СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка учащихся к выполнению заданий КИМов ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для педагогов, работающих в старших классах и представляет собой методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка учащихся к выполнению заданий КИМов ЕГЭ по русскому языку»

Работа по подготовке учащихся к выполнению заданий КИМ ЕГЭ


Русский язык – это предмет, который должны знать обязательно все. И это обязывает нас, учителей русского языка и литературы, искать свои пути, свои методики, свои секреты, которые помогут подготовить учеников к трудному экзамену, повысить качество компетенций обучающихся в области языкознания.

Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего – это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с тестами и текстом

В структуре и содержании КИМ ЕГЭ по русскому языку сохраняются изменения, произошедшие в 2019 году:

• увеличение количества заданий с 26 до 27 за счёт введения нового задания (№ 21);

• изменение формата заданий 2, 9 – 12;

• расширение диапазона проверяемых орфографических и пунктуационных умений;

• уточнение формулировки задания 27 с развёрнутым ответом и критериев оценивания этого задания.

Изменения 2020 года касаются уточнения отдельных позиций критериев оценивания задания 27. Структура КИМ экзаменационного материала

• задания 1 - 3 – работа с языковым материалом, предъявленном в микротексте;

• задания 4 - 8 – работа с отобранным языковым материалом, предъявленном в виде отдельных заданий на проверку владения основными нормами (орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими) русского литературного языка;

• задания 9 - 15 – работа с отобранным языковым материалом, предъявленном в виде отдельных заданий на проверку владения орфографическими нормами;

• задания 16 - 21 – работа с отобранным языковым материалом, предъявленном в виде отдельных заданий и текста (задание 21);

• задания 22 - 26 – работа с языковым материалом, предъявленном в тексте;

• задание 27 – работа над письменным монологическим высказыванием.

Максимальное количество первичных баллов за всю работу – 58. Задания 1-7, 9- 15, 17-25 оцениваются каждое 1 баллом.

За правильное выполнение задания 8 экзаменуемый получает 5 баллов, задания 16 – 2 балла, задания 26 – 4 балла (в этих заданиях оценивается каждый правильный ответ). Порядок записанных цифр имеет значение только в заданиях 8 и 26.

Общее время выполнения работы – 210 мин

Предваряя комментарий заданий, сделаем два замечания:

• одно из самых востребованных умений в работе с любой информацией контролируется на ГИА априори: чтобы правильно выполнить задание, нужно внимательно его прочитать и учесть все заданные требования, условия;

• в 10-11 классах подготовка большой части заданий методически может осуществляться комплексно, что позволит в определённой степени избежать формализации и «натаскивания». Задания 1-3, нацеленные на структурно-смысловой


Задания 1-3, нацеленные на структурно-смысловой и лексический (на примере одного слова) анализ микротекста, целесообразнее выполнять в комплексе.

Для выявления в тексте главной информации востребованными оказываются умения определять тему и основную мысль, опираться на выделение слов (ключевых), которые несут важную информацию.

При выполнении задания 2 нужно обязательно учесть требование задания 2: подобрать и записать слово в соответствии с заданными морфологическими характеристиками. Спектр слов, использующихся для связи, не ограничен одной частью речи; это могут быть подчинительные и сочинительные союзы, частицы, вводные слова и словосочетания, наречия. Задание 2 требует умения классифицировать части речи, знать их категориальные признаки (например, разряды местоимений, группы союзов по значению).

Определению значения многозначного слова, употреблённого в контексте (задание 3), помогает анализ примеров, приводимых в словарной статье, и соотнесение примера с употреблением слова в указанном предложении.

Задания 4-8 нацелены на проверку норм – орфоэпических, лексических, грамматических – владения русским литературным языком. Орфоэпический словник и словарик паронимов, входящие в пакет КИМ (ФИПИ, демонстрационная версия), помогают акцентировать внимание именно на том материале, который может быть включён в экзамен.

Владение лексическими нормами, проверяемое в задании 6, требует от учащихся выполнения условий задания: либо исключить лишнее слово (словесная избыточность, плеоназм, тавтология), либо заменить неверно употреблённое слово (чаще всего лексическая несочетаемость). После констатации характера действия (исключение или замена) учащийся уже целенаправленно должен проанализировать употребление слов в заданном предложении.

Задание 7 проверяет владение морфологическими нормами, задание 8 – синтаксическими, то есть проверке подлежит грамматический строй речи. Говоря о комплексном характере подготовки к экзамену, нельзя не заметить, что выполнение заданий на нормы языка и речи должно способствовать предупреждению собственных ошибок, формировать внимательное отношение к слову и его употреблению в своём письменном связном тексте в части 2. Поэтому специальная работа на нахождение ошибок в тексте сочинений при само-, взаимопроверке будет более плодотворной для учащихся.

В заданиях 9-15 языковой материал, предлагаемый для орфографического анализа, расширен и содержательно, и по способу предъявления: для орфографического анализа даётся пять рядов слов, а количество верных ответов в каждом из заданий может варьироваться от 2 до 4. Изменения, связанные с расширением привлекаемого языкового материала в заданиях 9-12 по орфографии, потребуют более серьёзного внимания к обобщению изученного ранее и большего внимания учащихся при выполнении заданий, так как количество правильных ответов неизвестно. При непосредственной подготовке к ГИА в 10-11 классах эта работа, как правило, включается в разделы повторения, обобщения и систематизации изученного и осуществляется в блоковой подаче материала. При необходимости более детального повторения изученного материала выделяются следующие блоки:

• правописание безударных (проверяемых, непроверяемых, чередующихся) гласных в корне слова (задание 9);

• правописание гласных и согласных в приставках, включая орфограммы «правописание разделительных Ь и Ъ знаков» и «переход И в Ы после приставок на согласный, если корень начинается с И» (задание 10);

• правописание суффиксов разных частей речи, кроме Н и НН в суффиксах; в задание включено правописание О-Ё после шипящих в суффиксах разных частей речи (задание 11);

• правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (задание 12);

• слитное и раздельное написание НЕ (задание 13);

• слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи (задание 14);

• правописание Н и НН в различных частях речи (задание 15)

Организуя блоковое повторение, обязательно учитываем те ситуации, которые могут провоцировать ошибки: редко встречающиеся слова, омонимичные корни, исключения из общего правила и т.п. Например, в предлагаемом учителем языковом материале для повторения правописания проверяемых / непроверяемых / чередующихся гласных в корне слова для сопоставления следует давать такие примеры, как р…скрытый, произр…стать, упр…стить или обм…рять, зам…рать, м…ротворец; для повторения правописания приставок – сверх…нтересный, пред…юльский, вз…мать, под..ячий, ад..ютант, чере..чур, ..бежать. В проверку правописания суффиксов разных частей речи (кроме Н и НН) в экзаменационный материал включается большое количество слов, которые в практике школьного обучения представлены либо как исключения из правил, либо знакомство с ними происходит практически, через выполнение упражнений. Это такие слова, как нищета, нищенство, кружево, топливо, месиво; милостивый, юродивый, дощатый; застревать, затмевать, продлевать и др. Глагольные орфограммы (правописание личных окончаний глаголов, суффиксов причастий и гласных перед суффиксами) вызывают затруднения, если учащиеся сталкиваются со словами-исключениями (стелить), глаголами на –ЯТЬ (лелеять, веять), рядом глаголов, подобных клеить, разноспрягаемыми глаголами, среди которых в КИМ могут быть и брезжит, брезжут; глаголами с приставкой ВЫ-, которая притягивает ударение, вследствие чего определять спряжение такого глагола часто не нужно (выспишься).

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи, как правило, в 10 классе требует обобщения и систематизации знаний, углубления материала за счёт включения в практику орфографического анализа таких примеров, как не жаль, не готов; невидимые с поверхности Земли и не видимые мной.

В выборе Н и НН самыми трудными для учащихся, как показывает практика, являются омонимичные причастия и отглагольные прилагательные, разграничение которых в школьной практике происходит по формальному признаку: наличие / отсутствие приставки и зависимых слов, вид глагола, от которого образовано слово, наличие в суффиксе -ОВА-. Не менее сложным является для учащихся разграничение и, соответственно, выбор Н или НН в написании кратких прилагательных и причастий, наречий (девочка взволнованна, море взволновано, говорил взволнованно). Эти орфограммы, как и выбор слитного / раздельного / дефисного написания слов требуют, кроме знания правил и способов действия, ещё и понятийных представлений о конкретных частях речи, в частности понимания такого морфологического признака, как грамматическое значение слова. Изучение системного курса морфологии завершается в 7 классе, но, как показывает практика, возвращаться на понятийном уровне к категориальным свойствам слов-частей речи необходимо постоянно, иначе в 10-11 классе учащиеся могут затрудняться в определении не только разрядов части речи, но и самой частеречной принадлежности слова.

Задания 16 – 21 нацелены на проверку пунктуации:

• задание 16 – в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами;

• задание 17 – в предложениях с обособленными членами (определениями, приложениями, обстоятельствами, дополнениями);

• задание 18 – в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с другими членами предложения (вводные и вставные конструкции, обращение);

• задание 19 – в сложноподчинённом предложении;

• задание 20 – в сложном предложении с разными видами связи;

• в задании 21 проверяется умение проводить пунктуационный анализ разных по строению и значению предложений. Задания по пунктуации с учётом включённого в 2019 году задания 21 охватывают весь материал, изучаемый в разделе курса русского языка «Синтаксис и пунктуация». Проверяемые элементы содержания, разные по степени сложности, включают в себя как теоретические знания, так и практические умения. В этом смысле задание на пунктуационный анализ (№21) позволяет обобщить теорию синтаксиса и разведённые по типам и видам пунктограммы. Учитель формирует представление о синтаксисе и пунктуации, начиная с 5 класса, опираясь на системообразующие компоненты в изучении – коммуникативную природу синтаксиса, связи с другими разделами курса русского языка, понятийные основы синтаксических единиц и др. В ряду наиболее важных умений, формируемых также с 5 класса, находится умение выделять грамматическую основу и видеть / определять смысловые связи слов в предложении. Эти умения постепенно усложняются введением понятий осложнения предложений, обособления членов предложения, смысловых и структурных связей частей в составе сложного предложения и др.. При обобщении сведений о синтаксисе и пунктуации в 10-11 классах можно вместе с учащимися составлять схемы / таблицы / кластеры синтаксического разбора предложения, позволяющие представить весь теоретический материал, и на этой базе уже целенаправленно повторить то, что входит в КИМ и требует отдельного внимания.

В задании 21 синтаксический и пунктуационный анализ выявляет в первую очередь «прозрачные» знаки препинания:

запятая в простом и сложном предложениях

• между однородными членами предложения;

• для выделения обособленных членов предложения;

• для выделения обращений;

• для выделения вводных слов (сочетаний слов и вводных предложений);

• после прямой речи перед словами автора;

• между простыми предложениями в составе сложного;

тире в простом и сложном предложениях

• между подлежащим и сказуемым при пропуске связки;

• после однородных членов предложения перед обобщающими словами;

• после однородных членов, перед которыми стоит обобщающее слово, если они находятся в середине предложения;

• с обеих сторон обособленного приложения или перед ним;

• в бессоюзном сложном предложении при противопоставлении, а также если первое предложение обозначает время, условие того, о чём говорится во втором предложении, или второе обозначает следствие того, о чём говорится в первом предложении;

• перед словами автора после прямой речи;

двоеточие в простом и сложном предложениях

• после обобщающих слов перед однородными членами;

• в бессоюзном сложном предложении, если второе предложение выражает причину, пояснение, дополнение;

• после слов автора перед прямой речью.

Задания 22-26, как и задание 27 (написание сочинения), выполняются на материале одного текста, который перед выполнением заданий (и достаточном количестве времени на самом экзамене) следует сначала внимательно прочитать и получить первичное представление о тексте. Задания же по тексту, кроме функции проверки, являются при умелом использовании тем сопутствующим материалом, который помогает понять информацию в целом и отдельные её детали. Поэтому подготовка к выполнению этих заданий должна ещё и включать в себя вопросы о том, как можно использовать заложенную в заданиях информацию (например, фамилию автора с краткими сведениями о нём, вопросы по содержанию, типологическую характеристику фрагментов текста и др.).

Задания по тексту охватывают вопросы на выявление / определение

• смыслового и композиционного единства текста (задание 22);

• функционально-смыслового типа речи (задание 23);

• лексических средств (задание 24);

• средств связи предложений в тексте (задание 25);

• языковых средств выразительности (задание 26).

Остановимся на общих вопросах, которые следует учесть при подготовке задания, чтобы предупредить ошибки, в том числе из-за невнимательности. Следует обратить внимание учащихся в первую очередь на необходимость самоконтроля при чтении заданий:

• в смысловом анализе текста, например, следует обращать внимание на формулировку, верные или ошибочные утверждения следует отметить (задание 22);

• в распознавания типов речи (задание 23) обратить внимание на схожесть формулировок задания: «В предложениях … содержится (дано / представлено) описание» и «В предложениях … содержатся элементы описания» и т.п.

В первом случае мы ищем и определяем один тип речи, во втором ‒ понимаем, что ведущим типом речи будет другой, а элементы являются своего рода вкраплениями в него.

Задание 24 в соответствии с Кодификатором элементов содержания может включать в себя выявление разных лексических единиц: с точки зрения значения (однозначные и многозначные слова, с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы), происхождения (исконно русская и заимствованная лексика), частотности употребления (общеупотребительная и ограниченная в употреблении лексика: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), времени появления в языке (неологизмы и историзмы, архаизмы), стилистической окраски (нейтральная и книжная, разговорная, просторечная лексика). Особого внимания всегда требует такая единица лексики, как фразеологизмы, к которым относятся и сочетания слов типа всё равно, в двух шагах, до сих пор, изо дня в день, на каждом шагу и т.п.

Задание 25, о котором мы упоминали в связи с заданием 2, направлено на выявление средств связи (лексических, морфологических, реже синтаксических) в указанном фрагменте текста. Сложность его для учащихся очевидна: среди средств связи указываются разные части речи и их разряды. Часто именно указание на конкретное значение союза или местоимения влечёт за собой ошибку. Кроме того, учащиеся нередко путают средства связи между предложениями в тексте и в самом отдельно взятом предложении. Необходимым условием выполнения задания оказывается повторение разрядов местоимений, союзов, частиц, как и практическое (на анализе текстов) повторение других средств связи: лексических (повторы слов, однокоренные слова, синонимы и антонимы, в том числе контекстные), морфологических (местоимения, наречия, союзы, частицы), синтаксических (вводные слова, синтаксический параллелизм, парцелляция).

При подготовке к экзамену на уроках следует чаще давать учащимся задания на составление предложений с заданным характером связи (они к тому же выводят и на пунктуационные нормы), микротекстов из 2- 3 предложений, в которых мысль развивается по определённой схеме. Например:

Придумайте второе предложение, которое указывает на причину / следствие того, о чём сообщается в 1-ом. На финальный тур состязаний в многоборье мы так и не попали. …………..

• Закончите бессоюзное сложное предложение, поставьте необходимые знаки препинания. Водитель нажал на тормоза ___ (неожиданный результат).

• Докажите справедливость суждения другим суждением. Талант человека может так и не раскрыться…(потому что, так как)… / из-за, по причине.

Задание 26 проверяет знание изобразительно-выразительных ресурсов русского языка и сводится к выявлению четырёх из приведённого в задании списка языковых средств, которые в соответствии со своей ролью должны быть употреблены на месте пропусков в рецензии к тексту. Не останавливаясь на характеристике всех средств (этот материал есть в учебниках и многих пособиях по подготовке к ЕГЭ), обратим внимание на ряд подсказок, которые даёт фрагмент рецензии. В рецензии часто указывается характер языкового средства – лексические (тропы) и синтаксические (фигуры речи) средства. Лексические средства в задании соотносятся с тропами (метафоры, эпитеты, олицетворения, гиперболы, литоты, сравнения, перифразы) и синонимами, антонимами, фразеологизмами, диалектизмами, словами разной стилистической окраски, которые не являются тропами, но используются как изобразительно-выразительные средства. Синтаксические средства соотносятся с однородными членами и их рядами, инверсией, парцелляцией, градацией, анафорой, синтаксическим параллелизмом, предложениями восклицательными, вопросительными, риторическими обращениями и вопросами, вопросно-ответной формой изложения, цитированием.

Указание на лексические средства в рецензии осуществляется по-разному: если даётся в качестве примера словосочетание с выделенным словом, то это, скорее всего, эпитет («пламенный взгляд»);

примеры слов разных стилей или фразеологизмов приводятся в скобках («шляется», «возгордился», «притча во языцех»).

Номера предложений с синтаксическими средствами записываются либо через запятую (однородные, обособленные члены предложения),

либо через тире (парцелляция, синтаксический параллелизм). Причём во втором случае это рядом стоящие предложения – именно таким образом и создаётся эффект выразительности. Но даже при условии знания средств выразительности или умения делать выводы на основании рецензии следует напоминать учащимся, что обращение к тексту является необходимым условием, гарантирующим правильное выполнение задания.

В задании 27 (часть 2) в 2019 году произошли существенные изменения, которые отражены в формулировке задания и, соответственно, в критериях оценивания этого задания. Выделим в формулировке задания вместе с учащимися те требования, которым должен удовлетворять их развёрнутый ответ, опираясь на глагольный ряд (распространение глаголов учащимися в этом случае проконтролируем): «Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. »

Анализируя первые 4 критерия, о которых учащиеся должны иметь полное представление, выделим вместе с ними необходимые элементы, оценивающиеся при проверке в обязательном порядке:

• формулируем и комментируем действительно поднятую автором проблему;

• комментируем сформулированную проблему, опираясь на исходный текст, то есть включаем в комментарий 1) два примера-иллюстрации,

2) пояснение значения каждого из них,

3) указание смысловой связи между примерами-иллюстрациями – в сумме 5 компонентов; • выражаем обоснованное согласие / несогласие с позицией автора по прокомментированной проблеме. Выделение этих позиций никак не связано с количеством частей (абзацев) работы: композиция сочинения зависит от замысла и его реализации в той модели, которая наиболее адекватна развитию мысли автора сочинения, содержательному наполнению и речевому своеобразию работы.

. Форма вопроса является наиболее удачным способом формулировки, так как позволяет более убедительно проверить правильность выдвинутой проблемы позицией автора. Если проблема – это вопрос, то позиция автора – это ответ на данный вопрос, тогда как формулировка проблемы с помощью родительного падежа существительного (проблема долга, совести и т.п.), не являясь ошибочной по форме, имеет более общий характер и не всегда отражает понимание текста, а формулировка с помощью цитирования часто приводит к ошибке: подмене проблемы позицией автора;

по критерию К2 • следует добиться понимания учащимися смысла включения в работу комментария, отражающего путь автора от волнующей его проблемы к той точке зрения (позиции), которая так или иначе заявлена в тексте; • следует учить видеть «опору на текст» в том, насколько целесообразно по содержанию выбираются и приводятся в сочинении примеры-иллюстрации, то есть та информация текста, которая важна для понимания проблемы (факты, отдельные аспекты проблемы, какие-либо этапы развития действия, отдельные эпизоды, диалоги / монологи, портретные характеристики; мотивы или последствия поступков героев; обращение автора к другим источникам информации; детали пейзажа, интерьера, описания; подтекст и др.); • учить осмысленному пояснению подобранных примеров как необходимому компоненту комментария: объяснение, зачем автор о том или ином факте пишет, с какой целью использует информацию, отражает уровень анализа текста;

• учить выявлять в тексте не случайные, а важные для реализации замысла автора, связанные друг с другом, логически обоснованные примеры, связь между которыми можно обосновать словесно (автор сопоставляет / противопоставляет / приводит доказательства и т.п.);

• практически (на примерах анализа текстов) раскрыть разнообразие видов смысловых связей между отдельными аспектами проблематики (дополнение и пояснение, сравнение, сопоставление и противопоставление, причинно-следственные связи, связь на уровнях «частное – общее» и др.);

• показать практически разные приёмы указания на смысловую связь в начале комментария (Размышляя над проблемой, автор сопоставляет поведение героя до и после события) или в конце (И обращение к личному опыту, и авторитетное свидетельство учёных, дополняя друг друга, позволяют автору убедительно отстоять свою точку зрения), а также при переходе от одного примера к другому (Чтобы убедить в правильности такого мнения, автор противопоставляет ему абсолютно непродуманное и нелогичное мнение оппонента);

• следует избегать формализма как в обучении, так и в проверке работ, так как именно на комментирование текста как основу его анализа перенесён акцент в требованиях к сочинению, и от нас зависит, будет ли комментарий органичной частью сочинения ученика или, как в своё время аргументы, будет формальным, нецелесообразным и неубедительным;

по критерию К3 • следует научить учащихся выдерживать логику: сформулированная проблема – комментарий сформулированной проблемы – позиция автора по сформулированной и прокомментированной проблеме;

по критерию К4 • обращать внимание учащихся на обоснованное согласие / несогласие с позицией автора, которое при необязательной аргументации в её прежнем понимании всё-таки в работе должно быть – как суждение, пример, размышление и т.п., логически подтверждающие заявленное согласие / несогласие. Обращаем внимание на то, что более полное комментирование новых тогда критериев оценивания сделано в методических рекомендациях 2019 года.

Критериальное оценивание работы в соответствии с требованиями речевого оформления, соблюдением норм языка и речи, а также этических норм и фактологической точности (К5-К12) в течение последних лет не изменялось,



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!