопедов с комплексом диагностических методик по выявлению особенностей развития коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР 3 уровня. Это: «Методика «Отражение чувств» по выявлению умений детей понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых (О.В. Дыбиной); «Методика «Зеркало настроений» по выявлению умений детей понять настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению (О.В. Дыбиной); «Методика «Интервью» по выявлению умений вести простой диалог со взрослыми и сверстниками (С.Е. Анфисовой); «Методика «Необитаемый остров» по выявлению умений ребенка выслушать собеседника; отстаивать свое мнение в процессе беседы (А.Ю. Кузиной); «Методика «Помощники» по выявлению умений детей взаимодействовать со сверстниками (А.Ю. Кузиной); «Методика «Не поделили игрушку» по выявлению умений детей вести себя в конфликтных ситуациях» (И.В.Груздовой); «Методика определения формы общения ребенка со сверстниками и взрослыми» (М.И.Лисиной). В процессе проведения данных методик возможно наблюдение за особенностями развития коммуникативных умений детей, которое подвергалось анализу по следующим  параметрам:

- содержание общения; использование в процессе общения неречевых и речевых средств;

- умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем;

- умение получать необходимую информацию в общении;

- умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

- умение вести простой диалог со сверстниками и взрослым;

- умение спокойно отстаивать свое мнение;

- умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.);

- умение уважительно относиться к окружающим людям; умение принимать и оказывать помощь; умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

По каждому параметру выделяются уровни развития коммуникативных умений дошкольников: высокий, средний, низкий. Кроме этого обоснование каждого уровня сопровождается количественной оценкой в баллах. Основой количественной и качественной характеристики особенностей развития коммуникативных умений дошкольников явились данные исследований следующих авторов: М.И. Лисиной [4], (О.В.Дыбиной, С.Е.Анфисовой, А.Ю.Кузиной, И.В. Груздовой [6]).

Опираясь на научные работы данных авторов, количественные пока-затели развития коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР 3 уровня можно представить следующим образом: высокий уровень: от 24 до 30 баллов; средний уровень: от 16 до 23 баллов; низкий уровень: от 10 до 15 баллов.

Качественные показатели особенностей развития коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР (III уровень) и нормальным речевым развитием можно представить следующим образом:

Высокий уровень (24-30 баллов): Дети принимают на себя функции организаторов взаимодействия; предлагают тему, распределяют работу, роли и т.п., проявляют умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения, уступить, убедить, стремление к получению информации в процессе взаимодействия.

Легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, способны заинтересовать перспективами участия в игре, труде; проявляют отзывчивость, оказывают действенную взаимопомощь и способны обратиться и принять помощь взрослого и других детей.

Активно взаимодействуют с членами группы, решающими общую задачу; способны спокойно отстаивать свою точку зрения, при этом проявляют уважительное отношение к окружающим людям, их интересам. В конфликтных ситуациях стараются найти справедливое разрешение либо обращаются к взрослому.

Средний уровень (10-15 баллов): Дети легко контактируют со сверстниками, стремятся к общению, но главным образом с детьми своего пола, т.е. межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение со взрослым опосредуется совместной деятельностью, отмечаются трудности при вступлении в контакт с незнакомыми взрослыми.

Активность в общении недостаточная, но положительно направленная (дети принимают предложение инициатора, соглашаясь, могут и возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением).

Знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать (не всегда учитывают интересы собеседников), замечают затруднения сверстников, но не всегда способны к оказанию необходимой помощи; помощь принимают, но самостоятельно не обращаются.

В конфликтных ситуациях инициативы по их разрешению не проявляют: идут на уступки, не отстаивая совей точки зрения, свои устремления подчиняют интересам других людей.

Низкий уровень (6-9 баллов): Дети не вступают в общение, не проявляют тенденции к контактам, действуют индивидуально. Не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своего мнения. Не считаются с интересами, желаниями сверстников, настаивают на своем. Не способны высказать свою точку зрения, в результате провоцируют конфликт. Не знают нормы организованного взаимодействия или не соотносят необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляют равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказываются.

Анализ речевых средств показал, что в процессе общения со сверстниками, взрослыми дошкольники используют следующие типы высказываний коммуникативного характера. Это: вопросы, которые носят ярко выраженную познавательную направленность, побуждения (просьбы, предложения и пр.).

Следует отметить, что в содержание лекционных и практических занятий были включен учебный материал по развитию у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений. Данный материал может быть представлен в виде комплекса заданий, упражнений, способствующих развитию коммуникативных умений:

- умения ориентироваться в ситуации общения, то есть осознавать: о чем будет высказывание, кому оно адресуется, при каких обстоятельствах, зачем создается (чтобы поделиться чем-то, выразить свои чувства, сообщить, объяснить что-то, воздействовать на собеседника);

- умения планировать содержание высказывания: осознавать его тему и основную мысль; намечать ход развития мысли, возможные микротемы, их последовательность, примерное содержание каждой части будущего текста;

- умение реализовать намеченный план, то есть раскрывать тему и развивать основную мысль, формулируя каждую мысль. При этом соблюдать нормы литературного языка; выбирать средства (слова, формы слов, типы конструкций, интонацию и т. д.) с учетом задачи речи, адресата, условий общения, основной мысли и содержания данной части текста; обеспечивать развитие мысли от предложения к предложению и связь отдельных предложений и частей текста между собой; руководствоваться нормами речевого поведения;

- умение контролировать соответствие высказывания замыслу, ситуации общения, то есть оценивать содержание с точки зрения темы, задачи речи, основной мысли, последовательности изложения; используемые средства языка – с точки зрения задачи речи, основной мысли, требований культуры речи; эстетическую сторону речевого поведения; если позволяют условия, вносить исправления в своё высказывание [3, С. 234-235].

Для восприятия высказывания (чтения и слушания) необходимы следующие умения:

- умение осознавать свою коммуникативную задачу;

- умение по началу, а также по другим внешним признакам (например, по взгляду, по мимике говорящего) предполагать общий характер сообщения,

его тему, цель, дальнейшее продолжение;

- умение понимать значение слов, смысловую нагрузку форм слов, конструкций, интонации; выделять элементы высказывания: отдельные факты, сведения; разграничивать основную информацию и вспомогательную, известную и новую для себя, особо важную и т. п.; понимать ход развития мысли автора, его основную мысль, задачу речи; в ходе общения соблюдать нормы поведения [3, С. 235].

Таким образом, подготовка учителя-логопеда в процессе повышения квалификации к развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи требует продуманной организации и специальной методики. Содержание лекционных и практических занятий предполагает включение материалов по изучению основных направлений и подходов в исследованиях по выявлению особенностей развития коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Раскрывается сущность коммуникативной функции речи, содержание и классификации коммуникативных умений. Рассматриваются психологические особенности развития коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Учителя-логопеды знакомятся с диагностическими методиками по выявлению особенностей развития коммуникативных умений у дошкольников, а также заданиями, упражнениями по развитию коммуникативных умений детей.


Литература

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – Т.2. – М.: Педагогика, 1982. – С.357.

2. Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988.- С.42.

3. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 1996. – С.78, 234-235.

4. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка /под ред. А.Г.Рузской. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 384 с.

5. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – С.513.

6. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников /под ред. О.В. Дыбиной. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 64 с.

7. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. – М.: Большая Рос. энцикл., 2000. – С.342.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!