Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку.
В настоящее время педагоги накопили определённый опыт подготовки к ОГЭ. У каждого учителя, конечно, постепенно формируется свой стиль подготовки учеников к экзамену.
Из своего опыта могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:
развитие самоконтроля;
развитие мотивации и целеполагания;
формирование уверенности в себе и положительной самооценки.
Работа по данным направлениям должна вестись постоянно, систематически и, конечно, гораздо раньше поступления в 9 класс.
Специфика экзамена в 9 классе предполагает проверку у выпускников базовых знаний орфографии и пунктуации. При разработке системы подготовки к ОГЭ по русскому языку необходимо охватить все разделы языкознания: "Фонетику", "Орфоэпию", "Лексику", "Фразеологию", "Морфемику", "Морфологию", "Пунктуацию", "Орфографию", "Культуру речи", "Развитие речи" (подготовка к сочинению).
Но оценку выше «тройки» можно получить лишь при высоком уровне выполнения заданий с развёрнутым ответом, поэтому в своей повседневной педагогической практике на уроках русского языка (а иногда и литературы) в любом классе, наряду с заданиями, отрабатывающими навыки грамотного письма, необходимо использовать разные виды работы с текстом. Вопросы тестов всегда используется при контроле знаний учащихся практически на каждом уроке, при тематическом контроле и итоговом контроле.
Огромную помощь сейчас оказывает Интернет.
Для успешного написания сжатого изложения необходимо научить детей умению правильно слушать озвученную информацию, а это, безусловно, тесно связано с устной речью. Известно, что при слушании происходят такие основные процессы, как опознавание речевых единиц, их смысловая переработка и на этой основе – понимание речи. Происходит глобальное восприятие текста, которое предполагает, что слушающий должен определить, о чём идёт речь в тексте, какова его основная мысль. Вопросы, задаваемые классу после первого прослушивания любого текста, достаточно обычны. Мы выясняем, о чём говорилось в тексте? Что главное хотел сказать (доказать, объяснить) автор? Чему учит текст? Как можно озаглавить текст? Эти вопросы развивают именно глобальное восприятие текста.
Если ученику удалось правильно понять текст и авторскую идею, это ещё не значит, что он сможет правильно суметь его сжать и передать лишь основную информацию. Для развития навыков компрессии текста с 5 класса учу детей работать с текстами разных стилей и составлять их план, тезисы и конспект, используя кодирование и систему условных сокращений. Постепенно в 8, 9 классах, отрабатывая написание сжатого изложения, стараюсь обучить во время чтения нужным образом классифицировать получаемую информацию и записывать только самое главное.
Чтобы успешно написать сочинение, ученики должны обладать сформированными навыками изучающего чтения, которое обеспечивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват. Обучающийся должен уметь читать текст так, чтобы по ходу чтения ставить перед собой вопросы: какая мысль раскрывается в отдельной части текста, какие вопросы здесь возникают, о чём будет говориться дальше – и отвечать на них. От глубины восприятия исходного текста, от степени осознания его структуры и особенностей языка зависит характер его воспроизведения учащимися.
Для работы над сочинением на лингвистическую тему (15.1) всегда разрабатываю памятки, с информацией о средствах выразительности и их роли в художественной речи. На уроках русского языка в 5 классе дети пишут лингвистические сказки, а в 6-8 классах - сочинения на лингвистические темы. Это постепенно готовит учеников к работе с лингвистическим материалом.
Работа над сочинениями на морально-этическую тему (15.2 и 15.3) самая сложная, потому что ученики должны владеть навыками комплексного анализа текста, поэтому во время написания и анализа сочинений особое внимание уделяю интерпретации фрагмента текста, вариативности его понимания, потому что без правильно выдвигаемого тезиса работа не может быть достойно оценена.
Считаю, что целесообразно знакомить девятиклассников с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу.
Начиная отрабатывать написание второй части творческого задания, ученики пользуются памяткой, в которой чётко прописана структура сочинения-рассуждения, приведены наглядные примеры. Во время практикумов все, включая учителя, выполняют одну и ту же творческую работу. Потом мы сравниваем полученное, вместе анализируем, выставляем баллы, аргументируем свою оценку. Очень эффективен известный метод взаимопроверки. Каждый ученик выставляет баллы за изложение или сочинение, а затем работу проверяет учитель. При сравнении полученных баллов ученики на практике отрабатывают требования, предъявляемые к заданиям открытого типа с развёрнутым ответом, понимают, как нужно выполнять работу, чтобы максимально хорошо написать сжатое изложение и правильно выполнить задание, проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Постоянный мониторинг, анализ и тренинг помогают достичь хороших результатов в работе по подготовке выпускников к ОГЭ. Чтобы работа по подготовке была более эффективной и результативной, на каждого обучающегося ведётся папка с информационным и дидактическим материалом по темам, выполненными работами, работами над ошибками.